Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Творчество Леонардо да Винчи (1452--1519), его гениальные находки являются связующим звеном между ранним и Высоким Возрождением и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Познакомиться с творчеством Леонардо да Винчи кратко – хотя бы – в настоящее время необходимость каждого.
Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Юношей он собрал в ящик жуков, кузнечиков, змей, мышей, ящериц и, глядя на них, нарисовал фантастическое чудовище, столь ужасное, что отец его, войдя в комнату, где в лучах яркого солнца стояла картина, обратился в бегство. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца.
У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада.
В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Работами руководил археолог Арсен Уссэ.
Можно считать, что здесь Леонардо впервые близко столкнулся со скульптурой, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. тончайшие психологические нюансы и переходы. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям.
У него были верные друзья и заклятые враги. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».
Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Через некоторое время она разрушилась. У них общий метод и общие цели. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. По свидетельству Вазари, он «своей наружностью, являвшей высшую красоту, возвращал ясность каждой опечаленной душе».
Список произведений Леонардо да Винчи включает все его известные произведения, сохранившиеся в музеях мира (за исключением рисунков), а также приписываемые ему работы, признаваемые такими достаточным количеством учёных. В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила. Леонардо занимался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.
Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Кульминацией вандализма стало варварское и кощунственное развлечение французских солдат – швыряние в головы героев «Тайной вечери» камнями. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине. Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита.
Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. А его «Витрувианский человек» стал одним из самых узнаваемых на планете изображений и одним из тайных символов ницшеанства. Вот таким образом да Винчи очень доверял Мельци и совместно с ним работал над рядом полотен. Страшное наводнение обрушилось на Флоренцию.
В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Это подтверждает и Вазари, согласно которому препятствия лежали в самой душе Леонардо – величайшей и необыкновеннейшей она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний.
Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Но в наибольшей степени маленького Леонардо влекло рисование. Так он работал. Иногда эксперимент приводил к неудаче. Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин).
Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. Образ птицы – это пролитая кровь, жертвенность и страдания, жизнь во славу Веры. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан.
Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Он делает десятки эскизов и набросков перед тем, как приняться за картину. От навозных испарений композиция заплесневела.
Но и этот труд он не успел завершить. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. «Тайная вечеря» принадлежит к числу величайших творений мировой живописи. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство.
Следует отметить, что положение художника в те времена было спорным, он считался скорее ремесленником, нежели мастером, занимающим престижное место в обществе. В списке произведений Леонардо да Винчи есть особо значимые работы, которые затронули души многих людей. Их некоторое время изучали. Это касалось и арифметики (своими вопросами он ставил в тупик умудрённых преподавателей) и рисования и музыки, где он проявил себя как импровизатор, а импровизация, как известно, – высшая форма творчества.
Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. На стене развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.
А в другой раз отмечает: Истолкователем природы является опыт. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г.
Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ.
Он не обманывает никогда. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем.
Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. Вероятно, в том же году он написал Джоконду.
Однако власть злого рока на этом не закончилась. В настоящее время это произведение искусства находится в Эрмитаже. В руках у ребенка мы видим маленькую птичку – красного щегла. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде. Он любил вечером, когда заходит солнце, подниматься на леса (поскольку картина находилась довольно высоко над полом) и совершенствовать своё произведение. В 20 лет да Винчи становится членом общества св.
В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Молодая мать, которая кормит своего ребенка.
Может быть именно этим она была столь дорога автору. Но ведь это несправедливо, так как он любил не искусство и не науку, а жизнь. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы.
Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры. «Мудрость есть дочь опыта», — повторял он, подчеркивая, что познание, не прошедшее через опыт, через ощущения, с которых он начинается, не порождает истины о действительных порядках природы. Некоторые полагают, что под женским образом скрывается сам художник. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.
как иллюстрация к записям в одном из дневников. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. никто не достиг подобного совершенства. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Художник в нем неотделим от ученого и науки.
В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. И это невзирая на то, что искусство начинало уже активно взаимодействовать с наукой. Уже в самом раннем возрасте Леонардо продемонстрировал исключительные способности. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря твоей внутренней воле»- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангьяри, Буонарроти – Битву при Кашине.
Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма.
Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Леонардо призывал не доверять «тем авторитетам, которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми». Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Он не только показывал большие способности, но и сопровождал своего учителя в важных поездках. Он писал вплоть до самого наступления темноты, не выпуская кисти из рук. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и божественно пел импровизации.
Вершина мастерства художника – фреска «Тайная вечерня» и одно из самых прославленных произведений мировой живописи -- «Мона Лиза» (Джоконда). Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда».
Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Иногда он составлял математические пометки на полях рукописей, на клочках, рисовал чертежи, не заботясь о том, как, например, будут ломать себе головы, потомки над рисунком барки, о которой лишь мельком сказано, что она способна плыть против ветра.
Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. В этих словах – целая научная программа, сохранившая всю свою ценность и по сей день. Здесь каждое слово применимо к Леонардо да Винчи. Этой картины нет. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства.
В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е. Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария, почти целиком поглотившей его внимание. Отдых для него лишь смена рода деятельности. «Мадонна Литта»), «Поклонение волхвов», «Святой Иероним», «Мадонна в гроте». У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика.
Некоторые из них, например, «Коломбина», теперь признаны как полотна, принадлежавшие именно Мельци, а не да Винчи. В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. Не смотря на то, что к 1476г. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного.
Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Вторая идет от научного познания природы. Но нет, его всегда обуревают сомнения.
2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. Леонардо создавал монументальные скульптурные образы, проектировал и строил архитектурные сооружения. Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя.
Многогранность Леонардо, одного из титанов Возрождения, подчеркнул Ф. Энгельс: «Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Но они остались на его бесчисленных чертежах. напротив имеется счастливый союз. Все окружающее было для него гигантской лабораторией, где исследовались мысль и чувство. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери». Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки».
