Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. После Готье, пишет искусствовед Г. Козлов, загадочная улыбка превратилась для публики в главное достоинство «Джоконды», затмив даже авторство самого Леонардо.
Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера, благодаря которой Джоконда кажется живой. "мона Лиза", которая иначе именуется "Джокондой" художника Леонардо да Винчи – самое известное произведение на планете. Об этом шедевре Леонардо да Винчи, пожалуй, сказано уже столько, что Джоконда стала символом искусства портретной живописи эпохи Возрождения. Джоконда – самая таинственная и неоднозначная картина Леонардо да Винчи.
Написана она была в начале XVI века Леонардо да Винчи и для своего создателя «Джоконда» тоже была особенной.
Понравился сам Лео, энергичный веселый паренек, двигатель сюжета. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Самое оно, чтобы сходить в кино всей семьей и получить от этого настоящее удовольствие. Гийом активно пропагандировал сожжение всех музеев и дружил с человеком, укравшим несколько небольших египетских статуэток из Лувра.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». До охраны наконец дошло, что картину украли. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Больше чем через два года известный итальянский антиквар АльфредоГери получил по почте письмо от некого ВинченцоПеруджа с предложениемпередать ему Джоконду, но с одним непременным условием – картина должна остаться в Италии. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Первое сентября прошло, но картины не было.
Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г. Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи.
() Джоконда— не портрет. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Просмотр «Леонардо» как раз настраивает на подобный лад.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Но она ли на картине. золотых экю.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. На раме он заметил отпечаток пальца. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Как сообщает историк Вазари, дописать его Леонардо да Винчи намеревался во Франции, где у него была мастерская. Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Голова слегка повёрнута10.
Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся. Причем весьма немалая. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Сама история особой изысканностью похвастаться не может, да этой ей и не нужно.
Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Разразился страшный скандал. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
В ХХ ст. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). То есть разобраться в этом механизме. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком.
Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Увлечение Леонардо объясняется другим. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Проходил месяц за месяцем.
Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Одна из них предполагает, что художник использовал технику сфумато, основанную на принципе рассеяния, что и дало улыбке Моны Лизы эффект необычайной загадочности и обворожительности. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Не было ее и у реставраторов. Среди работников Лувра началось смятение.
Были допрошены сотни людей. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления.
Им уж точно понравится этот веселый анимационный калейдоскоп. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук».
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Так что детей в кино брать обязательно.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици.
Потом разошлись по всему миру. Аниматоры смогли придумать достойную историю и не менее интересных персонажей, за которыми интересно наблюдать.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Не спорю, что в некоторых моментах мультик очень наивен, но это вовсе не минус. Главное, чтобы было весело и ярко, а с этим у мультфильма проблем нет. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Ну и Мона Лиза довольно таки шикарна и очень привлекательна, но без пошлости. Грустит она или улыбается.
Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы» или «Джоконды». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Бельгиец Пьере был его секретарем. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием. » К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Время шло – картина не появлялась. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда».
Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Поиски полиции были безуспешными. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Все-таки мультик для детей.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Где любовь, там и ревность.
Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. О матери Леонардо почти ничего не известно. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Но никто не пришел. 76х53 см. «Джоконда» – не портрет. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Мультфильм получился прикольным. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Он не мог лично знать художника или его модель, так что изложил лишь информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. М. А. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. В целом хочу посоветовать «Леонардо» в качестве отличного развлечения семейным людям. Доска (тополь), масло.
Пабло Пикассо также находился подозрением. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. В том же самом году еще один вандал повредил картине красочный слой у локтя, запустив в нее камень.
Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. К тому же он доверял профессионалам.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Vincenzo Peruggia). Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. А им лишняя драма ни к чему. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
Немецкие газеты платили той же монетой. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. А еще – техника.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Леонард был арестован. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
придумал загадочную улыбку Джоконды. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Никто не знает, кто обрезал картину.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Опасно попасть под обаяние этого призрака. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека).
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Но при этом сюжет подан в легкой приключенческой манере. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. В 2010 году Винчети обнаружил на полотне Леонардо загадочные цифры и символы: на одной части картины, где изображена арка моста, расположенная по левую руку от Джоконды, якобы изображены цифры 72. Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени».
Потом прошло еще несколько месяцев, год, два. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Вазари представляет Леонардо, как человека, который решительно ничего не может довести до конца. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Как все изменилось в его родном городе. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки. Не стоит забывать, что «Леонардо» снимали в первую очередь для детей.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Мона Лиза» (1503-1519). «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда».
Vincenzo Peruggia). Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается. Где-то между 1503 и 1506-м.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. До него никто не видел в ней никакой тайны. А. С. Пушкина в Москве. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. После этого картина была надежно защищена пуленепробиваемым стеклом, хотя это не остановило женщину, попытавшуюся распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.
Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Но затворницей Мона Лиза не была. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Так он и спал на картине больше двух лет.
Что вы видите перед собой. Была ли она красива. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
Ученым удалось разгадать эту загадку. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Ее перевели в покои министров.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков. Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». «Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Нет ничего лучше, чем пойти в кино и расслабиться душой и телом. Сама же картина — прямоугольник размером 54х79 сантиметров — исчезла бесследно. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября».
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Не вижу никакого смысла ругать этот замечательный мультфильм. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Однако Мона Лиза была удивительно привлекательна, хотя черты ее лица и не были гармоничными. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
И всё же исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению: «Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, с каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Назревала большая европейская война. Эта загадка практически решена. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. «Джокондомания» охватила Америку. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Как все изменилось в его родном городе. Только вот женщин там вы не найдете.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи.
Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной".
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Только чувство утраты рождает любовь. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Существует версия, что картины на самом деле две.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук».
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Берите детей и отдыхайте с улыбкой на лице.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Явился префект полиции с отрядом инспекторов. «Джоконда» впала в полное забвение.