Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). У Леже умирает жена, старый художник становится совсем одинок. Благодаря его жене, Наде Леже и друзьям был основан мемориальный музей художника в Бьо. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора.
Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). В 1908 году Леже поселился в интернациональной колонии художников и литераторов «Ля Рюш», где в то время проживали Архипенко, Шагал, Лоранс, Робер Делоне, Сутин, Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Блез Сандрар. Стараниями его второй жены Нади Леже и его друзей, был основан мемориальный музей художника в городе Бьо. В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства и как скульптор.
Но в тот период как художник Леже не представлял собой ничего интересного. Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Его ученицей, помощницей, а в конце жизни и женой была русская – художник Надя Леже (Надежда Петровна Ходасевич).
Но она не покинула Париж. Потом художника увлекла монументальность образов. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год). Но вскоре они разводятся. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».
Ретроспективная выставка в Лионском музее. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Не повторяйте меня, – говорил художник, – берите от меня, что хотите и идите дальше. не видела настоящих картин. В 1972 года советское правительство наградило Надежду орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества».
В сентябре 1916 года под Верденом художник стал жертвой газовой атаки и, проведя больше года в больнице, демобилизовался. признавался счастливый Леже. Гены родственников воплотились и в профессии: Натали — успешный искусствовед, модельер. В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
На вступительных экзаменах в мастерские Надя потрясла приемную комиссию. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома.
Эта творческая сторона жизни доставляла Наде большую радость. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре.
В композиции связка ключей является ведущей. системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). Это была первая победа на пути в Париж. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. В этом новом воззрении все получает организованность.
Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Должно быть, она казалась ему странной: молчаливая скуластая девочка, не реагировавшая на его шутки. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.
В этом у Нади не было даже тени сомнений. Надежда родилась в Белоруссии, в 1919 году училась в Государственных свободных мастерских («Свомас») в Смоленске, затем в Варшавской академии художеств. Фернан Леже (1881 – 1955) писал не только картины – он также расписывал частные интерьеры, церкви, выставочные павильоны, зал Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и даже круизный лайнер. Забавно, как на нас иногда влияют статьи из журналов. После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете.
(Непонятно, по какой причине именно ее поставили в один ряд с писателями, художниками, музыкантами и композиторами. ). Однако, парадокс: вагон с ее творениями месяц долго простоял на запасных путях. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Семья голодает, Надя продолжает рисовать. Знакомая фамилия. Начинает работать над серией «Ныряльщики».
Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Станислав уезжает служить в армию. Все эти мозаики выполнила художница Надя Леже. Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Но Надя осталась в оккупированном городе.
1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса витражи для церкви в Курфевре подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ). В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии.
Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию. С толпой беженцев семья Ходасевичей уходит в Белев Тульской области. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. В 1963 году она привезла в Москву работы мужа. В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Настоящий мужчина. Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
Родители и лупили и звали знахаря бесов изгонять Но в девочке крепко жила мечта о Париже и искусстве. Но ее мечтам не суждено было сбыться – после ее смерти дом купил Зураб Церетели. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше.
В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). Но рисунки голодной деревенской малютки впечатлили всех — Надя была зачислена на курс. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике».
В 1927 году у супругов родилась дочь Ванда. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Леже любил повторять, что цвет и форма – не изобразительные средства, а самоценности, придающие характер вещам.
Фернан покупает дом с садом в пригороде Парижа, в Жиф-сюр-Иветт. Чудовищной неосведомленностью в художественном мире, она никогда не была в музее и действительно, не видела картин. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником.
Так, значительную сумму, полученную от Грабовского на покупку теплой однажды, Надя истратила на выпуск журнала об искусстве «LArt Contemporain». В 1932-1935 годах Фернан Леже преподавал в Академии Большой хижины и с помощью своей ученицы – белорусской художницы Нади Ходасевич, которая в свое время брала уроки у Казимира Малевича, начал вести свою собственную студию. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Настолько важно было для нее сохранить собственный стиль, не поддаться влиянию большого мастера.
Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ). А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом.
Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Что такое холст, краски Все это выяснится когда она «взрослой», в 1919 году отправилась в Смоленск. Которая, кстати, до пятнадцати лет не видела ни одной настоящей картины. Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму.
Девочка забредила Парижем. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. На Надю он сначала не обратил особого внимания.
Мечта о Париже, словно путеводная звезда, всегда вела Надю по правильному пути. В Марселе он долго не садился на пароход, надеясь, что она все-таки одумается и приедет. Человек и предмет зачастую в произведениях художника уравниваются и взаимозаменяемы.
В Париж. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Грабовский вернулся в Варшаву, оставив жену и ребенка без средств к существованию.
Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Девочку взяли. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. В школе Леже ученикам предоставлялась полная свобода. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). И в те годы появилась еще одна головная боль для родителей Нади. Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. В 1974 году двадцать работ из этой серии были отправлены в Дубну для выставки и установлены в сквере перед ДК «Мир». Именно это и произошло с Надей: ее жизнь снова озарилась, мечта стала еще более осязаемой. Девочка поселилась на вокзале в старом вагоне.
Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Надя мечтала показать мужу свою далекую родину. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. «Самое прекрасное — иметь цель, чтобы она сияла, тянула и чтобы ее изо всех сил добиваться», – будет говорить она много лет спустя.
Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Лето 1947 года проводит в Нормандии.
Почетными председателями на мероприятии были Жорж Брак, Пабло Пикассо и Марк Шагал. Почти по Чехову, только — «В Париж. Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.
Где живут и творят все настоящие художники. Что сказать. Художник всегда говорил, что хочет «расцветить» повседневную жизнь.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Став вдовцом, семидесятилетний мастер неожиданно сделал Надежде предложение. Не боюсь признаться: меня сформировала война». О ней поподробнее: Надежда Петровна Ходасевич-Леже (1904-1982) – российская и французская художница, двоюродная сестра поэта Владислава Ходасевича, ассистентка и последняя жена французского художника Фернана Леже. В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. На французском и польском языках. Выставка в галерее Луи Каре, Париж.
Надя, когда работала, всегда громко пела по-белорусски. Девочка продолжает бегать. Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье.
В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. 1950 завершает картину «Строители».
Похоронен на местном кладбище. Некоторые из них становятся его друзьями. Ведь Леже много времени уделял мозаике, фрескам и другим монументальным городским объектам. Именно они помогли ей добиться желаемого.
После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей).
Существование современного человека-творца гораздо сложнее и насыщеннее, чем жизнь людей предшествующих веков. До села «доехали» не все полотна, а часть из них потом и вовсе украли из музея.
Она согласилась. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Но его поездка в СССР так и не состоялась. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую.
Выставка в галерее Тейт, Лондон. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Париж тянет. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Одновременно, она подрабатывает, где возможно. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба.
Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913 – 1914). Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады.
Стремление стать большой художницей помогает ей преодолеть эту нелегкую полосу в жизни. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Вообще, не представляла, как они выглядят. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж).
Преодолев множество трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже. Монастырь монастырем, а нужно было бороться за свою мечту. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Это был пик творчества художника.
Вскоре к фамилии художницы прибавилась еще одна. И фантастическим талантом к рисованию. Его мастерская была на первом этаже, Надина на втором. В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда.
О родном селе Надя тоже не забывала, отправив в 1972 году туда часть своих мозаик. Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год). Но в тот день, когда Надя праздновала новоселье, началась Вторая мировая война.
Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. ». Жил в Париже.
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Однако многие работы пропали по пути. Однажды девочка даже «почти доехала» до города любви: собралась в дорогу в старых башмаках, ободранном платье и корочкой хлеба. Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ).
Ряд из них установили в сквере у ДК «Мир» в г. Дубна Московской области, где уже новой России они были варварски уничтожены. Для пропитания стирала, мыла полы, таскала багаж. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. В 1945 году он вновь возвращается во Францию. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. В 1927 году Надежда Ходасевич-Грабовская разводится с супругом, активно занимается живописью, графикой, декоративным искусством издает французско-польский авангардный журнал «LArt Contemporain – Sztuka Wspczesna», во время Второй мировой войны участвует во французском Сопротивлении.
В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо).
Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана.
Портрет Сергея Эйзенштейна в настоящее время находится в Доме престарелых работников кино, а портреты четырех космонавтов установлены на площади Космонавтов перед ДК «Октябрь». В 1918-1920 годах творчество Леже сближается с абстракционизмом: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции имитирующие технич. Бокье ушел на фронт, Леже был вынужден уехать в Америку. Мачты электропередач и трансформаторы он изобразил на фоне пейзажа со следами бури, в свете огромной радуги. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Вы должны сами почувствовать, когда вам крикнуть: К черту Леже.
Не боюсь признаться: меня сформировала война. Формально, по объективным причинам.
О нем много писали и сам он читал лекции. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж.
Четыре года Надя ходила по острию ножа, участвуя в движении Сопротивления. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго. Откуда в нищей, деревенской, недоедающей семье сведения о Париже. Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. В 1933 году вместе с Ле Корбюзье Фернан Леже ездил в Грецию, где принял участие в Международном конгрессе современной архитектуры. Однако в браке уже давно наметился разлад.
В 1955 году мастер умирает. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. На стене она написала – «Долой Леже. ». Выставка получилась довольно представительной – 170 произведений из Музея Соломона Гуггенхайма и Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и внушительное число архивных материалов.
Выставляется в галерее Поля Розенберга. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Были также акробаты и лоуны, до слез смешившие детей, приглашенных на церемонию.
Лишь однажды она взяла от него довольно большую сумму и потратила ее на издание собственного иллюстрированного художественного журнала «Современное искусство», «LArt Contemporain». Именно вот таким образом он уговаривал своих друзей-архитекторов включать в дизайн интерьеров и росписи (стоит напомнить, что до того, как стать художником, Леже учился на архитектора и затем некоторое время работал чертежником у одного парижского зодчего). А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.
Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Шестьдесят из них она подарила Советскому государству. Живя во Франции, Ходасевич-Леже никогда не забывала о своих корнях. Частые поездки и статус известной художницы способствовали ее дружбе со многими выдающимися людьми, например, Людмилой Зыкиной и Екатериной Фурцевой. Поступать в Высшие государственные художественные мастерские. Беглянку остановил знакомый постовой на станции.
Ей пришлось жить в заброшенном вагончике и трудиться по ночам, занимаясь черной работой. Недаром ключевыми чертами характера Нади были упрямство и упорство. Живопись зовет. Пряталась, меняла имена и внешность – и ни разу не пожалела, что осталась во Франции. Начинается Первая мировая. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане.
Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. 13 мая 1960 года состоялась церемония открытия Национального музея Фернана Леже (Musee National Fernand Leger) в Биоте. Лицо, его пластическая ценность – шар, сфера без выпуклых или вогнутых элементов. Теперь она звалась мадам «Ходасевич-Леже». В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет».
Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Сказано — сделано. Принимает участие в Осеннем салоне. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом.
1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Надежда Ходасевич-Леже умерла в 1982 году, дожив до 80 лет. И все же он выделялся из числа других кубистов-современников: художник заполнял простейшими элементами все поле картины будто бы бессистемно, ничего не компануя, в результате чего работа выглядела как случайный фрагмент какого-то огромного пространства. Ее снимают с поездов, задерживают на станциях, нещадно порют, даже приглашают знахарку изгонять «бесов Парижа», но все бестолку. Многие из включенных в экспозицию работ раньше никогда не покидали своих мест.
В парковой зоне возле ДК «Мир» находятся несколько любопытных бронзовых скульптур в человеческий рост, которые меня заинтересовали. Может все произошло как в сказках. Мечта о Париже не покидает юную художницу. Нос, глаза, рассматриваются как вещи, как вещи моделируются и также разрешаются.
Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. В память об этих событиях аллея возле ДК «Мир» названа именем актера, а на фасаде здания висит мемориальная табличка.
В том же году вместе с А. Озанфаном, М. Лорансеном и А. Экстером он открыл Свободную художественную школу. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. И с огнем в глазах рассказывала об этом сокурсникам.
И вселил в ее душу надежду на будущее. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Во многом благодаря этому Фурцева стала одной из самых элегантных дам СССР.
Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин.