Легендарное полотно «Иоанн Креститель» кисти гениального итальянского художника Леонардо да Винчи, выполненное в 1514-1516 годах маслом по дереву, содержит, как оказалось, скрытое изображение. «иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
«иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет. «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель по версии позднего Леонардо – это изнеженный юноша с длинными вьющимися волосами и красивым, женственным лицом.
История герба Л. «Иоанн Креститель» – картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. На полотне "Иоанн Креститель", выполненном в 1514-1516 годах маслом по дереву известный художник Леонардо да Винчи зашифровал неземное существо.
Ее приписывали Больтраффио. Еле заметны, еле уловимы переходы. Свет на него падает слева. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Но заказчиком ее был не папа, а кто-то другой. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Анекдот так хорошо подходит к Вазариевой стилизованной концепции художнического облика Леонардо, что мог быть придуман и им самим. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Для него началась пора беспокойных скитаний.
В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
У Леонардо все полно движения. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи.
Если бы дело ограничивалось таким снисходительно насмешливым отношением, было бы ничего. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. На ней изображён женоподобный мужчина.
Никогда не изображал он отречение и муки. И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. И не только лица. Все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Ну, разве это не выброс духовности.
И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Немецкие мастера работали по его указанию в мастерских, устроенных для него по распоряжению Джулиано. А в другой комнате он поставил кузнечный мех, к которому прикрепил один конец упомянутых кишок и надувал их до такой степени, что наполнял всю комнату, а она была огромная, так что тот, кто в ней находился, вынужден был забиваться и угол.
Они дружили со швейцарцами папской гвардии и чувствовали себя вот таким образом хозяевами положения. Все спуталось в дикий клубок. А папа сказал: «Увы. Уделял он внимание и рукам. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. стал переходить от анатомии к физиологии.
Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет. Ничто не мешает предположению, что это тот же Турини. Интрига, которая плелась извне, разбудила интригу внутри. «Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Но это было только начало. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. Быть может, когда в миланской мастерской ученики писали «Вакха», Леонардо сделал для себя другой набросок, а в Риме его кончил приблизительно в то же время, что и «Леду», по-видимому, столь родственную «Иоанну» по духу. Язык его богат, ярок и выразителен.
Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. Леонардо также интересовал рисунок волос. Однако сила воздействия его работы куда больше. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. У Леонардо нет линии, есть только формы. Но и так срытый объект увидеть нельзя.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт.
Что картина принадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио.
Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Проведя рентгенологическое исследование картин итальянского живописца, специалисты определили, что для достижения необходимого результата в своей технике да Винчи порой наносил на холст краску толщиной всего два микрона, а общая толщина красочного слоя составляла тридцать-сорок микрон. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии.
В-четвертых, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь: «Намяв кусок воску, он во время прогулок животных, полных воздухом и, надувая их, заставлял летать а когда воздух из них выходил, они падали на землю». В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Живопись была для него таким же важным интересным, но побочным занятием, как увлечения музыкой или искусством сервировки стола. Уже Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы, тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. По словам Б. Р.
По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. В-третьих, во рвах замка св. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога.
А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Этот — совсем иной». Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи». Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Как художнику удавалось производить такую микроскопическую работу – настоящая загадка, которую лучшие умы планеты не могут решить до сих пор.
Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Микеланджело в Риме не было, так что Леонардо мог не опасаться его желчных выходок. Все тело отражает данное душевное движение.
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Пластически высечены контуры. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции – «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518 – 1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Леонардо покинул город. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость. Он прожил там до 1499. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи.
Он писал на стене маслом, чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов. Филиппино Липпи передал ему исполнение данного ему сервитами Санта Аннунциаты заказа написать образ святой Анны, а совет пригласил его участвовать вместе с Микеланджело в украшении палаццо Веккьо. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья— «сын Захарии»— «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. - ок.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше. Исследователи датируют картину концом римского – началом французского периода творчества Леонардо (1514 – 1516). Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни.
Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. У Леонардо был мастер Георг из немцев, готовивший ему зеркала для его опытов. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Но это была грация элегическая. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. Над окном, перед которым сидит Христос, вздымается дуга свода, а при распределении голов художник избежал прежнего однообразия. Около гениального молодого мастера, красивого изящного, приветливого, теснились многочисленные талантливые ученики. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
А анекдот таков. Слава его гремела по всей стране и все искали встречи с ним. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Леонардовское сфумато, таким образом, служит не только формальным живописным целям, но и духовному воздействию на зрителя». Об оттенках они не заботились. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте».
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи.
Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время.
Чтобы отделаться от этих людей, Леонардо пришлось обратиться к Джулиано. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Тут же были архитекторы Сангалло и Перуцци, чеканщик и ювелир Карадоссо — все художники первой величины. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»).
Папа, которому очень рекомендовал его Джулиано, был к нему милостив. Никогда ничего не сделает тот, кто начинает думать о конце работы, еще не начав ее». Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. Этот — совсем иной. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем.
Поползли слухи, сплетни. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Но выгладит он далеко не как святой. Он осуществлял бесконечное количество такого рода измышлений». Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Хотя женщины и одеты в красивые современные платья, от их головок веет чем-то монастырским, стыдливо-робким. Но выражение лица Крестителя при этом такое нехристианское, что жест правой руки можно принять за насмешку. Браманте познакомил его с земляком, Рафаэлем, успевшим уже создать себе громкое имя своими задумчивыми лирическими мадоннами и великолепной росписью ватиканских станц (зал).
У них все блестит и сверкает. И теперь находится в экспозиции Лувра. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).
Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ). Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой.
Больше картина не покидала фразцузской королевской коллекции и вместе с нею была унаследована Лувром. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.
Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Нет более углов. Борются люди и кони. Отголоском этих оценок является дальнейшее описание этих опытов у Вазари. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Так эта работа оказалась в Лувре. Человек должен летать, считал этот гений. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведен до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский «Иоанн Креститель». Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Из полумрака слабо выступает беспокойная фигура.
Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. Оба были пьяницы, бездельники и негодяи первостатейные. Картина писалась около четырёх лет. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. руб. Богородица ли она вообще.
Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Это Иоанн Креститель. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен). Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году.
Кто жертвователь изображенный на картине, неизвестно. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр. ). Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Без устали рисовал он, как они мягкими линиями вьются вокруг лба или развеваются и колышутся. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы.
Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем».
«Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр. Он начинал писать трактат «О геометрических играх», не законченный, как и все его предыдущие трактаты. Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали. Тела приобретают округлые формы. Боттичелли изображал Венеру в виде монахини, в виде скорбно-печальной христианки, точно готовящейся уйти в монастырь, чтобы пострадать за грехи мира. В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе».
К мягкости стремятся и краски. Потом мы находим его на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, укрепляющего для него города Романьи. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей Лувр. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Фреска эта существует. Картина, как известно, не была окончена.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна.