Плодами этого романа фра Филиппо явились дочь и сын Филиппино, унаследовавший профессию отца. Идеальная красота фигур, очарование лиц, внимание к пейзажу и архитектурным мотивам, тщательность в изображении одежд и головных уборов, плавные линии и мастерский рисунок — все эти элементы стиля Филиппо Липпи оказали огромное влияние на творчество Боттичелли. Некоторые работы Филиппино также выставлены в этом зале.
В 1469 годы завершился жизненный путь великого Филиппо Липпи в Сполето. Фра Филиппо Липпи. Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.
Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время работал с Никколо Пиццоло в Падуе в 1434—1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста, в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г. Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения. Филиппо мог познакомиться с искусством голландских мастеров в Падуе, где он побывал в 1434 г. Фламандская живопись, возможно, была представлена в Венето еще до ее появления во Флоренции и Липпи мог там получить о ней представление. Боттичелли в свою очередь был учителем и другом сына Филиппо Липпи. Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, Флоренция, 23 июня 1406 — Сполето, 8 октября 1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.
оно получило название "pittura di luce" (светоносная живопись). frate, то есть брат). Средние века. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).
Пределла к «Коронованию» – «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее. Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. Зато дружелюбие и щедрость вольнодумной и шумной боттеги обычно не знали границ. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галерее и «Крещение Господне» там же. И, тем не менее, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. Как описывает Вазари, «Фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие». Пространство расширилось, так как Филиппо удалось «раскрыть стены» в грандиозной перспективе.
Кажется, будто скульптурные ангелочки обрели новую жизнь, но уже в живописном решении. не находил иного удовольствия, как только исследовать какие-нибудь трудные и неразрешимые перспективные задачи, которые, как бы они ни были заманчивы и прекрасны, все же настолько вредили его фигурам, что он, старея, делал их все хуже и хуже". Уччелло изобразил временной интервал между двумя стадиями потопа, написав ковчег дважды.
Особый интерес представляет собой картина «Поклонение в лесу». Липпи был, видимо, уже хорошо известен и за пределами Флоренции, поскольку Доменико называет его «хорошим художником», но насмешливо добавляет, что даже если Филиппо будет трудиться «день и ночь» над алтарным образом для Санто Спирито, «он его не сделает и за пять лет, такая это большая работа». «Поклонение» исполненное около 1460 года, находилось в капелле, расписанной Беноццо Гоццоли для Пьеро деи Медичи в Палаццо Медичи на Виа Ларга теперь на его месте находится копия 15 века. В какой мере влияли заказчики на художника, видно при сравнении картин исполненных на один и тот же сюжет, например, «Коронование Марии» (около 1444, Ватиканская Пинакотека). Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена.
Новшество состоит в ускоренном линейном композиционном ритме. Его натура была страстной и порывистой. 1406.
Обращаясь к его творчеству, тем не менее, очень сложно дать объективную оценку. И даже великий Микеланджело «не только постоянно прославлял его, но и подражал ему во многих вещах». Большинство гостей отвернулись в ужасе и негодовании. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св.
Появление в средневековом мире гуманистов не было случайным. Позднее это превратится в так любимый итальянцами формат тондо. Одним из них был монах и художник фра Филиппо Липпи.
Существует интересный факт относительно данного произведения о том, что в письме, написанном первого апреля из Перуджи юному Пьеро, сыну Козимо деи Медичи, Доменико Венециано сообщал, что у Фра Джованни (Анджелико) и Фра Филиппо (Липпи) много работы и особенно у Фра Филиппо, который пишет картину для церкви Санто Спирито. В некотором смысле, можно сказать, что это семейные портреты. Уважение и интерес к разносторонне развитой личности проявились в самом названии идеологии эпохи гуманизм (от латинского humanus человеческий). Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму – писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов.
В первых произведениях Филиппо Липпи (фреска, прежде находившаяся в клуатре монастыря Кармине, 1432- 1433 и «Мадонна Тривульцио», Милан, Кастель Сфорцеско), влияние Мазаччо заметно в крупных и весомых фигурах но Липпи отвергает как строгую перспективу Мазаччо, так и его драматизм, лишенный всякого декоративизма и риторики. Мария здесь воспринимается как «табернакль» Христа в момент, когда она оказывается на небе, ее коронует не Иисус Христос, а Бог-Отец, восседающий на троне. В конце концов, его наставник решил направить интересы Филиппо в нужное русло. Из-за его сосредоточенности на законах теории перспективы, его отнесли к второразрядным художникам.
Впоследствии же, несмотря на неприглядность некоторых своих поступков, художник прославил свой монастырь, поскольку его даже называют «знаменитейшим живописцем». Если получше приглядеться, можно заметить разделительную черту посредине. Первые признаки перемены стиля намечаются в живописи Филиппо Липпи около 1440 года.
Поклонение волхвов явилась новаторской и в других отношениях. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Мальчик остается сиротой. За свой жизнерадостный и неунывающий нрав художник получил прозвище Веселый Брат. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св.
Здесь надо внести определенную ясность в характер художника. Художники ренессанса по-разному трактовали эту сцену, подчеркивая в ней то девственную чистоту мадонны, то ее земную полнокровную красоту или же сосредотачивая внимание на любви матери к ребенку. Одну из жизненных легенд фра Филиппо излагает новеллист Маттео Банделло, утверждая, что слышал ее в Милане от самого Леонардо да Винчи, который поведал историю Липпи специально в подтверждение того, что «в своем превосходстве редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам».
Это композиция гораздо более традиционная, чем алтарный образ из церкви Сант Амброджо. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ. Тем не менее, скоро познав секреты мастерства Липпи, по отъезде учителя на работу в Сполето (откуда тот уже не вернется) в 1467 – 1468 гг. Липпи был не чужд всяческих удовольствий.
В начале пятидесятых годов 15 века Филиппо был уже знаменит и имел многочисленные заказы. Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи в целом. Здесь царит рассудительная логика сегодняшнего дня. Около 1438 года он создает монументальный Алтарь Барбадори: большая картина на дереве изображает Мадонну с Младенцем, ангелами и святыми (Ил. 1).
«Коронование Марии» (итал. На первом плане, подчеркнутом мощением, положенным на разных уровнях, соответствующих различным персонажам или символическим предметам, взгляд зрителя привлекают два «дополнительных» ангела слева. Это особенно заметно в изображении фигур переднего плана Иосифа, Марии и Иисуса, чьи ясные и отрешенные от земных страстей лица напоминают святых в картинах фра Анджелико. К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452–1464), его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено. Промежуточной стадией, видимо и были несохранившиеся произведения, созданные в Падуе. Особый интерес представляет собой картина «Поклонение в лесу».
Около 1452 г. Фра Филиппо Липпи. Перед ней два ангела поддерживают маленького Христа, протягивающего руки к матери. Доменико Венециано написал алтарь св. Maestro della Nativit di Castello). Первая работа мастера – фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) – не сохранилась.
возрождение» и «История зарубежного искусства». Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Эта деталь проявляет скрытый смысл фрески.
Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку. Новый гуманизм Липпи выразил в веселых простонародных образах своими более простыми и понятными формами и теплыми народными интонациями он приобщил к новому стилю широкую флорентийскую публику, приведенную в некоторое замешательство голым и рациональным языком «отцов» Возрождения. В пользу этого свидетельствуют сильно выраженный диалектальный характер произведения и экспрессия в передаче чувств, так свойственные для творчества раннего периода мастера. К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. В 1437 году Липпи возвращается во Флоренцию, где и творит основные произведения. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале, Фра Диаманте и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо».
Голубь над головой Козимо — аллюзия на его роль миротворца во Флоренции. В младенце Иисусе Липпи изобразил их сына Филиппино. Пространство интерьера в картине подчинено присутствию святого семейства и ангелов. Нравы художественных мастерских были вольными и демократичными.
В 1457 он выполнил алтарный образ Св. К сожалению, первоначальное богатое обрамление картины утрачено. гал., гал.
Стефана» закончены в 1464), В том же 1452 он создал «Тондо Бартолини» (Флоренция, Палаццо Питти), на котором изображена Мадонна с младенцем и сцены из жизни Марии. Художник не выдержал даже двух дней.
На фреске слева в технике "терра верде" изображены сцены гибели человеческого рода. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Взгляд одного из ангелов словно приглашает принять участие в сцене, войти в картину.
Анны, матери Девы Марии. К примеру, Б. Бернсон в своей работе «художники итальянского Возрождения» хотя и чрезмерно мало внимания уделяет творчеству Филиппо Липпи, достаточно своеобразно характеризует его произведения, признавая за ним обаяние, благородство и тонкость образов. рачность сосуда символизирует чистоту Девы. Автор так же как и Бернсон расценивает мастера как живописца, не обладающего «исключительно крупным талантом», однако, «в силу какой-то особой заразительности своего искусства оставившего очень заметные следы в истории итальянской живописи»5. Так же можно назвать сборники «История искусства зарубежных стран. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св.
Впоследствии же, несмотря на неприглядность некоторых своих поступков, художник прославил свой монастырь, поскольку его даже называют «знаменитейшим живописцем». Переход от ранних композиций, написанных для ордена кармелитов к более зрелому стилю, в особенности в приемах трактовки пространства, начинающийся для нас только с «Мадонны Корнето Тарквиниа», мог быть на самом деле менее резким, чем это теперь представляется. Возникает впечатление, что небожители радуются чудесному теплому весеннему дню. О его веселых похождениях ходили легенды, он запечатлен даже в новеллах. Спустя три года он отправляется в Падую. Виппер в работе «Итальянский Ренессанс 13-16 века»4, однако творчеству Филиппо Липпи посвящен значительный раздел, в котором автор дает обстоятельную и самостоятельную, не основывающуюся на точке зрения других исследователей оценку произведениям Липпи.
Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника. Эту новую тенденцию можно отметить, например, в «Поклонении младенцу Христу в лесу» (Берлин, Ил. 3): образ Мадонны здесь подчеркнуто созерцателен, а вся атмосфера картины исполнена глубокого лиризма, типичного для многих других работ Липпи этого периода. Если группа «Мадонны с Младенцем» на первом плане внешне еще традиционна, то сцены на фоне картины разворачиваются в ирреальной архитектурной среде, а в фигурах появляется подчеркнутая линеарность, напоминающая эллинистическую скульптуру, что характерно и для фресок собора в Прато. Но, были и значительные различия. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл.
Одновременно с этим, он называет Филиппо Липпи не художником, а первоклассным иллюстратором – «а таким по своему природному дарованию, я думаю, Фра Филиппо и был». Смирновой «Искусство Италии 13-15 веков»8, П. П. В поздних работах, художник всегда писал религиозных персонажей со своих близких.
Тем самым можно смело поставить Филиппо Липпи первым в один ряд с последующими художниками новой волны, которые, помимо картин с религиозной тематикой, писали и на светские сюжеты. Мадонна не сидит рядом с ним, а преклоняет перед ним колена. Августином и ангелами» (Париж, Лувр пределла – Флоренция, Уффици) здесь в драпировках боковых ангелов заметен тот линейный ритм, который еще ярче проявится во флорентийской живописи после 1440, благодаря работам Андреа дель Кастаньо и Донателло. К примеру, Б. Бернсон в своей работе «художники итальянского Возрождения»1 хотя и чрезмерно мало внимания уделяет творчеству Филиппо Липпи, достаточно своеобразно характеризует его произведения, признавая за ним обаяние, благородство и тонкость образов.
1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. Филиппо был первенцем в молодой, но очень бедной семье. Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи в целом. формы) в луврском музее, «Пресв. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Виппера тем не менее, находится индивидуальная творческая личность художника.
В это время итальянская культура переживала этап своего духовного обновления. Сохранилось множество копий её самой и её деталей.
Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452 – 1464), его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено. Эти изменения оказались особенно значимыми для последующего поколения флорентийских художников Вероккио, Полайоло и Боттичелли (ученика Липпи). Юная Мария сидит у окна в кресле с пышными подлокотниками. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Бернарда в Бадиа во Флоренции была создана между 1481 и 1488.
Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.
Таким образом, мы видим, что работы этого высокоодаренного человека до сих пор являются предметом спора, но, как уже говорилось выше, в последнее время этот спор благополучно разрешается в сторону введения Фра Филиппо Липпи в ранг великих художников эпохи раннего Возрождения. Он одним из первых начинает писать картины к круглой раме. У него все предельно ясно и просто. Тем не менее, существуют сведения, что Филиппо «вместо учения не занимался ничем иным, как только пачкал всяким уродцами свои и чужие книги и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи». Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.
Первоначально полагали, что эта фреска, раскрытая в 1860 году под слоем штукатурки во дворике монастыря изображает, как писал Вазари, утверждение устава ордена кармелитов папой Гонорием 3: «Так, вскоре он написал зеленой землейпапу, утверждающего устав кармелитов». Еще одним интересным фактом стало то, что, как отмечает Вазари, «был он также первым, показавшим гротески, сходные с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до него». ЛИППИ (Lippi) итальянские художники эпохи Возрождения.
Именно вот таким образом нельзя целиком и полностью полагаться на данную работу, но кое-какую полезную информацию почерпнуть все же возможно. Заметно, что автора очень задевают критические замечания, брошенные в адрес Филиппо. Картина сразу вводит в повествовательный стиль, присущий Филиппо Липпи с обилием подробностей и тонких реалистических наблюдений, которые абсолютно отклоняют внимание от главной темы. Козимо Медичи, правителю Флоренции и большому почитателю таланта Липпи, нередко приходилось запирать художника в мастерской, чтобы тот не отвлекался от работы.
Р. Виппер, в свою очередь считает, что «можно предположить Фра Беато Анджелико, так как некоторые типы и приемы блаженного монаха часто повторяются в картинах». Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Иероним в келье за занятиями – излюбленная тема художников кватроченто (с. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными.
Липпи не остановился даже перед тем, чтобы похитить ее из монастыря. Умер художник во Флоренции в 1504. Между 1443 и 1445 годами Липпи работал над большой алтарной композицией «Коронование Марии» для главного алтаря церкви Сант Амброджо. Среди святых – Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой – Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя. Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. формы) в луврском музее, «Пресв.
Самым же большим недостатком в творчестве Липпи стало, по его мнению, стремление «выразить чувства во что бы то ни стало»3. Взгляд одного из ангелов словно приглашает принять участие в сцене, войти в картину. Очень выразительно даны биографические подробности исследуемые до мельчайших деталей в работе Д. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев»6.
Много неясного и относительно непосредственно падуанского периода его творчества. Уважение и интерес к разносторонне развитой личности проявились в самом названии идеологии эпохи гуманизм (от латинского humanus человеческий).
Он выделяет у него период зрелого творчества, «самостоятельного и свободного, оригинального и совершенно новаторского в сравнении с искусством других художников этой эпохи». "Паоло Уччелло. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св.
Как-то, будучи уже в зрелом возрасте, он писал картину по заказу женского монастыря Сайта Маргарита в Прато, близ Флоренции и увидел там юную монахиню Лукрецию Бути, поразившую его своей красотой. Одним из самых ранних произведений Филиппо Липпи считается фрагмент фрески, называемой «Утверждение устава», во флорентийском монастыре Санта Мария дель Кармине относящейся к 1432 году. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. Очень важными для понимания творчества художника явились несколько картин на тему, которую Филиппо Липпи ввел в репертуар итальянских художников — «Поклонение богоматери младенцу Христу». Липпи был не чужд всяческих удовольствий. 278).
Через два года умирает Томмазо ди Липпи. От интенсивности контрастных тонов в раннем периоде, он обратился к естественной простоте чистых оттенков красок. Филиппо Липпи родился во Флоренции ок. Св. Юная Мария сидит у окна в кресле с пышными подлокотниками. Едва ли не впервые во флорентийской школе (за исключением Мазаччо), здесь появилось изображение обнаженных фигур.
Липпи был одним из первых художников, привнесших в традиционное религиозное искусство веяния личного и, в то же время, светского духа, которые были впоследствии развиты следующим поколением художников. Вскоре после 1439 г. Паоло Уччелло завершил работу над своей версией Всемирного потопа (с. Еще удивительнее то, что начатая работа должна была быть переделана уже 28 июня, поскольку, по мнению заказчика (Опера дель Дуомо), "была выполнена неудовлетворительно". И в самом деле, произведения Липпи 1420-х гг.
Картина содержит в себе синтез ренессансных и средневековых художественных приемов. На картине художник изображает события жизни св. По ассоциации с ней, Липпи иногда называют мастером лесного пейзажа. Подобные двойные обрамления были нередки в произведениях ренессансных художников. К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. Муратова «Образы Италии».
Однако, характер его был мирской и деятельный и вскоре он покинул монастырь. Жизнеописания. Палаццо Питти, Флоренция. Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи.
Бойкий, общительный, не признававший малейшей узды дисциплины, отнюдь не склонный к созерцанию и размышлению, он «с ранних лет явил себя столь же ловким и находчивым в ручном труде, сколь тупым и плохо восприимчивым к изучению наук, почему он никогда не испытал желания приложить к ним свой талант и с ними сдружиться», а потому вместо чтения и зубрежки, «вместо учения занимался не чем иным, как только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». Как описывает Вазари, «Фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие»14. В рассматриваемом тондо за спиной Марии изображен момент ее собственного рождения.
Приблизительно в 1440-1442 годах был создан алтарный образ «Благовещение» и «Сцены из жизни Святого Николая» в церкви Сан Лоренцо, заказанный Операи ди Сан Лоренцо для капеллы, где был погребен Никколо Мартелли, один из тех флорентинцев, на чьи средства была реконструирована церковь. Его спасло высокое положение его покровителей. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником.
Смирновой «Искусство Италии 13-15 веков», П. П. Характеризует его как «исключительно оригинального мастера своего времени благодаря точности рисунка и грации, которой он всегда стремился наделить свои фигуры, красоте лиц, разнообразию и благородству одеяний и неизменной законченности исполнения. ». Наряду с картинами других художников, здесь можно непосредственно ознакомиться с творчеством одного из самых талантливых флорентийских живописцев — Фра Филиппо Липпи. В богатом яркими талантами итальянском искусстве кватроченто (XV в. ) его имя занимает особое место. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). В его «академии» царила удивительная «одновременность разных возрастов» и дарований, направлений и мнений в самом широком смысле.
В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции. Светлый и чистый характер этой живописи создается благодаря приглушенным пастельным тонам. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Более чем другие произведения Лпппи, она овеяна духом античной классики, что особенно ощутимо в пространственном решении композиции, развернутой фронтально и в архитектурных деталях.
Есть сведения о том, что Филиппо был очень непоседлив, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство из которого он, впрочем, освободился благодаря своему таланту живописца. Козимо не смог его найти, вот таким образом о местопребывании художника остается только гадать. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде.
К этому же периоду следует отнести и тондо «Поклонение волхвов» в собрании Кука в Ричмонде. Анна поздравляет своего мужа Иоахима ибо уже в пожилом возрасте она поняла, что беременна.
Среди них «Женский портрет» (Берлин), «Двойной портрет», недавно прошедший через антикварный рынок и атрибуированный Босковичем и, наконец, знаменитый «Двойной портрет» из Музея Метрополитен. В исполнении картины, проходившем под наблюдением Доменико Маринги, наследника каноника и исполнителя его воли, Липпи помогала целая «команда» живописцев и, по крайней мере, два резчика по дереву – Манно деи Кори и Доменико дель Брилла, авторы столь прославленных произведений, как скамьи хора в церкви Санта Кроче (Манно деи Кори) и деревянная модель купола флорентийского собора Брунеллески (Доменико дель Брилла).
30 мая 1436 г. Паоло Уччелло получил важный заказ от флорентийской Опера дель Дуомо написать конный портрет английского предводителя наемников Джованни Акуто, который состоял на службе во Флоренции в течение 18 лет вплоть до своей смерти в 1394 г. Уччелло закончил фреску (справа) на северной стене кафедрального нефа в рекордно короткий срок — за три месяца. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Филиппо любил писать сцены Благовещения и сюжеты из жизни Мадонны, в лице которой (как считают многие исследователи) он изображал своих возлюбленных, а позже и жену.
Смысл этой сцены (в которой присутствуют также маленький Иоанн Креститель и Святой Бернард, особенно почитаемый во Флоренции в ту эпоху) и сам ее интимный и народный характер могут быть сопоставлены с диалектальной поэзией Лукреции Торнабуони, супруги Пьеро деи Медичи. В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции. В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. «Семейственная» вольница мастерской, разумеется, сильно рознилась своей несомненной наклонностью к буйству от тихой богобоязненной атмосферы, к которой привык подросток Сандро в родительском доме. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. Начало творческого пути Андреа дель Кастаньо Первые биографы Андреа дель Кастаньо (1423-1457) представляли начало его художественной деятельности следующим образом: юный пастушок, проводящий время на тосканских холмах и рисующий с натуры что придется, был замечен Бернадетто де Медичи – кузеном старика Козимо Медичи, который открыл его талант и оплатил ему достойное образование во Флоренции. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св.
Несколько иной точки зрения придерживается Б. Бернсон, так же говоря о том, что «Тем, что он достиг столь больших успехов, он обязан скорее Мазаччо, чем своей одаренности», однако добавляет: «декоративную манеру он заимствовал у своего первого учителя — запоздалого последователя Джотто (вероятно, Лоренцо Монако)»15. Самым же большим недостатком в творчестве Липпи стало, по его мнению, стремление «выразить чувства во что бы то ни стало».
Подходил к концу тысячелетний период средневековой истории. «Идеальный классический стиль», по определению Аби Варбурга, пронизывает здесь почти все фигуры. После проведенного специалистами технического обследования произведения, ученые пришли к выводу, что картина ранее состояла из двух частей. О его веселых похождениях ходили легенды, он запечатлен даже в новеллах. Филиппино был одаренной поэтической натурой искусным мастером с богатым воображением.
Примером тому может служить охотничья собака на переднем плане, павлины, обилие лошадей. В богатом яркими талантами итальянском искусстве кватроченто (XV в. ) его имя занимает особое место. Действие замкнуто в строгом великолепии дома в стиле Ренессанса. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св.
Одновременно с этим ок. Муратова «Образы Италии»9. Он выделяет у него период зрелого творчества, «самостоятельного и свободного, оригинального и совершенно новаторского в сравнении с искусством других художников этой эпохи».
За свой жизнерадостный и неунывающий нрав художник получил прозвище Веселый Брат. Лилии в руках ангелов – напоминание о Непорочном зачатии. Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо. Там изображен Ной, который, свесившись с ковчега, принимает от голубя оливковую ветвь, символизирующую мир между Богом и Человеком.
Изображение природы входит почти во все интерьерные композиции художника. Одним из самых ранних произведений Филиппо Липпи считается фрагмент фрески, называемой «Утверждение устава», во флорентийском монастыре Санта Мария дель Кармине относящейся к 1432 году. Филиппо приступил к росписям в 1452 году.
Фредиано, св. которые всегда почитаются не только за их старину, но и за изящество исполнения». по кн.
В Прато ему было поручено исполнить фрески главной капеллы собора на тему «Сцены из жизни Святого Стефана и Иоанна Крестителя». Р. Виппер, в свою очередь считает, что «можно предположить Фра Беато Анджелико, так как некоторые типы и приемы блаженного монаха часто повторяются в картинах»16. Виппера тем не менее, находится индивидуальная творческая личность художника.
(Цит. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались.
Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Виппер в работе «Итальянский Ренессанс 13-16 века», однако творчеству Филиппо Липпи посвящен значительный раздел, в котором автор дает обстоятельную и самостоятельную, не основывающуюся на точке зрения других исследователей оценку произведениям Липпи. В это же время была написана напряженная по настроению, почти патетическая «Пьета» (Милан). Очень выразительно даны биографические подробности исследуемые до мельчайших деталей в работе Д. Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев». Достаточно обратить внимание на книгу на перилах трона.
В Риме, в галерее Дориа, находится другое «Благовещение», менее напряженное по чувству, возможно, частично переписанное в прошлом столетии, хранящее в себе отголоски искусства Фра Анджелико. Пространство интерьера в картине подчинено присутствию святого семейства и ангелов. и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Более обычна и иконография: Христос коронует Мадонну, Царицу небесную. Одним из них был монах и художник фра Филиппо Липпи. возрождение»10 и «История зарубежного искусства»11.
Схожей точки зрения придерживается и Б. Р. Иеронима мученика. По возвращении во Флоренцию, Липпи пишет в 1437 «Мадонну Тарквиния» (Рим, Нац. В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель.
Однако, как и во фреске из Кармине, в ней можно найти некоторую приблизительность в передаче пропорций и в построении пространства, почти абстрактного, если не считать намека на цветущий луг, по манере письма слегка напоминающий позднеготическую живопись. Оно предвосхитило появление работ Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и многих других. показывают сильное влияние и глубокое преклонение перед гением Мазаччо. Первая работа мастера – фрески в церкви Сан Антонио в Падуе (1434) – не сохранилась.
М., 1993, с. 496). Эти изменения оказались особенно значимыми для последующего поколения флорентийских художников Вероккио, Полайоло и Боттичелли (ученика Липпи). Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Так художник показывает человеческую сущность Марии и Христа.
У него же можно найти наиболее подробный перечень произведений мастера, вплоть до работ, написанных во время проживания Липпи в Падуе, хотя в настоящее время эти работы не сохранились. Св. формы) в луврском музее, «Пресв.
240). Иеронима, ведь именно он перевел Библию с древнегреческого на латынь. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. В 1437 по заказу Барбадори Липпи исполняет алтарный образ «Мадонна с младенцем, св.
Так же можно назвать сборники «История искусства зарубежных стран. Более интересно «Благовещение» из Национальной галереи старого искусства в Риме: оно датируется 1450-ми годами и происходит из Ораторио деи Лариони в Пиан ди Риполи близ Флоренции. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета – Коронование и Святое собеседование. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. По ассоциации с ней, Липпи иногда называют мастером лесного пейзажа.
В произведениях исполненных после 1455 («Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Флоренция, Уффицы), Липпи сочетает самые разные реминисценции: хрупкость фигур Фра Анджелико с весомостью и тяжеловесностью Мазаччо и с некоторыми чертами поздней готики (например, скалы в «Мадонне с младенцем и св. Дж. Любовью к молодости и жизни можно объяснить и то, что в произведениях художника почти не встречаются люди преклонного возраста.
Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.
Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. После изучения канонического права (1432) он поступил на службу к папе Евгению IV, сопровождая его во Флоренцию в 1434 г. Альберти был потрясен художественными достижениями флорентийских мастеров и написал три трактата: по живописи, скульптуре и архитектуре. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу. Едва ли не впервые во флорентийской школе (за исключением Мазаччо), здесь появилось изображение обнаженных фигур.
Есть сведения о том, что Филиппо был очень непоседлив, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство из которого он, впрочем, освободился благодаря своему таланту живописца. Платформу с престолом окружают ангелы – Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако. Липпи отказался от архаичного золотого фона изобразив полосы – символ семи небес (итал. Обе половины картины, возможно, предназначались для боковых створок органа или реликвария.
Как художник, Филиппо Липпи сформировался самостоятельно. Следует также отметить и некоторые нововведения, которые применил художник. Поклонение волхвов явилась новаторской и в других отношениях.
Интересен такой анекдот. 1406. Самое прославленное произведение Липпи на религиозный сюжет – это «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» из Уффици (Ил. 4), для которой сохранился также подготовительный рисунок (некоторые исследователи полагают, что Фра Филиппо изобразил здесь свою жену и маленького сына). Несколько работ Липпи хранится в Государственном Эрмитаже.
Так в 1421 г. Филиппо в силу житейской необходимости волей-неволей стал монахом. Не удивительно, что поэт Роберт Браунинг, живший несколько столетий спустя, представлял в своем воображении возмущение монахов Сант Амброджо после завершения «столь телесного» произведения. Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици).
Среди поздних работ Фра Анджелико, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо немало произведений, выполненных в этой манере. акд. Их можно заметить уже в «Мадонне», находящейся сейчас в галерее в Тарквинии и датированной 1437 годом.
Подобные двойные обрамления были нередки в произведениях ренессансных художников. Посещение северных городов Италии молодыми художниками вошло в традицию того времени. Именно эта новая, «двойственная» тенденция, как неоднократно указывал Федерико Дзери, привела к своего рода дихотомии, присущей живописи флорентийского кватроченто.
В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико.
Фра Филиппо Липпи (итал. Однако, стоит отметить, что Филиппо имел возможность познакомиться с заальпийской художественной культурой еще во время своего пребывания в монастыре Кармине, так как возле церкви Санта Мария дель Кармине находилось так называемое «Нидерландское братство Святой Екатерины», где собирались купцы из стран Северной Европы. Боттичелли начинает посещать мастерскую иной, уже более интеллектуальной направленности. троне представлены в домашней, почти интимной обстановке. Лючии. Правда, они представляют собой настолько фантастические истории, что принимать их за правду бессмысленно. Похожую композиционную схему мы видим и в Мадонне с Младенцем, находящейся в Мюнхене, но главным мотивом картины стала непосредственная и неразрывная связь Матери и Сына (отметим в пейзаже справа небольшой храм интересной архитектурной конструкции).
формы) в луврском музее, «Пресв. Да и действительно, как можно не восхищаться трудами этого мастера. Им мог быть и пейзаж за окном или зеленый сад в арочном проеме, как в картине Благовещение. Это — «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». И, тем не менее, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени.
Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 (Рим, палаццо Барберини). Филиппино сопровождал своего отца в Сполето в 1467. Появление в средневековом мире гуманистов не было случайным. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. Анны: ведь это ее дочь стала той прекрасной женщиной, что дала жизнь Иисусу. Кто был учителем Филиппо Липпи — неизвестно, авторы использованных в работе трудов несколько расходятся во мнении.
Многие подростки-ученики с самого начала не только трут краски и постигают азы технологии, но зачастую становятся любимыми моделями своих наставников. Вазари. Светотеневое решение сцены гармонирует с легкостью пастельных тонов палитры. Дело в том, что Филиппо был очень влюбчивым человеком. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря.
Филиппо Липпи родился во Флоренции ок. Бернардом», написанной для Лоренцо Торнабуони там же). Изображение природы входит почти во все интерьерные композиции художника.
Этому впечатлению способствует и то, что он изображен сбоку от оконного проема. Настоящая картина, которая висела между ними (ныне в Уффици), передает сцену сражения, передний план выстроен с учетом законов центральной перспективы и копья, лежащие на земле, подчеркивают глубину изображения. Перед ней два ангела поддерживают маленького Христа, протягивающего руки к матери.
Бесплотные фигуры на средневековых иконах и фресках располагались в замкнутом ирреальном пространстве, невесомо паря на золотом фоне. В противовес Бернсу, Випперу и другим исследователям творчества Липпи, она оспаривает право мастера называться истинным, настоящим и непревзойденным художником своего времени, категорически отвергая ярлык «иллюстратора», пусть даже и превосходного. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV. Даже весьма сребролюбивый биограф в данном исключительном случае приписывает столь безоглядное бескорыстие не порокам, но душевным «доблестям Донато». Возможно, это был Мастер Кастельского Рождества (итал. Через четыре года в этом лее монастыре Мазаччо начал расписывать капеллу Бранкаччи (с.
Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г. Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Богородицы» во флорент. Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита. Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии. формы) в луврском музее, «Пресв.
Первоначально полагали, что эта фреска, раскрытая в 1860 году под слоем штукатурки во дворике монастыря изображает, как писал Вазари, утверждение устава ордена кармелитов папой Гонорием 3: «Так, вскоре он написал зеленой землейпапу, утверждающего устав кармелитов»17. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Но вскоре он покидает монастырь и начинает жизнь, полную приключений (правда, рассказ Вазари о его пленении «шайкой мавров» и обращении в рабство в Берберии, является, скорее всего, плодом воображения автора «Жизнеописаний»). По достоверным сведениям, «фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие». Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти.
Липпи умер в Сполето, куда он отправился вместе со своим сыном Филиппино для создания фресок в хоре собора («Сцены из жизни Марии»). Они предстают перед нами в своем повседневном окружении как земные мать и дитя. Красные цветовые пятна вместе с золотистым светом отражаются в складках одежд, в оттенках ликов и рук.
Иродиада с холодной жестокостью смотрит на отсеченную голову Иоанна Крестителя. Средние века. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Если поза обаятельно пухлого младенца Христа выдает очевидное влияние античного искусства, то окружающий интерьер, с «веерообразным» троном, с видимым в ракурсе пейзажем в открытом окне слева, с двориком изображенным на фоне картины за полуоткрытой дверью, заставляет вспомнить мотивы, знакомые по произведениям Яна ван Эйка и других нидерландских мастеров.
Вплоть до 1434 года о нем ничего неизвестно, хотя Вазари и пишет на этот счет несколько довольно любопытных сюжетов, якобы из его жизни. Уходящий вдаль пейзаж за окном собирательный образ земли. 262—263). Вазари заканчивает это необычно острое критическое замечание ("Жизнеописание Паоло Уччелло", 1568) анекдотом о том, как Уччелло по целым ночам просиживал в своей мастерской в поисках законов перспективы и когда жена звала его в постель, он восклицал: "О, какая приятная вещь эта перспектива. В рассматриваемом тондо за спиной Марии изображен момент ее собственного рождения.
Это, вероятно, самая ранняя из сохранившихся картин художника. Но чем можно объяснить такой поворот творческого пути Липпи. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.
Наиболее ранним из дошедших до нас произведений Филиппо Липпи является Мадонна из Тарквинии, написанная в 1437 (Рим, палаццо Барберини). Еще одна алтарная картина, написанная Липпи для известной флорентийской церкви – «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми» из Уффици (Ил. 2), – некогда находилась в Капелле дель Ноиициато в церкви Санта Кроче, спроектированной Микелоццо для Козимо Старшего и законченной строительством в 1445 году. Некоторые детали (одежда Марии, фигура женщины, несущей корзину) предвосхищают линейное изящество Боттичелли, будущего ученика Липпи. «Мадонна с младенцем».
Рассматривая картину «Поклонение младенцу Христу», очевидно, что и на сей раз это картина на священный сюжет, выполненная в подчеркнуто реалистической манере с конкретными мотивами. Но и тут все обернулось печалью. Выполнен в 1441 – 1447 годах для флорентийской церкви Сан-Амброджио. Это крылатое изречение приписывалось «Отцу отечества» Козимо Медичи, который, будучи сам непритязательным и придерживаясь весьма строгих нравственных правил, тем не менее от пристрастия к обаятельному живописцу если не поощрял открыто до вседозволенности, то с благодушием покрывал целый ряд сумасбродных его похождений. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Филиппо Липпи родился в 1406 году в бедном квартале города Флоренции на улице Ардильоне.
Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Уходящий вдаль пейзаж за окном собирательный образ земли. Мир людей и мир природы органично соединяются друг с другом. Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В это время итальянская культура переживала этап своего духовного обновления.
Тем не менее, существуют сведения, что Филиппо «вместо учения не занимался ничем иным, как только пачкал всяким уродцами свои и чужие книги и потому настоятель решил предоставить ему все удобства и возможности для обучения живописи»13. Подходил к концу тысячелетний период средневековой истории.
Схожей точки зрения придерживается и Б. Р. На заднем плане св. Incoronazione Maringhi) – алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи известный также как «Коронование Мариньи». Они считают, что находясь под влиянием Мазаччо, Филиппо Липпи иногда превосходно улавливал осязательную ценность, как, например, в его «Мадонне» в Уффици, но чаще это удавалось ему лишь внешним изображением тщательно выписанных одежд и драпировок. Интересующая нас Битва при Сан Романа (с. С самого начала жизнь для в монастыре для мальчика стала невозможной.
Это поистине первый «театрализованный» шедевр художника. Несколько иной точки зрения придерживается Б. Бернсон, так же говоря о том, что «Тем, что он достиг столь больших успехов, он обязан скорее Мазаччо, чем своей одаренности», однако добавляет: «декоративную манеру он заимствовал у своего первого учителя — запоздалого последователя Джотто (вероятно, Лоренцо Монако)». В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Обращаясь к его творчеству, тем не менее, очень сложно дать объективную оценку. худож. В легенды художнического мира вошла корзинка для добровольных взносов на общее и единичное пользование, подвешенная к потолку в скульптурной мастерской Донателло, который сам, по словам Вазари, «никогда не придавал никакой цены деньгам».
Но на этом фоне отчетливо звучат более яркие, теплые ноты. Богоматерь свободно движется, встав с трона навстречу двум коленопреклоненным и сосредоточенным святым. Это, вероятно, самая ранняя из сохранившихся картин художника. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл.
Его тонкое поэтичное чутье, совмещенное с наивным и искренним восприятием природы, воплощало религиозные повествования в формы увлекательных легенд, делая их одновременно проникновенными и доступными. И небо не фантастическое, а реальное. Лючии для фамильной капеллы рода Уццано в церкви Санта Лючия де Маньоли. Автор так же как и Бернсон расценивает мастера как живописца, не обладающего «исключительно крупным талантом», однако, «в силу какой-то особой заразительности своего искусства оставившего очень заметные следы в истории итальянской живописи».
Вообще, манеру изображения детей Филиппо почерпнул у Донателло. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же. Мир людей и мир природы органично соединяются друг с другом. Филиппо обнаружил также особую чуткость к наиболее современным иконографическим деталям. Фреска располагалась в люнете восточной стены Кьостро верде, первого из дворов ("Зеленого") доминиканского монастыря Флоренции Санта Мария Новелла. Cieli del Paradiso). В 1496 Филиппино написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). ".
Важнейними произведениями Липпи того периода были картины «Коронование Марии» (1441, Флоренция, Уффици) и два «Благовещения» (Флоренция, ц. Сан-Лоренцо- Рим, Нац. Его знаменитая картина Видение св. Это – «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Но среди этих «историй» есть и вполне правдоподобные.
Оно предвосхитило появление работ Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи и многих других.
Великолепное тондо «Мадонна с Младенцем» и «сцены из жизни Святой Анны» (Питти) – своего рода прелюдия к произвольным пространственным построениям маньеристов. К примеру, Д. Вазари и Г. Фосси утверждают, что основное влияние оказали произведения Мазаччо. Вернувшись во Флоренцию в 1470, он стал учеником Боттичелли. Вот таким образом в его картинах мы не найдем каких-либо тайных и скрытых символов. Fra Filippo Lippi, 1406 – 1469) – флорентийский художник, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения. Филиппо Липпи (по отцу – Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября1406 г., в семье бедного мясника.
На среднем плане мы видим окончание родов и маленькую Марию. Абсолютно очевидно, например, что образцом для прославленной танцующей «Саломеи» послужила античная скульптура. В 1452 Филиппо Липпи получает заказ на фрески в хоре собора в Прато («Сцены из жизни Иоанна Крестителя и св. Этому впечатлению способствует и то, что он изображен сбоку от оконного проема.
Однако, характер его был мирской и деятельный и вскоре он покинул монастырь. Одновременно с этим, он называет Филиппо Липпи не художником, а первоклассным иллюстратором – «а таким по своему природному дарованию, я думаю, Фра Филиппо и был»2. Мадонна Тарквиниа, написанная для флорентийского архиепископа Вителлески, является капитальным по значению произведением для понимания тех изменений, которые претерпело искусство Липпи на различных этапах своего развития и той особой, «тихой» революции, которую он совершил в живописи.