Особенно вдохновили Левитана пейзажи тихого городка Плёс. Но видение Левитана передается и самим зрителям, которые понимают, что этот обыденный пейзаж на самом деле невероятно прекрасен. Исаак Ильич Левитан – один из лучших русских пейзажистов. На какие средства жил Левитан – не известно, но он отправился в путешествие по Волге, остановился в городке Плес, где написал более 200 пейзажей, которые были очень тепло встречены публикой. Осень – любимое время года для Левитана, он написал много осенних пейзажей, но этот выделяется тем, что в нем нет трагического звучания, унылого настроения это очень лирическое полотно, дает ощущение умиротворенности, покоя, тихой радости и светлой грусти.
Во Франции и Италии Левитан написал ряд пейзажей, а лаконичная картина «Берег Средиземного моря» до сих пор считается одной из самых изящных марин в европейском искусстве. Не случайно манеру Левитана называют «пейзаж настроения». Исаак Ильич Левитан оставил после смерти около сорока незаконченных пейзажей, найденных родственниками в его мастерской. Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900) Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ, РАВНО КАК И В СОЗНАНИИ МНОГИХ ЛЮДЕЙ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ИСКУССТВОМ, СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОЕ ПОНЯТИЕ – «ЛЕВИТАНОВСКИЙ ПЕЙЗАЖ».
Это единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек и то фигуру женщины написал Николай Чехов. Пейзажи, созданные художником в Венеции и Альпах, сочетали в себе сцены повседневной итальянской жизни и были выполнены в технике пастели, так полюбившейся Левитану после написания картины «Близ Бордигеры. Исаак Ильич Левитан (18601900) художник Российской империи, мастер пейзажа. Этот благодатный пейзаж Левитан рисовал «из головы» : место изображенное на картине, в реальности не существует.
В волжских пейзажах чувствовалась творческая зрелость Левитана. С 1882 года руководство мастерской было передано известному пейзажисту В. Д. Поленову, под влиянием которого сложился новый подход Левитана к пейзажной живописи. Возможно, приятным открытием эта картина станет для тех, чье представление об Исааке Левитане было исключительно как о художнике-пейзажисте. В это время Левитан то обращался к спокойным и привычным деревенским пейзажам и написал «Лунная ночь.
В 1898 году Исаак Левитан получил звание академика пейзажной живописи и предложение стать преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эта картина была в 1880 году приобретена Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана. Помимо пейзажной живописи Левитан также работал над декорациями для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова. В 1877 году Левитан переводится в открытую при училище пейзажную мастерскую, руководителем которой становится А. К. Саврасов. Левитан стал мастером пейзажа.
Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Она абсолютно противоположна по содержанию, но там использован тоже такой же русский пространственный символизм, где зримое переходит в духовное – это картина «Над вечным покоем». Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. Из множества книг, альбомов, статей, посвященных творчеству Левитана, следует особо выделить основополагающие труды выдающегося ученого-искусствоведа профессора А. А. Федорова-Давыдова, на которые спустя почти пять десятилетий опирается все российское (и не только) левитановедение. Ему теперь пишется легко и хорошо.
Несчастная любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой заставляет Левитана бежать от светской жизни и поселиться на Волге. Пейзаж – это вода, деревья, небо, море. Сокольники», 1879). Последняя, неоконченная картина Левитана (Озеро. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана.
Сокольники» за 100 рублей. Их предельная простота и правдивость – результат стремления художника писать только о самом сокровенном. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году.
Левитан не был исключением: «Лежу целые дни в лесу, – пишет он С. П. Дягилеву, – и читаю Шопенгауэра. » 6 Я сознательно не привожу конца этой широко известной цитаты. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Он прославился как пейзажист.
Не обошлось и без курьезов. Это возможно только не в этой толпе, а на прискорбной тесной стезе. Он жил в еврейской среде.
Первоначальное образование братья получили дома под его руководством. «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю, дойдет ли кто и после» (А. П. Чехов)"11. «Подхалтуривал» художник, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А. П. Русь», котороесовременники назвали «песней без слов». П. Чехову в 1887 г. художник писал: «Может ли быть чтото трагичнее, какчувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видетьБога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения. ». Современники нередко называли Левитана «удачливым неудачником».
Теперь это Юрьевец. Раздумья художника о мире и человеке в нем особенносильно выражены в картине «Над вечным покоем». Зеркальная река как бы разделяет монастырскую и мирскую жизнь. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Они были положены на его могилу молодыми художниками теми, кого онучил постигать природу глубоко и проникновенно, так, чтобы слышать «травпрозябанье». Сам берег исхожен людьми.
От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью. За ними в конце XIX века последовало и изобразительное искусство. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы. Судьба послала ему замечательных педагогов, В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. И. Сурикова. Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. выждав последний обход опустелогоучилища солдатом Земляникиным, прозванным «Нечистая сила», оставался одинкоротать ночь в тепле, оставался долгий зимний вечер и долгую ночь с тем, чтобыутром, натощак, начать день мечтами о нежно любимой природе». Участник международных выставокв Мюнхене (1896, 1898, 1899 гг. ), Всемирной Парижской выставки (1900 г. ). Руководитель пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1898 г. ). И конечно на этом пути изучение и попытка постижения того, что называется русской землей и русским «пространствопониманием» — это все были очень важные вещи в XIX веке. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер.
Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Чехова – ред. ). «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души.
Много нового найдет для себя даже искушенный посетитель в разделе «Графика Левитана», особенно в великолепных и малоизвестных пастелях. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». Дело плохо.
Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». Сам Левитанписал об этой картине: «. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. В письме кА. Сегодня вы все можете насладиться чарующей поэзией левитановского пейзажа, отдаться во власть его мягкого, элегического, нежного настроения, его надломленного, тихо тоскующего, больного духа, сегодня все вы, сколько вас ни есть, придете к творениям угасшего художника и он отдаст вам свою грусть, безропотную и молчаливую, свое робкое, примиренное страдание, свою спокойно-меланхолическую душу. Тучи как будто растекаются, окрашивая все безграничное пространство в серые тона.
Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание (Март, 1895 Золотая осень, 1895 Весна – большая вода, 1897) с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Сокольники, 1879, Мостик. Например, «Свежий ветер. Высокое вечернее небо закрывают огромные тучи-великаны. Один за другим умерли родители и Исаак должен был сам заботиться о куске хлеба. В 1873 г. Исаак был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже учился его старший брат Адольф.
Нельзя сказать, чтобы это была узкая специальность. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он мечтал о красивом и огромном мире. Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей.
«Свежий ветер. Золотой Плес, 1889 После дождя. В 1897 г. врачи сказали Исааку Ильичу, что у него порок сердца и расширение аорты.
В нынешних экономических и политических условиях это практически невозможно. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Действительно эта водная поверхность производит громадное впечатление.
«Вечность, грозная вечность, в которой утонули поколения. Он рос лириков вопреки своему окружению. Прошу за это прощения, но другого выхода нет. Может быть, что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить это большое ощущение» Понимаете, здесь все сказано: «видеть Бога во всем» — то есть это то самое русское мирочувствие, русское богопознание через созерцание окружающего пространства. Речь шла о любовном треугольнике художника, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа Дмитрия. Ночевал маленький еврейский мальчик где придется.
В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Левитан родился в 1860 году, в семье мелкого железнодорожного служащего. Большая вода», «Цветущие яблони». А бывает, как говорится, это особенно житийная литература использует этот образ «прискорбная тесная стезя» — тесная стезя по которой идет один человек, претерпевая скорби и пытаясь найти свой путь к Богу.
Все лето художник работает над картиной «У омута». С детства страстно любил рисовать и в 12 лет поступил в Училище живописи и ваяния. По берегу Волги стелется вечерний туман. Талант, помноженный на упорство, помогли ему сразу войти в число лучших студентов училища. В прозрачном воздухе звонко звучат голубой цвет бездонного неба, синие тени на снегу.
Это их несомненно сближало. Третьяков заметил молодого пейзажиста. У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. Пригрелась на солнце молодая лошаденка, впряженная в сани. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. К тому же все больше давали знатьо себе признаки тяжелой сердечной болезни. Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами.
Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. В картине отражается радостное восприятие мира. Этиполотна поражают своим колоритом, продуманностью композиции, новыми, небывалыми для русской пейзажной живописи сюжетными мотивами, а главное философским звучанием.
В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Бывает такое, что называется «вселюдский путь», то есть это такая большая дорога, по которой идет много людей – толпа. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя. На одной из веток виден скворечник, ожидающий первых весенних гостей. Дух, чувство – вот истинный объект Левитанова творчества. Но самое главное, они ввели его в круг знаменитого общества художников-передвижников.
Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом. Золотой Плес» была изумительна. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук» Но художник не прекращал работать. Главное для него – эти чувства, а окружающий мир был только показателем их – не больше.
На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем. В 17 лет он остается совершенно нищим. Все словно замерло, согретое солнечным теплом. Одно из подобных открытий – это так называемый философский пейзаж Левитана.
Душевная угрюмость держала его за руки во время работы. На севере Италии», «Берег Средиземного моря», 1890 г. «ОзероКомо», 1894 г. ).
Сказывали, что он не имел иногда и ночлега. Тем не менее каждая выставка отличается от других своими целями. В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Жили в бедности. Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». Пишет «Березовую рощу» и «После дождя. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Он писал суровый Крым и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве.
За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну а дальше что. Конечно у Левитана был этот абсолютно удивительный дар русского «пространствопонимания» и если мы сегодня пытаемся в двух как-то соснах разобраться, найти какую-то русскую идею, если это нужно сделать – нет ничего проще, пойти в Третьяковскую галерею и посмотреть на картину «Над вечным покоем». Родилась картина «Тихая обитель» – многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. Такие знакомые, полные глубокой правды картины.
Семья между тем страшно бедствовала. Какой ужас, какой страх».
Первой символистскую тематику начала осваивать русская поэзия и литература. Какой дух. В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов. Тишина спускается на землю. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму и Левитан продолжает образование.
Что означает левитановская печаль. Жил молодой художник по-прежнему в бедности, не видел повода для радости и всегда был угрюм, подавлен. У художника есть «персональный» музей в замечательном волжском городке Плёсе Ивановской области. содержанием» 5.
Без нее не существует левитановской лирики, левитановского созерцания вечности природы, т. е. вечности вообще, даже в самом малом, самом скромном ее проявлении. Какой ужас, какой страх. » — говорил Левитан. Кстати само название «Владимирка» очень важно – это же такая русская каторжная дорога, по которой гнали в Сибирь и далеко не только одних революционеров, а прежде всего уголовников. Она была создана на следующий год в 1893 году. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка исчезающая в темной траве.
Семья жила бедно, апосле смерти родителей (матери в 1875 г. и отца в 1877 г. ) четверо детей, оставшихся сиротами, впали в крайнюю нужду. Волга» (все в 1895 г. ), «Весна большая вода» (1897 г. ) и др. Был членом «Товарищества передвижников». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя.
В 1869 г. семьяпереехала в Москву. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Волга», «Март», «Весна.
Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Именно об этих работах художника А. П. Чехов писал: «. Юноша сразу же был замечен учителями как очень талантливый ученик. Он отдаст – вы только взять сумейте.
Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. На разъезженной дороге образовались первые небольшие проталины. Итак, 1888 год Левитан приезжает в маленький город Плес на Волге. Выставка 2010 года не ставит задачи собрать и показать все, что так или иначе граничит с искусством Левитана. Так, на выставку 1960/1961 годов поступила картина с подписью мастера (при том весьма похожей), но оказалась она картиной служившего в Третьяковской галерее реставратора, что подтверждали и сам автор и его коллеги-очевидцы.
Именно эти люди помогли в полной мере раскрыться таланту молодого живописца. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Если попытаться одним словом или одной фразой сказать о том, чем занималась великая русская культура XIX века, какую она решала главную задачу — она пыталась вспомнить и вернуться к тем идеям, к тем понятиям, которые были потеряны в результате неудачной русской европеизации. На похороны из-за границы приехал Серов, а Нестеров в далеком Париже выстоял траурный пост у его работ на Международной выставке в Париже. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. И этот мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны.
В 1892 году вышел рассказ Чехова «Попрыгунья» и Левитану показалось, что сюжет основан на фактах его личной жизни. А Левитан создает такое ощущение, образ моря житейского. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. У Исаака Ильича с самых ранних лет проявился талант к рисованию и, несмотря на крайнюю бедность, он сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Главное, пусть не запугивает вас слово пейзаж.
Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. Его просторы говорят о первозданности природы.
Ученичество с отчетливо ощутимым влиянием Саврасова, а впоследствии Поленова становление с поисками собственного пейзажного мотива, с первыми опытами в области пленэрной живописи затем – большая великолепная «Волжская сюита» далее – 1890-е годы с их исканиями, прорывами и удивительно интересным разнообразием, поисками традиционной для XIX века «картинности» и связанных с ней монументальностью, обобщенностью (вплоть до «историзма») пейзажного образа, а рядом – тончайший по лиризму и живописным откровениям «мажорный цикл» и поздние «ноктюрны» (левитановский ответ импрессионистическому разделению цветов и влиянию света и воздуха на цвет) наконец, финальное (во всех смыслах) полотно «Озеро. «Левитановский пейзаж» – это, как правило, простой пейзажный мотив, почти всегда безлюдный: речка, дорожка, уходящие в глубину картины чуть по диагонали, рощи, перелески в разные времена года (кроме зимы, снежных зимних пейзажей у Левитана практически нет – всегда переходный период и, конечно, лето), синие дали и высокое бесконечное небо со своей особой, непостижимой для человека жизнью. Сердце у него не стучит, а дует. В искусстве существует даже изречение «печаль Левитана».
Осиновый лес», «Поезд в пути». Плес» и «Вечер. Но и в других картинах мастера, гораздо более спокойных и лиричных, неизменно присутствует особая, присущая ему «грустинка». Он пытается передать этот замечательный русский ландшафт, но ничего не получается. Об этом чуть ниже. Деревья и кусты ближнего берега начинают смотреться темными, обобщенными силуэтами, как и вторая церковь в отдалении, почти тонущая в серовато-мглистой пелене тумана. Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень.
Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моимсодержанием. ». «Монография» Левитана в собрании ГТГ была одной из самых обширных среди коллекций работ других художников. Дома или своего угла у него не было. Был Шишкин, был Боголюбов, был Айвазовский. Тишина снова входит в живопись Левитана, а вместе с ней и мудрое примирение с жизнью, прощание с нею.
Художник позволяет зрителю размышлять, додумывать, досказать. Картина «Вечер. Удивительно, как Левитан сумел передать на полотне безветренную погоду и спокойствие матушки-природы, которая готовится ко сну и греется в лучах заката. Ипотому, говоря о себе, Левитан утверждал: «. Левитан долго не мог писать светло и прозрачно. Его дали как-то особенно зовущие. Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки.
Блестяще закончив Училище, тем не менее он не получил по окончании заслуженной медали. Ибо, называя Левитана пейзажистом, все мы говорим неправду. Это был огромный труд. И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В. Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов.
В. Скляренко о творчестве Исаака ЛевитанаВыдающийся русский художникпейзажист, создатель «пейзажа настроения», превосходный рисовальщик и колорист. я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Левитан первый из русских пейзажистов (не считая Саврасова, с которым это происходило почти случайно) глянул внутрь, в самого себя, специализировался на изображении своей души. Щемяще-грустная нота отчетливо звучит во всех этих произведениях. Русь» (1899 – 1900, ГРМ), вобравшее в себя многое из того, что волновало мастера в последние годы его жизни и которое тем не менее поставило точку в вопр-се, куда отнести искусство Левитана – к концу XIX или началу XX столетия. Сумерки», «Летнийвечер», «Поздняя осень» и большое, давно задуманное полотно «Озеро.
Саввинская слобода, 1883). Одна из самых выразительных и красивых картин Левитана. Волга, 1891–1895). Его тишина – особенно печальна. В первой половине 1890-х годов художник создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем».
Гениальный пейзажист скончался 22 июля 1900 г., в пору цветения любимых имфлоксов. Говорили о его большомдаровании и о великой нужде. Все это пронизано глубочайшим лирическим переживанием, всегда с оттенком грусти, даже если художник изображает, казалось бы, ликующее состояние природы – яркий солнечный свет и голубые тени на подтаявшем снегу («Март», 1895, ГТГ), золото осенней листвы и синеву небес («Золотая осень», 1895, ГТГ). Учителями его были Саврасов и Поленов.
Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. Его работы занимали первые места на конкурсах и приносили награды. Это трепетная любовь к родине. Деревья почувствовали тепло весеннего солнца и дружно тянутся к нему своими тонкими верхушками. Никто, кроме Левитана.
Он никак не мог заставить их улыбатьсяя. В этом, на мой взгляд и заключено главное отличие левитановского пейзажа настроения от открытой непосредственности лирических работ А. К. Саврасова или от элегически-спокойных композиций В. Д. Поленова. В 1880-е – начале 1890-х годов в России, в ее экономической, социальной (в меньшей степени в политической) и гуманитарной сферах жизни наступил период своего рода «смены вех», к чему деятели искусства особенно чувствительны. Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане. В лесу лежат огромные голубые сугробы.
В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. Посередине реки огромная лодка с людьми. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошелв последнее время Левитан, никто не доходил до него, да и не знаю, дойдет ли ктопосле».
Левитан возвращался сюда еще два года. У прежних художников была одна задача: получше передать на полотне все эти вещи. И надо сказать – это ему удалось. Уже ранние работы художника удивительно лиричны (Осенний день.
Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Организаторы проекта ограничиваются показом лучшей части творческого наследия великого пейзажиста, которое хранится, главным образом, в российских или близких к России (Беларусь) музеях и проверенных временем частных коллекциях. В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. «Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы.
Как-то Левитана заинтересовал пейзаж у омута и он принялся его писать. Известный художник М. В. Нестеров, бывший товарищем Исаака по училищу, вспоминал: «Левитан сильно нуждался, пронего ходило в школе много полуфантастических рассказов. Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» (Вечер на Волге, 1888 Вечер. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. И вот такую картину этих двух разных путей изображает Левитан. Вспоминались Кибарты с из просторными далями.
Один только П. М. Третьяков еще при жизни художника приобрел у него более 20 произведений. И конечно еще об одной хотя бы картине, надо сказать.
И какой же он пейзажист после этого. Художник Поленов рекомендовал его передвижникам – Левитан поехал в Петербург на торжественный обед Товарищества, где и был принят в его ряды. Его дед был раввином. Маленький Исаак не любил суеты.
Дверь в дом открыта. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИсаак ЛевитанГоды жизни: 30 августа 1860 — 04 августа 1900Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИсаак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. А вдали догорает вечерняя заря. серое небо, сильный ветер. » Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Полнее всего подобные настроения или размышления Левитана о вечности и времени, как известно, выразились в картине «Над вечным покоем» (1893 – 1894, ГТГ), по поводу которой художник писал П. М. Третьякову, что он в ней «весь, со всей своей психикой и со всем.
Он полюбил дочь мельника. Конечно, несмотря на обширную литературу и частое экспонирование, многое уже подзабыто публикой и, надеемся, станет для нее открытием. В Москве было холодно и тоскливо.
Перед нами окрестность города Плеса. Его исключают из училища за неуплату за обучение. Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого. Опять-таки, не понимает, он чувствует это. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. Плес», «Заросший пруд». Он означает, что жизнь продолжается.
На самом деле река не является границей двух разных миров. Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной Березовая роща (1885–1889). Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил. Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. Знакомство с творчеством Левитана необходимо начинать с раннего школьного возраста. Даже и стремления к этому не было у них. Там он наткнулся на старый монастырь. Она рождает радость и утешение.
И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. Место замечательное, но оно камерное. Эти двое являли собой эталон дружбы, но и между ними однажды произошла ссора.
Плес, 1889 Свежий ветер. Академик живописи (1897 г. ), членТоварищества передвижных выставок (с 1887 г. ), действительный член Мюнхенскогохудожественного общества «Сецессион» (1897 г. ). Годы обучения были не из легких. Эта «Владимирка», вы посмотрите, как сделана эта дорога. Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение (Вечерний звон, 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного (Над вечным покоем, 1893–1894, У омута, 1892, либо в знаменитой Владимирке, 1892, где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки. Первая поездка не впечатлила художника. Крестьяне называют его гиблым местом и обходят стороной. Никакой картинности, никакого сочинительства, никаких броских приемов. Но было и много радостного.
Это была не подделка, но работа «в духе», в стиле обожаемого Левитана, а потом уже в своем путешествии по частным собраниям «дух» и «стиль» обрели вполне материальную подпись. А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. (1860 – 1900 гг. )Его называли певцом русской природы. Исаак пошел в школу.
Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Через некоторое время А. К. Саврасов взял Левитана в сою мастерскую. К нему подошла хозяйка имения и спросила: А знаете, какое интересное место вы пишете. Там рождается картина «Владимирка» – картина о дороге печали, о дороге каторжников. В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, ПарижТам он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия. » Вернется он домой осенью и будет много писать.
