Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. У нй поднувалися владолюбство, державний розум, культура в той же час «мужицька» грубсть. сторичн образи персонаж стали героями багатьох картин Рпна: «Запорожц пишуть листа турецькому султану» (1891), «ван Грозний син його ван» (1885 рк). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
У 1877 роц Рпн повернувся до Чугува, а потм жив в Москв в Петербурз, а з 1900 – в Куоккал, в свому матку «Пенати». В роки реакц, що розгромила революцйно-народницький рух, зявляться картина «ван Грозний син його ван 16 листопада 1581 року» (1885, ГТГ). Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
ван Уланов, чугувський протодиякон, вигляда монументальною карикатурою на «Зевса» вана Радова. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Це вдбилося в його творчост.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Справжнм розквтом творчост Рпна став перод з моменту його повернення на батьквщину. Двоюрдний брат Трохим Чапигн (Тронька) навчив ллю малювати аквареллю, розфарбувавши для прикладу чорно-блу картинку в буквар.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». У загадковй картин "Який простр. Мальчик рано начал увлекаться искусством. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Початков художн навики Рпн отримав в школ вйськових топографв в майстерн мсцевого живописця. М. Бунакову. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Особливо багато статей про «Бурлаки на Волз». Показуючи сторичну подю як народну трагедю, В. Сурков генально поднав дею «героя натовпу». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Динамчнсть вс сцени посилються дагональною побудовою картини. Не доносчик ли. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. У мязистих фгурах веслярв – напруга сила, втлення потужност народу.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. У 1863 роц поступив в Академю Мистецтв в Петербурз. Вегетарианцем стал и сам Репин. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму. В останн роки вн створив ряд картин на релгйн теми. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Чикаленко й багато нших.
До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Лист Крамському вдслано ллею Юхимовичем в грудн 1878 року. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. лля Юхимович Рпн лля Юхимович Рпн народився (24 липня) 5 серпня 1844 року в мст Чугув Харквсько губерн, в см вйськового поселенця. У полотн «Хресний хд в Курськй губерн» художник створив справжню енциклопедю росйського життя псляреформено епохи. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Старючи, художник продовжу дивувати публку. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
На початку 1860-х рр. Софья цкавила Рпна як людина сильного, неприборкного характеру. Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ». Релгйн картини, написан з академчних програм ( ов його друз, 1869 Воскресння дочки Яра", 1871 обидв картини – в Росйському музе, Петербург), виявляють дивний дар психологчно концентрац.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. Каждый персонаж переживает что-то своё.
лля Юхимович Рпн народився 24 липня (5 серпня) 1844 р. у слобод Осинвка мста Чугува на Харквщин. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Крамским «Петербурзьку артль художникв». В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Рпн створив портретну галерею свох сучасникв: портрети В. В. Стасова (1873 р. ), М. П. Мусоргського (1881 р. ), ЛН.
«Диякон заслужений, – розповда Рпн Крамському про свою модель, – все мсто Чугув може засвдчити цлковиту подбнсть з оригналом, настльки потшаються городяни, манера, оч, словом – весь тут, говорили вони, до чималого задоволення батька вана Уланова. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
В образ вана Грозного втлилися деяк риси художника Р. Р. Мясодова. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Тут близьк художнику друз, родич дти: «Надя» (1881, Саратовський держ. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Тут же, в Чугув Рпн задумав велике полотно «Хресний хд у Курськй губерн». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий. Останн 30 рокв життя Рпн прожив у Фнлянд, у свой садиб Пенати в Куоккал. В останн роки вн перейшов на бблйн сюжети. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Рпна. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Казалось, она спит. Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. Ю. Рпна». Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, .
Рпн лля Юхимович (1844-1930 рр. ), росйський художникь. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Крамськой дав юнаков рекомендацю, ллю прийняли в академю мистецтв вльним слухачем.
художнй музей м. А. Н. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Тетяна Василвна почала шити на замовлення шуби, а 17-лтнй лля мав дбати про себе сам.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Пзнше звертаться до сторично тематики. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Картини художника вдносять до вершин передвижнического мистецтва.
Так, пронизливий, допитливий погляд хрурга Н. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Пирогова (1881, ГТГ) висловлю неспокйну натуру, шука, вольову. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
По-друге, «Протодиякон» вдзначений початком багаторчно роботи лл Юхимовича над його прославленим Хресний ходом в Курськй губерн, картиною, де буде дана вся Рося. Картина була написана псля подорожей по Волз в 1870 роц. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Рпни опинилися на меж банкрутства. Задум картини виник як вдгук на кривав под часу, як гнвний протест проти деспотизму. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Прекрасн переливи кольорв, сонячне свтло, загальна поетизаця образу народного ватажка передають спокй, гармоню, красу сильного характеру людини в дност з живою силою природи. В. Сурков вже привчив глядачв, що кожна його нова робота – подя, свжий достоврний погляд на сторю.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Третьяков»109. Вн створю галерею портретв сучасникв, працю як сторичний художник майстер побутових сцен. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. У 1958 роц в Москв на Болотно площ було вдкрито памятник.
Помер художник лля Юхимович Рпн 29 вересня 1930 року в Куоккале, де був похований. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Син солдата, в юност працював конописцем. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Перехавши до Петербурга в 1863 роц, Рпн навчався в художнй школ Товариства заохочення мистецтв в Академ мистецтв (1864-1871). Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Бабуся художника тримала постоялий двр. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Чикаленко й багато нших. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Художник зумв яскраво охарактеризувати неабияку натуру царвни, виразно передати сторичну обстановку стоту що вдбуваться, пдкресливши приреченсть Соф зображенням у вкн голови повшеного стрльця. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Образ Соф не вльний вд театрально афектац душевних рухв. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Тому таку гостроту набува динамка в його портретах. На знак протесту вони покинули навчальний заклад, що не закнчивши курсу, утворили з. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Перш роки учення були для Рпна дуже важкими. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Образотворче мистецтво не залишилося осторонь вд процесв, що торкнулися суспльну свдомсть. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. все допитувався в т, що вдвдала його пд час важко хвороби сусдки, яка утшала його розповдями про рай: а фарби пензлики там будуть. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Художник зобразив революцонера, вернувся в рдний дм з заслання.
Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Зявляються його багатофгурн жанров та сторичн композиц, чудов портрети.
З 13 рокв навчався живопису у. Бунакова. Вчився в Петербурз в Малювальнй школ Суспльства заохочення художникв. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. У 1940 роц Куоккала перейшла Радянському Союзу псля Радянсько-фнсько вйни (згодом вона була перейменована в Репино), там було вдкрито меморальний музей Рпна.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картини «Арешт пропагандиста», «Пд конвом», «Не чекали» та нш вдображають явне спвчуття свом героям. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. У см перодично виникали проблеми з гршми, Тетяна Степанвна шила на продаж шуби на заячому хутр.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Н. Крамськой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Близький друг видатного укранського сторикаДмитра Яворницького.
Тут Рпн виступа як пристрасний сатирик. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. у Юхима Васильовича сталося нещастя — через якусь епдемю загинули вс дорог кон. овернення з пенсонерського вдрядження. Рпн згаду: «Кривава подя 1 березня всх схвилювало.
Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. Наприклад, революц художник присвятив цлий ряд свох робт: «Вдмова вд сповд» (картина закнчена в 1883 роц), «Арешт пропагандиста» (приблизно 12 рокв художник писав цю картину, 1880-1892 рр. ), «17 жовтня 1905 року» (1907 рк), «Прийом волосних старшин Олександром III» (1885), «Урочисте засдання Державно ради» (1903 рк). А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Шляхи його розвитку багато в чому збгалися з рухом розвитку лтератури. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
У 1863 роц Рпн змг похати до Петербургу. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Незважаючи на запрошення на самому високому рвн, вн так не перехав на батьквщину, хоча пдтримував зв039язки з друзями, як там живуть (зокрема, з Корнм вановичем Чуковським). Он идет прямо к матери.
Крм кон розписв церков, вони виконували свтськ замовлення, насамперед портрети. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала.
Хмльна ватага козакв вдокремлена вд отамана. Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. Першим художником, який представив революцонерв-народникв, став Рпн лля Юхимович.
Чугувськ конописц користувалися заслуженою популярнстю. Рпн був членом жур комс, метою яко було створення памятника Т. Шевченку до 100-рччя з дня народження поета й художника. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». автор стверджу себе як майстер величезного дапазону.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811 – 1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Шульга, Ф. Чуприненко та нш.
Рпн член групи "передвижникв", товариства молодих художникв, як порвали з академчними канонами стали прибчниками реалстичного напряму (реалзм) в росйському живопис. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
Розквт образотворчого мистецтва в Рос припав на другу половину XIX столття. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Згдно з метричними книгами, вн помер 1830-х роках, псля чого вс господарськ турботи лягли на плеч його дружини Натал Ттовни Рпно. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. У 1876 роц Рпн повернувся з Франц до Рос. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811—1880) вийшла замж за Юхима Васильовича.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Вона справила сильне враження на громадськсть. Так ли это – судить зрителям. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
До ц теми Рпн звернеться ще не раз практично завжди, так само, як в «Арешт пропагандиста», герой буде самотнй серед людей, заради яких вн вдда свою свободу. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Этот мужчина слыл в городе колдуном. У 1880-х рр. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Р. Рубнштейн (1881, ГТГ).
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Картини його немов втлювалися в свордну художню лтопис дано епохи. Америка—Франция—Россия. Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . Рпн захоплено пише мальовнич образи парадного фасаду мпер (" Прийом волосних старшин Олександром III у двор Петровського палацу в Москв", 1885 "Урочисте засдання Державно Ради 7 травня 1901 на честь столтнього ювлею з дня його установи", 1901-1903, Росйський музей). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Але поява на виставц картини «Пдкорення Сибру рмаком» для багатьох стало потряснням, настльки зримо художник змг передати далеке минуле, нби сам був безпосереднм учасником тих подй. «Отут у нього яксь нечуван прийоми, вд народження нким некуштован», — писав Крамськой про портрет Мусоргського (1881, ГТГ). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Так Ст. Лише владний жест руки, що направля загн на ворога, може визначити мсце на картин.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Страшний розмах пензля, яка благодатна широчнь. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Темою для картини стало взяття в жовтн 1582 р. козаками пд кервництвом легендарного рмака столиц Сибрського ханства Кашлика.
Крм того, вн був прекрасним колористом (майстром кольору). Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. В. Сурков увйшов в сторю росйського мистецтва перш за все як сторичний художникь. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ».
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника.
Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Так само емоцйно сприймали роботу В. Суркова багато майстрв живопису. Для ц картини вн дуже ретельно вдбирав типаж, зробив безлч начеркв замальовок, художнику вдалося зобразити натовп з людей рзних станв, обднаних духом звершення релгйного обряду. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму. В останн роки вн перейшов на бблйн сюжети. Розквт творчост Рпна припав на 1880- роки. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Його батько — Юхим Васильович Рпн (1804—1894) служив рядовим солдатом Чугувського уланського полку. Це був свордний протест, спрямований проти деспотизму. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Этюд получился превосходный. Оригнальне колористичне виршення картини, колрний дапазон – вд чорного до блого, з використанням вс гами палтри. Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво.
У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. Она ушла из жизни в 1931 году55. Виставлена в березн 1873 року картина «Бурлаки на Волз» (ГРМ) вдразу звернула на себе увагу як одне з примтних явищ росйського образотворчого мистецтва.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Сенсацю стала картина Рпна "Бурлаки на Волз" (1870-1873) там же на баз численних етюдв, в основному написаних пд час подорож по Волз, молодий лля Рпн створив картину, вражаючу яскравою виразнстю натури, грзною силою протесту, зрючою в цих згоях суспльства. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Залежно вд того, де над якою тематикою вн працював, пероди його творчост можна визначити як укранський та росйський.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Батьки не могли допомогти синов, оскльки дуже мали потребу сам. Для цього. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Цлсним згуртованим вйсько пд проводом рмака. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Тим не менш, вн дуже багато працю, малюючи вуличн сцени, безлч етюдв в паризьких передмстях, пише портрети викону картину великого формату «Паризьке кафе». Але перш нж в 1873 роц художник виде з Рос, вн випробу свй перший справжнй успх, повязаний з появою на виставц в березн 1873 року картини «Бурлаки на Волз». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Кожен з портретованих зображений яскраво-ндивдуально, з тими неповторними рисами, як особливо повно розкривали сутнсть характер людини.
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Для цього. Картина епчною не лише за значущстю сюжету, а й за передачею руху людей. Полотно, оля, Третьяковська Галерея, Москва, Рося.
Батько художника Юхим Васильович (1804 – 1894) був у родин старшим з дтей. Публике картина понравилась. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Батько художника Юхим Васильович (1804—1894) був у родин старшим з дтей.
Стасов присылает ему все, что он просит. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Вкраплен в загальний чорно-коричневий фон процес, вони створюють враження строкатост барвистост, не порушуючи дност, в той же час допомагають художников акцентувати увагу глядача на вузлових моментах композиц, видлити провдн образи (помщика, диякона, урядника з нагайкою, мандрвникв нших). композитора П. Широко вдомим ста мя – лля Рпн. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
нтенсивнсть зображено краси природи пдкреслю силу бунтвливого, непокрного духу Степана Разна. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. За окном летний день. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Вн продовжував працювати, хоча вже не так нтенсивно, як колись. Головний герой, рмак, нби злитий, «спаяний» з свом загоном. Перший час Рпни жили пд одною стрхою з батьками чоловка пзнше, назбиравши грошей на торгвл конями, голова родини зумв побудувати просторий дм на берез Сверського Донця. У Куоккал Рпн написав мемуари, низка його нарисв увйшла до книги спогадв «Далеке близьке».
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Репин дважды подавал прошения об отставке. М. Бунакова. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. У 1863 роц деяк випускники Академ вдмовилися створювати програмн картини. Добре вдом картини "ван Грозний син його ван" (1885 р. ) "Запоржц пишуть лист турецькому султанов" (1891 р. ). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Народився в см вйськового поселенця. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Мен хвилинами ставало страшно». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. " (1903, Росйський музей) з молодою парою, радсною на обледенлому берез Невського затоки, – Рпн висловлю сво ставлення до нового поколння в характернй для нього манер «любов – ворожнеч».
у трагзм вдроджено епохи розкриваться загадкова, трагчна глибина народно душ». У ход ц битви жменькою смливцв, прямим спадкомцем яких (за правом народження) завжди вдчував себе сам художник, було розбито величезне вйсько хана Кучума. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Бурлаки на Волз У 1870 роц, пд час подорож по Волз, лля написав багато етюдв ескзв.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Бларамберга, а в образ сина вана — письменника В. М. Гаршина художника В. К. Менка. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. М. Бунакова.
Це зроблено майстерно. Псля жовтневого перевороту 1917 року художник виявляться вдокремленим вд Рос у свох «пенатах», коли Фнляндя знаходить незалежнсть. Много учился на написании портретов близких и друзей. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге». Не випадково бльшсть портретв його роботи вражають втлено в людях енергю волею.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды. Толстого (1887 р. ). лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн. Це весел, нестримн танц селян, народна завзятсть у картин «Вечорниц», соцальн контрасти, глибок протирччя, зображен в композиц «Хресний хд в Курськй губерн».
Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Юхим Васильович був непитущим, см039я була дружною. Був одним з найактивнших членв «Товариства передвижникв». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Вн випробовував крайню нужду згодом так згадував про цей час: «Аби не загинути з голоду, я кидався на всяку роботу — фарбував на будинках залзн дахи, фарбував екпаж навть залзн вдра». Жив в тал Франц (1873-1876). Але мря про високе мистецтво вабила його в Академю витвок., "Не чекали", 1884-1888 рр. ). Надзвичайно важливу частину рпнського спадщини складають його портрети.
По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Шульга, Ф. Чуприненко та нш. Першу зиму Рпни проводять в батьквському дом, в Чугув. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Одню з яскравих постатей серед передвижникв був Рпн лля Юхимович.
Автор клькох монументальних полотен народився в Сибру, потм прихав до Москви. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Картина «Хресний хд в Курськй губерн» була сприйнята прогресивною громадськстю як «одне з кращих торжеств сучасного мистецтва» (Стасов). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Силу людського духу побачили в картин сучасники.
Репин считал сам эту картину красивой. У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Художник не тльки стверджу нового прогресивного героя, але розкрива його жизнедеятельную силу.
Пафос протест у картинах живописця Рпна то нерозривно з039днувалися, як у урочисто-саркастичнй "Хресний хд в Курськй губерн" (1883), подлялися на два паралельн потоки: так, поряд з «революцйним циклом» про трагчному розлад суспльства ("Вдмова вд сповд", 1879-1885 "Не чекали", 1884 "Арешт пропагандиста", 1880-1892 вс роботи – у Третьяковськй галере, 17 жовтня 1905 року, 1907, Росйський музей). Работал весь день, не замечая времени. У лл були брати ван, Василь та старша сестра Устя.
Пятый факт. лля Рпн – художник, картини якого вдображають всю глибину сприйняття життя. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу. Злякано дивиться на незнайомого чоловка двчинка (коли його забрали, вона була занадто мала бо забула свого батька), сповнен подивом оч дружини, що сидить бля рояля. лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Закнчив Петербурзьку Академю мистецтв. И вот уже перед нами не царь, а отец. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. У 1922-1925 роках Рпн пише чи не найкращу з свох релгйних картин – пройняту безпросвтним трагзмом Голгофу (Художнй музей, Прнстон, США). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Натхненнсть, темпераментнсть П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) яскраво показано в напруженому погляд затнених очей, в ммц, в пересохлих губах.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. У Чугув, поряд з ншими видатними картинами, вн пише картину «Протодиякон». лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника. Що за людська мозака з усх кнцв Рос», — писав В. о. Стасов. Шульга, Ф. Чуприненко та нш.
На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Берег Волги. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, . Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Для цього. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Його батько, рядовий Чугувського уланського полку, займався торгвлею кньми. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953).
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Не випадково обер-прокурор синоду Побдоносцев злобно доповдав царев про картину: «Дивовижне нин мистецтво без жодних деалв, тльки з почуттям голого реалзму, стенденцией критики викриття». После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. При цьому опрацьован були совершенно вс детал. 1855 року батьки вддали одинадцятирчного ллю на навчання в школу топографв – ця спецальнсть, повязана з знмальними та креслярськими роботами, вважалась у Чугув престижною.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вн створю чудов, гострохарактерн типажн композиц («Мужичок з боязких»), 1877. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. лля Юхимович Рпн помер у свох «Пенатах» 29 вересня 1930 року.
Гостре почуття сучасност визначальним початком у творчост Рпна. Первый факт.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. А в 1872 роц отримав велику золоту медаль за програму «Воскресння дочки Яра». Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Художнику вдаться створити вдчуття д, яка немов вдбуваться на очах глядача. Вн був старанним учнем, в 1869 роц був нагороджений малою золотою медаллю за картину «ов його друз».
Рпну вдалося поднати умовнсть картинно форми з дивовижною натурно переконливстю. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Воно зрозумло. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Вн остаточно утверджу себе як художник величезного дапазону.
Жива, трепетна переконливсть образу, часом доходить до натуралзму (як в портрет Мусоргського, де великий композитор представлений важко хворим), досяга особливо задушевност в камерних портретах майстра («Графиня Луза Мерс дАржанто», 1890, Третьяковська галерея) портретах рдних, Рпин 24липня (5 серпня) 1844 (18440805), Чугув, нин Харквська область— 29вересня 1930, Куоккала, Терйок, Фнляндя)— укранський художник-художникь. Про картин зявилося багато статей в перодичнй прес. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Творчсть Рпна зробило значний вплив на сучасних художникв. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. Л. Н. Толстого».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Пятый факт. Н. Крамський — тод ще зовсм молодий художник а в счн 1864 року був прийнятий в Академю.
Це час формування теч, в основ якого були закладен де критичного реалзму. Всього цього навчався Рпн. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. «Пдкорення Сибру рмаком».
Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. Репин встречал их по средам. Рпн-демократ був творцем нового мистецтва, службовця нтересам народу. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Це, по сут, портрет-картина. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Н. Крамський, «Софя справля враження замкнутого в залзну клтку тигра, що совершенно вдповда стор». Народився Рпн в 1844 роц в Чугув (на Укран) в см вйськового поселянина. Е. Рпна (1867, ГРМ), архтектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), наречено Рпна, згодом його дружини, В. А. Шевцово (1869, ГРМ). Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. «Степан Разн».
Дитинство лл було цлком щасливим. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного. На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811—1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Юхим Васильович вв вигдну торгвлю кньми.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Не дивлячись на вс труднощ, Рпн наполегливо вчився. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рпн – типовий реалст, який проте не копював природу, а перевтлював мотиви свом розмашним, часто майже експресонстичним малярством. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Створена Рпним портретна галерея надзвичайно рзномантна. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами.
«Протодиякон» – примтний етап у мистецтв Рпна, свого роду "карб". Майже три роки смя Рпних прожила в Париж. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Ю. Рпна». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Вн продовжував працювати, хоча вже не так нтенсивно, як колись. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Перше полотно Рпна, сюжет яко взято з русько стор, — «Царвну Софя Олексвна в Новодвичому монастир в 1698 роц» (1879, ГТГ). Картини, опис х все частше зустрчаться в перодичнй прес. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Рпни були досить заможн. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». «До 1859 року мр мо про Петербург, — пише Рпн, — ставали вс невдступнше аби добратися побачити Академю витвок». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). Коли ж йому подарували фарби, то нчим ншим, окрм малювання, вн бльше вже не мг займатися. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Одним з найбльш примтних явищ в росйськй образотворчому мистецтв стали його «Бурлаки на Волз». Його мати – Тетяна Степанвна Бочарова, вона була жнкою грамотною начитаною. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Одна з останнх робт Рпна в Париж – поясний портрет його дружини, Ври Олексвни. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Ю. Рпна». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Якась кривава смуга пройшла через цей рк я працював заворожений. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. За деякими з цих ескзв для великого князя Володимира Олександровича Рпн створив картину «Бурлаки на Волз», яка була закнчена в 1873 роц. Ю. Рпна.
А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Але драматизм в картин «Царвна Софя» носить до певно мри зовншнй характер. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осннй букет» (1892, ГТГ). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Однак хотлося йому зовсм ншого. Ст. Картина видаться то золотисто-коричневою, то свинцевою, нагадуючи мерехтння стародавньо парч. М. Бунакова.
Перед нами – низка персонажв, кожен з яких – самостйна портретна ндивдуальнсть. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий. Батько художника Юхим Васильович (1804—1894) був у родин старшим з дтей. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. лля Рпн пшов учитися конопису в майстерню Бунакових.
Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). На батьквщин Рпн написав першу картину, присвячену революцйно тематики – «Пд конвом».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. мя Рпна стало широко вдомим.
На церковних замовленнях вн збрав сто рублв в 1863 роц вдправився в Петербург. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
нший «академю» для Рпна в ц роки була знаменита Артль Крамського, що виникла в 1865 роц в Петербурз яка зграла велику роль у формуванн розвитку художника. Для того щоб заповнити цю прогалину, юний художник виршив вступити в малювальну школу, в якй викладав. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Чикаленко й багато нших. Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, . Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . Це коло самотнього фанатизму експресивно окреслене светотеневыми контрастами (особливо в «Не чекали») найзначнше твр на революцйну тематику.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Як врно вдзначив. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
У Куоккал Рпн написав мемуари, низка його нарисв увйшла до книги спогадв «Далеке близьке». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Все заняты. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
У 70-т роки Рпним написан вдом портрети: брата художника Ст. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. «Протодиякон» 1877 рк. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
У картинах «Вдмова вд сповд» (1879-85), «Не чекали» (1884), «Арешт пропагандиста», 1880-92 тема ця втлена з небаченою масштабнстю смливстю. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Тут вн поступив в Малювальну школу Суспльства заохочення художникв, де викладав. Убийство свершилось.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.