Альма-тадема, сэр Лоуренс (нидерл. Сюжеты и стиль Лоуренса Альма-Тадемы напоминают другого представителя позднего академизма— Генриха Семирадского. Лоуренс Альма Тадема прославился не только мастерством, но и дотошным отношением к описываемому историческому периоду. Теперь его полное имя выглядело — Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, – британский художник нидерландского происхождения.
Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Большая часть лета и осени 1903 была проведена Лоуренсом Альма-Тадемой в одиночестве, пока его семья проводила время на оздоровлении. Похоронили Сэра Лоуренса Альма-Тадема в лондонском соборе святого Павла, отдав ему все положенные как рыцарю почести. Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал.
Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни. Лоуренс Альма Тадема (Sir Lawrence Alma Tadema) родился 8 января 1836 года в северной части Нидерландов, в небольшой деревне Дронрейп. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения. В 1856 году Лоуренс Альма-Тадема покинул стены академии и под руководством профессора Людвика Яна де Тейе начал изучать древнюю архитектуру исторический костюм историю античных народов и древних цивилизаций.
25 июня 1912 года сэр Лоуренс Альма Тадема умер во время прохождения лечения в Висбадене. Альма-тадема Лоуренс мог доскональна, в деталях рисовать вилы, храмы, рынки, бани.
За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. Говорят, что он даже не скрывал своего намерения занять престол любой ценой. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Две другие леди выглядят немного старше. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59.
В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. 5. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52.
Художник стал чаще использовать пленэрные эффекты и изображать фактуру мрамора, эксперименты в этом направлении ознаменовали начало большой серии работ на тему античной Греции, созданной в 1870-е годы27. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей).
8. Эйрд— его постоянный заказчик55. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера).
В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. С изумительной достоверностью художник прописал одежды девушек, мраморный выступ и большого бронзового зверя, обращённого к морю и украшенного ожерельем из жёлтых цветов. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха.
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Критики видели в этом противостояние войны и мира. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55.
В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Его работы включали такое количество точных деталей, что некоторые критики обвиняли его в том, что жанровые картины более всего напоминали музейные каталоги. В 1899 был возведен в рыцарское достоинство. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими.
И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39.
Многие знакомы с работами замечательного русского художника Генриха Ипполитовича Семирадского, творчество которого было посвящено сюжетам из истории древнего Рима и античной Греции. 3). Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. 8. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. За свою работу Лоуренс получил множество почётных наград, а в 1899-м году почётное звание кавалера ордена «За заслуги». В этом же году, королева Англии вручила художнику знак рыцарского достоинства. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Главными его моделями оставались жена и дочери, характерно, что со временем он стал избегать использовать их образы для своих исторических полотен, предпочитая нанимать натурщиц или использовать античную скульптуру. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60.
За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории.
Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. После кончины Альма-Тадема вышел из моды и был забыт, только в 1960-е годы с подъёмом интереса к салонной и декоративной живописи, был оценён его вклад в развитиебританского и мирового искусства. Через три года Лоуренс стал подданным Британии.
На этом же полотне, наряду со спускающимся Агриппой, чья осанка подчёркивает его высокое положение в государстве изображены склонившиеся рабы с остриженными волосами и группа просителей на переднем плане. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Из-за хлопот с оформлением дома и навязчивогоперфекционизма, производительность труда художника снизилась ухудшилось и здоровье.
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художников викторианской эпохи. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Лоуренс Альма-Тадема, Lawrence Alma-Tadema (1836—1912)Сэр Лоуренс Альма Тадема. Сэр Лоуренс Альма Тадема родился на севере Голландии в 1836 году.
В 1862 году Альма-Тадема покинул мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. За это время было написано огромное количество полотен.
Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Он создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17.
1. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Похоронен в Соборе св. 6), что вызвало ряд протестов.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Обучение продолжается целых шесть лет. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода).
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11.
Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Проживая в Лондоне, мастер исторической живописи продолжал писать в присущем ему стиле. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы».
В Британии, когда Септимий Север (его отец) окончательно слег в постель, сраженный тяжелым недугом, Антонин стал усиленно заискивать перед солдатами. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. 4 было важным источником для работы художника.
В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Врачи отказались исполнить этот бесчеловечный приказ. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58.
СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21.
В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Его работы являются по-настоящему уникальными. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах.
Павла. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Тематика работ того времени, однако, показывала большее внимание римским реалиям, а не помпейским. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16. К концу 19 в. выступал и как художник театра, оформляя спектакли Г. Ирвинга и Г. Бирбома-Три.
Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Главным его наставником былЭгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Создавал эффектные композиции, приближающие праздничную и повседневную жизнь древних греков и римлян к салонно-светскому мировосприятию своих современников, – отсюда шутка о «викторианцах в тогах», которые, дескать, заполнили его картины (Древнегреческий военный танец, 1869, Галерея Гилдхолл, Лондон Чтение Гомера, 1885, Музей искусств, Филадельфия Любимый обычай, 1909, галерея Тейт-Бритейн, Лондон). Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя.
А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Картина Альма-Тадемы была новаторской в том отношении, что в викторианском академизме жанр ню существовал только в рамках классической традиции— допускались обнажённые изображения богинь.
В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Против брака высказался и Э. Гамбар, который опасался, что женитьба снизит продуктивность Альма-Тадемы. Фрески были посвящены историческому прошлому Фламандии. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее».
Он также ассистировал профессору Людвику Яну де Тейе, у которого слушал курсы истории и исторического костюма их сотрудничество длилось около трёх лет. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67.
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году.
Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер.
По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.