Среди его ранних работ была картина Мадонна с цветком (1472 г. ). Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио. Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой – в Лондоне.
Он отмечает, что некоторые должны сидеть переплетенными пальцами рук, держа в них усталое колено («О том, как надо изображать людей в тех или иных ситуациях»). В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Леонардо привлекает перспектива, однако он совершает ошибки.
Картина, как известно, не была окончена. Картина Святой Иоанн Креститель (Лувр), видимо, написана годом ранее. Но и этот труд он не успел завершить. Искусство Возрождения интеллектуально. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. Все это – Леонардо да Винчи.
напротив имеется счастливый союз. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Леонардо утверждал: «Та тяжесть более медленно опускается в воздухе, которая падает большой шириной». Леонардо близки мотивы богоподобности человека, людей он называл «внуками бога», говорил об однородности их, животного мира и природы и в духе своего времени именовал Вселенную «макрокосмосом», а человека «микрокосмосом», «величайшим орудием природы», т. е. придерживался антропоморфного взгляда на мироздание, столь характерного для гуманистов. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Именно вот таким образом он уничтожает всякую остроту линий, свойственную живописи Кватроченто». Это было именно то, на что да Винчи был абсолютно неспособен.
Добившись хитростью того, что его враги расположили свои войска вне города, Цезарь со своим отрядом, который он разбил на мелкие подразделения, чтобы скрыть его истинную численность, вошел в город с видом покорного просителя, но тут же сразу сбросил маску.
Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны. В его стиле сочетаются натурализм и идеализм.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Чем дальше в прошлое отступает эпоха Леонардо да Винчи, тем больше растет его слава. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Историк итальянской культуры Якоб Буркхардт рассматривает войну в ту «эстетическую» эпоху «как явление искусства». Он детально проанализировал и изобразил мускульную систему человеческого тела.
Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Его привлекала среда художников, скульпторов, ученых, занятых естественными науками.
Светотень и пространство в концепции Леонардо становятся однозначными. Смерть, поражающая душу до слез, в самом дорогом для нее – теле, вследствие разрушения той архитектуры, которую она себе создала для жилья. Строя летательный аппарат, он торопился. Все спуталось в дикий клубок. Он не только наблюдает за полетом птиц, он учит летать.
Не всем удается увидеть усталое колено. На лице, выделенном светом, с острым овалом, обрамлённом каскадом кудрявых волос играет загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется с образом аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой и всякой дикой пищей.
На «письмо к Моро» обычно ссылаются, как на свидетельство потрясающей универсальности знаний и дарований, а также истинно ренессансной уверенности Леонардо в своих неограниченных силах: «Так как я, светлейший государь, – пишет он, – уже достаточно видел и изучал произведения всех тех, которые считают себя мастерами и изобретателями военных орудий и убедился в том, что замысел и действие этих орудий ничем не отличаются от обычно применяемых всеми, я хотел бы, чтобы без ущерба для кого бы то ни было ваша светлость выслушала меня, причём я, открывая ей свои секреты и предлагаю на её усмотрение в удобное время оправдать на опыте все то, что частично и вкратце ниже изложено. Большинство его работ оказались незаконченными или плохо сохранились из-за его экспериментов с пигментами и связующими. По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Верроккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской. Но о нем нельзя говорить: на первом месте живопись, на втором – математика и наоборот.
После занятия Милана французами в 1796г. В противоположность всем этим элементам, тяготеющим к более раним традициям, группа мадонны с двумя коленопреклоненными волхвами обнаруживает совсем иной характер. Он стремился определить процесс, происходящий в глазу, видящем внешний мир. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. Основными силами были кони и холодное оружие.
Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангьяри, Буонарроти – Битву при Кашине. «Sfumato» или «дымчатое» сливание контуров с местными тонами, было доведено до высочайшего совершенства. Семилетние дети писали латинские письма.
После «грунтовки» панели Леонардо наносил фон, а затем принимался слой за слоем выписывать детали. От этого открытия – один шаг до идеи механизации ручного труда. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Для Леонардо искусство есть «второе» творение. После смерти мастера его ученик Франческо Мельци из разных фрагментов рукописей составил «Трактат о живописи». Возможно, черпая вдохновение у своего друга Луки Пачоли (ок. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением.
