Равно как и остальные четыре сивиллы, Ливийская, выполненная Микеланджело в 1511 году, безупречно вписывается в грандиозный ансамбль бесценных произведений Сикстинской капеллы.
В ее стихотворении ощутима перекличка с «Метаморфозами» Овидия, где автор вкладывает в уста одной из сивилл вдохновенное: «Мои жилы иссякнут, мои кости высохнут, но голос, голос – оставит мне судьба». Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
Но все-таки по два алтына в день ему назначили. Для мастера это было единственным средством выразительности. Главную роль в создании этой рукописной книги, вне сомнения, сыграл выдающийся деятель своего времени Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682).
« мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». По мере приближения к алтарю фигуры становятся все более крупными за счет понижения иллюзорных консолей, на которых располагаются троны. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. По сторонам от основного цикла, а также над входом в капеллу и над алтарем изображены двенадцать пророков и сивилл, предсказавших приход Спасителя. Именно он предложил перевести повествование о сивиллах (к сожалению, первоисточник нам не известен), а затем внимательно следил за процессом работы. За оставшиеся три ей незамедлительно заплатили столько, сколько просила с самого начала.
В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Семь библейских пророков и пять сивилл Древнего мира, предсказавших пришествие Спасителя изобразил Микеланджело по сторонам от основного цикла и в торцах капеллы. Необыкновенно экспрессивный образ. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства.
Кстати, в «Книгу о сивиллах. » он не вошел. Жизнь сложилась трагически. Не себя боюсь, я своих стихов боюсь», – признавалась она. Микеланджело стоит рядом с такими величайшими мировыми светилами искусства, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила».
Недаром на фресках Микеланджело это фигуры одного ряда. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». В итоге все же вернулся в Москву, где погиб во время стрелецкого бунта. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным.
Когда Папа спросил: почему. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Египетская сивилла, предпочитавшая красные одеяния (в них художник ее и нарисовал), предсказала сожжение храма Изиды. С тех пор туда допускались лишь жрецы-толкователи. Европейская сивилла пользовалась в России особым расположением.
Ей была предназначена и долгая жизнь, которая должна была длиться столько, сколько жрица будет находиться вдали от родной земли. Увы, на обороте бумаги значится недружелюбная резолюция: «Писать без лености, с прилежанием». К примеру, Салтанов убедил царя, что варит «олифу самую добрую», хотя другие художники втихомолку обижались: у них получалось не хуже. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей.
Смена власти больно ударила по нему. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Не везде это проявлено в равной степени.
Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Кое-какие сведения сохранились и о переписчике Иване Верещагине. Фригийская сивилла «вида была старческого» и всегда имела при себе обнаженный меч. Прожил до 18 февраля 1564 года. Напомним, своим появлением «Книга о сивиллах, колика быша к киим имяны и о предречениих их» обязана уже упоминавшемуся здесь «западнику» Матвееву – человеку, которому были близки идеи грядущего века Просвещения.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. Она держит в руке свиток и при этом, будто услышав чей-то зов, поворачивается в другую сторону. «Я знаю это мимовольное наколдовывание (почти всегда – бед. ) Но слава богам – себе.
Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Труд прекрасно оплачивался. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Даты его жизни точно неизвестны.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Он первым в русской художественной практике использовал живопись «по тафтам» – «иконы-картины, частью писаные, частью составленные из разноцветных шелков». Неслучайно именно ее скульптура установлена в Летнем саду.
Вторая ключевая фигура – молдавский боярин Николай Спафарий-Милеску (1625 – 1709), знавший девять языков. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Вот, грядет с неба Царь и навеки Его будет царствие, в коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный». Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Рядом с энергично взметнувшейся одной рукой другая пребывает абсолютно недвижной, лишь давящей своим весом.
Он кажется спокойным, но внутренним напряжением пронизана вся его фигура, со скрученным в повороте торсом, перекрещенными ногами. И я только бесплодно теряю время. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания.
В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». После кончины Алексея Михайловича был объявлен чернокнижником и сослан в Сибирь. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Тревога и волнение отразились на его лице.
Тем, что по большому счету русское общество было подготовлено к ее восприятию. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Матвеев охотно предоставил ему место переводчика в Посольском приказе.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Бальмонт и Брюсов тоже обращались в своем творчестве к древнегреческим вещуньям.
Ежедневно ему надлежало переписывать на александрийской бумаге два листа текста. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
Европия предстает в златотканом наряде. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Дослужился до чина русского посланника в Китае. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». По мнению историков иноземец-полиглот «умел просить и получать».
В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Как и его начальник, оказался в опале. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Приобретенное сокровище спрятали в подземелье Капитолийской горы.
Кстати, в его личной библиотеке имелось немало книг античных философов и поэтов. Такой ее и изобразил Микеланджело. Да поможет мне Бог». Этот русский боярин ратовал за сближение с Западом и даже свой дом обставил по-европейски.
На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Большое внимание Артамон Сергеевич оказывал и библиотеке учреждения, которым руководил. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению».
Впрочем, то был лишь слабый отголосок былых успехов. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. При любой оказии он отправлял новому царю послания, боролся за свое доброе имя. Впечатление, что ему, бедолаге, приходилось тяжелее всех. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Написано 5 августа 1922 года.
Они ассоциировались с библейскими пророками. (Дан. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Работал ежедневно, «окромя воскресных дней и великих праздников». Не обходилось и без напористой саморекламы. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса.
В некоторых источниках, относящихся к 1703 году, его жена именуется вдовой. Это та самая Кассандра, чьи слова сбывались, но вначале им никто не верил.
В частности, настоял на описи ее фонда. Старец с окладистой белой бородой, в одеянии желтовато-охристого цвета и зеленой мантии с красным подбоем сосредоточенно перелистывает страницы книги пророчеств.
В ответ на категорический отказ разгневалась и тут же сожгла шесть книг. «Не стану молчать, но объявлю замысел Отца», – провозглашала ясновидящая после того, как ее посетило зрелище пленения турками Царьграда. Это Марина Цветаева. Главную ценность в его жилище представляли книги по разным отраслям знания.