Да Винчи назначил Мельци наследником и хранителем своего живописного наследия. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь. Искусство у него занимает место философии и науки. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г.
Ее видел он в новом механизме и в прекрасном лице женщины и в многоцветье радуги. Как ученый и инженер Леонардо обогатил практически все области научного знания: анатомию, физиологию, ботанику, палеонтологию, картографию, геологию, химию, аэронавтику, оптику, механику, астрономию, гидравлику, акустику, математику. 1615, Лувр, Париж).
Мы видели, что ему суждено было очень скоро затмить прославленного учителя. Среди искусств первое место он отводил живописи. Как только я найду такое лицо, я кончу картину в один день. Если говорить по большому счету, дело даже не в количестве сделанных им открытий и не в том даже, что многие из них (геликоптер, например) далеко обогнали свое время. В том же году церковь Сан Донато Скопе-то вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уфиции. Ей словно наскучила бесконечность обыденных характеров.
Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов «Мадонна с цветком» (т. н. Не объясняет ли это и глубину взгляда и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак. «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Однако уже в следующем – XVII – веке пути искусства и науки разойдутся.
Право на это оспаривали два титана: 52-летний Леонардо и 30-летний Микеланджело. Они предостерегают нас от злоупотреблений и от недостаточных результатов. Потом два других камня. Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Но к чему служат правила. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой.
Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Однако идеал свободы творчества был ещё очень далёк. Равновесие между ними нарушится в пользу науки. Он умирал весной 1519 года на чужбине, во французском городке Амбуазе. В их основе лежит один и тот же творческий процесс.
«Мадонна в гроте» (1485, Лувр) – одна из первых алтарных композиций, по которой можно судить о зрелом мастерстве её автора. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме.
В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований.
Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Это означало, что мальчик сделался самостоятельным мастером, несмотря на то, что собственная мастерская появилась у него только через несколько лет. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Некоторые биографы порицают его за это.
Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Работа над «Джокондой» велась в период с 1500 по 1513 гг., однако точными датами не учёные не располагают. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание.
Впрочем, случалось и такое, что в течение нескольких дней мастер вообще не писал, но тогда работа над «Вечерей» продолжалась мысленно, в воображении. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Картон исчез. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). хранилась в библиотеке Милана.
Некоторые исследователи его жизни испытывали подчас смущение. К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. И когда отец показал опыты сына в этой области своему другу – художнику Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio, 1435 – 1488), тот испытал настоящее потрясение.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Потеряны портреты короля Франсиска и королевы Клавдии, потеряна рукопись Что предпочтительнее: скульптура или живопись. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.
Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. Сам художник словно отождествляет процесс кормления с постижением души человека. Мельци пришёл в мастерскую Леонардо в пятнадцать лет.
Но даже здесь судьба сделала редчайшее исключение: у великого Леонардо были великие враги. Милан славился своими оружейными мастерскими, был передовым городом в этом отношении и именно здесь да Винчи придумал свои многочисленные станки, вертолётный винт, подъёмный кран, металлургические печи и т. д. Так пробыл я некоторое время. счастье, умиротворение. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов.
Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико.
Соблюдены все пропорции и законы композиции. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. На одном можно было прочесть: DUS, на другом LEO.
Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и своим итальянским тиранам и чужеземным государям когда надо было – подлаживаться под их вкусы ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и всепоглощающем стремлении к истине. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны. Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма».
По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Верроккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Может быть, он опередил Фултона с его пароходом – мы просто не знаем этого. Картина воспевает материнство, а также скромность матери. Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году. Вполне возможно.
Это не просто портрет женщины. У простой крестьянки, юной красавицы Катарины, родился сын Леонардо. Это случилось 15 апреля 1452 года.
И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г.
Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Но проведенный в 2006г.
Его картины знают все. Он творит всегда и везде.
Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Одна только природа наставница высших умов, – пишет он.
Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой – в Лондоне. И обе не дошли до нас. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Виной тому послужил неудачный эксперимент художника с красками.
Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо Винчи как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.
Современники не могли дать предпочтение ни одной из них. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. А иногда, словно неведомая сила влекла его к картине и, схватив кисть, он начинал наносить мазки.
Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. Ее воспевали поэты, люди со всей Италии приходили в Милан, чтобы увидеть это чудо. Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», -- так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи. – спросите вы. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».
В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Но во всем, что мы знаем о жизни Леонардо, нет как бы самой личной жизни: ни семейного очага, ни счастья, ни радости или горя от общения с другими людьми. Леонардо прежде всего интересовала подвижность человеческого лица, поскольку, по его мнению, она отражает «движения души человека, а именно – его мысли и чувства». Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики.
Казалось бы, ему избраннику судьбы, все давалось легко. которые будут определять последующее развитие западной культуры. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи, гениальному художнику, ученому, математику инженеру изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Почему я пишу об утраченных картинах и скульптурах.
Но увы – большинство из них для современников тайна за семью печатями. В список включены картины, фрески, кодексы, несколько самых известных рисунков (получивших личное имя). Через просветы в скалах открывается голубое небо, проплывают кучевые облака. Погибли десятки рисунков. Даже улыбка Моны Лизы и история создания этой картины стали основой для десятков научных работ и трактатов – что уж говорить о механических летающих птицах из драгоценных металлах или подводной лодке из свиной шкуры изобретенной Да Винчи.
Однако эти факты можно объяснить иначе. Все труды не способны утомить. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи.
«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. Наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человека-творца Леонардо видел в творчестве художника, который изучает природу, воссоздает ее на полотне и в тоже время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. 1459-1537) и Алессио Бальдовинетти (ок. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но.
1491 – 1570).