Никто не знал, что этот маг живет в весьма недвусмысленных отношениях с красавцем Соланно. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. В его записях есть такие строки: «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, то есть чувство рвоты, а если бы он не помешал, то тебе может быть помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, страшным видом своим и если это не помешает тебе, быть может, будет недоставать тебе правильности рисунка, необходимой при таких изображениях».
Его инженерные работы ограничивались почти всегда – и в Милане и во Флоренции и во Франции и у Цезаря Борджа – гидротехническими и гидродинамическими сооружениями, которые иногда, например, во Франции, не выходили даже из стадии чертежей. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. руб. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Многогранность Леонардо, одного из титанов Возрождения, подчеркнул Ф. Энгельс: «Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Работая над картинами, он медлил (в то время, он писал «Джоконду»).
Мадонна с цветком исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Леонардо является и автором портретов, например, «Дама с горностаем». Искусство у него занимает место философии и науки. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. Так юноша очутился в знаменитой художественной мастерской того времени. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Но почему именно в Италии. Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. В Милане, по-видимому, мастер создал полотно Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи.
Это еще и возможность бросить вызов судьбе. Но ни один из леонардовых проектов никогда не был осуществлен. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Все было на первом месте. Но идея «индивидуальности», как это ни кажется странным, была неизвестна всем традиционалистским обществам, включая и греко-римскую Античность.
Он изнутри разбивал собор, как разбивает птица яйцо, чтобы выйти наружу. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Иоанн Креститель», «Бахус». Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Он изучает много глазных яблок, разрезал их изучал строение, зарисовывал. Универсальной наукой для Леонардо да Винчи является живопись. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо.
Искусство его должно было ближе стоять к духу природы и к целям человечества. В «Тайной вечере» показано массовое действие: слова стремительным ветром отзываются в кругу апостолов, группами по три человека обсуждающих потрясшее их откровение Учителя: «Один из вас предаст меня» (Евангелие от Матфея). И этого художника никто никогда не обвинил в жестокости.
В культуру своего времени он внес вклад, редкий не только по многосторонности, но и уникальный по уровню и масштабам достижений. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. В своей «Книге о живописи» («Libro della Pittura») высоко вознес он ее над всеми прочими искусствами и, как его слова, с такой же силой и его произведения оказывали влияние на преобразование живописи.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. «Живопись – это философия художника», – считал Леонардо да Винчи. Эта фраза, записанная Леонардо, может служить ключей к интерпретации его представлений о мире и человеке и его тесной связи с гуманистической культурой (хотя сам он не считал себя человеком «книжного знания»).
П. Гнедич такие «странности»называет «уклонениями от нормально-уравновешенного человека» Он приводит следующие факты из жизни Леонардо, «доказывающие» его предположения: «Весь ум гениального человека направлен на способы наиболее великолепного истребления людей при помощи подкопов, взрывов и пр. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство.
Леонардо впервые посещает Милан с письмом, в котором он рекомендует себя Лодовико Сфорца, двор которого был средоточием технической, а не гуманитарной (в отличие от двора Лоренцо Meдичи) интеллигенции. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Это зрелище, будучи учеником, наблюдал Леонардо. Способ этот требовал большой быстроты в работе и почти не допускал исправлении. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже – картина, находящаяся ныне в Лувре. У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются.
Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Но в жизнь свою идею воплотить не удалось. При этом Гарен говорит, что Леонардо в этом вопросе категоричен.
Деятельность Леонардо да Винчи в первое десятилетие XVI в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. Более ранним и мы считаем луврский экземпляр, утопающий в «sfumato», как первоначальный заказ, выполненный для упомянутой церкви, во всем обнаруживающий собственную руку Леонардо. Он привнес в пейзажи одухотворенность, свойственную его мадоннам.
Зарисовав волну на берегу моря у Пьомбино, Леонардо записал: «Вода есть волна, нахлынувшая на изогнутый берег. Это произведение было переработано, возможно, самим мастером, а возможно, его учениками. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506).
Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения.
Они ведут ее наемными руками кондотьеров. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Равновесие между ними нарушится в пользу науки. Вдохновленный примером Лоренцо, Леонардо начал оттачивать собственный изобразительный язык, разрабатывая форму «говорящей живописи», которая с созданием Поклонения волхвов (1481) откроет стиль интенсивной выразительности движения и жеста, силу изображения, в точности воспроизведенную через столетия немым кино. Здесь прежде всего сыграло роль исключительно выгодное географическое положение страны, сделавшее ее главной торговой посредницей между Востоком и Европой: в руках итальянских купцов сосредоточилась вся заморская торговля, обмен между Флоренцией и Англией, с одной стороны и Византией, восточными странами, с другой.
Все данные и факты, которые будут приводиться впредь, не рисуют человека. Он создает чудо-ящерицу с крыльями, рогами и бородой.
Свет и тени переходят друг в друга без границ: от мрачных сумерек на переднем плане до туманной исчезающей дали. Иначе обида выйдет неловкая, лишенная заманчивость, деревянными. У них все блестит и сверкает. Разумеется неправильно то, что Вазари называет Леонардо да Винчи изобретателем сфумато (в буквальном переводе – «испарение», «дымка»), так как приемы моделировки колорита были знакомы уже Перуджино Синьорелли и живописцам Северной Италии. Да Винчи занес в записную книжку: «Никому этого не открывай. Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии.
Он писал: «Тот не будет универсальным, кто не любит одинаково всех вещей, содержащихся в живописи». Для него началась пора беспокойных скитаний. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». В их основе лежит один и тот же творческий процесс.
Благодаря этому приёму фигуры в его картинах как бы обволакивались светотеневой дымкой. В рукописях Леонардо неоднократно встречаются соборы, которые так и не были построены. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. На шестнадцатый век указывает совершенный язык форм в выполнении голов и рук четырех фигур, в юных голых телах поклоняющегося отрока Иоанна и маленького Спасителя, которого мать усадила пред собой на усеянную цветами землю под охрану ангела стилю шестнадцатого столетия принадлежат также свобода уже пирамидального построения группы и «sfumato» живописного исполнения. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля.
Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле» – так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». Побывав затем еще раз в Милане, а также в Риме и Парме, он в 1515 г. принял предложение французского короля Франциска I переехать во Францию, с ежегодным окладом в 700 талеров (15 тыс. Он принес в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида и написал на щите фантастического дракона.
Доменико Гирландайо работал, можно сказать, конвейером, недаром он хвалился, что может покрыть фресками все флорентийские городские стены. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Некоторые исследователи его жизни испытывали подчас смущение. Основная причина заключалась в дефиците или отсутствии необходимого сырья. 1445–1517), для книги которого О божественной пропорции (1509) Леонардо Винчи сделал несколько иллюстраций, он выстроил композицию фрески по системе пропорций, аналогичной соотношениям музыкальных интервалов эта идея впоследствии легла в основу творчества архитектора Андреа Палладио.
И мастерская его благоденствовала. Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики. Он был с ним все семнадцать лет в Милане. И вот он погрузился в изучение природы.
Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся. К концу того же флорентийского периода мы относим, как и ранее, вместе с большинством знатоков Леонардо, драгоценный подмалевок величаво задуманного «Поклонения волхвов» в Уффици, некоторыми исследователями ошибочно считаемый за позднее произведение мастера. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.
Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки изогнутые кувшины. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации.
Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. У них общий метод и общие цели. «Движения воды у берега, где она кажется стоячею» – нет, это бурное течение по середине реки, поток мгновенных движений мысли и сердца.
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. В Италии бывали так же беги (при дворе) «нагих людей», как на древних играх в Греции.
Никогда не изображал он отречение и муки. Один из примеров такого представителя дуалистической эпохи – Цезарь Борджа. Именно сфумато создает «влажный» взгляд Джоконды, легкую, как ветер, ее улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук. Потом мы находим его на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, укрепляющего для него города Романьи. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Отец отдал его в живописную школу своего друга Верроккьо. Контуров больше нет, есть только бесконечно мягкие, неуловимые переходы от света к тени – такова тайна Леонардовского «сфумато».
Руки Христа жертвенно и любовно легли на стол. На живучесть последних указывают и фантастическая архитектура и обладающие слишком большой самостоятельностью отдельные детали второго плана, явно рассчитанные на то, чтобы занять зрителя, перед которым художник блещет смелыми ракурсами (фигуры сражающихся всадников справа, группа женщин со стариком идущая на зрителя лошадь и сидящая не лестнице мужская фигура в центре, выезжающие из-под арки всадники с приближающейся к ним женщиной, обнаженные юноши слева). «Традиционалистского индивида на Западе, как и на Востоке, томила, мучила, требовала прояснения самое «индивидность, т. е. «неделимость» человека как в (ы)-деленность», как результат того, что он уже есть часть вселенного целого.
Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря твоей внутренней воле»- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека».
Размах и величие замыслов были настолько грандиозны, что осуществление их тогда (и теперь наверно) было выше человеческих сил. Идея парашюта не случайно родилась у Леонардо.
Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению. С нижних улиц должны опорожняться уборные, конюшни и подобные зловонные помещения. Собирание, критическая проверка, приведение в связь и издание в свет более чем пяти тысяч листов рукописей Леонардо, написанных по преимуществу обратным письмом (левой рукой) и украшенных рисунками пером из которых важнейшие находятся в «Институте Франции», в библиотеке в Виндзоре и в миланской Амброзиане (Codex Atlanticus), обязаны главным образом трудам Рихтера, Равэссона-Моллиена, Бельтрами, Рувейра и Линчеевской академии.
В том же году церковь Сан Донато Скопе-то вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уфиции. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Дипломатия уступает место силе. Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. А первые линзы (для себя) сделал в 1887 году стеклодув Ф. Мюллер.
Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении. Он никогда не станет бросать досками в папу, пришедшего посмотреть не совсем оконченную работу, как делал Микеланджело, никогда не ударит кинжалом «между шейным и затылочным позвонком» досадившего ему человека, как Челлини, никогда не запустит чернильницей в черта, как Лютер. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности.
В результате он создал теорию зрения. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём облике младенца. Обдумывая замысел Тайной вечери, Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление.
Христос покорен своей судьбе исполнен сознания жертвенности своего подвига. Самое известное произведение Леонардо – фреска «Тайная вечеря», написанная в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в миланский период его творчества. Обыденная польза и истина были тогда еще непонятны». «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Таким образом, фреска помещена на уровень взгляда наблюдателя, находящегося на втором этаже здания. В этом смысле Леонардо да Винчи был одним из первых создателей «картины» как целостного произведения.
Для него живопись — это философия. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма.
2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась.
Это язык, наиболее приспособленный для познания и выражения окружающего мира, вот таким образом он мог заметить: «То, что присутствует в самой сути Вселенной – настоящей или воображаемой, — художник постигает вначале сознанием, а потом исполняет с помощью рук своих, кои достойны всемирного восхищения ибо в одно время с созданием вещей производят и согласную им гармонию». Она не кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной. К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Люди Возрождения занимаются торговлей, банковыми операциями и наживают деньги. Правда, пришли они к идеям Леонардо с отставанием на века.
Леонардо открыл водолазный костюм. «Он перестраивает все здания, самые различные материалы соблазняют его всеми способами своего применения, он использует все, что разбросано в трех измерениях пространства: тугие своды, конструкции, купола, вытянутые галереи и лоджии, массы, поддерживаемые в арках собственной тяжестью, рикошеты и мосты, потаенные глубины в зелени деревьев, погружающейся в атмосферу из которой она пьет и строение прелестных стай, в чьих острых углах, вытянутых к югу, выразилась рациональная организация живых существ» Но следует помнить, что город в целом, собственно, Леонардо не изобразил и не описал, тем более, «идеальный город», как не написал и систематического трактата по архитектуре. Сейчас трудно сказать, догадывался ли кто-нибудь из них, что имеет дело с будущим гением.
Археолог, метеоролог, астроном, архитектор. Для этого не было другого способа, как заняться анатомией глаза. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе.
В «Поклонении Волхов» показательно сосуществование двух различных тенденций. Как любили говорить тогда: дух был силён, плоть немощна. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность испытываешь некое новое высшее наслаждение и кажется, что сама жизнь не может быть иной. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Это было «необузданное вольнодумство» и тяжелая борьба за свободу мысли, которые «повели за собою разнузданность страстей, которая по немецким понятиям, превратила «нравственность» вечного города и лучших сословий Италии в безнравственность».
Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Исследователи датируют картину концом римского – началом французского периода творчества Леонардо (1514 – 1516). Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Ученики и последователи Леонардо много раз старались повторить улыбку Джоконды, так что отблеск этой улыбки – как бы отличительная черта всей живописи, в основе которой «леонардовское начало». Не было равновесия – материально телесная форма не выдерживала восхождения в небо. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Среди четырёхлетних были ораторы изумлявшие аудиторию чистой латинской речью. В то же самое время он работал во всех областях искусства: следил за укреплением Миланской крепости, построил в дворцовом парке павильон и баню для герцогини. На той же почве стоит смелый подмалевок св. Для взглядов Леонардо характерна пантеистическая тенденция.
С точки зрения техники живописи, «Мона Лиза» до сих пор считается непревзойденной. Здесь он поступает на службу к Людовико Сфорце – Герцогу Милана.
Он устанавливает великолепные военные машины и укрывает их за бастионами, капонирами, выступами, рвами, которые в свой черед снабжены шлюзами, дабы изменять внезапно ход осады он же построил башни, в которых четыре лестничных пролета, не связанных между собой и расположенных вокруг общей оси, отделяя наёмников от их командиров и отряды наёмных солдат – друг от друга. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Многогранное творчество Леонардо, происходившего из небольшого тосканского городка Винчи (1452-1519), – одна из вершин культуры Высокого Возрождения. В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Фигура Иуды (четвертый справа от Христа) передвинута со своего обычного места с внешней стороны стола его изображение вместе с остальными апостолами еще более усиливает драматизм происходящего. Секреты «Моны Лизы» не ограничиваются тайной модели и загадкой ускользающей улыбки. Его тонко исполненный пером пейзажный рисунок долины (1473 в Уффици), окруженной скалистыми высотами, является самым ранним сохранившимся его произведением. Количество и согласованность его операций делают из него некий симметрический предмет, некую систему, законченную в себе или непрерывно таковой становящуюся. на голове маска. ».
На картинах Леонардо да Винчи нет места Кресту и бичу, нет места ни раю, ни аду, ни крови, ни жертвоприношениям, ни греху, ни покаянию. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута абсолютно иным духом. Этот взгляд на женщину отразился и на искусстве. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Изобразительные искусства нового века он довел до классического совершенства.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Из всех наук Леонардо более всего интересовали анатомия и военное дело. Вероятно, в том же году он написал Джоконду. В Леонардо да Винчи (1452–1519), творческом пламенном духе, с пронизывающим взором исследователя, знание и умение, наука и воля слились в одно неразрывное целое. В этом заключается метод сфумато.
Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Творчество Леонардо да Винчи открыло качественно новый этап в истории пейзажа. Леонардо также интересовал рисунок волос. Леонардо да Винчи отказался от фресковой техники и решил применить для «Тайной вечери» технику тамперы (на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие), которой он ранее пользовался для небольших станковых картин, в частности для «Мадонны Литта». Родился в местечке Винчи близ Флоренции.
Многое связывает Леонардо с Флоренцией, городом, явившимся колыбелью Ренессанса. За несколько часов он арестовал и казнил всех вожаков заговора, так что к следующему утру (1 января 1503 г. ) он оказался более сильным чем когда бы то ни было. Альберти говорил о живописи: «Живопись содержит в себе некую божественную силу: она не только, как говориться о дружбе, заставляет отсутствующих казаться присутствующими, но более того, она заставляет мертвых казаться живыми по прошествии многих веков, так что мы узнаем их испытывая великое изумление перед художником и великое наслаждение».
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Анной и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца.
В 1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Он прожил там до 1499. Он соглашается с тем, что «что такое душа и жизнь, вещи недоказуемые, тогда как то, что всегда может быть познано и доказано опытом, оставалось в течение столетий неизвестным и ложно истолковывалось». Культура Ренессанса буквально пропитана искусством.
Однако эти факты можно объяснить иначе. Трудно «угадать вечную тайну этого сердца, созданный природой злым и невинным во зле» Написанные левой рукой и притом обычно справа налево, так что их можно читать только при помощи зеркала, рукописи Леонардо представляют на первый взгляд хаотическое нагромождение цитат, случайно оброненных слов, математических формул, грамматических упражнений, геометрических фигур, архитектурных набросков, художественных рисунков (зарисовок с натуры, набросков композиций и отдельных фигур к ним, этюдов человеческих лиц, рук, драпировок и т. п. ) и бесчисленных изображений машин и инструментов. Но это была грация элегическая. Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать).
В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. И не только лица. Все они поражают своим органическим сочетанием пластических масс.
Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным исследователем тайн многих наук. Этот портрет (он находится в Лувре) является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу. Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). положение Цезаря стало сильно колебаться. Так пробыл я некоторое время.
