Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Почему. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Наконец он получил заказ, какого давно ждал: ему поручили написание святого Иеронима. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Но в двух моментах по преимуществу сказался дух классического искусства. Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов.
Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии. Больше всего разработаны голова и тело Иеронима на фоне темной скалы-пещеры. Богородица ли она вообще.
Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Уделял он внимание и рукам. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. У Леонардо все полно движения.
И не только лица. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. «О художник, не обводи резкой линией тела, менее крупные, чем натура ибо не только они не могут обнаруживать свои крайние контуры, но и, на расстоянии, становятся невидимыми даже их части» — так он объясняет свои поиски в направлении сфумато. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной.
Он прожил там до 1499. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Для него началась пора беспокойных скитаний.
Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. А на вскрытие трупов тогда смотрели косо. «О художник, не обводи резкой линией тела, менее крупные, чем натура ибо не только они не могут обнаруживать свои крайние контуры, но и, на расстоянии, становятся невидимыми даже их части» – так он объясняет свои поиски в направлении сфумато. Никогда не изображал он отречение и муки. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова.
Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. А младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матери». Судьба Святого Иеронима" крайне своеобразна. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. И далее добавляет: «Для того чтобы предмет составлял единое целое со всем, что его окружает, он должен нести на себе частицу соседних оттенков». Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
руб. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз.
Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Но насколько близко.
Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Все тело отражает данное душевное движение. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Непосредственно на трупах.
Здесь заканчивается ранний, туманный, почти легендарный период деятельности Леонардо. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Леонардо покинул город.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины.
Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Нет более углов. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Леонардо также интересовал рисунок волос.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Все спуталось в дикий клубок. Разве это не доказывало, что художник имел возможность очень близко узнать предмет изображения. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Ничто не шокировало его. И далее добавляет: «Для того чтобы предмет составлял единое целое со всем, что его окружает, он должен нести на себе частицу соседних оттенков».
Во-вторых, в монологической трактовке темы. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Пластически высечены контуры. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
На переднем плане лежит лев, по легенде, сопровождавший святого с тех пор, как тот, встретив больного зверя в пустыне, вылечил его. Еле заметны, еле уловимы переходы. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень.
В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Дикое животное покорилось любви и добру, которыми наполнил душу Иеронима Бог. Но это была грация элегическая.
Картина осталась незаконченной. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Об оттенках они не заботились. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Оба они не закончены, работа остановилась в самой начальной стадии.
Через некоторое время она разрушилась. Тела приобретают округлые формы. Они были поражены тем, с какой точностью Леонардо да Винчи передал мускулатуру тела. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556.
Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». У Леонардо нет линии, есть только формы. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
На переднем плане – лев, показанный только плоским светлым силуэтом. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. Изображение святого Иеронима явилось шоком для флорентийцев. К мягкости стремятся и краски.
Существует мнение, что молодой человек изображенный справа – это сам да Винчи в возрасте 29 лет. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. У них все блестит и сверкает.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Данный прием был разработан самим да Винчи. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. 1615, Лувр, Париж). Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился).
Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Скорее здесь следует искать более глубоких внутренних причин. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Наконец он получил заказ, какого давно ждал: ему поручили написание святого Иеронима.
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Именно потому и приходилось заниматься этим тайком, под покровом ночи. Кроме незаконченности, с Поклонением Волхвов, её роднит также формальное и структурное сходство, при очевидном различии содержания. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Картина, как известно, не была окончена.
Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Борются люди и кони.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Предшественники воспроизводили эту тему двояко.