2 марта 2018 года в галерее «Беляево» откроется выставка изобретений «Леонардо да Винчи. В обмен на работу Леонардо Национальная Галерея предоставит Эрмитажу работу Карло Кривелли (Crivelli) «Благовещение со Святым Эмидием», написанную в 1486 году. 2 марта в галерее «Беляево» состоится открытие выставки изобретений «Леонардо да Винчи. С 15 марта по 2 сентября в галерее «Квадратс» пройдет мультимедийная выставка «Леонардо да Винчи.
Так что лондонская встреча двух «Мадонн», возможно, станет единственной возможностью для исследователей непосредственно сопоставить два произведения. Первый авторский вариант «Мадонны в скалах» находится во французской королевской коллекции произведений искусства с 1625 года (в здании Лувра— с 1830-го). В 1993 году он побывал в Мальмё и Стокгольме, в 1998-м— в Риме, Милане и Флоренции, в 2001–2002 в Киото, Нагое и Йокогаме, в 2002–2003 совершил турне по Америке, посетив Милуоки, Хьюстон и Сан-Франциско, в 2009-м отправился в Будапешт, в этом году побывал в Мадриде и Берлине. Работа стала первым за столетие признанным учеными открытием нового произведения Леонардо.
Это единственное произведение Леонардо, принадлежащее Лондонской Национальной Галерее. В паре с принадлежащей Амброзиане работой Боттичелли «Мадонна под балдахином», созданной в 1490-е годы, «Мистическое Рождество» покажут этой зимой. В переговорах по поводу картин— участниц выставки, состав которых был одобрен попечительским советом галереи, самым активным образом участвовал директор Национальной галереи Николас Пенни (Nicholas Penny). Изначально эта работа Леонардо должна была стать центральным полотном лондонской выставки. Тремя неделями позднее поступила информация о том, что администрация Лувра дала согласие предоставить на выставку «Мадонну в скалах». «Мадонна в скалах» написана на дереве из-за чего очень хрупка ранее работа никогда не покидала стен галереи.
Работа никогда ранее не предоставлялась на выездные выставки.
Состояние «Мадонны в скалах», принадлежащей Национальной галерее, которая так и не была перенесена с дерева на холст, также оставляет желать лучшего. В некоторых случаях договорились об обмене: работа Карло Кривелли (Carlo Crivelli) отправится в Эрмитаж, полотно Алессандро Боттичелли (Alessandro Botticelli)— в Амброзианcкую библиотеку, а рисунок Леонардо— в Лувр. Национальной галерее пришлось найти особый подход к каждому из музеев, с которыми нужно было вести переговоры о предоставлении картин для выставки. Польская ассоциация историков искусства оценила произведение в 300 миллионов евро. Люк Сайсон давно мечтал показать произведение в Лондоне вместе со вторым вариантом картины, однако французские специалисты поначалу воспротивились поездке луврской «Мадонны» в столицу Великобритании.
В Амброзианской библиотеке картина находится приблизительно с 1671 года. Мартин Кемп (Martin Kemp), ведущий британский специалист по творчеству Леонардо, поделился своей обеспокоенностью относительно приезда на выставку из Лувра «Мадонны в скалах»— произведения, которое и без того находится не в очень хорошем состоянии. Национальная галерея, чтобы «расплатиться» с Амброзианой, предоставит ей «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), написанную в 1500 году. Приезд «Дамы с горностаем» в Лондон чуть было не сорвался из-за протеста польских искусствоведов и реставраторов против перемещения картины. Оно было приобретено в Милане в 1880 году за 9 тысяч фунтов.
В других случаях владельцы работ, предоставив их для выставки, рассчитываются за щедрость, проявленную Национальной галереей в отношении «проката» картин ранее. Януш Чоп (Janusz Czop), главный хранитель Национального музея в Кракове (частью которого является Музей Чарторыйских), был среди выразивших обеспокоенность по этому поводу. В результате Национальной галерее пришлось обратиться к министру культуры Эду Вэйзи (Ed Vaizey), который связался с министром культуры Польши и только после этого вопрос о приезде «Дамы с горностаем» в Лондон был окончательно урегулирован. Позже к этому списку добавились еще две картины: 6 июля Национальная галерея подтвердила, что в выставке примет участие картина «Спаситель мира», авторство которой удалось установить лишь минувшим летом. В этом году «Портрет музыканта» впервые покинул Италию— для участия в Лондонской выставке. Знаменитый портрет в 1972 году посетил Москву, а в 1992-м— Вашингтон.