За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Петра. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини.
О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо (Bernini) (1598-1680) итальянский архитектор и скульптор. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.
Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно — второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Все они вскоре были отвергнуты. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Уничтожение заняло 11 месяцев. Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Петра «Кафедре св. Петра для римского собора св.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Таковы романтические пейзажи Александро Маньяско, монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи.
С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали его дружбан другу как драгоценнейшее наследство. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». В Ватиканском дворце Бернини оформил королевскую лестницу (Scala regia), связавшую папский дворец с собором. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре.
Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. В них религиозность средневековья как бы переосмысливалась на светский лад, а подлинное величие было неотделимо от внешней помпезности. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Петра.
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане.
У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло, Верроккьо или Микеланджело. В них также воплощена концепция барокко. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало.
Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью (Людовик XIV, мрамор, Национальный музей Версаля и Трианонов). Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Однако вскоре всё испортилось.
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ). Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». В «Экстазе св.
Петра, 1657-66). Караваджо Микеланджело Меризи (1573—4610) художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни.
Он является автором множества портретов. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра.
Крупнейший представитель барокко. Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны («Положение во гроб», 1602). Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.
В большой степени благодаря церквам, построенным по его проекту, католическая столица и приобрела барочный характер (церковь Сант Андреа аль Квиринале, 1658—1678). Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированного, выдуманного ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств.
Папа принял решение уничтожить башни. Скульптурное убранство тоже минимально. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». Единственная надежно датированная работа — это изображение апостолов Андрея и Фомы, хранящаяся ныне в Лондонской национальной галерее. Слуга был заключён в тюрьму, Констанца также подверглась заключению, за прелюбодеяние.
И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.
Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. Бернини был разносторонней личностью. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Находится в римской Галерее Боргезе. Произведения Караваджо достигали иногда такой силы реалистической выразительности, что заказчики отказывались от них, не усматривая в образах должного благочестия и идеальности.
Вот таким образом в его алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и по цвету, театрализация действия, общая «живописность» скульптуры) всегда четко выражена определенная религиозная идея («Экстаз св. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся.
1598, Неаполь, – 12. 11. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). Но оно ли это, так и остается загадкой. Называется она Экстаз св.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Бернини представляет зрителю яркую картину, выполненную в блестящем белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора.
Бернини родился в 1598 году в Неаполе в семье Анжелики Галанте и скульптора-маньериста Пьетро Бернини, родом из Флоренции. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре.
Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Так где же сегодня находится чудо-Копье. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем».
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения.
Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты.
За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».
Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. И что властитель, в руки которого попадет наконечник, может обрести власть над всем человечеством. Начало и конец улиц непременно отмечены какимилибо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
Благодаря этому получал самые дорогие церковные заказы. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. По мнению Э. Панофски, этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства, чью творческую изобретательность последующие мастера не могли даже надеяться превзойти50.
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Он много сделал для театрального мира как сценический художник и инженер, разработал множество сценических механизмов и спецэффектов. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Петра, 1657-63 и церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1653-58, в Риме).
Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Годы их создания – 1619-1625.
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении.
Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов. Он создает новый канон придворной скульптуры (бюст герцога Франческо дЭсте и Людовика XIV) увлекался живописью и графикой был известен шаржами на современников, написал сорок комедий и занимался режиссурой домашних спектаклей. Надпись на постаменте упоминает Изиду, Минерву и то, что всё принадлежавшее им, ныне принадлежит Деве Марии, которой посвящена церковь рядом58.
Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов.
На другой высечено имя Урбана VIII. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Доменикино и др. ), в творчестве которых принципы академизма были канонизированы. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Они-то и вернули его в Вену. И все произошло как и было предсказано. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56.
«Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела.
Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656—1667). Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной.
Лаврентия». Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Адольф пытался спрятать Копье.
Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15.
Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Самым тесным образом с архитектурой, связана скульптура. Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком.
Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами — все это вместе с прихотливостью архитектурных объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности (Борромини, римская церковь Сант Иво, 1642—1660 здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности). Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Трещины увеличивались. С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется манера римского барокко.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы — тоньше, пространство — воздушнее («Успение Марии», 1606. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века).
Этот неподатливый материал в его руках отлично передает фактуру ткани и нежность человеческой кожи. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). В его лице совмещаются скульптор и архитектор, глава огромной мастерской, осуществляющей его проекты художник, театральный декоратор, автор и исполнитель комедий, наконец, широко образованный теоретик искусства. Выходит, это всего лишь копия.
Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Первые работы Бернини были вдохновлены классической скульптурой Древней Греции и Рима.
Петра. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм.
Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам. Другие проекты постигла та же судьба45. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).
Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Возведение фонтана на одной из центральных площадей Рима – Пьяцца Навона – первоначально было поручено его давнему недругу и сопернику Франческо Борромини. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Посередине створок три пчелы, символ папской власти.
Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Иннокентий X стал дружить с ним. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Через два месяца появились трещины. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко: монументально-декоративная живопись Гверчино с его реалистическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро ди Кортона, Луки Джордано, станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци, прекрасного колориста Доменико Фети испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем и Строцци) несколько позже, в середине века, появились блистательные по своим колористическим достоинствам, мрачноромантические композиции Сальвятора Розы.
Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Его авторитет был непререкаем.
Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Они много разговаривали. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни и Смерть с песочными часами в руках. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. В скульптуре, обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистичных эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани его произведениям присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (Аполлон и Дафна, мрамор, 1622-25, Музей и галерея Боргезе, Рим Экстаз св.
Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. История об этом умалчивает. Самое знаменитое их произведение — роспись галереи Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз» (1597—1604) — типично для барочной живописи.
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству. Борромини представил все улики против Бернини. Петра. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи.
В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини89. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Статуя установлена в нише на лестнице Скала Реджа и изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство.
Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для (1653) на Пьяцца Навона. «Давид» Бернини еще один пример этого.
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Внутри собора авторству Бернини принадлежат (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творчестве самого талантливого из братьев — Аннибале Карраччи (1560— 1609). В отличие от искусства Возрождения, земное и божественное в эпоху барокко разделяются, человек спускается с Олимпа, но кажется при этом управляемым высшими силами.
Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
С 20—30х годов в Италии начинается формирование стиля барокко, в основе которого лежала академическая система болонцев. Другие проекты постигла та же судьба. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. Но не тут-то было. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Бернини был фаворитом Ватикана, особенно папы Урбана VIII и Александра VII. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства.
«Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Все они вскоре были отвергнуты. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа — и музыки). В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк).
Узнав об этом, Бернини пришёл в ярость, преследовал брата по улицам Рима, намереваясь его убить, а также послал слугу изрезать бритвой лицо Констанце. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Бернини сильно переживал и перестал есть. Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона и др. ) и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого был Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Годы ее создания – 1656-1665. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.
Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы («Лютнист», около 1595 «Игроки», 1594—1595). Бернини ответил уклончиво. Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Братья Карраччи — мастера монументально-декоративной живописи. Он обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам, как античным, так и христианским. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы.
Петра» (1656—1665). Это касается многих работ, даже таких интимных, как бюст возлюбленной Бернини Констанции Буонарелли. Однако скульптура не была завершена – Бернини так и не приступил к работе над аллегорической фигурой Времени. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23.
Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Бернини переехал в Рим в 1605 году.
Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой тракт к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «аналогично распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откель сквозь вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV».
И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Художник вернул себе славу. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены.
Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Петра. Бернини переехал в Рим в 1605 году.
Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Бернини был не менее знаменитым скульптором.
Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Он был шестым ребенком из тринадцати.
О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел достичь невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное усилие персонажей и без малого иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.
Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Петра с кафедрой св. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44.
В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini).
Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Однако лучшие художники все таки умели преодолеть пагубные черты позднего барокко.
Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены). Несмотря на трещины, работы были остановлены только в июле 1642 года, ввиду финансовых трудностей испытываемых Святым Престолом из-за войны за Кастро.
А говорить о них можно очень долго. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. «Давид» Бернини — это «воинствующий плебей», бунтарь, в нем нет ясности и простоты скульптур кватроченто, классической гармонии Высокого Ренессанса.
В июле 1641 года он представил свою первую башню. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Терезы.
Ему принадлежит типичнейшее создание барокко — ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень киворий в соборе св. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу.
Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Интерес к Бернини вновь вырос. Эта точка зрения разделяется и другими учёными. Петра (1657—1666), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием.
Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. «Давид» Бернини еще один пример этого. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая. В 1623 году, после восшествия кардинала Маффео Барберини на папский престол в качестве папы Урбана VIII, Бернини приобрёл почти исключительное покровительство семьи Барберини, что привело к резкому расширению горизонтов мастера. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось.
Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). Вопрос решился сам собою. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона».
Впрочем, не привыкать. Хотя при правлении Иннокентия X он не достиг больших успехов, в период правления Александра VII он восстановил своё художественное доминирование и при Клименте IX по-прежнему был в почёте. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Реконструкция (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов – имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию.
От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. В конце 1630-х у Бернини был роман с замужней дамой по имени Констанца, женой одного из его помощников, Маттео Бонучелли (Бонарелли). Вот уже хоть отбавляй лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.
Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усложняются ракурсы фигур, как бы «убыстряются движения». 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор.
Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура.
Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску.
Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
Скульптурное убранство тоже минимально. Но выполнить его задание не успели. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима».
Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Вот уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Глубина площади — 280 м в центре ее стоит обелиск фонтаны по бокам подчеркивают поперечную ось, а сама площадь образована мощнейшей колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера в 19 м высотой, составляющей строгий по рисунку, незамкнутый круг, «подобно распростертым объятиям», как говорил сам Бернини. Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко.
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности».
При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи, пафос вместо подлинной героики и красоты.
Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Особенно ослепительно принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных).
Они много разговаривали. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Лаврентия».
Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Но главное создание Бернини — это грандиозная колоннада собора св. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».
Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Он еще молод и только пробует сочетать разные традиции, стили, манеры, приемы, но подобное сочетание станет одной из главных отличительных черт барокко.
Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно.
Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Петра. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна.
Петра. Терезы» в алтаре церкви Санта Мария делла Виттсриа в Риме). В разгар романа Бернини даже изваял мраморный бюст своей избранницы (музей Барджелло, Флоренция).
Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.
Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы.