Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Французам было не до "Русских сезонов". Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции. «С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8.
Бакст подписал с Пуаре контракт и год поставлял ему идеи. Словом, Бакст без конца и при том – такая исключительная многогранность» 28. Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". Лев Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно. Баксту это не нравилось. Шуваловой. Это и мировая война.
В 1890 году Бакст знакомится с художником Альбертом Николаевичем Бенуа изучает технику акварели в мастерской А. Н. Бенуа и выставляет свои работы в «Обществе акварелистов». Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. – Е. Т. ) Клянусь Вам. В это время в его жизнь вошла Ее величество Мода.
Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". И все в едином ансамбле. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. Всем тем, кто хоть сколько-нибудь представляет себе профиль Центра Помпиду, это может показаться странным: с одной стороны, собрание модернистского и современного искусства, с другой – довольно манерный эскиз театрального художника из России к ныне почти забытому спектаклю дягилевских «Русских сезонов» в Париже (постановка которого в 1912 году к тому же чуть ли не провалилась).
В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров. В тканях, которые создавались уже в 20е, хорошо заметно влияние стиля ар-деко, большая стилизованность всех мотивов, геометричность и открытые ясные цвета. Отдельный интерес представляет обращение Бакста к античности, но об этом отдельно. Сотрудничали с журналом ведущие художники.
Весной – летом 2010 года в Нью-Йорке Метрополитен-музей и Бруклинский музей планируют провести совместно две выставки: "American High Style: Fashioninga National Collection" («Американский высокий стиль: создание национальной коллекции») и "American Woman: Fashioninga National Identity" («Американская женщина: мода и национальная идентичность»). Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Точнее этюдов. Je touche 10 poursents sur chaque robe, chapeau et chaussure32.
Именно так я поступил в «Шехерезаде». Как правило они заказывали туалеты по рисункам Бакста в Париже в самых престижных домах моды (у «Пуаре» и «Уорта» 9). Его революционные нововведения воспринимались на ура. Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение.
Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви. В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. В марте – апреле 1927 года в Нью-Йорке состоялась небольшая выставка «текстильных» рисунков Бакста.
В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ), «Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». Лекция имела большой резонанс.
Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. На днях он мне предложил 12 тысяч франков за 12 рисунков модных туалетов. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» (Terror Antiquus) (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В. Ф. Один из них – включенная в выставку Храмовая танцовщица, эскиз костюма к балету Синий бог. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии. Русский художник, художественный критик и мемуарист Мстислав Добужинский, знавший Бакста ещё со времен совместного преподавания в школе живописи Званцевой и досконально знакомый с его творчеством, писал: "Его признал и "короновал" сам изысканный и капризный Париж и что удивительно, несмотря на калейдоскопическую смену кумиров изменчивость парижских увлечений, несмотря на все "сдвиги", вызванные войной, на новые явления в области искусства, на шум футуризма, – Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей "вкуса".
В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «. Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». И как коммерсант. Ее текст был опубликован в журнале «Вог». – Бакст. Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». Леон Бакст смог привнести в парижскую и мировую моду русские мотивы.
Он несколько отличался от первоначального варианта известного по рисунку Бакста под названием «Индо-персидский танец». Неожиданные находки в области моды были связаны не только с восточной темой, навеянной популярностью балетов «Клеопатра» и «Шехеразада». Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910). Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение».
Таким образом, Леон Бакст институционально признан художником мирового значения. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11. Он очень любил этот вид искусства.
Лев – Леоном. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист. На Ярмарке Мастеров были публикации, посвященные этому художнику, была отличная публикация с выставки «Открытие материи», в Москве в галерее «Наши художники» в 2013 г. Но хотелось бы более подробно рассказать о его биографии и показать все великолепие его театральных костюмов.
Мои сандалии совсем в моде, а о расшитых чулках верно дошло до Петербурга уже. После кончины художника эскизы тканей пару лет пролежали в конторе его американского адвоката, у которого, очевидно, не было относительно их никаких инструкций. Одни цвета будят агрессию, другие, наоборот, успокаивают. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров.
В отличие от своих соотечественников и соратников по объединению «Мир искусства» – Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других, как и он, оказавшихся на чужбине, но так и не ставших своими для местных передовых артистических кругов. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Еврей – еще, куда ни шло. Возможно, сам Бакст предложил также варианты в русском народном стиле. В коллекции Центра Помпиду есть несколько рисунков Льва Бакста. С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год.
Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже. Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое.
Cest le dernier cri3. Бакст был против.
Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать". В стране же, на которую надвигалась мгла, блеска ждать отнюдь не приходилось. он примкнул к кружку писателей и художников, который формировался вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и позже превратился в объединение «Мир искусства».
Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему. С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже.
Он иллюстрировал детские книги. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год. Затем семья переехала в Петербург, где Бакст учился в Императорской академии художеств. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский.
Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. Таким образом, художник может ждать от зрителя, что он почувствует именно те импульсы, которые он намеревается вызвать».
Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905). Отец, в меру сил, противился. А вскоре после развода он возвращается в иудаизм. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно.
Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910 – 1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса». Тогдашний король парижской моды Поль Пуаре писал в свои мемуарах так: Клиентки приходили с красивой акварелью, купленной у Бакста за большие деньги. Жилось Баксту в Париже трудно. Работоспособность художника не знала границ: он продолжал совершенствоваться как художник, давал уроки рисования (в том числе детям великого князя Владимира, а позже был учителем Марка Шагала), сотрудничал с журналами и издательствами, оформлял интерьеры, ну и, конечно же, выставлял свои работы на выставках.
В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». Да это ведь одна из радостей этой земли. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. В статье «Костюм женщины будущего» художник писал: «Архитектура, преимущественно в Германии, в своем стремлении внести нечто новое в свое искусство призывает на помощь скульптуру и живопись, чтобы создать ансамбль стиля и получаемого от него впечатления.
Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки. «Наружность господина Розенберга, — писал Бенуа, — не была в каком-либо отношении примечательна. Скорее всего, этого никогда не случится. Подобно древним египетским изображениям, голова повернута в профиль, а тело и руки в фас. Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж.
Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Школа-академия, наоборот, святотатственно учила ужасному делу: «облагораживанию», «очищению» старинных форм от варварства. "Леон Бакст, прекрасный рисовальщик с крепкой академической школой, что видно даже в эскизах костюмов инстинктивно отринул этот академический подход. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде.
Предполагалось, что он выступит с речью. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. И через 100 лет идеи художника остаются актуальными. Недавний законодатель европейской моды перестает быть модным.
По эскизам художника была сделана обувь на платформе для артистки Марии Николаевны Кузнецовой39 исполнявшей роль жены Потифара в балете «Легенда об Иосифе». Фамилия бабушки была Бакстер. Я сочинил забавные шляпы, вроде Екатерины II, сразу пошло. Непосильный труд подорвал его здоровье. Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно.
Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства».
Бакст же, еще до Первой мировой войны подолгу живший в Париже, водил дружбу с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, покупал картины «наива» Руссо-таможенника, по-своему пытался разобраться в раскладе тогдашнего современного искусства. В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами.
Алиса Гэррет умерла в 1954 году. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом.
На основе его эскизов Фокин придумал характерные движения для своих танцовщиков.
Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже. Помочь ему не смогли. Так появился широко известный впоследствии псевдоним, происхождение которого не вполне ясно. Балы гремели по Петербургу, а Бакст не уставал давать разъяснения.
Так, например, планируя новый Парижский сезон на 1909 год, Баксту было поручено оформление нового балета Фокина «Клеопатра». В 1914 году русский журнал «Столица и усадьба» с гордостью писал о своем соотечественнике: «Сейчас Бакст – один из наиболее популярных художников, спрос на него громадный. Такой славы достигают единицы художников, он стал больше чем художник, он стал эталоном, диктатором моды и стиля.
Скажем больше, в 1910-1915-е гг. Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»). Провалил конкурс на серебряную медаль. Первая партия шелковых тканей разошлась в мгновение. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. В молодости друзья подсмеивались над его огромной коллекцией галстуков.
Гришковский сразу предупредил художника: «Рисунки материй: при даче исключительного права с фабрикантами при заключении договоров на Америку надо быть очень осторожными: ведь все жулье и будет стремиться надуть» 19. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание.
По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены.
Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. Первый дом шелка в Америке» 21. Есть и красно-сургучные talleurs (английские дамские костюмы (фр. ) – Е. Т. ) с белым. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства.
По поводу этого опуса (на время московской выставки с ним расстался Русский музей), на который художник потратил целых три года, были самые разные реакции – от восторгов парижан, посетивших Осенний салон 1908 года, до едкостей русских критиков: «Бакст, очевидно, долго придумывал, чем бы сильнее ошарашить зрителей, но придумал всего-навсего рельефную географическую карту, видимую с аэроплана» (Сергей Мамонтов), «в полотне Бакста поражает полная безопасность происходящего, как будто зритель смотрит сквозь толстое зеркальное стекло подземного аквариума» (Максимилиан Волошин). На балу гости танцевали в цветных париках или восточных тюрбанах. Этого художник стерпеть не смог.
Именно в этом и состоит моя попытка» 5. Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы. Мы знаем, что мода капризна и переменчива. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. Я знал за собой эту слабость. – Бакст.
Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. Однако академическая подготовка разочаровала его и он покидает учебное заведение. Публику же больше интересовал современный костюм. Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе.
Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему. Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Бакст много и охотно занимался портретной живописью.
То ли в знак протеста. Образы, созданные художником, вышли за границы театральной рампы и наводнили Париж. В начале 1910-х художник всерьез занялся созданием моделей одежды. Ощущение странности прибавится, когда в каталоге коллекции музея под эскизом прочитаешь аннотацию: «Рисунок, наклеенный на картон и исполненный свинцовым карандашом, подцвеченный акварелью и позолотой, куплен музеем в 1982 году».
С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах. В свой первый приезд в Америку (осень 1922 – весна 1923) Бакст познакомился с нью-йоркским текстильным магнатом Артуром Селигом, «шелковым королем» Америки. Кто научил украшать дамские каблучки бриллиантами. Многие из них впервые демонстрируются в России. Бакст обожал изящество и шик – любимым его выражением было «ослепительно».
Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. Части 26 и 27). В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций». А. С. Его неудержимо тянуло в Европу. Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады».
Его отец – Израиль Розенберг. : «Русские идеи начинают проникать в моду. 1911, СПбГМТиМИ) и «Вакханки» (1911, Центр Помпиду, Париж) к балету «Нарцисс» эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912, частное собрание, Париж) эскиз костюма «Юноши, сопровождающего Орфея в храм» к балету «Орфей» (1914, ГМИИ им.
В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. И отразилось на парижской моде. Театр же дал ему шанс объединить все эти силы для написания «живых картин».
— Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Его графические работы, как отмечали современники, были "поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии и очень "книжны". И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева.
Знаменитый музыкальный и художественный критик Владимир Стасов со злой иронией отозвался об этой картине: «Сидит у стола кошка в дамском платье ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но сама она смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне». Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России.
Сам художник писал однажды директору парижского театра «Гранд-опера» Жаку Руше о необходимости использования хороших тканей: «. я ведь тоже модельер, по возможности выбирающий сам (причем всегда) качественную материю» 16. Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым.
То ли окончательно разуверившись. И Баксту пришлось пойти на уступки.
Леон Бакст был не только замечательным портретистом. В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский. Мастер работал много и тяжело. Мы искренне советуем вам посетить выставку. Не отставал и русский высший свет.
Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре. Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой. в Европе и Америке его имя затмило почти все авторитеты в искусстве.
Я здесь гораздо лучше устроил дела, чем в Нью-Йорке. Бакст был очень чувствителен к подобным вещам. Кто привил парижанкам во время больших вечеров и раутов манеру раскрашивать обнаженные части тела – грудь, шею, переходящую в линию спины и руки.
В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства». Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. – Бакст. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста.
На одном из светских раутов русский «кутюрье» познакомился с «шелковым королем Америки» Артуром Селигом, фабрикант и его супруга оказались поклонниками творчества Бакста. «Русские сезоны» С. П. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно. Особое значение придавалось используемым тканям. На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, 1906, ГРМ).
Paquin просила ей сочинить тоже модели с мехом» 38. Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Так было и с одним из лучших портретов Бакста «Дама с апельсинами» или ее еще называют «Ужин».
В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Охотно покупал картины. Но секретарь и поверенный в американских делах Бакста Н. О.
За океаном у художника появился свой представитель. На втором была представлена Жанна дАрк на костре.
Дед был богатым портным. Пушкина) эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Это позволяло делать восточные костюмы яркими, но не вульгарными.
Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. Вот что писала газета «Биржевые ведомости» в статье «Модная знаменитость Парижа» : «Кто ввел в парижском обществе зеленые парики. Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Успехом пользовалась бакстовская обувь в стиле «Ришелье» из вишневого шевро. Созданные им, теперь уже давно признанные, непревзойденные шедевры вызывают восхищение. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа.
В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939). У Бакста, произошла как бы обратная связь 150 театральный художник был покорен Модой.
На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Этот автопортрет – среди представленных там работ.
В 1981 году Бакст, Бенуа и Дягилев создают общество «Мир искусства». Художник не в силах отказаться от выбранного и любимого им стиля модерна. После ухода из Академии Леон Бакст, в ту пору еще Розенберг занимался живописью у Альберта Бенуа.
Это был его своего рода реванш над идущей еще от академизма традицией написания картин. Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ дар Международного благотворительного фонда «Константиновский» в 2013 году из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских) эскизы костюмов «Беотийца» (ок. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно.
Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Луиза Казати поручала Баксту оформлять и целые балы. Лев Николаевич Бакст – один из моих самых-самых любимых художников сценического костюма. Вот таким образом работа здесь быстро принесла ему известность. Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре.
Ценил его как художника. Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа». Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. Учился Бакст не слишком усердно. Человека Моды, почти всецело поглотила театральная деятельность.
Русская рубаха была принята. Я должен сознаться, что не могу отделаться от мысли, что все вокруг меня сфабриковано мертвецами для мертвецов и что я, современник, в сущности intru (втируша) в этом почетном и красивом собрании произведений мертвецов» 1. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной.
Свою новую фамилию, точнее псевдоним, художник позаимствовал у бабушки по линии матери, несколько укоротив её. Художника все же ждали. «Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги. В случае, если дом будет продан, а сейчас он принадлежит Университету Джона Хопкинса, коллекция покинет родные для нее стены.
Картина произвела большой скандал. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Израиль Розенберг был человеком толерантным. Газеты пестрели сатирическими заметками, стихами и карикатурами на модные изыски Бакста. Шуваловой14 из Ниццы выписали вагон цветов. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
Отец Льва был против увлечения мальчика искусством и даже запретил ему рисовать, но, преодолев сопротивление отца, (родные послали его рисунки скульптуру М. Антокольскому и получили благосклонный отзыв), он поступает вольнослушателем в Академию Художеств. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. А тем временем крупнейшие дома моды заключали с художником контракты. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».
Его стиль восприняли законодатели парижской моды. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль дАннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом. После чего ушел из Академии. Во-вторых, у Бакста было поистине уникальное чувство цвета. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома.
Лежа в кровати, я дивился сам количеству перемен, желтому и черному ряду ботинок. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек.
Модерн сменяет эпоха конструктивизма. Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Подробностей я еще не знаю. А ведь успех был колоссальный. Его уход связывают с рядом причин.
Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. В начале сотрудничества художник не был полностью удовлетворен поставленными условиями. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Тогда началась эра «золотых двадцатых», в моде был джаз, блюз, чарльстон, «гарлемские ренессанс».
К уходу из труппы Бакста и это, пожалуй, главное, побудили эстетические разногласия с Дягилевым, нарастающие противоречия. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем. Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали.
Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». (Здесь и далее подчеркнуто Бакстом. Также Бакст принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине. Среди его клиенток были весьма знатные особы: великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), французская актриса Ева Лавальер, русские аристократки Фекла Георгиевна Орлова-Давыдова, красавицы сестры Елена Павловна Олив и княгиня Наталья Павловна Горчакова8.
Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок. На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями.
Так было не только с одеждой, но и с тканями, головными уборами, обувью. Его идеи просто фонтанировали. Сейчас работы Льва Бакста хранятся в лучших музеях и частных собраниях.
Еще одним важным этапом того времени стала работа над греческими трагедиями «Ипполит» (1902 г. ) и «Эдип в Колоне» (1904 г. ). Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером.
Выставка художника и декоратора Льва Бакста взбудоражила Москву. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Идея была смелой и совершенно новаторской– соединить в себе несколько направлений дизайна. Газеты назвали ее главным художественным событием сезона. Но именно в стенах академии он знакомится с В. Серовым и А. Бенуа.
Дягилев был диктатором. В середине 1890-ых гг. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. Лично я уже посетила её дважды и это не предел. Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви. По требованию Селига в тканях должны были присутствовать индейские орнаменты, но художник настоял на том, чтобы использовать и русские узоры (на одном из эскизов Бакст даже изобразил храм Василия Блаженного). Бал у графини Марии Эдуардовны Клейнмихель12 прославился роскошными восточными костюмами участников и шествием из «Тысячи и одной ночи».
Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он "корнями" своими в Петербурге, что он художник "Мира искусства". Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием. Именно благодаря им он стал всемирно известным художником.
Некоторые из них были опубликованы (черно-белые фотографии) в апреле 1927 года в бюллетене Художественного центра, проводившего выставку. – Бакст. Сотрудничал он и с известным модным домом обуви «Хельстерн и сыновья».
Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Конечно, у Бакста не было ни магазинов, ни уж тем более театров, но о нем знали многие. Оформление балетов «Клеопатра» (1909, театр Шатле) и «Шехеразада» (1910, «Гранд-oпера») принесло Баксту мировую славу и буквально перевернуло жизнь художника. Однако сомнения этического характера довольно быстро отступили на второй план.
С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником. Для Иды Рубинштейн, с которой Бакст всю жизнь поддерживал дружеские отношения, он создал имевшие большой успех костюмы Саломеи, Клеопатры, Пизанеллы, а также множество повседневных платьев. Леон Бакст стал легендой при жизни. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала.
Грас Форстер писал в своей статье "Will Bakst dominate the faishions for 1916. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Разве артист-художник не призван к тому, чтобы выразить в костюме идеи своей эпохи. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора.
Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. В 1909 году Бакст уходит из семьи, навсегда сохранив теплую дружбу с женой и сыном. Он и раньше поддерживал Шагала материально.
Летом 1910 года Бакст писал жене: «Слыхала ли ты про Poiret2-портного. Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Время от времени он приезжал в Петербург. Там же шла подготовка к лекциям.
Были восстановлены некоторые балеты, воссозданы вновь костюмы, созданные художником. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Лирические драмы» Александра Блока, где Смерть в образе скелета разделяет благополучных дам, лица которых также закрыты масками. Пока меня это безумно забавляет.
Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Иногда такие «картины» он писал по собственным программам – либретто для Нарцисса Мидаса Волшебной ночи. Он был известным и довольно дорогим художником (его гонорары были выше, чем у Пикассо и Матисса), но поистине мировое признание получил как дизайнер костюмов и декораций к спектаклям. В мае 1923 года он писал: «Были у меня здесь заказчики на 2000 dollars материи (наконец. ), очень выгодные и будут всегда в Нью-Йорке брать мои рисунки» 18. Дальше были партии в индийской и древнегреческой стилистике. Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. 1913 – 1914 годы – пик популярности Бакста-модельера.
В витрине магазина выставили рисунки Бакста. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. А. С. «Много меху будут носить на платьях. Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса» и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.
И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Художники мне отсоветывают соединять свое имя с его, боятся, что я буду declass. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. Более чем успешные работы Бакста по дизайну тканей мало известны, особенно в России.
Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Но будет чудно, если Петербург через 2 года (раньше не докатится) будет носить мои фасоны. » 4 Перед Бакстом разворачивалось грандиозное поле деятельности. Однако и в этой области идеи Бакста имели успех. О необходимости художественной гармонии в окружении человека художник рассуждал в статье «Об искусстве сегодняшнего дня» : «Посмотрите, что выходит: мы живем в прошловековых зданиях, среди старинной мебели, обтянутой облезлыми материями, среди картин, драгоценных патиною или желтизною, мы смотримся в зеркала блеклые, тусклые, с очаровательными пятнами и ржавчиной, где еле можем рассмотреть свою позорную современную фигуру, наряженную в платье из старинного куска материи. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал.
Тот заказал художнику серию рисунков на индейские темы для шелковых тканей. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых. К сожалению, нынешнее местонахождение большинства рисунков неизвестно (за исключением хранящихся в Париже26 и в Балтиморе27). Но главной остается игра линий.
В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке. В 1898 году совместно с Дягилевым создают журнал «Мир искусства», графика, напечатанная в этом издании, принесла Баксту широкую известность. И стали широко использовать его.
Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Да, конечно, он был еврей. Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения.
Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки с блестящими камушками. После оглушительного успеха оформленных им балетов Шехеразада и Клеопатра (на выставке танцовщица-декадентка Ида Рубинштейн предстанет в обличье египетской царицы) парижские газеты, непременно восторженно поминая «оргию красок», писали: «Русские художники обрабатывают театральные декорации вместе с бутафорией и костюмами как одну общую картину». Художник не сразу решился связать свою жизнь с миром высокой моды.
Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. Он не отвергал наследия прошлого, наоборот, с головой погружаясь в него искал то, что могло бы помочь простому человеку ощутить красоту жизни.
В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. Но, кажется, до «Русских сезонов» Бакст лишь пробовал свои возможности в том или ином отдельном виде и жанре искусства. Результаты работы очень понравились хозяйке. Во-первых, это поможет вам узнать ближе земляка, которым восхищается весь мир.
Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". Леон Бакст (настоящая фамилия – Розенберг) родился в 1866 году в Гродно в небогатой семье ученого-талмудиста. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. Время расставило все на свои места. Для Парижа меха были роскошью, а не необходимым утепляющим материалом, как в России. Можно сказать, Бакст компоновал с помощью эскизов костюмов и декораций некое постоянно меняющееся грандиозное полотно, которое было прекрасно рассматривать хоть из партера, хоть с галерки («мои мизансцены есть результат самого рассчитанного размещения пятен на фоне декораций»). Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование.
Дягилева стали той «площадкой», где художник смог применить талант, показать свои находки, создать неповторимый, очаровательный, красочный мир сказки. Семья была большой, с патриархальными устоями. Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Также он оказался хорошим педагогом.
Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. К концу первого десятилетия XX-го в. Бакст целиком и полностью сосредоточился на работе для театра – он не только выступал как яркий театральный художник, но и создавал костюмы, например, для великой балерины Анны Павловой. В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника.
Первые впечатления были противоречивыми. Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом. Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США. А главное, художником. К примеру, он принимал и одобрял кубизм, а футуризм отчего-то терпеть не мог. Провести выставку по этому поводу мечтают многие музеи мира. За полгода до смерти Бакст писал племяннице Марусе Клячко: «. Материи мои разошлись по всей Америке с огромным фурором – все дамы света щеголяют теперь в них» 24 Часть эскизов сохранилась в коллекции Гарретов в Эвергринхаус (США, Балтимор).