Картина представляет один из самых ярких примеров мастерства Леонардо в работе со светом и формировании светотеневой перспективы. Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. В «споре искусств» его симпатии были целиком на стороне живописи, которую он понимал как универсальный язык, способный выразить всю полноту жизни. Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. Сэр Кеннет Кларк, много лет посвятивший изучению эпохи Возрождения, однажды сказал: «Жизнь Леонардо да Винчи — большая головоломка, которая вряд ли когда-нибудь будет разгадана».
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Тема сексуальной потенции не является чем-то новым для эпохи Ренессанса. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны известная под именем Катерина. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии.
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Представления о «Тайной Вечере» дают оригинальный картон Леонардо да Винчи, этюды некоторых голов и хорошие копии учеников Леонардо да Винчи. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам.
Все части тела будто живые, еще немного и они начнут двигаться. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. 1615, Лувр, Париж). Леонардо да Винчи родился в семье далеко не бедной, его отцом был богатый нотариус. Поразительное явление Божественного Младенца привело в смятение толпу.
А тот задумчиво сжимает в руке символ будущих мук Христа – цветок, напоминающий крест. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды.
Двенадцать апостолов, чьи одеяния напоминают классическую скульптуру, располагаются за столом без строгой симметрии, но образуют группы по трое два эмоциональных потока устремлены к центру, где учреждающий евхаристию Христос предстает «мотором» действия. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – все это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н.
Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Самыми известными работами раннего периода являются также «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанная примерно в 1478 г. (сейчас она храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и «Поклонение волхвов» (1481-82 гг. ). 1472, Галерея Уффици, Флоренция). Написана она маслом с применением новых приемов объемного моделирования фигуры. Кроме того им первым был применен принцип «воздушной перспективы» – изменение цвета в зависимости от глубины изображения.
Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Он писал масляными красками очень медленно, работа над картиной длилась годами.
Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556.
В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. В личности Леонардо да Винчи, выдающегося живописца, скульптора, строителя, военного и гражданского инженера, ученого изобретателя, наиболее полно воплотился сформулированный мыслителями итальянского Возрождения идеал «homo universale» — человека, чьи творческие возможности многообразны и почти безграничны. Она ещё девочка и весело играет с ребёнком. Первая датированная работа (1473 г., Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма.
Сфумато (ит. Легкая дымка светотени — «создательницы выражения на лицах», чуть сгущающаяся в уголках губ и у глаз, сообщает ясному, спокойному лицу Моны Лизы одухотворенность и рождает знаменитую улыбку, которую скорее чувствуешь, чем видишь, которая может неуловимо меняться даже при разном освещении картины. В течение почти двух столетий (с 1779 г. ), картон этот был гордостью Королевской Академии художеств, но в 1962 году финансовые трудности заставили ее решиться на продажу знаменитого произведения. (находится в экспозиции Британской Национальной галереи, Лондон). Заметно, что юный художник не до конца мастерски владеет кистью – это видно по крупной и несуразной фигуре младенца.
К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (), алтарный образ Св.
В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Начиналась она с рисунка на плотной бумаге в размер будущей картины. Однако уже в следующем – XVII – веке пути искусства и науки разойдутся. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Леонардо же стал компоновать фигуры по принципу пирамиды. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске.
Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта. Для него началась пора беспокойных скитаний. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани». До Леонардо практически никто так не изображал человека, как мы его видим на картине «Святой Иероним».
К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Художник в нем неотделим от ученого и науки.
В 2010 году с помощью рентгеновских лучей исследователи смогли изучить несколько полотен Леонардо, в том числе самую знаменитую картину Мастера – «Мону Лизу» (о самой картине будет рассказано в соответствующей главе). Единственный автопортрет Л. да Винчи написал в 1514 г. В 1515 г. он создал одну из последних картин – «Святого Иоанна Крестителя». Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. В портрете Монны Лизы ("Джоконда", около 1503 г. ) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния.
Леонардо да Винчи избрал момент, когда Христос произносит слова: «Один из вас предаст меня». Второй вариант «Мадонны в скалах», почти повторяющий первую картину, был написан так же в Милане в 1506-1508 г. г. У Леонардо нет линии, есть только формы. Работа чуть больше, но написана на ореховой доске, как и картины да Винчи.
Женский образ как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает. Ведь жажда знаний в Средние века считалась грехом. Однако, по сравнению с одной из первых его картин «Мадонна Бенуа», эта работа являет собой качественный прогресс в технике исполнения живописи.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. К 1514 – 1515 гг. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Уже в марте 1503 года Леонардо получил от флорентийского правительства ответственный заказ — ему было поручено написать на стене главного зала Палаццо Веккьо большую батальную композицию «Битва при Ангиари». Если так, то Леонардо наверняка ощущал свое родство с Иеронимом. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции.
Уделял он внимание и рукам. Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня», как психологический взрыв. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Леонардо да Винчи справился с этими трудностями гениальнейшим образом. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
Леонардо изобразил на ней Христа и окружавших его апостолов за большим накрытым столом. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. И не только лица.
Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. А после этого быстро охладевал к работе. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени.
Об окончании работы ничего не сказано, но известно, что Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы». орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. В этой технике были воспроизведены некоторые рисунки мастера.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. При этом ученые не обнаружили на портрете ни мазков, ни отпечатков пальцев. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит XIX веку.
Ему позировала жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль.
Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.
Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто-нибудь из них, что имеет дело с будущим гением.
Самое светлое пятно – это блик света на боку кувшина. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе.
Можжевельник за спиной девушки обыгрывает её имя (по-итальянски можжевельник – "джинепро", ginepro). Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).
Закончена работа над картиной "Леда". Красота и блаженство – все у него от мира сего. Возможно, в конце жизни Леонардо использовал самодельные очки. Примером такого картона может служить рисунок Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы дЭсте. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Рисунок на полу (сейчас уже неразличимый), развешанные на стенах го белены, кессонный потолок, пейзаж в глубине создают впечатление «естественной» перспективы в том большом зале, где была нарисована «Тайная вечеря». В работе над ней принимал участие ученик художника – Амброджо де Предис. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. В переводе с итальянского «sfumato» означает «затушёванный», в буквальном значении слова – «исчезающий», будто дым. Что касается графики, то и здесь Леонардо отходил от традиционных материалов: пера, серебряного штифта, бумаги, загрунтованной темперой. Подобная композиция придает картине поразительную динамику. Также в записях Леонардо упоминаются линзы, то есть обычная лупа. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного. Предшественники воспроизводили эту тему двояко.
Но открылась ли. А никакой увеличительной техники у Мастера не было. относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло.
Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен. Военные сооружения и общественная работа.
Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. У ног его лежит прирученный лев.
1459-1537) и Алессио Бальдовинетти (ок. Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. В чем же каялся святой Иероним. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Два дерева в центре – пальма и каменный дуб – служат осями, вокруг которых закручивается спираль всей композиции, как бы вставленной слева – между фигурой старца, погружённого в задумчивость и справа – фигурой юноши (он указывает на Мадонну с младенцем). В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира.
В 1482г. Но проведенный в 2006г. Борются люди и кони.
Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. Однако эти факты можно объяснить иначе. Знаменитую «Мону Лизу» Л. да Винчи написал примерно в 1503-1506 гг. Чтобы закрепить его, след угля обводили карандашом, пером или острым кончиком кисти.
Подобно Иисусу и апостолам они изучая Священное Писание, подчиняют ему свою жизнь им. Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Изображение как будто появилось само собой.
Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Но этого нельзя было сделать. В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Историк живописи Вазари приписывает Леонардо да Винчи гомосексуальные наклонности.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Естественность органично соединяется в этой картине с торжественностью — вся группа идеально вписывается в незримую пирамиду. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Не говоря уже о знаменитой «улыбке Джоконды», таинственным и странным кажется многим даже «лунный» пейзажный фон, увиденный как бы с птичьего полета.
Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Но привлекла к себе внимание после проведения исследований экспертов и кардинальных реставрационных работ. На помощь пришла широкая общественная подписка, взбудоражившая все население страны. Важнейший из общественных заказов Леонардо был также связан с войной. Или все дело в том, что Леонардо вообще не любил доводить начатое дело до конца.
Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. Он привнес в пейзажи одухотворенность, свойственную его мадоннам. История «Святого Иеронима» пошла по второму пути. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне.
В 1478 году Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна с цветком» (другое ее название «Мадонна Бенуа»), которая сейчас выставлена в Эрмитаже. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело. В портрете "Монны Лизы" или "Джоконды" (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.
Обратите внимание на композицию, на распределение на картине светлых и темных пятен. Французский период был самым счастливым в его жизни. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Тела приобретают округлые формы.
В список включены картины, фрески, кодексы, несколько самых известных рисунков (получивших личное имя). Так до конца никто и не смог разгадать загадочный взгляд Джоконды, её улыбку. Леонардо открывает свою мастерскую. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401 – 1466), отца Лодовико Сфорца.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. При этом использовали или чернила или какую-нибудь прозрачную краску. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Несмотря на свою гениальность и неповторимость, человеческие принципы и идеалы всё же не обходят и его. Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства.
Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. И леонардовская тайна, сквозит и в их лицах и в синеватых расщелинах и в полумраке нависших скал.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом.
Анной, находящейся в Лувре. Несколько позже парная к ней фреска «Битва при Кашине» была заказана Микеланджело. Богородица ли она вообще. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства.
И опять, работая над «Поклонением волхвов», Леонардо отказывается повторять сложившиеся каноны и создает абсолютно новую и необычную композицию. В XV веке подобных учебников просто не существовало. Но одним из главных инструментов познания природы для него остается живопись, которую он неоднократно именует «Наука живопись». Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей.
Это не просто портрет женщины. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. Известен целый ряд штудий одежд Леонардо, датированных 70-ми годами XV века. Однако монахи из Сан-Донато выплатили за картину «Поклонение волхвов» два аванса, так что наверняка им хотелось получить заказ для своей церкви. Через некоторое время она разрушилась.
Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Это похоже на поток бурлящей воды, что так любил рисовать Леонардо. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. руб. Но и этот труд он не успел завершить.
Предположительно, моделью Леонардо была возлюбленная миланского герцога Чечилия Галлерани. Это особенно заметно на вторых планах картин, в пейзажах имевших вспомогательную роль. Оказалось, что под слоем темной фоновой краски находился второй план картины, аналогичный итальянскому пейзажу «Моны Лизы» из Лувра.
Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. Главная из них открылась сравнительно недавно.
Вот только он не собирался каяться в том, что хочет проникнуть во все земные тайны. До 1506 г. Леонардо да Винчи работал во Флоренции. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин.
Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека».
Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде возможно, она была передана самим Леонардо да Винчи французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Франциска в 1483 году. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Кажется, все очень просто.
Для этого его накалывали иглой по всему контуру и границам теней. Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Иногда, прежде чем закончить картину в цвете, всю живопись подготовляли в так называемых «мертвых красках», то есть холодными, светлыми, малоинтенсивными тонами.
Чтобы написать картину «Святой Иероним» Леонардо занимался анатомией, вскрывая трупы. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение.
Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. В декабре 1499 года покинул Милан и Леонардо. К тому же времени относится и необычно решенный женский портрет — «Дама с горностаем» (1488—1490, Краков, Музей Чарторыйских). Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо да Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно.
Леонардо, по-прежнему уделявший много времени научным занятиям, выполнил в Милане вместе с новым помощником Амброджо де Предисом уже упоминавшуюся выше копию Мадонны в скалах с помощью того же де Предиса он написал свою последнюю картину «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510, Париж, Лувр). Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать). Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. К сожалению, большая часть замыслов Леонардо не была реализована при жизни мастера.
«Мадонна в скалах» (1483 – 1484, Лувр, Париж и второй вариант) – знаменитая картина Леонардо написана в Милане.
Вторая идет от научного познания природы. Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-1507 гг. ), "Иоан Креститель" (около 1513-1517 гг. ) и другие. «Св. А вокруг – толпы пришедших в движение людей, как будто они явились на какое-то народное собрание. В картине нет декорации, а фантастические костюмы воинов не имеют отношения ни к какому определённому периоду. Об оттенках они не заботились.
С точки зрения техники живописи, «Мона Лиза» до сих пор считается непревзойденной. Здесь он занялся научными исследованиями изучал полет птиц, пытался разработать модель летательного аппарата, но в 1501 году получил заказ от церкви Сантиссима Аннунциата написать алтарный образ «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Портрет Джиневры – первый портрет Леонардо, он писан маслом по деревянной доске.
«Мадонна Бенуа» не имеет каких-либо мелких деталей на фоне, в ней четко видно только две фигуры, которые полностью заполняют собой пространство. Вот таким образом живопись следует рассматривать не как ремесло, не как искусство, но как науку. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.
Судьбы картин порой похожи на судьбы человеческие. Фон выполнен в едином тоне – окно в темной стене, которое не позволяет увидеть небо. Самой значительной живописной работой Леонардо в Милане стала стенная роспись Тайная вечеря (1495—1498, Милан, трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие). Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Филиппино Липпи передал ему исполнение данного ему сервитами Санта Аннунциаты заказа написать образ святой Анны, а совет пригласил его участвовать вместе с Микеланджело в украшении палаццо Веккьо.
хранилась в библиотеке Милана. Так была написана не только утраченная «Битва при Ангьяри», но и «Тайная вечеря», хотя исследования техники этого произведения еще не завершены. У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Иероним извлек занозу, после чего человек и царь зверей стали неразлучны. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику.
В Трактате о живописи также излагаются сведения о пропорциях. Художник отказался от сохранявшихся канонов в изображении Богоматери.
Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. В 1472 г. Л. да Винчи принимают в гильдию живописцев. Мона Лиза (Джоконда) самое известное из его живописных творений – это воплощение женской красоты и женской же загадки.
Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Группируя фигуры по три, заставляя одних подниматься, других склоняться, Леонардо да Винчи придал всему форму волнистой линии: точно от Христа исходит морской вал с поднимающимися и падающими волнами. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). Судя по другим наброскам, композиция должна была состоять из трех частей, с битвой за знамя в центре.
Не смотря на то, что к 1476г. Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат "Св. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился).
1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Подумайте только: один микрон – это одна тысячная миллиметра. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита.
Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект.
«Портрет Джиневры де Бенчи» (1473 – 1474) пронизан меланхоличным настроением. Первые свои произведения Леонардо создавал темперой на досках, грунт был тонированный. Но лупа – это не микроскоп. Вот таким образом, считает Ломаццо, многие его работы осыпались со стен. В 1516 г. по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался.
В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Это детали герба Бембо, поклонника Джиневры, что подчеркивает связь между ними (Бембо был послом во Флоренции). В отличие от «Мадонны Бенуа», «Мадонна Литта» говорит о радостном чувстве материнства. Но без этой простоты художники обходились тысячу лет. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания.
Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Ни один из них заказа не выполнил, ограничившись созданием картона. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани.
В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». В диапазон от самого светлого пятна до самого темного «лягут» все остальные градации светотени. Мотив наклонных линий многократно повторен в протянутых руках Марии и младенца и имеет своим завершением маленького ягнёнка – символ жертвенного агнца.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Тушевка производилась темперой или маслом. В 1483 году монастырь Святого Франциска заказал Леонардо алтарную картину, впоследствии получившую название «Мадонна в скалах» (ок. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции.
Вазари пишет: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его незавершенным». Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Однако, хотя уже на этой стадии он разработал общую схему композиции, достаточно четко представлял себе облик и характер действующих лиц, он отказался от традиционной техники фрески, требовавшей быстроты исполнения и почти не допускавшей правок. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо да Винчи, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. Леонардо выступал против общепринятой в его время точки зрения, что живопись – искусство сугубо прикладного характера.
Искусство у него занимает место философии и науки. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Последние годы провел во Франции.
И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Возможно, один из них и послужил прототипом для головы Иеронима – ведь это было время, когда заново открывали античное искусство, когда раскопки велись по всей Италии. В правой части композиции изображена конная битва, смысл которой остаётся пока неясным. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи.
Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Леонардо также интересовал рисунок волос. Даже с помощью лупы вы не сможете увидеть что-то размером в 30 микрон. Потом переносил рисунок на доску и делал подмалевок.
Об этом Леонардо знал. Он мог подчеркивать соответствие любовницы герцога официальной придворной морали: женщина должна быть с одной стороны целомудренной, с другой — быть прекрасной возлюбленной. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. «Мадонна в гроте» – одно из самых пленительных и поэтичных созданий Леонардо да Винчи. В этой картине все – мысль, здесь нет ни одной черты, ни одной детали, которая не была бы сотни, раз взвешена и продумана.
Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. В Милане Леонардо начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. Все спуталось в дикий клубок. Его картины подражают духу времени, настроениям эпохи Возрождения: Тайная вечеря.
В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. которые будут определять последующее развитие западной культуры.
В 1495 г. Л. да Винчи начал работу над «Тайной вечерей» в монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Примерно в 1476 г. он написал фигуру ангела в картине своего учителя «Крещение» и это сразу привлекло к юному художнику всеобщее внимание.
Может быть именно этим она была столь дорога автору. Также обращает на себя внимание отсутствие в живописи белил, за исключением тех случаев, когда писались белые одежды или драпировки. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в XIX в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова.
Икона была заказана монахами церкви имени св. Взрослея, мир приближается к пониманию гениальных пророчеств. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Содержание его рисунков самое разнообразное. Чем больше расстояние от зрителя до предмета, тем более смягчены контрасты цветов и тем менее отчетливы линии.
Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.
В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». У Леонардо все полно движения. Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.
Судя по всему, он также заинтересовался гравюрой на меди. В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (около1495-1497 гг. ). Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор.
Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. К этому периоду относится Мадонна с цветком, т. н. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но Леонардо, видимо, действительно стремился вместить в этот небольшой портрет все свое знание о природе и человеке, все свое профессиональное умение и свои представления об универсуме и человеке. Картина, как известно, не была окончена.
Леонардо разбирался в этом как никто другой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.
Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Дневники Леонардо содержат не только чертежи, но и глубокие философские размышления. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери». Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. В 2005 году учёные из Гейдельбергского университета изучая на полях фолианта заметки флорентийского чиновника, знакомого Леонардо – Агостино Веспуччи, прочитали: «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо.
Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Вопрос этот сейчас вряд ли может быть решен окончательно. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу.
Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Он опередил свое время на несколько веков вперед.
Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в период 1516-1519 годов. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Картина Вероккио Крещение (Уффици) также не датирована, хотя предположительно может быть помещена в первую половину 1470-х годов.
счастье, умиротворение. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478 г., Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. Они сделаны в технике монохромной темперной живописи (коричневая краска и подсветка свинцовыми белилами) кончиком кисти по тонкому льняному холсту. К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Горностай-За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. «Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г.
Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в XIX в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккио. Равновесие между ними нарушится в пользу науки. Вполне возможно. Еле заметны, еле уловимы переходы. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. «Живопись – это философия художника», – считал Леонардо да Винчи. Чем дальше в прошлое отступает эпоха Леонардо да Винчи, тем больше растет его слава.
После того как Леонардо перестал над ней работать, ее обрезали по краям (видимо, приспосабливая под небольшое помещение), а затем и вовсе распилили на две части. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Соблюдены все пропорции и законы композиции.
Нет более углов. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера).
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Картина была заказана Леонардо да Винчи в 1481 году и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто, находившейся вблизи Флоренции со стороны Порта а Сан Пьеро Гаттолино (в настоящее время Порта Романа). Все люди, что собрались вокруг Марии с Младенцем, находятся в движении. Христос покорен своей судьбе исполнен сознания жертвенности своего подвига. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Леонардо увлекается научными изысканиями иногда обращаясь к живописи.
Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515).
Размеры фрески составляли 4, 5 м на 8, 6 м и размещалась она на высоте 3 м от пола. Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями.
Краски для обогащения колорита наносили на просохший слой масляной живописи тонким лессировочным (прозрачным) слоем, причем таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый цвет грунта, который, просвечивая через краску, освещает картину изнутри. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Все его предшественники были достаточно скромны в цветовых решениях и сюжетах своих произведений, но он исправил ситуацию и внес изменения в стиль того времени.
Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Неоконченный Св. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил.
Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. Анна с Марией и младенцем Христом (около, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около, Лувр, Париж), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Через некоторое время она разрушилась.
1483, Париж, Лувр). Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. А вот, господа, таки может. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
Интересы сошлись в одном. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. Все тело отражает данное душевное движение.
В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны – матери Марии. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой.
Полуобнаженное тело святого написано со знанием мельчайших деталей анатомии. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Тягу к знаниям же, различным изобретениям, проявил в нём астроном П. Тосканелли.
Эта подборка эстетических взглядов художника сыграла огромную роль в теории искусства. Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины "Леда" на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. В течение четырех месяцев было собрано более половины назначенной суммы. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства.
Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Среди первых работ Л. да Винчи называют рисунок «Вид долины Арно», картины «Благовещение» и «Портрет Джиневры де Бенчи». Леонардо да Винчи – итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
В Милане Леонардо жил до 1498 и этот период его жизни был самым плодотворным. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Практически это зависит от того, что думаем мы сами, глядя на ее изображение. Однако власть злого рока на этом не закончилась. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората.
Согласно легенде, опасный хищник занозил лапу и страдал от невыносимой боли. Но только на картинах Леонардо да Винчи рука, ранее костистая и жесткая, получает теплую, чувственно вибрирующую жизнь. Высота лица (до корней волос) относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей и нижней частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к расстоянию между углами губ и нижней частью подбородка, это расстояние равно золотой пропорции. Леонардо покинул город. После «грунтовки» панели Леонардо наносил фон, а затем принимался слой за слоем выписывать детали. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Написанная в более поздние годы, лондонская «Мадонна в скалах» обладает более слитной и монументальной композицией и более обобщенной трактовкой форм, что свидетельствует уже о вкусах Высокого Возрождения.
Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Правда, пришли они к идеям Леонардо с отставанием на века. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Основная причина заключалась в дефиците или отсутствии необходимого сырья. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Заказ на алтарный образ мадонны для капеллы св.
О личной жизни мало что известно. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. «Мона Лиза из Прадо», так называется картина, до сих пор причислялась к фламандской школе, однако, как выяснилось, такое предположение было ошибочным», – сказал Мигель Фаломир, руководитель отдела итальянской живописи музея. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям.
В 1495 г. Леонардо приступил к работе над «Тайной вечерей» (площадь 4, 5 8, 6 м). Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483 г., было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Список произведений Леонардо да Винчи включает все его известные произведения, сохранившиеся в музеях мира (за исключением рисунков), а также приписываемые ему работы, признаваемые такими достаточным количеством учёных. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью. Он прожил там до 1499.
Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Марии 16 лет, как в Писании. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». По левую руку от Христа — три апостола, охваченные сильнейшим волнением. Его называли чародеем, служителем дьявола итальянским Фаустом и божественным духом. Нижний кусок какой-то предприимчивый торговец использовал в лавке как столешницу. В мастерскую, где работал Леонардо, началось настоящее паломничество.
К мягкости стремятся и краски. Творчество Леонардо да Винчи открыло качественно новый этап в истории пейзажа. У них общий метод и общие цели. Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой.
Сама работа представляет собой огромную композицию, которая может занимать целую стену. Именно Леонардо впервые ввел на свои полотна сфумато – дымку, связанную с рассеянием света в воздухе. В этом заключается метод сфумато.
Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои).
«Будь у меня подходящий материал. » – вздыхал Леонардо. После смерти мастера его ученик Франческо Мельци из разных фрагментов рукописей составил «Трактат о живописи».
К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. С помощью этого приема «лепится» объем на плоском листе. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.
1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. О чем думает Мона Лиза. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св.
Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в этом полотне), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Гращенков пишет об этой картине: «Следуя флорентийским образцам 1470-х годов, Леонардо изобразил свою модель по пояс, получив тем самым возможность показать руки. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Никогда не изображал он отречение и муки. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. В 1491 году Леонардо да Винчи пишет картину «Мадонна Литта», которая выполнена в стиле эпохи Высокого Возрождения. Её прическа и одежда – по флорентийской моде того времени, вместо традиционного красного платья и синего плаща (так она была одета и в более ранних работах самого Леонардо). Леонардо прежде всего интересовала подвижность человеческого лица, поскольку, по его мнению, она отражает «движения души человека, а именно – его мысли и чувства».
Пластически высечены контуры. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Однако к написанию картины он так и не приступил.
Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ и изображение женщины выглядит странно живым. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452 – 1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Согласно художественным канонам Леонардо золотая пропорция отвечает не только делению тела на две неравные части линией талии (при этом отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части, это отношение приблизительно равно 1, 618). Исследователи считают, что это одна из 2 мадонн, о которых Леонардо пишет, что начал их в 1478 г. Вероятно, они были среди первых заказов собственной студии Леонардо.
Иногда эксперимент приводил к неудаче. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Одновременно Леонардо создает свою самую прославленную работу — портрет Моны Лизы Джоконды (1506—1510, Париж, Лувр). Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.
После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Сам художник на первых этапах своей жизни видел себя скорее инженером, чем живописцем. «Поклонение волхвов» – знаменитый сюжет и до Леонардо обычно центральная часть картины вписывалась в воображаемый прямоугольник.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Получался так называемый «картон».
«Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде. В этот период художник создает «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа») (ок. Виной тому отчасти сам великий да Винчи.
Самая густая тень – падающая тень рядом. Отказавшись от традиционной для портретов того времени торжественно-неподвижной позы, Леонардо внес в этот небольшой, полный изысканности холст живую естественность изобразив совсем юную, одетую и причесанную по испанской моде женщину в свободной, полной динамики позе, как бы прислушивающуюся к словам невидимого собеседника.
Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. Леонардо очень знамениткак художник. Практически каждый человек хотя бы раз видел его картину «Мона Лиза», которая так же называется «Джоконда».
Как известно итальянская портретистка развилась из медали. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентинца стала реальностью.
Необычна горизонтальная композиция с фигурой Христа в центре, уравновешенная абсолютной перспективой, создающей иллюзию что помещение трапезной продолжается пространством картины. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Счастливый и спокойный период работы Леонардо в Милане завершился драматически. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Образ Джиневры, определенно, скрывал тайну, душевные переживания.
В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Создание «Тайной вечери» стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Недоуменно, как бы отказываясь поверить услышанному, разводит руками Иаков Старший. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. Работа не была закончена.
Леонардо начал свою деятельность в семидесятых годах XV в. Покинув мастерскую Верроккьо, он был принят самостоятельным мастером во флорентийскую гильдию художников. А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта. Хотя природа Леонардо никогда не становилась единственным «сюжетом» картины, он проложил путь к выделению пейзажа в самостоятельный жанр.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Несмотря на такое разнообразие интересов, Леонардо был специалистом в каждой из этих областей. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Портрет Джиневры деи Бенчи и Мадонна Бенуа (Санкт-Петербург, Эрмитаж), которой предшествовала серия крошечных набросков Мадонны с Младенцем, вероятно, являются последними картинами, законченными во Флоренции. Существует легенда о начале пути великого художника. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени.
Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Он также стал создателем техники неуловимой градации предметных очертаний в зависимости от состояния воздушной среды, что придавало его картинам некую таинственность. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475).
Призрачный пейзаж на заднем плане «Моны Лизы» подчеркивает общее мистическое звучание полотна. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Во Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
Он считал свою картину обвинительным актом. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Но это была грация элегическая. У них все блестит и сверкает.
Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. Для нее характерны объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний. Даже медики в то время изучали анатомию «по случаю». Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Секреты «Моны Лизы» не ограничиваются тайной модели и загадкой ускользающей улыбки. Как удавалось Леонардо наносить такие слои краски – загадка.
Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда». Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. Одна из знаменитых работ Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» (другое название — «Портрет Цецилии Галлерани») датируется 1490 годом.
Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. Анна с Марией и младенцем Христом» (1500 – 1510) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в поколение, через прошлое к будущему.
Здесь представлено множество физиономических типов людей всех возрастов среди них и юные всадники. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Поклонение волхвов 1472-1477.
Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. Прежде всего, новшество заключалось в том, как располагались фигуры на картине. 1445–1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо Винчи сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.
Мадонна Бенуа (ок. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. По этому нисходящему пути трансформируется и эмоциональное содержание.
Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато. От этого открытия – один шаг до идеи механизации ручного труда. Между 1476 и 1478 г. г. тончайшие психологические нюансы и переходы.
Да Винчи был новатором своего времени. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Жил и работал Леонардо да Винчи во Флоренции, Риме, Милане.
Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Недавно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески.
Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Следующий этап работы — перенесение рисунка на грунт. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим.
Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Эти и другие факты позволили с большей уверенностью заявить, что «Мона Лиза из Прадо» создавалась одновременно с оригиналом. Голова святого чертами напоминает римские бюсты-портреты. Вся работа над картиной велась в строгой последовательности. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е.
Все это – Леонардо да Винчи. как иллюстрация к записям в одном из дневников. Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида и написал на щите фантастического дракона.
В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Технология создания картины на дереве невероятно сложна. "Мадонна в гроте" показывает овладение художником тем реалистическим мастерством, которое так поражало его современников. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья.
Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. Первая самостоятельная работа Леонардо, написанная, видимо, когда он еще не покинул мастерскую Верроккьо, — это довольно большая композиция «Благовещение» (1475—1480, Флоренция, Галерея Уффици) влияние учителя еще сказывается в облике Мадонны, характере пейзажа с томными силуэтами кипарисов, тщательности, с которой прописаны рельефы небольшого мраморного стола, но по сравнению с работами флорентийских мастеров этого времени картина кажется немногословной, а пространственная пауза, разделяющая персонажей, создает атмосферу значительности события.
Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Подмастерьем Леонардо да Винчи, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
1478). Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
напротив имеется счастливый союз. Человеческий глаз не способен различать подобные величины.