Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Экспансивная красавица «царской крови» (по материнской и отцовской линиям узы родства связывали её с Екатериной I, князем Потёмкиным, государственным деятелем графом Ю. П.
Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Благодаря этому романтическому, т. е. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Её похвалил М. -Б. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. У юноши две страсти: живопись и лошади. Очень близкий друг.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Этим определялась направленность его поисков». И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Конь обладал необычайной резвостью и «человечьим умом», чем вызвал жгучую ненависть короля, задумавшего его погубить.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Православная Церковь именует святого Георгия «Победоносцем» и чтит его как скорого помощника пребывающим в опасности. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. А посему умел не «кататься», но ездить. Это аборигенная лошадь Центральной России – годная и для пашни и для поля брани. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Итальянский период продлился недолго. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Работа хранится в Лувре, в Париже.
17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Среди исследователей нет единой точки зрения на то, представителем какого направления был художник: его считают предтечей романтизма, реалистом, опередившим своё время или одним из последователей Давида. Стоит ему только тронуться с места из ноздрей пар и пламя запышут.
Первый «Потерянный жокей» появился в 1926 году. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.
Баярд бежал от казни и с тех пор, гласит легенда, прячется в Арденнском лесу. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Мать будущего художника, Луиза Карюэль, была родом из Нормандии из семьи богатого промышленника. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. У самого Карла Великого под седлом был «конь лихой Тансандор» («Резвый»), добытый им «в бою у брода под Марсоной». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Есть на картине и ещё один друг Жерико. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Их «тёмные» лошадки выигрывали или проигрывали в зависимости от ставок. Пусть даже и за свой счет. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Холстомер – это прозвище, которое орловский рысак Мужик I, прототип главного героя, получил за размашистую рысь: «бежит, словно расстеленные для просушки домотканые холсты саженями меряет». «Жерико был очень требователен к себе, - пишет в монографии о нем В. С. Турчин, — он работал крайне напряженно. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. В этой школе верховой езде обучали профессионально. Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Природа оцепенела и дышит вселенским холодом. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Истинный гуманизм французского художника воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (Сумасшедшая, около 1821–1823, музей изящных искусств, Лион Бродяга, художественный музей, Гент и другие собрания). 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега.
Блестящий художник импрессионист Эдгар Дега (1834–1917), автор восхитительных «Голубых танцовщиц», постоянно обращался к теме скачек, коней и жокеев («Скаковые лошади», «Перед стартом»). В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Боевой конь Роланда в итальянской и испанской традициях звался Брильядором («Златоузд»). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Затем поднялся шторм. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Это деяние часто толковалось иносказательно, как победа светлых сил над злом – «древним змием».
Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Литта) обладала огромным состоянием и вела свободный образ жизни, вызывая постоянное недовольство Николая I. В ее имении «Славянка» под Петербургом собирались выдающиеся деятели литературы и искусства, а в миланской вилле часто бывали композиторы Беллини, Россини, Доницетти. Одним из самых известных посмертных чудес необычайно популярного ещё со времен раннего христианства святого является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю некоего языческого царя. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. Вот таким образом цвет не только эмоционально воздействует на чувства зрителя, но несет символическую нагрузку. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Разумеется, выставленная картина произвела фурор.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777—1810). В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния).
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Берейторы, невзирая на титулы и звания, лупили юнкеров арапником за «грубую» езду. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Всего несколько точных изящных линий и на листе возникал узнаваемый образ быстро скачущих лошадей и легко несущейся коляски («Английский променад в Ницце»). В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Ни одно животное так не похоже на приму-балерину, на звезду кордебалета, как чистокровная лошадь в ярком освещении, неспешно идущая шагом, сдерживаемая рукой седока». Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания.
Однако был у него один изъян: странная вороно-пегая масть, которую там не любили. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. В относительной безопасности была только центральная часть плота. И это было для него большое благо.
Жерико выступил также как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). 1817, Лувр, Париж). Художник-романтик хочет познать себя. Последние, в отличие от картин других сюрреалистов (например, Дали), на полотнах Магритта, почти никогда не теряют своей «предметности»: не растекаются, не превращаются в собственные тени. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Её похвалил М. -Б. Одного из погибших волной смывает в море. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. И они начали есть друг друга. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Работа хранится в Лувре, в Париже. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Своей революционностью. И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера». Со временем он превратился в великолепного знатока лошадиной психологии. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Композиция картин Пуссена обычно подчинена какой-либо геометрической схеме. Темперамент и своеволие определяли его личность. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Но при этом Жерико упорно и много работает. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Этого требовало образное решение картины. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. В скорости и выносливости он не уступал никому, кроме Баярда. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Обладая зорким и цепким взглядом, писатель с помощью всего нескольких характерных деталей создавал запоминающийся конский портрет. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Менее чем за полгода Рассвет принёс хозяину огромные деньги. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой.
Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Природа на полотне враждебна человеку.
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Через 22 года художник написал другой вариант «Потерянного жокея».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. У Юлии Павловны жили две воспитанницы – старшая Джованина и младшая Амацилия. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Он почти всегда изображается верхом на коне.
В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9.
Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Не обращая на них внимания, рыцарь и конь следуют по избранному пути, словно иллюстрируя слова 23 Псалма: «Даже если иду долиной тьмы – не устрашусь зла ибо Ты со мной». Много копирует в Лувре. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Он стал завсегдатаем кабаре ипподромов и цирков.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. У Добрыни лошадка белая, шустрая и мохнатая. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Все лошади легко узнаваемы и не похожи друг на друга.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В стремительном, по-мальчишески нетерпеливом движении он даже чуть опережает свою вдохновительницу. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Несколько человек сошли с ума. Жерико болезненно переживал критику. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Справа мальчишка, размахивающий пистолетами. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Художник оставил много портретов лошадей, в том числе портрет знаменитого орловского рысака по имени Летучий. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Сухово-Кобылин, человек большого таланта и трагической судьбы. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Тайна подмены осталась нераскрытой, а владелец Рассвета был оправдан.
Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Из почти 150 человек в живых осталось десять. Чтобы не продолжать в роду пегости, Холстомера выхолостили. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. На своих первых детских рисунках он изображал их с восемью, а то и с шестнадцатью ногами.
Путь облачённого в доспехи рыцаря на великолепном боевом коне чреват опасностями. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Девочки называли графиню мамой, но официально удочерены не были. Он был выпускником Петербургской школы гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Этим определялась направленность его поисков»13. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Но колористическая гамма сдержанна. Больше всего ему нравилось изображать движение – танцовщиц, бегущих лошадей. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Их путешествие длилось не более четырех дней. Одним из самых значительных произведений Васнецова является огромное полотно «Богатыри», на котором изображены любимцы народной фантазии – крестьянский сын Илья Муромец, который «славен не родом, а подвигом», Добрыня Никитич – «грамотой вострый, на речах разумный» и «бабий пересмешник» Алёша Попович. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Мастер энергичного рисунка имел собственный неповторимый стиль. Все четыре года, пока суд пытался выяснить, кем является Рассвет – американским или орловским рысаком, скакун находился под надзором полиции: стоял без тренировок в общественной конюшне.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В первую же ночь было убито 20 человек.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Конь с замечательной родословной родился на Хреновском конном заводе. Там картина вызвала большой интерес.
В Риме художник проводит целый год. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Валины многоножки Всю жизнь кони были любимой натурой Валентина Александровича Серова (1865– 1911). Полотно отметил и сам Давид14.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Особенно хорошо Лотреку удавались лошади: «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете», «Жокей».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. «Перед его картинами, – говорил о покоряющей силе искусства Рубенса знаменитый французский художник Эжен Делакруа, страстный поклонник гения фламандской живописи, – я ощущаю то внутреннее содрогание, тот трепет, который вызывает во мне мощная музыкаОн всегда даёт самую сердцевину, самый сок сюжета, одевая всё блеском исполнения, которого достигает как бы играя». Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. В гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол» художник-мыслитель раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Настроение самого Жерико было противоречивым. Эту картину критика и публика приняли в штыки. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Полотно отметил и сам Давид. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Их не предполагалось показывать широкой публике и этим объясняется их искренность и безыскусная простота. Конь Алёши, поповского сына – рыжий, деревенский, пока его хозяин витает в «молодецких» мечтах, тянется мордой к земле, где мягкая аппетитная трава под ногами стелется и гнется.
Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Сюжет картины «Танкред и Эрминия» был навеян основоположнику классицизма в живописи Никола Пуссену (1594–1665) эпической поэмой итальянского поэта Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. От конкретных вопросов о родословной коня Шишкин отделывался уклончивыми ответами. Жеребцами, кобылами, меринами, рысаками иноходцами полны также страницы романа «Жизнь Арсеньева», дневников и записок. Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. Добрыня Никитич в картине Васнецова – воплощение воинского долга, гордости и чести.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. И она действительно была для того времени революционна. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Джованина по некоторым версиям являлась племянницей второго мужа Самойловой. Мальчик с утра до вечера рисовал многоногих лошадок. Сам наездник и любитель лошадей, он особенно оценил конское состязание непременный элемент программы карнавала.
Несколько шлюпок достигли пустынного африканского берега — их пассажиры направились через пустыню на юг и были спасены через две недели караваном, который возглавлял переодетый в мавра французский офицер несколько человек погибло во время марша через пустыню. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Плот был оставлен на произвол судьбы.
На плоту начались драки за доступ к воде. Шедевр Эрмитажа – картину «Персей и Андромеда», прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась красавица Андромеда, глава фламандской школы живописи Питер-Пауль Рубенс (1577–1640) написал на сюжет известного античного мифа.
Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Картины из этой серии не были предназначены для продажи. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. По преданию, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем избавив царевну от смерти.
Последний был конём мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже. В 1900 году все главные призы подряд неожиданно стал выигрывать взявшийся «ниоткуда» красивый породный жеребец Рассвет серой (орловской) масти. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
конь, такой же мощный и упористый, как и его седок. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Александр Васильевич написал только три произведения: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина», однако они представляют собой одну из самых ярких и своеобразных страниц в истории русской драматургии. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.