Любопытный ФАКТ: а вы знали, что Леонардо написал третью версию «Мадонны в скалах». «мадонна в скалах» – так называются целых два полотна работы Леонардо да Винчи, одно из которых хранится в Лувре, а другое в Лондоне, в Национальной галерее. Полотно «Мадонна в скалах» было заказано Леонардо да Винчи монахами из братства Святого Франциска для одной их церквей Милана.
«мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте.
Все они объединяются также расположением и направлением взглядов. Борются люди и кони.
Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия).
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным. Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета.
При сходной композиции у картин разный колорит. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила.
Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Христос и ученики помещены в строгий интерьер, напоминающий трапезную монастыря: он сообщает, что один из них предатель. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной.
Четыре фигуры «Мадонны в скалах» не отличаются определённостью жестов, точностью движений: ангел указывает, младенец Христос ушел в себя, словно отгораживаясь от чуждого ему пространства, Креститель наклонился вперёд, поза и улыбка Богоматери полны печального предчувствия, словно она уже знает или предвидит уготованную сыну судьбу. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Быть может, главное в этих образах – внутреннее состояние, глубокие душевные движения.
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ). Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов.
Другое её название – «Мадонна в гроте». Таково одно из возможных истолкований этой картины (ведь Леонардо ещё вернётся к Крестителю как к человеку, «прозревшему» благодаря природе). Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика. Образы «Мадонны в скалах» можно назвать идеально прекрасными, но с тем обязательным дополнением, что они сохраняют при этом всю полноту жизненной выразительности. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика.
Уделял он внимание и рукам. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца.
Франциска. Картину Леонардо заказало братство Непорочного Зачатия церкви Франческо-Гранде в Милане. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения.
Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. Все спуталось в дикий клубок. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины.
Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Содержание его рисунков самое разнообразное.
Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Рассмотрим «Мадонну в скалах»: фигуры изображены у входа в грот, почти естественную крипту, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения.
У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (1483 – 1486).
Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком».
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Одновременно в картине есть характерные только для Леонардо воздух и глубина, которых удалось добиться с помощью приема сфумато Сфумато (итал. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Младенца нежно поддерживает левой рукой ангел.
Нет более углов. Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости. В своей картине Леонардо, несомненно, ставит проблему соотношения между большими и малыми величинами и решает её «натуралистически»- с учетом того, что эти различия заложены в самой природе. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. То, что Леонардо назовет «воздушной перспективой», есть не что иное, как мера расстояния, зависящая от плотности и окраски отделяющего нас от предметов слоя воздуха. Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Ему так хочется дотянуться до цветка. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Но это была грация элегическая.
199 122 см Лувр, Париж Икона была заказана монахами церкви имени святого Франциска в 1483 году. К мягкости стремятся и краски. Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Вот почему все они представляются нам как бы слегка завуалированными, с размытыми контурами.
Богородица ли она вообще. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке.
Быть может, древние ледники были свидетелями далекого прошлого Вселенной, её предыстории, закончившейся с рождением Христа, когда природа и история обрели наконец настоящую жизнь и потянулись к свету (Леонардо – единственный художник кватроченто, не верящий в «возврат древности» и не советующий подражать классическому искусству), а непостижимая тайна действительности стала доступной для человеческого понимания. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей. Тела приобретают округлые формы. Отпечаток серьезности присущ в луврской картине даже очаровательным детям.
Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Эти два характерных атрибута позволяют безошибочно определить Крестителя. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. Точно также в природе человек видит предметы и явления имеющие свои причины и значения. Композиция произведения построена в виде пирамиды.
Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели. Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля. Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.
В первую очередь это относится к образу самой мадонны, материнская любовь которой выражена не только в жесте ее руки, одновременно как бы благословляющем и оберегающем ее ребенка, но и в глубокой внутренней сосредоточенности, по сравнению с которым выглядит наивным образ юной матери в картине «Мадонна с цветком». Время её создания приходится на 1483-1486 годы.
В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Она еще раз показывает, с какой уверенностью Леонардо подчинял в все мелочи единому сконцентрированному ритму.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Группа участников изображена на фоне, в котором преобладают скалы, доминирующие даже на расстоянии в глубине перспективы. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
Неудивительно, что дело закончилось склокой. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Первая «Мадонна в скалах» была написана примерно в 1485 году и хранится в Лувре, в Париже. Изображение Лизы Герардини, неаполитанки из аристократического обедневшего рода, жены флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо, стало поводом для множества домыслов и догадок. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Глазу даны одни лишь формы. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.
Композиция произведения построена в виде пирамиды. Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. В леонардовской картине «Мадонна в скалах» нет ни того, ни другого. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Картина вызывает много вопросов.
Намеренная неясность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях. Богородица укрывает Иоанна Предтечу своим плащом. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемым мягким» и понимает, кто был на Луне до него.
Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
Миссия Крестителя – это не откровение или пророчество, а интуиция. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». Пещера для него – это «средоточие геологических процессов, огромных сдвигов в пространстве и времени, составляющих тайну Земли» (Шастель).
Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Дерево, переведённое на холст, масло. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков.
Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя». Леонардо покинул город. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. Но он предвосхищает также психологическое решение. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. У Леонардо все полно движения.
Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии. У Леонардо нет линии, есть только формы.
По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну. Позднее Иоанну Предтече добавили крест и свиток с надписью: «Вот Агнец Божий». В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст.
Об оттенках они не заботились. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
«Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию.
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см).
«Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна и жест этот выглядел угрожающим. Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем. Изначально двое детей были настолько похожи друг на друга, что верующие путали их.
Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. Его интересовала научная и геологическая суть этого явления, в котором он видел проявление «внутренней» жизни земли, подземных, сверхъестественных её сил.
Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения.
Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Так Леонардо да Винчи кладет начало чрезвычайно распространенной в живописи Высокого Возрождения пирамидальной композиции, способствующей созданию ясных и гармонических решений. Направление движения справа налево и снизу вверх – от младенца Христа к архангелу, деве Марии, затем взгляд уходит в пространство, что достигается благодаря применению воздушной перспективы.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции. руб.
До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Леонардо возводит пейзаж в ранг такого же полноправного элемента картины, как и фигуры, символические предметы и прочее. В первую очередь это лики собравшихся. Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане.
Мадонна изображена приёмом сфумато. И не только лица.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор». Для него началась пора беспокойных скитаний. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Взгляд архангела вводит зрителя в картину, взаимодействует с ним, вызывая ощущение сопричастности. Пластически высечены контуры.
Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. И главное, не подделка ли это.
Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Именно вот таким образом они еще в пещере, хотя и на её пороге. Свет распространяется сообразно этому размещению.
Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. Все тело отражает данное душевное движение. Леонардо также интересовал рисунок волос. Таким образом, пейзаж выступает как своеобразная эмоциональная среда, активно связанная с человеком. Источник освещения легко прочитывается.
Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Это символ распятия. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея.
Видимо, все же нет. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре. Слияние тени и света, законы растительной жини, строение человеческого тела, строение земли, механика складок, механика женских кудрей, которые вьются, как струи водоворотов, так что угол падения равен углу отражения, – все, что ученый исследовал с упрямою суровостью, пытал и мерил с бесстрастною точностью, Пресекал, как безжизненный труп, – художник вновь соединил в божественное целое, превратил в живую прелесть, в немую музыку, в таинственный гимн Пречистой Деве, матери Сущего.
Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». И в пещере – глубокая тень, как под водой. Так что первая картина в самом деле так и осталась у него, а монахи стали судиться с художниками и тяжба эта длилась много лет. Святой стоит на коленях, преклонившись перед Младенцем Иисусом, который благословляет его.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Еле заметны, еле уловимы переходы. Это было создание великого художника и великого ученого вместе.
Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Преобладает тональный колорит. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Никогда не изображал он отречение и муки. Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет».
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. «Феномен» пещер, как явствует из различных записок художника, сильно привлекал Леонардо. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна. На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506).
Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно. Под стать обобщенному характеру образов, «крупному» видению натуры и само композиционное мышление Леонардо да Винчи. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин.
Он прожил там до 1499. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане.
Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Леонардо да Винчи:Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою – Сына, как будто желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Картина, как известно, не была окончена. Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Формат картины представляет собой вытянутый по вертикали прямоугольник со скруглённым завершением верхней части, что было очень типично для итальянского Ренессанса. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию.
То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Как они ошиблись. У них все блестит и сверкает.
Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Завершена она была в начале следующего столетия.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Преобладает тональный колорит. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне.