Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Lger 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911).
На фронте Фернан Леже рисовал даже в траншеях. Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту – объединил в одной огромной картине Большой парад разные изобразительные средства. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже.
Жозеф Фернан Анри Леже (фр. В 1930-х годаз Фернан Леже много путешествовал. Фернан Леже умер в 1955-м году. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии в семье животновода.
Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино. Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Фернан Леже умер летом 1955 года.
С началом Первой мировой войны Фернан Леже переехал в США.
Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. В 1935 Леже во второй раз едет в Соединенные Штаты вместе с Ле Корбюзье (первая поездка состоялась в 1931, Нью-Йорк и Чикаго) в Музее современного искусства и Художественном институте впервые проходят его выставки.
Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1903—05). В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком.
Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). В 1945 году он вновь возвращается во Францию.
с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже Фернан стремится эстетически осмыслить облик индустриального города, найти гармонию между человеком и миром современной техники («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Бьо). Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. New Haven, 1983.
(точнее — этапа технического прогресса в доэлектронный период) ибо в них с предельно возможной для живописи силой осуществлена эстетизация самого духа машинно-механической цивилизации, ее романтизация. Однако этим планам не суждено было сбыться. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс).
В 1940-46 жил в США. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Такие картины, как «Листок остролиста» (1930) и «Бабочки и цветы» (1937, частное собрание) посвящены растительному и животному миру.
По некоторым атрибутам (одежда инструменты, жесты) можно понять, что все они принадлежат к широким слоям народа (рабочие, крестьяне, обыватели). Официальное открытие Национального Музея Фернана Леже (Muse national Fernand Lger) состоялось 4 февраля 1969 года. «Effort modeme». Таким образом, до 1923 Леже параллельно разрабатывает темы города, работы и отдыха фигура помещается в пейзаж («Оживленный пейзаж», 1921, Париж, частное собрание) или, с оттенком лиризма, в сложный интерьер («Большой завтрак», 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Женщина и ребенок в интерьере», 1922, Базель, Художественный музей). Наконец, большая композиция «Механические элементы», 1924, Париж, Нац.
1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Наконец, фигура человека приобретает значение архетипа в монументальном «Механике» (1920, Оттава, Нац. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. «Турист» (1954, Бьо, музей Фернана Леже), как и более ранняя «Поездка за город», свидетельствуют об успехах этого непосредственного искусства, чьи упрощенные знаки понятны без труда и вместе с тем достаточно полно передают тему произведения. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). музей современного искусства), где ровно окрашенные круги весело контрастирующих цветов (воспоминание о хроматических кругах Делоне) соответствуют движению шатуна и «Город» (1919-1920, Филадельфия, Музей искусства), в котором Леже более лирично воспевает городской мир – динамическое чередование острых планов, полная независимость цветов, введение трафаретных букв преобразуют банальный мир в грандиозное видение, где присутствуют и маленькие силуэты людей. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника.
С 1909 примыкал к кубизму. музей современного искусства, Центр Помпиду). Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. На раннем этапе создавал полуабстрактные живописные композиции из объемных элементов, близкие к тем, которые в России в то же время писали кубофутуристы (см. : Кубофутуризм). Его дарование максимально проявилось в монументальных работах -- таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль).
В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). 2 августа 1914 Леже уходит на фронт. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938). Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан.
Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства. Своё стремление к синтезу искусств Леже Фернан проявляет ещё в 1925, сотрудничая с Ле Корбюзье (павильон «Эспри нуво»), но реализует главным образом в последующие годы в мозаиках и витражах церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. Музей художника открылся в 1960-ом году.
музей современного искусства, Центр Помпиду). системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Вокруг музея был разбит чудесный сад под руководством Анри Фиша (Henri Fisch), который также работал для Национального Музея Марка Шагала, Фонда Маг (la Fondation Maeght), Музея Пикассо в Антибе. Я люблю формы, - признавался он, - навязанные нам современной промышленностью и использую их: сверкающие тысячами бликов стальные конструкции, гораздо более тонкие и прочные, чем так называемые классические сюжеты. Этот прием он будет использовать в своих произведениях еще долго.
Он не считал недостатком импрессионистов избыточность их хроматической гаммы, однако художника не устраивало отсутствие конструктивной силы. Таким образом, новые картины и большие композиции могут возникать на основе абсолютно иных предпосылок». Фактически лучшие произведения Л. предстают своеобразными «иконами» XIX-XX вв. В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ). В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом.
Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими.
Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Не боюсь признаться: меня сформировала война. Не боюсь признаться: меня сформировала война».
Это был пик творчества художника. Сначала он был только личной инициативой Нади Ходасевич и Жоржа Бокье, но потом стал национальным. Ночная Америка с ее огнями приводят художника в восторг он вводит в своих картинах разделение цвета и рисунка, создавая таким образом «гибкую поверхность» («Цветные ныряльщики», 1942-1946, Бьо, музей Фернана Леже). Здесь же находится его "Джоконда с ключами" – полная противоположность классической "Джоконды" Леонардо да Винчи серия картин "Строители" (Les constructeurs), посвящённая труду рабочих несколько образцов импрессионизма руки Фернана Леже. Вскоре художник ушёл из жизни, но, к счастью, продолжило жить его творчество. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана.
Живопись, будучи искусством видения, по необходимости является отражением внешних условий, а не психологии. Начало Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. В 1990 музей расширился, увеличив свою площадь в два раза. Кубистические работы Леже Фернан отличаются динамикой пространственного построения и контрастами открытых тонов («Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель).
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война». Центр Помпиду), которую сам художник считал антитезой «Городу» (1919). Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа).
Похоронен на местном кладбище. С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. А. С. Пушкина, Москва). В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»).
В 1940—45 жил в США. Прямолинейные и асимметрические архитектурные формы служат фоном для городских видов и для изображений человеческих фигур, они являются тем общим знаменателем, который позволяет напомнить о том, что с 1921 Леже поддерживал отношения с художниками голландской группы «Де Стейл», ван Дусбургом и Мондрианом, тексты которых были в 1920 опубликованы гал. Строгое здание было возведено по проекту французского архитектора с русскими корнями Андрея Светчина (Andr Svetchine).
Мэг «Красный и черный корень», керамика, Чикаго, Художественный институт). Принимает участие в Осеннем салоне. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер.
Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. Начинает работать над серией «Ныряльщики».
Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Когда-то, наблюдая за тем, как докеры Марселя, забавляясь, толкали друг друга в воду, Фернан Леже решил провести своеобразный эксперимент – образно переосмыслить человека в пространстве, в момент полета. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). Он был вынужден переезжать из города в город, а затем вообще эмигрировал в США, где ему предложили возглавить кафедру в Йельском университете, а потом в Колледже Миллса в Калифорнии. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Монумеигальные работы. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях.
В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Сам Л. дал и конкретные импульсы к широкой реализации его принципов не только в живописи. Ныряльщики на желтом фоне, Акробаты в сером, Танец и похожие на каллиграфические знаки Большие черные ныряльщики – это все звенья одной цепи. Для групповых посещений от 10 человек тариф – 5. Пейзаж, пересекаемый, разрываемый автомобилем и скорым поездом, пущенным во всю скорость, утрачивает свое описательное значение, но выигрывает в значении синтетическом».
Этот прием будет в двух последующих работах Леже (J954): одна из них – это «Большой парад» (Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма) на тему цирка, этой «страны движущихся кругов» (этой теме была посвящена и ранняя композиция «Цирк», 1918, Париж, Нац. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. В поиске универсального современного языка, доступного широкой публике, Леже обратился к киноискусству.
Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Фернан Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей).
1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. «.
музей современного искусства, Центр Помпиду), которая завершает серию велосипедистов в духе символического реализма, радостного и народного. Тогда неопластицизм казался ему «полным освобождением, необходимостью, противоядием». Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Существование современного человека-творца гораздо сложнее и насыщеннее, чем жизнь людей предшествующих веков. Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям.
Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Это был его незаконченный проект для Ганноверского стадиона-велодрома. Цветовая палитра этих работ, по закону жанра, отличалась сдержанностью. 1950 завершает картину «Строители». с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия). нарастают черты декоративизма, вместе с тем в неё вводится ясная сюжетная основа.
Художник стремится к созидательному искусству, «понятному для всех, без тонконстей», к созданию «больших сюжетов», где главное – человеческая фигура. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию.
Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт) он участвует и в выставке «Бубнового валета» в Москве. Входные билетыОбычный взрослый билет стоит 5, 50. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. 1881-1955) Известный французский художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже, профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни европейского авангарда (см. : Авангард) начала столетия. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет».
Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. На южном фасаде растянулась огромная яркая мозаика (400 м2), представляющая собой творчески переработанное видение Фернаном Леже игр с мячом и велоспорта. «Ныряльщики на желтом фоне» (1941- 1942, Нью-Йорк, Музей современного искусства) положили начало серии картин на тему «люди в пространстве» и перевернули еще фронтальную основу «Композиции с двумя попугаями». Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). Л. Б., В. Б. Леже (Lger) Фернан (4. 2. 1881, Аржантан, Нормандия, — 17. 8. 1955, Жиф-сюр-Ивет, там же), французский художник, мастер декоративного искусства.
По эскизам Леже Фернан оформлен музей его имени в Бьо (1956—1960), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эссонис (1965—66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Не боюсь признаться: меня сформировала война. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Сад вокруг дома должен был служить пейзажем к его полихромным скульптурам. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике». «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в «Свадьбе» (1911, Париж, Нац. Художник создает теперь динамическое пространство (круговая композиция), обновляет иконографию (растительный и животный мир, минералы) и устанавливает новые связи между мотивами (соединение шнуром или витой лентой).
Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. А мать, которую Фернан бесконечно любил, не совсем понимала его стремление во что бы то ни стало быть художником. Очертания этой формы зеркально повторяют круглые головки ключей и кольца, на которые они нанизаны. Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). Некоторые из них становятся его друзьями.
музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению («Крыши Парижа», 1912, Бьо, музей Фернана Леже). В коллекции можно увидеть образцы его, удивительной по красоте и странной по тематическому выбору, керамики, например "Идущий цветок" (La fleur qui marche), "Женщины и попугай" (Les femmes au perroquet). Лето 1947 года проводит в Нормандии. Эта склонность к современной реальности, по возвращении Леже во Францию, приобретает политический и социальный характер (он вступает во французскую компартию). Однако ни школы, ни направления в искусстве он, как и Шагал или Пикассо, не создал.
Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Поиски отвлечённой пластической выразительности цвета на время сближают Леже Фернан с практикой абстрактного искусства, от которой он отказывается впоследствии (в станковых произведениях). Я приближаюсь к индивидуализации персонажей». Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год).
Но если человеческое тело предстает в живописи как сентиментальная или экспрессивная ценность, то в фигурных композициях (картинах) невозможно уже никакое развитие. Этот плодотворный период увенчан большой «Композицией с двумя попугаями» (1935-1939, Париж, Нац. После этого смелого эксперимента Леже заявляет: «Появляется совершенно новый лиризм трансформированного предмета, пластика будет строиться на этих новых фактах, на этой новой истине». Потом художника увлекла монументальность образов.
Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Посе- лившись в «Улье» (Ла Рюш) около 1908-1909, Фернан Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму «Конструкция». Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». Не было у него и прямых последователей, кроме его жены Н. Леже.
Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). В лаконичных, конструктивных композициях конца 10—20-х гг. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. В период с июля 1915 по декабрь 1916 он делает серию набросков (Бьо, музей Фернана Леже), взятых из жизни, свидетельств повседневной жизни его сотоварищей на фронте. Вдова Фернана Леже, Надя Ходасевич и друг артиста, Жорж Бокье (Georges Bauquier), выстроили на купленном участке музей. С эффектом композиции крупного плана (навеянного кинематографом) сочетается простота конструктивной строгости в этом синтезируются влияния группы «Де Стейл», Баухауза, русского конструктивизма и пуризма, хотя сам Леже и оспаривал влияние пуризма на его живопись («Аккордеон», 1926, Эйндховен, Гор.
Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма («Сад моей матери», 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный «Автопортрет», Париж, частное собрание). «Развлечения», начатые в 1943 в США, перерастают в картину «В честь Давида» (1948-1949, Париж, Нац. Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Жил в Париже. Так, «Ваза для фруктов на столе» (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а «Швея» (1909, Париж, Нац.
Ретроспективная выставка в Лионском музее. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. музей современного искусства, Центр Помпиду), чья общая композиция взята из «Акробатов и музыкантов» 1945 (Париж, гал. На основе этих зарисовок будет написана картина «Солдат с трубкой» (1916, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) и монументальная композиция «Солдаты играющие в карты» (Оттерло, музей Крёллер-Мюллер), созданная в конце 1917, когда художник был госпитализирован, после отравления газов на фронте в Вердене. «Джоконда и ключи» связана с «Марией-акробаткой» (1933, частное собрание) и «Адамом и Евой» (1935-1939, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия) – в том же недифференцированном пространстве, но гораздо более обширном, противодействуют абстрактные элементы и фигуры, прекрасно демонстрируя принцип «двух противоположных тем», сформулированный Леже. В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ).
Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Напряженная игра контрастами цвета, формы, линий, соседствующих предметов изображений предметов с их формами в видимой действительности и т. п. достигает в работах Л. почти пределов живописных возможностей, чем создается особый (иногда почти мистический) эстетический эффект. Выставка в галерее Луи Каре, Париж.
С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. музей современного искусства. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Завершением этой темы стало величественное «Чтение», второстепенные детали которого трактованы гораздо более сдержанно (1924, Париж, Нац. Последний французский период (1945-1955). Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше.
Корень, бывший прежде излюбленным мотивом соединению предметов, сам становится темой картины («Черный корень», 1941, Париж, гал. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома. Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Опыт Народного фронта (1936) оставляет в нем глубокий отпечаток и переориентирует его в сторону больших реалистических сцен.
ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. В «Обнаженных в лесу» (1909-1910, Отгерло, музей Крёллер-Мюллер), по словам самого художника, он «особенно боролся за объем» фигуры мощно переплетаются их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, «противоположный импрессионизму». В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. Картина «Джоконда и ключи» (1930, Бьо, музей Фернана Леже) стала для Леже очень «рискованной» с точки зрения контрастов предметов.
Перед посадкой на корабль в Марселе он наблюдает купание молодых докеров в порту: «Эти ныряльщики привели в действие все остальное – акробатов, велосипедистов, музыкантов». О нем много писали и сам он читал лекции. Начало Второй мировой войны, военные поражения Франции очень болезненно отозвались в душе Фернана Леже. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952).
Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны». Отдыхая в тени деревьев, можно посмотреть на монументы, созданные по эскизам Фернана Леже. За счет подобного художественного контекста тривиальные вещи повседневности и фигуры рабочих и крестьян (не говоря уже об абстрактных формах, которые органично входят во все композиции Л. ) приобретают особую значимость и выразительную силу. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр.
В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). В композиции связка ключей является ведущей. Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами).
Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. После третьей поездки в Нью-Йорк (сентябрь 1938 – март 1939 отделка квартиры Нельсона А. Рокфеллера Младшего), Леже в октябре 1940 покидает Францию для добровольного пятилетнего изгнания в США, где читает курс лекций в Йельском университете. По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др. Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение».
Этот факт научил меня большему, чем все музеи мира. Центральная для Леже Фернан тема труда и отдыха рабочих воплощается в монументальных, лапидарно-обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах («Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла.
Вслед за футуристами его начинают активно интересовать конструкции, детали и элементы мира техники: колеса поездов, рельсы, шестерни, различные моторы, шкивы и т. п. Однако, в отличие от футуристов, его внимание привлекает не их динамика — участие в каких-то механических процессах, а их статическая форма в отрыве от их утилитарных функций. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909-1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910-1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Выставка в галерее Тейт, Лондон.
В это же время, с 1949, в Бьо вместе со своим бывшим учеником Роланом Брисом Леже экспериментирует с керамикой, мозаикой и витражом, стремясь достичь оригинальной выразительности, где царят его идеи монументальности, цвета и контраста (мозаика для фасада ц. в Асси, 1949 витражи для ц. в Оденкуре, 1951 и для ц. в Курфевре, Швейцария, 1954, а также для университета в Каракасе, 1954 скульптуры, мозаики и керамика для компании «Gaz de France» в Альфортвиле, 1955). Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Мэг) а вторая – «Поездка за город» (Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Член Французской коммунистической партии с 1945.
1881-1955. В Америке появляется и тема велосипедистов, трактованная с сильным народным привкусом («Большая Жюли», 1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также тема конфликта между природой и отбросами городских агломераций («Прощай, НьюЙорк», 1946, Париж, Нац. Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: «Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке». Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. В 1922 году художник сказал следующее: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью.
Вернувшись с войны, я стал изображать то, что почувствовал на фронте». А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Это куклы, манекены или роботы, составленные из стандартных элементов (наподобие целлофановых кукол середины XX в., собранных для подвижности из отдельных членов, скрепленных резинками, нитками, проволокой): рук, ног, голов, копны волос, торсов, грудей и т. п. При этом четко прописаны границы соединения отдельных членов. Движение и время вообще не интересуют Л. Он создает предельно статичные, уравновешенные композиции, в которых пространство и ритм возникают исключительно за счет структурной организации ярких цветных (часто локальных цветов) плоскостей и обобщенно-упрощенных форм предметов и человеческих фигур.
О нем много писали и сам он читал лекции. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях.
Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Билет со скидкой стоит 4. Обогащенный опытом военных лет, Леже с 1918 возвращается к фигурации, сначала изображая человека как робкое дополнение машины («Буксир», 1918, частное собрание варианты – 1920, Гренобль, Музей изящных искусств и 1923, Бьо, музей Фернана Леже), а затем уже на равных с машиной («Типограф», 2-е состояние, 1919, Мюнхен, Новая пинакотека). Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.
В 1918-1920 годах творчество Леже сближается с абстракционизмом: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции имитирующие технич. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции.
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны.
Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». Выставляется в галерее Поля Розенберга. музей ван Аббе «Натюрморт с рукой», 1927, Эссен, музей Фолькванг).
Участвовал в Первой мировой войне, которая дала толчок его восприятию человека в качестве некой незначительной детали огромной социальной машины (военной машины, в данном случае). На самом же деле он помог Леже осознать свое призвание к стенной живописи и его влияние будет заметно в больших абстрактных композициях, созданных в 1924-1925 и названных самим художником «стенными миниатюрами» («Стенная композиция», 1924, Бьо, музей Фернана Леже). 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Уравнивание предметов природного мира, продуктов человеческой деятельности и фигур самих людей на основе их исключительно цвето-формного звучания открыло перед искусством XX в. необычайно широкие творческие перспективы, которые в полной мере и осваиваются с тех пор самыми разными художественными практиками и творческими личностями. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. Ныряльщики на желтом фоне, Акробаты в сером, Танец и похожие на каллиграфические знаки Большие черные ныряльщики – это все звенья одной цепи. К острому ощущению машинизации (или даже машинной природы) общества его приводит и активизировавшийся в послевоенные годы технический прогресс, который отнюдь не воспринимался им негативно. N. Y, 1976 De Francia P. Fernand Leger. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно.
В живописи Леже Фернан 30—50-х гг. Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Зато абсолютно новые черты появляются в «Женщине в голубом» (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете.
Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. «Строители» (1950, там же) представляют другую сторону рабочей жизни, – труд они воспевают социальную эпопею тяжелого человеческого труда в более реалистичной манере. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год). Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал. Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию. Paris, 1965 Schmalenbach W. Leger. В 1924-1927 предмет занимает в его живописи главенствующее положение.
В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Тем не менее их условный изоморфизм (упрощенно схематизированная роботовидная форма человека определенной социальной принадлежности) создает в картинах Л. какую-то ирреальную (только им присущую) атмосферу предельно эстетизированного антропо-технизированного статического мира величавого спокойствия и красоты. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Две картины главенствуют в этом «механическом» периоде: «Диски» (1918, Париж, Гор. С 1909 примыкал к кубизму.
В 50-ые годы талантливый художник Фернан Леже (Fernand Lger) купил дом в небольшом городке Биот, чтобы привести в порядок свои многочисленные работы. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США.
Мастер выполнил всего один заказ -- монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Лит. : Fernand Leger. В композициях 20-х гг. Законы контрастов присутствовали в композициях Леже постоянно: естественный контраст между цветами, листьями и корнями деревьев бытовой -- между трубками, подсвечниками, зонтиками и спортивными принадлежностями индустриальный -- между лестницами, кругами, машинными деталями, колесами наконец, существуют контрасты прямых и округлых линий, статики и динамики.
В 1922 году он признавался: Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. гал. ) и позднее в «Человеке в свитере» (1924, Париж, частное собрание).
Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа. В 1936-1937 он делает декорации и костюмы К «Триумфу Давида» для Гранд-Оперы (музыка Риети, хореография Лифаря) и украшает праздник Профсоюзов на Зимнем велодроме, а также пишет композицию «Передача сил» для дворца Открытий по случаю Всемирной выставки в Париже. А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом.