«портрет Джиневры Бенчи» – ранняя картина Леонардо да Винчи, написанная около 1474 – 1476 годов, образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто (эпохи Раннего Возрождения). Но для современных почитателей прекрасного важно лишь то, что неумолимое время сохранило для нас еще одно произведение великого Леонардо да Винчи и мы можем любоваться прекрасным портретом молодой красавицы из средневековой Флоренции, а картина получила название «Портрет Джиневры де Бенчи». Портрет Джиневры де Бенчи написана великим итальянским художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в ранний период его творчества. На обороте портрета Джиневры де Бенчи кистью Леонардо да Винчи нарисована эмблема: вертикальная ветвь можжевельника, обрамленная венком из лавровой и пальмовой ветвей, которые перевиты лентой с латинским фразой: «Virtutem forma decorat».
Италия. Это— первый шаг на пути создания той портретной формулы пейзажного фона, которая после «Моны Лизы» с его лёгкой руки станет стандартом для портрета Высокого Возрождения. Фон оборотной стороны визуально имитирует плиту из порфира (камня, который ценили за его вечность, твёрдость и редкостность, он являлся символом редкого и неизменного совершенства). Мадонна кормит младенца грудью.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Тонкая игра светотени на её лице создает впечатление жизни. Данную атрибуцию отстаивали Боде и вслед за ним Гильдебрандт11.
Женщина в нём так же изображена на фоне можжевельника и это сходство заставило кого-то даже сделать сзади надпись GINEVRA DE AM. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Париж. Картина, как известно, не была окончена.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Гращенков указывает, что Лоренцо ди Креди явно подражал работе Леонардо и лишь зеркально перевернул композицию картины Леонардо, чтобы привычно расположить источник света— слева направо2. «Поиски наиболее выразительного мотива, — пишет он, — совмещены здесь в одной композиции (как это часто практиковалось мастером в его рабочих эскизах). Если портрет являлся свадебным, то обычно он был парным к портрету мужа и женщина в таком случае изображалась в правом повороте (как в приведённом выше портрете Лоренцо Креди).
Кроме первенца Леонардо у него было ещё 11 детей. Наконец-то духовное было облачено в прекрасную форму, которая и стала моральной нормой. Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии.
В конце XVIII века ее приобрел в Италии польский князь Адам Чарторыйский. На верность этой версии указывает изображение на обороте картины. Содержание его рисунков самое разнообразное. Руки на этом портрете прижаты к груди в жесте, напоминающем жест в бюсте Вероккио. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Это тонкий намек на имя девушки.
В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. За спиной Моны Лизы – панорамный пейзаж, который не является просто фоном. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Новаторство Леонардо, в частности, заключается в том, что он не только с большим артистизмом написал модель в три четверти и, вероятно, по пояс (в Италии только начала появляться подобная композиция портрета), но и поместил её среди открытого пейзажа, когда женщин всё ещё писали в тщательно замкнутых помещениях, в собственных домах, где пейзаж можно было увидеть лишь через окно (см., например, «Портрет Смеральды Брандини» работы Боттичелли).
Модель на этом портрете, в отличие от Джиневры Бенчи, смотрит вправо. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. Обстоятельства создания портрета являются предметом научной дискуссии. Он написал небольшой по размерам «Портрет Джиневры де Бенчи» (ок. Художник должен был довести до конца это полотно, начатое другими учениками, а также исправить их ошибки. Об оттенках они не заботились.
Леонардо получил довольно поверхностное домашнее образование. (Такая символика была принята в Ренессансе— Пизанелло, создавая «Портрет Джиневры дЭсте», также написал куст можжевельника а женщин по имени Лаура, к примеру изображали на фоне лавра). Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Модель на этом портрете, в отличие от Джиневры Бенчи, смотрит вправо.
С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. Она и привлекает и отталкивает. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Это обаяние с отрицательным знаком: в нём есть что-то почти дегенеративное и прекрасное»7.
До 1400-х годов религиозное содержание искусства формировало общественное мнение и определяло основные объекты изображения. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Борются люди и кони. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви.
Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. Главным доказательством такого определения личности модели является прочтение слова «горностай»: по-гречески название этого животного звучит как Gale, что соответствует фамилии придворной дамы – Галлерани. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. Но это была грация элегическая. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах».
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. История развития итальянского портрета в эпоху Ренессанса). Структура её гладких волос продуманно изображена в контрасте к жёстким и колким веткам можжевельника, окружающим её лицо своеобразным нимбом, а также прозрачной, зыбкой листве деревьев заднего плана. В число работ Леонардо данную картину «с изображением неизвестной женщины» из венского собрания Лихтенштейнов включили Вентури, Суида и Беренсон. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Судьба «Дамы с горностаем» довольно драматична. BENCI. Искусствоведы особенно хвалят этот пейзажный фон картины, его психологическую и формальную слитность с портретным образом (каковое единство было недоступно мастерам предшествующего поколения): «Эти сумерки, этот заснувший пруд, эта широкая, тёмная масса можжевельника с тонким узором игл по краям находятся в совершенном созвучии с духовным и физическим обликом портрета»3.
Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. В качестве ваятеля Леонардо да Винчи работал над памятником для Франческо, великого основателя династии Сфорца, женившегося на дочери последнего представителя предшествующего правящего рода Милана – Висконти. Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо.
Её брат Джованни также был другом художника. Версия о том, что портрет был написан по случаю свадьбы или помолвки Джиневры, является (при изучении литературы XX века) наиболее распространённой, но исследования последних десятилетий доказывают, что она, скорее всего, ошибочна. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. По-видимому, во второй половине 1470-х годов Леонардо да Винчи выполнил фигуру ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Уффици), поэтической красотой своего облика резко выделяющегося среди верроккьевских персонажей, которые в сравнении с ним кажутся сухими и прозаическими.
Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо и в ряде других мест12. Ни учитель, ни ученик не стали утруждать себя глубоким изучением фресковой техники. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Её брат Джованни также был другом художника.
Она обладала многими талантами и друзья прозвали ее современной Сафо. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Необыкновенный ум, сила воли, проницательность светятся в глазах женщины. Тонкая игра светотени на её лице создает впечатление жизни. Все тело отражает данное душевное движение. В этой картине благодаря мастерству художника «далеко не идеальная внешне модель послужила для создания абсолютного в своем роде художественного произведения».
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Какой именно был использован, тем не менее, однозначно сказать нельзя. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
В Милане Леонардо да Винчи написал одну из самых известных своих работ в портретном жанре – «Даму с горностаем» (ок. Возрождение. В этой картине благодаря мастерству художника «далеко не идеальная внешне модель послужила для создания абсолютного в своем роде художественного произведения»6. флоринов.
В число работ Леонардо данную картину «с изображением неизвестной женщины» из венского собрания Лихтенштейнов включили Вентури, Суида и Беренсон. Лувр.
Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Теперь же верующие получили старые библейские сюжеты в новом прекрасном трактовании. В окончательный год отъезда Бембо (1480) её муж пишет, что она была серьёзно больна. Джиневра и Бернардо расстались не по-доброму. Но в 1400-х годах всё изменилось.
На верность этой версии указывает изображение на обороте картины. Главным доказательством такого определения личности модели является прочтение слова «горностай»: погречески название этого животного звучит как Gale, что соответствует фамилии придворной дамы – Галлерани.
«Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. «Портрет Джиневры Бенчи» очень часто считали имеющим отношение к свадьбе или помолвке модели, поскольку толковали изображённый на ней можжевельник как аллегорию целомудрия. Полны мольбы его глаза. Жест женщины, напоминающий руки скульптуры, в этой картине для Ренессанса уникален— она держит обручальное кольцо— видимо, картина связана с замужеством. Единственное представление о ней дает этюд, сделанный столетием позже Рубенсом по сохранившемуся тогда картону и выгравированный Эделинком. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Данная картина особенно известна благодаря создаваемому ей настроению спокойной сосредоточенности модели: «Что особенно поражает в вашингтонском портрете— это его духовная недоступность, его интеллектуальная обособленность и загадочность (). Мы постарались вкратце рассказать о них.
Она обладала многими талантами и друзья прозвали ее современной Сафо. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Для него началась пора беспокойных скитаний.
Новаторство Леонардо, в частности, заключается в том, что он не только с большим артистизмом написал модель в три четверти и, вероятно, по пояс (в Италии только начала появляться подобная композиция портрета), но и поместил её среди открытого пейзажа, когда женщин всё ещё писали в тщательно замкнутых помещениях, в собственных домах, где пейзаж можно было увидеть лишь через окно (см., например, «Портрет Смеральды Брандини» работы Боттичелли)4. (Существует также менее популярное мнение о том, что она относится к следующему, миланскому периоду, хотя оно не подкрепляется стилистическим анализом живописи). руб. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Тут намечается та особенность манеры Леонардо, которая позже получит название сфумато. После рождения Леонардо он сделал успешную карьеру во Флоренции, четыре раза женился. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Таким образом исходя из данного эскиза, можно предположить, что замысел предусматривал два варианта— один, подобный скульптуре Вероккио и второй— аналогичный тому, который будет употреблён мастером в «Моне Лизе».
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения.
Сплошным воплем о прощении является Иероним. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Революция в искусстве открыла глаза, прежде всего, на красоту самого мира. В Милане Леонардо да Винчи написал одну из самых известных своих работ в портретном жанре – «Даму с горностаем» (ок. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Его отцом был Джованни Бенчи, главный управляющий банка Медичи, оставивший ему огромное состояние, женатый на Джиневре Перуцци (в честь которой, видимо, была названа внучка) сам Америго также был служащим этого банка. Как пишет Гращенков, Леонардо, усложняя композицию нидерландских портретистов искусно комбинирует эффекты освещения, характерные одновременно и для открытого и для замкнутого пространства. В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Поскольку Леонардо написал девушку обращённой лицом в «неправильную» сторону, предполагали, что портрет, скорее всего имел отношение не к свадьбе, а к помолвке. Скорее всего, картина оставалась у Джиневры. Его отцом был Джованни Бенчи, главный управляющий банка Медичи, оставивший ему огромное состояние, женатый на Джиневре Перуцци (в честь которой, видимо, была названа внучка) сам Америго также был служащим этого банка. У Леонардо нет линии, есть только формы. Решительность и смелость натуры помогают показать такие черты лица, как плотно сжатые губы, заостренный подбородок, прямой нос.
1490, Национальная галерея Чарторыйских, Краков). Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Если портрет являлся свадебным, то обычно он был парным к портрету мужа и женщина в таком случае изображалась в правом повороте (как в приведённом выше портрете Лоренцо Креди).
Сегодня она считается общепринятой. Но он сразу же опровергается тем, что картина, очевидно, была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим). С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некой Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Леонардо воспитывался в доме отца.
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Данную атрибуцию отстаивали Боде и вслед за ним Гильдебрандт.
Здесь «Даму с горностаем» и обнаружили после разгрома гитлеровской армии. Нет более углов.
Несмотря на недостаток эта картина Леонардо входит в число самых знаменитых, благодаря удивительному совершенству деталей и особенно ботанических мотивов — превосходно выписана трава и цветы на переднем плане и деревья в гавани на фоне. У модели большая голова на узких плечах и круглое лицо. На верность этой версии указывает изображение на обороте картины. Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо ив ряде других мест. Второй нащупывает классическое решение, данное им три десятилетия спустя в Джоконде.
Атрибуция полотна именно как изображения Джиневры стала общепринятой в XX веке на основании выдвинутой гипотезы, что изображения побегов можжевельника, символа целомудрия (итал. ginepro, джинепро) на обеих сторонах работы содержат в себе намёк на имя «Джиневра»10. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Леонардо да Винчи действительно писал портрет Чечилии, которая в своем письме к Изабелле дЭсте подтверждает данный факт. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Формы далёкого пейзажа отражаются на зеркальной глади воды размытыми тенями, пейзаж с тонкими деревцами (кроны будто тают в воздушной дымке) вторит эмоциональному строю портретного образа, который основан на некотором контрасте мягкой светотени и жёсткого рисунка иголок можжевельника и завитков волос2. Формы далёкого пейзажа отражаются на зеркальной глади воды размытыми тенями, пейзаж с тонкими деревцами (кроны будто тают в воздушной дымке) вторит эмоциональному строю портретного образа, который основан на некотором контрасте мягкой светотени и жёсткого рисунка иголок можжевельника и завитков волос. Леонардо покинул город. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо. 77 x 53 см. Супруги детей не имели. Данная картина особенно известна благодаря создаваемому ей настроению спокойной сосредоточенности модели: «Что особенно поражает в вашингтонском портрете— это его духовная недоступность, его интеллектуальная обособленность и загадочность (). Картина могла попасть к Лихтенштейнам в годы Тридцатилетней войны (с которой и связано возвышение этого рода) в 1712 году или даже раньше. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что именно эту мысль и выражает легкая улыбка играющая на губах Джоконды, словно говорящая зрителю: «Все попытки человека познать мир и полностью понять его напрасны и тщетны».
«Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ и изображение женщины выглядит странно живым. Руки на этом портрете прижаты к груди в жесте, напоминающем жест в бюсте Вероккио. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Таким образом исходя из данного эскиза, можно предположить, что замысел предусматривал два варианта— один, подобный скульптуре Вероккио и второй— аналогичный тому, который будет употреблён мастером в «Моне Лизе».
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Годы ее создания – 1490-1491. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Еле заметны, еле уловимы переходы. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Просто— лежащее по ту сторону добра и зла. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Он дружил в частности, с Марсилио Фичино. 1474–1476, Национальная галерея, Вашингтон). Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
Поза ее выглядит не вполне естественно. И не только лица. Искусствоведы особенно хвалят этот пейзажный фон картины, его психологическую и формальную слитность с портретным образом (каковое единство было недоступно мастерам предшествующего поколения): «Эти сумерки, этот заснувший пруд, эта широкая, тёмная масса можжевельника с тонким узором игл по краям находятся в совершенном созвучии с духовным и физическим обликом портрета». Ветви перевиты лентой (так называемой cartiglio) с латинским motto (изречением): «Virtutem forma decorat» («Красота— украшение добродетели она украшает свою добродетель красотой»). Он прожил там до 1499.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. У них все блестит и сверкает. Акцент поставлен на бледном лице девушки, ее глазах и широких скулах, которые особенно выделяются на темном фоне пейзажа, который изображен на заднем плане. К остальным Мадоннам эпохи эта картина относится так же, как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли.
Никогда не изображал он отречение и муки. Она принесла ему значительное приданое в 14 тыс. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Скорее всего, картина оставалась у Джиневры. Но дьявольское— отнюдь не в притягательно-романтическом смысле.
Гармоничное слияние человеческой фигуры и панорамного природного ландшафта в портретной живописи является средством выражения философской идеи о том, что мир личности так же велик и разнообразен, как и мир природы. О дальнейших хоть сколь-либо значительных эпизодах в её жизни неизвестно. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Доказательство этому даёт обратная сторона картины: ветки на ней первоначально образовывали венок, теперь же явно, что нижняя часть утрачена и если мысленно дополнить не хватающую для полного круга часть эмблемы, то выходит как раз достаточное для изображения рук пространство. На верность этой версии указывает изображение на обороте картины. Этот титул унаследовал и Пьеро.
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Загадки окружали жизнь Леонардо с самого рождения. Они легли в результате объемными складками.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Леонардо одновременно штудирует с натуры два различных жеста: руку, поднятую вверх и касающуюся двумя пальцами какого-то украшения на груди () и руки, спокойно положенные одна на другую. Вероятно, тот, кто работал над полотном до Леонардо, не очень хорошо знал законы перспективы. Основателем галереи был князь Карл Эйсебиус (1611—1684), страстный коллекционер, любивший небольшие картины кабинетного формата.
«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка13, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо. Чечилия Галлерани была одной из самых образованных дам Милана. На лицо девушки падает рассеянный, как бы комнатный свет (справа и сверху), сливаясь с ослабленной освещённостью пространства вдали.
Это обаяние с отрицательным знаком: в нём есть что-то почти дегенеративное и прекрасное». Ландино указывает, что это сподвигло её углубиться в литературную деятельность. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. 1490, Национальная галерея Чарторыйских, Краков). Супруги детей не имели.
Просто— лежащее по ту сторону добра и зла. Они и так знают, что это за работа. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника.
Она и привлекает и отталкивает. Скорее всего, картина оставалась у Джиневры. Все спуталось в дикий клубок. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый.
Это— первый шаг на пути создания той портретной формулы пейзажного фона, которая после «Моны Лизы» с его лёгкой руки станет стандартом для портрета Высокого Возрождения. Чечилия Галлерани была одной из самых образованных дам Милана. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо и в ряде других мест.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Этот человек изображен кающимся.
В живописном отношении в полотне также чувствуется влияние нидерландских мастеров (таких, как Мемлинг), которые оказали сильнейшее воздействие на развитие итальянского портрета этого периода. Он с удовольствием занимался с Леонардо, радуясь совпадению их интересов. Но ведь почти все произведения были на религиозные темы. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте».
Эта картина выставлена в Эрмитаже. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Какой именно был использован, тем не менее, однозначно сказать нельзя. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок.
Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Леонардо одновременно штудирует с натуры два различных жеста: руку, поднятую вверх и касающуюся двумя пальцами какого-то украшения на груди () и руки, спокойно положенные одна на другую. Атрибуция полотна именно как изображения Джиневры стала общепринятой в XX веке на основании выдвинутой гипотезы, что изображения побегов можжевельника, символа целомудрия (итал. ginepro, джинепро) на обеих сторонах работы содержат в себе намёк на имя «Джиневра». Его предки входили в число состоятельных граждан, так называемых, «сеньоров». «Портрет Джиневры Бенчи» очень часто считали имеющим отношение к свадьбе или помолвке модели, поскольку толковали изображённый на ней можжевельник как аллегорию целомудрия.
Но дьявольское— отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Кроме того, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. Портрет Джиневры де Бенчи Около 1476 года. У Леонардо все полно движения. Как сообщает Вазари, Леонардо находился в приятельских отношениях с Америго уезжая в Милан, он оставил в его доме своё «Поклонение волхвов». В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. BENCI.
Но он сразу же опровергается тем, что картина очевидно была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим). В ней есть что-то невыразимо прекрасное и одновременно отталкивающее, точно дьявольское. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. «Поиски наиболее выразительного мотива, — пишет он, — совмещены здесь в одной композиции (как это часто практиковалось мастером в его рабочих эскизах). (Такая символика была принята в Ренессансе— Пизанелло, создавая «Портрет Джиневры дЭсте», также написал куст можжевельника а женщин по имени Лаура, к примеру изображали на фоне лавра). Богородица ли она вообще. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Обстоятельства создания портрета являются предметом научной дискуссии. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
На лицо девушки падает рассеянный, как бы комнатный свет (справа и сверху), сливаясь с ослабленной освещённостью пространства вдали. Леонардо также интересовал рисунок волос. Сегодня она считается общепринятой. Теперь все Божьи создания и человек, в особенности, стали рассматриваться как величайшие Божьи творения и совершенство. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Как сообщает Вазари, Леонардо находился в приятельских отношениях с Америго уезжая в Милан, он оставил в его доме своё «Поклонение волхвов»11. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. Если портрет принадлежал Бембо, то вряд ли он захватил его домой в Венецию, поскольку в описи имущества его сына Пьетро Бембо он не фигурирует. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий.
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Основателем галереи был князь Карл Эйсебиус (1611—1684), страстный коллекционер, любивший небольшие картины кабинетного формата. Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо и в ряде других мест. Согласно ей, картина входила в Fideikommissgalerie следующего князя, Ханса Адама (1657—1712), впрочем, больше любившего полотна барокко.
На затылке волосы закреплены белым головным убором или лентой. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. К сожалению, о том, как прошло его детство, практически ничего не известно.
Заросли за спиной модели образуют «полупрозрачный экран», который ослабляет светлоту голубого неба, а ландшафт, видный в глубине, подёрнут легкой сумеречной дымкой. Второй нащупывает классическое решение, данное им три десятилетия спустя в Джоконде. Дерево, масло. На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода изображена эмблема: вертикальная ветвь можжевельника в обрамлении венка из лавровой (символ поэтического занятия) и пальмовой (символ нравственности и христианского сострадания) ветвей.
Картина могла попасть к Лихтенштейнам в годы Тридцатилетней войны (с которой и связано возвышение этого рода) в 1712 году или даже раньше. Согласно ей, картина входила в Fideikommissgalerie следующего князя, Ханса Адама (1657—1712), впрочем, больше любившего полотна барокко. Версия о том, что портрет был написан по случаю свадьбы или помолвки Джиневры, является (при изучении литературы XX века) наиболее распространённой, но исследования последних десятилетий доказывают, что она, скорее всего, ошибочна. Она принесла ему значительное приданое в 14 тыс. Тут намечается та особенность манеры Леонардо, которая позже получит название сфумато.
Размер картины 38, 8 x 36, 7 см, дерево, масло. Удивительная целеустремленность угадывается в пластике движений модели. Заросли за спиной модели образуют «полупрозрачный экран», который ослабляет светлоту голубого неба, а ландшафт, видный в глубине, подёрнут легкой сумеречной дымкой. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.
Уделял он внимание и рукам. А для этого стиля характерны высокие стандарты античной красоты, воспевающей человеческое тело, передача эмоций и состояния через жесты (у Леонардо фигуры буквально двигались и дышали). флоринов. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Тела приобретают округлые формы.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Пластически высечены контуры.
Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима.
Любопытный факт – последний его ребёнок появился на свет, когда Пьеро было 75 лет. К мягкости стремятся и краски. У модели большая голова на узких плечах и круглое лицо. Высокое Возрождение.
Поскольку Леонардо написал девушку обращённой лицом в «неправильную» сторону, предполагали, что портрет, скорее всего имел отношение не к свадьбе, а к помолвке4. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
«Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. К сожалению, совпадали и их недостатки.
Он дружил в частности, с Марсилио Фичино.