Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas van Leyden) (Лейден 1494— Лейден, 1533)— нидерландский живописец и гравёр. Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерл. Lucas van Leyden) (Лейден, 1494 — Лейден, 1533) — нидерландский живописец и гравёр. Лейден, Лукас ван (Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс, Лукас Якобс) (Lucas van Leyden, Lucas Hugensz (oon), Lucas Jacobsz (oon) (1489/1494, Лейден – 8. 08. 1533, там же) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения.
Живописные работы Лукаса ван Лейдена ценятся не так высоко, как его графические работы, но он, несомненно, был одним из выдающихся нидерландских художников своего времени. Лукас ван Лейден (еще называют Hugensz или Jacobsz) родился в Лейдене в 1494 (или 1489). На одной из марок картина Лукаса ван Лейдена.
Тематика гравюр Лукаса ван Лейдена широка и многообразна. В первые десятилетия 16 века в искусстве гравирования доминировали три художественных личности: Альбрехт Дюрер, Маркантонио Раймонди и Лукас ван Лейден. Сохранилось семнадцать живописных работ Лукаса ван Лейдена, ещё двадцать семь известны из описаний Карела ван Мандера, а также по современным копиям или графическим работам Яна де Бишопа, выполненным в конце XVII века. Лука Лейденский, Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden), нидерландский живописец и гравёр эпохи Возрождения.
Дева, кормящая грудью Младенца», «Св. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», она является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. По своему мастерству Лука Лейденский не уступает Дюреру.
Почти все гравюры Луки Лейденского подписаны инициалом «L» и около половины его работ датированы, включая знаменитую серию «Страсти Христовы» (1521). И хотя некоторые художники в Нидерландах, такие как Мабузе (Ян Госсарт), приобретают на время европейскую известность, она оказывается недолговечной и к концу XVI в. их начинают забывать в других странах. Он – пионер нидерландского жанрового офорта и гравюры («Игроки в шахматы», «Картёжники»).
Брейгель Старший, Х. Гольциус, Рембрандт), так и итальянские (Андреа дель Сарто, Я. Понтормо) мастера. Ван Лейден был разносторонним художником. В портретах («Автопортрет», около 1514 года, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг «Мужской портрет», около 1521, Национальная галерея, Лондон) Лука Лейданский использует старонидерландскую схему погрудного изображения на нейтральном фоне, однако уделяет повышенное внимание энергичной лепке лица и психологич. Иоанна», «Обрезание», «Св. Полагают также, что он умер изнурённый непрерывной работой и это более вероятно, так как он оставил огромное количество произведений, среди которых, кроме вышеупомянутых, можно назвать «Портрет Максимилиана I», «Обращение св. Другие безучастно наблюдают или проявляют более активный интерес к происходящему.
Но гораздо важнее не мелочи. Ван Лейден был одним из первых художников в нидерландском искусстве, кто стал писать гротескные и карикатурные жанровые сцены («Игроки в карты» «Молочница», 1510-14). музей Исцеление иерихонского слепца, 1531, Санкт-Петербург, Гос. С ранних лет он успешно работал в технике резцовой гравюры («Магомет с убитым монахом», 1508 «Давид и Саул», 1509 «Коровница», 1510 «Танец Магдалины», 1519 «Вергилий в корзине», 1525 и др., всего 168 листов), позднее использовал офорт и ксилографию. В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди («Магомет и монах Сергий»), позже обращался к офорту и ксилографии.
Созданный Лукой выразительный автопортрет проникнут ярким утверждением народного бюргерского начала. По-видимому, художник относился к религиозной стороне сюжета чисто формально, мало заботясь о том, чтобы подчеркнуть ее. Мотивы для своих гравюр и картин он брал, перерабатывая их, у Маркантонио Раймонди.
В двух своих шедеврах – гравюрах «Молочница» и «Ecce Homo» (последняя приводила в восхищение Рембрандта) – художник также многим обязан Дюреру. Считается, что ван Лейден первым начал использовать для офортов медь вместо железа. 1508), написанный в свободной манере, нехарактерной для живописи той эпохи. Этим же годом датируется атрибутируемая Лукасу ван Лейдену картина «Игра в шахматы», которая является одним из первых жанровых произведений в нидерландской живописи и содержит единственное изображение партии в курьерские шахматы.
Но это новое увлечение имело для Лукаса ван Лейдена самые пагубные последствия. В 1514 Лукас вошел в Гильдию Живописцев в Лейдене. В картинах Игра в шахматы (ок. 1521, Лондон, Нац. Вскоре он скончался. В новом стиле создана гравюра «Вергилий, подвешенный в корзине». Созданный Лукой Лейденским выразительный автопортрет (около 1514, Музей герцога Ульриха, Брауншвейг) проникнут ярким утверждением народного бюргерского начала.
К творческому наследию Луки Лейданскогообращались как нидерландские (П. Лукас был первым, кто отразил его. Трубят рога, верхом на коне Магдалина преследует затравленное собаками животное. 1521, Лондон, Нац.
Себастьяна», «Распятие», «Вознесение», «Бегство в Египет», «Иисус Христос, окружённый ангелами», «Человек, держащий стрелы», «Св. Лукас наслаждался большой репутацией в свое время и Джорджио Вазари (кто назвал его Лукасом ван Холландтом), даже оценил его выше Дюрера. В то же время там находился Альбрехт Дюрер. Хьюберта.
музей), обетная картина, написанная в память о Класе Дирке ван Свитене для ц. св. Согласно Ван Мандру, как мальчик он только общался с другими молодыми художниками, такими как художники, стеклянные граверы и ювелиры и был заплачен Хиром ван Лочорстом (Йохан ван Локхорст Лейдена, который умер в 1510), золотой флорин в течение каждого из его лет в 12 лет для акварели Св. Основная часть творческого наследия Луки Лейданского составляет печатная графика. Учился у своего отца, лейденского живописца Хуго Якобса (около 1460 – между 1534 и 1538 годами) и у К. Энгелбректса. В небольших по формату произведениях бытового жанра («Игра в шахматы», около 1508-1510, Государственный музеи, Берлин) мастер создаёт острые драматические ситуации, демонстрируя разнообразие человеческих характеров такие сцены приобретают аллегорический и морализирующий характер. В 1527 г. ван Лейден совершает поездку в Миддельбург, где знакомится с Яном Мабузе.
Из ранних живописных опытов Лукаса заслуживает внимание его автопортрет (ок. К 1521 г. относится поездка ван Лейдена в Антверпен. А теперь обратимся к его графическим произведениям. Художник и гравер Лукас ван Лейден (Лука Лейденский, 1489 или 1494–1533) был одним из самых значительных художников первой половины XVI столетия в Нидерландах.
Согласно книге Карла ван Мандера, художника и писателя, которого называли «нидерландским Вазари», Лука Лейденский родился в 1494 г., но ныне эта дата подвергается сомнению некоторыми исследователями. Как рассказывает ван Мандер, за акварель с изображением святого Хуберта Лукас получил от некоего Йохана ван Локхорста из Лейдена (ум. Он был одним из первых графиков, продемонстрировавших понимание законов световоздушной перспективы.
Мотивы для своих гравюр и картин, перерабатывая их, он брал у Маркантонио Раймонди. Крохотная фигурка Магдалины, возносимая на небо четырьмя ангелами, которых с трудом можно разглядеть около вершины далекой горы, выглядит в окружении реального пейзажа несколько курьезно. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Губерт», вызвавшей всеобщее восхищение. В его многочисленных гравюрах на дереве и металле можно заметить влияние Альбрехта Дюрера. Он был одним из первых голландских художников-графиков, продемонстрировавших понимание законов световоздушной перспективы.
Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница, 1510), жанровых сцен (Игра в шахматы, около 1508-10, Картинная галерея, Берлин-Далем) и портретов (мужской портрет, около 1521, Национальная галерея, Лондон). В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок. Наблюдательность Лукаса ван Лейдена проявилась во всем. С другой стороны, знаменитый триптих «Страшный суд» (1526) демонстрирует, до каких высот он поднимался в живописи.
Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). Вместо занимательных, насыщенных жизнью сценок, Лукас обращается теперь к образам античной мифологии и ренессансным аллегориям изображая холодные, манерные обнаженные человеческие фигуры («Марс и Венера», 1530). Сцены «Рая» (на обороте — апостол Петр) и «Ада» (на обороте — апостол Павел) расположены по сторонам от центральной сцены «Страшного суда», написанную в светлых тонах и оживленную большими зонами белого света.
В его творчестве сказался кризис художественной культуры Нидерландов первой трети XVI в., связанный с распадом прежнего космически-всеобъемлющего религиозного мироощущения, свойственного мастерам XV в. Однако черты кризиса, сказавшиеся на искусстве художника, выявили новые стилистические и духовные возможности образного языка: мир в его картинах зачастую предстает противоречивым, непредсказуемым, странным, на грани гротеска. Он, кажется, путешествовал определенное количество и посещения зарегистрированы в Антверпен в 1521, год голландской поездки Альбрехта Дюрера и в Мидделбург в 1527, когда он встретил Яна Мабюза.
Мастер начинал свою карьеру как гравер, создав подлинные шедевры, достойно соперничающие с произведениями Дюрера в филигранности работы и передаче тончайших нюансов светотени и воздушной среды («Голгофа», 1517 «Се человек», 1510). Из небольшого числа сохранившихся живописных произведений Луки Лейденского одним из самых известных является триптих «Страшный Суд» (1526 год). 1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок. Он был пионером голландской традиции жанра, как свидетельствуют его Шахматистов (Gemldegalerie, Берлин) – который фактически представляет различную игру, названную 39курьер – и его Карточные игроки (Национальная художественная галерея, Вашингтон), в то время как его знаменитый триптих Последнего Суждения о 1526-27 (Музей Lakenhal, Лейден, 1526–27 иллюстрация) показывает высоты, до которых он мог подняться как религиозный художник. Дюрер как никто оказал на Лукаса влияние, которое прослеживается, например, в серии гравюр «Страсти Христовы», созданной в том же году. В более поздней картине на тот же сюжет (Игра в карты, ок.
Этот способ позволял сделать большее количество оттисков. В его погрудных портретах фон – это нейтральная плоскость, что, однако, не означает пассивной архаизации тем больше внимания уделяется лицу портретируемого, которое дышит энергией, являя средоточие земного, лишенного всякой идеализации бытия (Автопортрет, ок. Работал преимущественно в Лейдене во время пребывания в Антверпене (1521-1522) познакомился с А. Дюрером (они обменялись рисованными портретами). Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом.
в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Антоний»). Гравюрам Луки Лейденского свойствен точный и выразительный и вместе с тем несколько нервозный линейный рисунок. Гравюры лишились одухотворенности изменилась их тематика.
Большинство его произведений составляют резцовые гравюры. В них преобладают интерес к бытовым подробностям и маньеристическая стилизация. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет.
На втором плане изображены замечательные по живости сцены охоты на оленя. Родился в Лейдене, где провёл большую часть жизни. Но в последние годы жизни он был захвачен течением маньеризма и в графике и в живописи. Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно. В поздний период творчества картины Ван Лейдена приобретают аллегорический смысл.
В следующем 1509 г. Лука создает один из самых известных своих листов «Давид перед Саулом». Нидерландский художник и гравер Северного Возрождения. Он стремился проникнуть в характеры своих персонажей, передать разнообразие человеческих типов. Начав работать профессионально в молодом возрасте, он, несмотря на раннюю смерть, оставил значительное творческое наследие.
Число приписываемых Луке Лейданскому живописных произведений относительно невелико главные среди них – 4 картины, описанные К. ван Мандером: «Богоматерь с Младенцем, святой Марией-Магдалиной и донатором» (1522, Старая пинакотека, Мюнхен), триптих «Страшный Суд» (1526, Городской музей Лакенхал, Лейден), триптих «Поклонение золотому тельцу» (около1530, Рейксмюсеум, Амстердам), триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Где Лукас изучал искусство гравирования, неизвестно.
К этому времени относится создание картины маслом «Св. В 1521г. Рисунок его стал сухим, линеарным, жестким. Художник не был в Италии, не смог познакомиться с произведениями мастеров Возрождения в оригинале. Учился у своего отца, позднее-у К. Энгелбрехста. Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества, когда он обращался к приемам романизма («Исцеление иерихонского слепца»).
галерея). в Антверпене он познакомился с Альбрехтом Дюрером. в 1510 году) по 1 золотому флорину за каждые из своих 12 лет. Раймонди). 1508--1510, Берлин, Гос.
Тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости. При их изготовлении рисунок наносился стальным резцом (штихелем) на медные пластины. Учился у своего отца – Хуго Якопса и Энгелбректса. музеи) и Игра в карты (ок. Лука Лейденский (Lucas van Leyden) (1489 или 1494 – 1533), нидерландский художник и гравёр эпохи Возрождения.
В 1527 году путешествовал (в сопровождении Я. Госсарта) по Зеландии, Фландрии и Брабанту. галерея).
В картинах Игра в шахматы (ок. Позднее Лукас обучался в мастерской лейденского мастера Корнелиса Энгельбрехтса (Энгебрехтса). Саул, будучи проклят Богом, время от времени впадал в ярость. Настоящее имя – Лукас Эугенс Якобс. интерпретации модели. В отличие от свойственного портретистам его времени показа модели в интерьере или пейзаже, он обращается к более старым традициям. Он очень быстро стал первоклассным гравёром: самое раннее из известных произведений Лукаса («Магомет и монах Сергий») датируется 1508 годом, тогда ему было приблизительно 14 лет, однако в этой работе не обнаруживается никаких следов незрелости.
А нидерландский вариант, так называемый романизм, безусловно вторичен. Живопись Луки Лейденского весьма разнообразна по жанрам (религиозные композиции, портреты, сцены современной жизни). В 1514 г. Лукас стал членом лейденской гильдии художников. музеи) и Игра в карты (ок. 1514, Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха Портрет тридцативосьмилетнего мужчины, ок.
Екатерина», «Обращение св. Подлинным шедевром Лукаса ван Лейдена является его знаменитый триптих «Страшный суд» (1526-1527, Лейден, Гор. Также её тревожило, что, слишком много работая, сын подрывал своё здоровье. Самая ранняя из его известных гравюр («Мухаммед и убитый монах», 1508) производит впечатление работы зрелого мастера.
Рассказывают, что Дюрер специально приехал из Нюрнберга, чтобы познакомиться с коллегой. 1508 – 1510, Берлин, Гос. Считается, что его учителем был отец, однако все работы отца утрачены. Учился у своего отца – Хуго Якопса и К. Энгелбректса.
семейство», «Иродиада с головой Иоанна Крестителя», «Мучение св. Его посещали припадки безумного гнева, во время которых он становился абсолютно неуправляемым и только игра Давида на псалтыре (на арфе, лире) могла успокоить этот гнев и привести Саула в чувство. Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница), жанровых сцен (Игра в шахматы) и портретов (мужской портрет).
Религиозные полотна художника характеризуют его как искусного колориста и тонкого мастера, способного подняться до высот истинного трагизма (триптих «Страшный Суд», 1527). Павла».
В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди (Магомет и монах Сергий, 1508), позже обращался к офорту и ксилографии испытал влияние А. Дюрера и М. Раймонди. Народные истоки (элементы карнавальности, красочность искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества Луки Лейденского, когда он обращался к приёмам романизма (Исцеление иерихонского слепца, 1531, ГЭ). Также Лукас одним из первых применил в гравюре воздушную перспективу. Например, гравюра «Коровница» (1510) является жанровым произведением в полном смысле этого слова.
Он прекрасно владел законами светотени, соотнося тон и расстояние на картине. В целом считается, что «итальянские» работы художника уступают другим его произведениям. Антоний, 1511, Музей старинного искусства, Брюссель). Эрмитаж).
Его произведения с самого начала отличает высочайший профессионализм. Иаков и св. Вот такая преамбула к той эволюции, которую, как я сказал, проделал Лука Лейденский.
Первым учил Лукаса живописи его отец, Хюйге Якобс, также художник до нас, правда, не дошла ни одна из его работ.