Перед нами предстает широкая панорама волжского пейзажа. Широкое свободное озеро представлено художником как вечная бурная жизнь. Волга», «Золотая осень».
Сегодня она уже открылась – эта выставка, выставка Левитана. Художник Левитан, что смог сделать – он смог средствами европейской перспективной живописи передать суть русского «пространствопонимания». Он смог сделать пейзаж говорящим.
1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. На дворе март, но зима еще не отдает свою власть весне. До Левитана было много весьма почтенных и славных пейзажистов.
Они не разделимы, взаимосвязаны. Приобрел его картину «Осенний день. Левитан запечатлевает переходный момент, когда пепельно-золотистые краски неба, золотой туман предзакатного часа, окутывающий зеркальную гладь Волги и скрадывающий очертания дальнего берега, еще борются с сумраком наступающего вечера, но вот-вот будут поглощены сгущающейся мглой. Вскоре Левитан простил своего друга и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя». Вот таким образом он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. Однако создавал художник и праздничные яркие полотна.
Первый успех на этом пути – это 1892 год, картина «Владимирка». Какое чувство. Известна такая Гоголевская фраза знаменитая из «Мертвых душ»: «Что пророчит сей необъятный простор. » На этот вопрос вообще-то сам Гоголь не ответил, между прочим, а вот Левитановская картина ответила. При этом дороги бывают в духовном смысле разные. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Например, там такой важный образ есть символический – это дорога, символ пути.
Но заграничные картины художника в России успеха не имели. Критика ядовито писала о том, что Левитан «уже спел свою песенку и умер длярусского пейзажа». Начало было блестящим. Вообще пейзаж «Владимирки» такой сумрачный – это пасмурное состояние природы, низкие облака и только одно такое место освещено солнцем – это вдали находится маленькая церковь, она на фоне желтого озимого поля. В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает. И его усердие было вознаграждено. А еще оно вдохновило Пушкина к его Русалке. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Вполне сознательно сохранив верность взрастившему его Товариществу передвижников, Левитан одновременно принимал участие во многих российских и зарубежных выставках, организуемых Дягилевым или Бенуа – ведущими деятелями «Мира искусства» (хотя подобная двойственность совсем не поощрялась ни теми, ни другими).
И все тут жизнерадостно. Он пишет «Вечер на Волге». Это сделано чисто художественными приемами – громадное впечатление. Его живопись особенная. Он был очень опечален тем, что болезньне дает ему возможности работать и говорил: «Так рано складывать оружие больно». Но, несмотря на запреты врачей, Левитан продолжает много писать.
Золотой Плес». Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». Годы учёбы были необыкновенно тяжелы для молодого студента. Пушкинская метафора «люблю я пышное природы увяданье» была очень близка миропониманию Левитана, да, возможно и Чехова, его большого друга.
Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Училище освобождает юношу от платы за обучение. И вот через это море, как бы бороздя его просторы, двигается косогор с церковью. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках. За неуплату его исключают из училища. Это конечно абсолютно удивительное дело.
Премьера оперы прошла блестяще. С ними же Исаак пережил душевный кризис, который довел его до попытки самоубийства. Тепло. Остановить смерть невозможно, с ней приходится мириться.
Сейчас же для нас важно само подтверждение факта интереса живописца к творчеству новых «властителей дум». Счастью его не было предела. Он пишет таинственную мирную старину. Древний город старых легенд.
Художник Левитан, его биография и картины вызывают интерес у взрослых и детей. Он создаеттончайшие лирические поэмы в красках «Сумерки», «Стога. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Два примера: Н. А. Некрасов, чья поэзия безраздельно владела умами в 1860-е и особенно в 1870-е, умирает в 1878 году и при всей его все еще продолжающейся огромной популярности, в середине и в конце 1880-х в моду входит печальная муза С. Я. Надсона, которому также очень близка тематика кратковременности, бренности человеческого «века» в 1880-е – 1890-е годы вместо сочинений философа позитивиста-анархиста П. -Ж. Прудона, которые читали художники на собраниях Петербургской артели в 1860-е, общество конца 1880-х и 1890-х с увлечением штудирует труды философа идеалиста-пессимиста А. Шопенгауэра.