Натурализм – в точно изображённых фигурах людей, в каждой травинке в его картинах. Флорентийской академии, эта внутренне одухотворенная фигура, о принадлежности которой Леонардо знал уже Вазари, а также небольшое луврское Благовещенье, признаваемое теперь вообще за подлинное и выполненное по композиции еще в духе кватроченто, но новое и глубоко задуманное по выражению целомудренного упоения. «Мир Леонардо – это уже не природа сотворенная, а природа творящая». Как же тогда такой «понимающий» человек не смог понять Леонардо да Винчи, в котором «было столько божественной красоты и такой необычайный дар изображения, при великой ясности ума, его помять была настолько всеобъемлюща, он так явственно умел передать свою мысль, что своими речами и доводами мог убедить и смутить самого выдающегося человека», – писал Вазари. Технология создания картины на дереве невероятно сложна. Вот таким образом живопись следует рассматривать не как ремесло, не как искусство, но как науку. Взгляд современников на женщину отличался непосредственностью и простотой.
Здесь им написаны знаменитые «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», в которых он прибегает к самому популярному образу итальянского Ренессанса – образу Богоматери с младенцем. Все тело отражает данное душевное движение. Щит должен устрашать. Заботы войны их не тревожат более, как прежде.
В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой.
На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Они становятся знатоками, начитанными, любителями ученых бесед. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Он требует от всего совершенства и прекрасной формы».
В молодые годы Леонардо не получил гуманистического образования (он учился живописи во Флоренции в мастерской Верроккьо) и всегда подчеркивал свою отчужденность от почитателей книжного знания. Новые военные изобретения делали войну менее «красивой» и живописной. «Акт живописи для Леонардо есть операция, предполагающая знание всех наук и почти всякой техники: геометрии, динамики, геологии, физиологии». Микеланджело утверждал, что «люди жаждут увидеть невиданное и казавшееся им немыслимым вместо общеизвестного». «Художники изучающие исключительно других художников, а не произведения природы, суть внуки, а не сыновья природы, учительницы всех хороших мастеров».
О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Сохранившееся наследие Леонардо, прежде всего выдающиеся работы, положившие начало искусству Высокого Возрождения, такие как оба варианта Мадонны в скалах, портрет Моны Лизы (Джоконда), картон для росписи Битва при Ангъяри, Св. Готы лангобарды только докончили этот процесс внутреннего разложения. «Само это слово, как и слово «личность», появилось каких-то двести-триста лет назад». Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный мыслитель эпохи Высокого Ренессанса, художник, рисовальщик, скульптор, естествоиспытатель. Гуманистическая философия второй половины 15 в., поставив в центр своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль.
С появлением авиации самая заветная мечта великого флорентинца стала реальностью. Во Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Мерилом исключительности было ораторское искусство или овладение латынью». Как и почти все его проекты в этой области, он не был осуществлен.
Наряду с анатомией человека и лошади он изучал линейную, воздушную и красочную перспективу. Он первый правильно понял функционирование сердца и дал приблизительно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытие Гарвея (1578-1658). Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного. Взрослея, мир приближается к пониманию гениальных пророчеств. Художник в нем неотделим от ученого и науки. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Леонардо говорит о пользе и нужде жителей, всех жителей города, не выделяя никого.
В основу последнего он кладет пирамиду. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Но тут он замолчал, увидев, с каким старанием Леонардо рисует листок со всеми его прожилками, насекомое, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения и как это у него получается. Леонардо да Винчи изобразил на щите ужасное чудище.
На них изображена юная женщина. К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. Таким был и он сам, осуществлявший в своем творчестве союз теории и практики.
Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Поскольку рукописи мастера долгое время были утрачены, авторами его изобретений считаются совсем другие люди. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гамою тонов молочно-серебристых, голубоватых иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной.
Вторая идет от научного познания природы. Эта подборка эстетических взглядов художника сыграла огромную роль в теории искусства. Да и самому Леонардо техника казалась более надёжным и более выгодным полем деятельности».
которые будут определять последующее развитие западной культуры. Как и Альберти, он верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека. Со времен Гиберти и Донателло анатомия перестала быть уделом исключительно медицины. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
В течение многих веков Италия знала лишь «нескладную, жалкую и жесткую» живопись византийских мастеров. Находившаяся около ста лет в Англии, она затем перешла во владение французских королей.
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Гиберти говорил в своих «Комментариях», что художнику нет необходимости быть врачом, но с анатомией он должен быть знаком и «точно знать каждую кисть человеческого тела и все мышцы, сухожилия и связки, в которых может встретиться надобность при лепке». Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Тела приобретают округлые формы.
Был ли Леонардо чудо-ребенком. Костюм надо шить дома. А затем довершили дело грубые реставрации и. солдаты Бонапарта. Уделял он внимание и рукам.
Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но. Оно выползало из темной расщелины из раскрытой пасти вырывался огонь, а из ноздрей дым. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства.
Особенно это относится к североитальянским купцам, которые превратились в банкиров Европы. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Хотя женщины и одеты в красивые современные платья, от их головок веет чем-то монастырским, стыдливо-робким. «Борджа – развратник, проводивший жизнь в оргиях, часто противоестественных, пьяница и убийца всех врагов, в том числе и родного брата». Вот интересное упражнение: «Начертить линию, руководствуясь одним лишь чувством расстояния, размером в один локоть и потом с помощью натянутой нити удостовериться, насколько это удалось».
К сожалению, большая часть замыслов Леонардо не была реализована при жизни мастера. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. «Итальянские правители, – говорит Макиавелли, – думают, что достоинство государя состоит в умении оценить любую отповедь писателя, сочинить отличное письмо, быстро провести какой-нибудь обман, украшаться дорогими камнями и золотом, окружать себя всякого рода чувственными утехами». Они воевали по старинным законам рыцарства.
Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Закончил свой жизненный путь Леонардо во Франции, куда переехал по приглашению французского короля Франциска I. Работа Леонардо над конным монументом для герцога Лодовико Сфорца (не сохранилась известна по рисункам), у которого Леонардо служил в Милане, оказали огромное влияние на последующее развитие мировой скульптуры, поскольку предложенный Леонардо ракурс интересовал многих скульпторов последующего Но наибольшее значение для своего времени и для последующего развития зодчества имели архитектурные наброски Леонардо, связанные с его огромным интересом к проектированию центрических храмов.
В современной панораме Флоренции мало что изменилось со времен 1460-х годов. «В 1560 году, через сорок лет после смерти художника, Ломаццо писал о «Тайной вечере», что она вся разрушена». Всюду он предпочитает здания центрального типа с возвышенным средним куполом. О чудо-детях сохранились документы и легенды.
Дневники Леонардо содержат не только чертежи, но и глубокие философские размышления. В ней он выступает как мастер психологической характеристики, как бы «анатомирующий» душу каждого участника этого события. Картина как источник имеет свои особенности.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Он не считался с тем, что Франция приносит унижение его родине и безразлично воздвигал триумфальные арки то тем, то другим владыкам. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Он отличался от окружающих и своим видом и своим поведением. Каменное творение пребывает в пространстве». Он к этому вопросу подходит своеобразно. Среди искусств первое место он отводил живописи. Скученная, несколько перегруженная композиция, распадающаяся на две разобщенные пространственные зоны, также связана еще с кваттрочентистскими традициями. Об оттенках они не заботились. К мягкости стремятся и краски.
Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Первым, кто неопределенное сознание эпохи сформулировал в точное понятие «Возрождение», был Джорджо Вазари, ученик Микеланджело, знаменитый автор «Жизнеописаний», вышедших первым изданием в 1550 году.
Леонардо пристально наблюдал присутствие безобразного в человеке, написав, что «не всегда хорошо то, что красиво». Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Мастерские (боттеги) итальянских живописцев XV века представляли собою лаборатории абсолютно исключительного значения. Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда».
Произведения Леонардо — это постоянная череда исследований и экспериментов. В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определенными параметрами, планировкой и канализационной системой. Все труды не способны утомить. Он признается, что «ни одна работа не могла меня утомить, от природы природа сделала меня таковым». Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Одежда водонепроницаемая.
Леонардо покинул город. «Универсальность», положительное и общее свойство всех талантливых людей Возрождения. «Индивид» – слово, которое изначально определяет одного человека через его несамостоятельность, через его удел и, стало быть, производность». Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. «Живопись распространяется на поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их особенные свойства.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Он всегда владеет собой.
Отсюда естественно перейти к идее парашюта как способу искусственного увеличения этой «ширины». С ним он расстался вскоре после синигальской истории, восхитившей Макиавелли. Постичь с помощью пытливого и неустанного анализа. Понять универсальное искусство – сложно. Военные сооружения и общественная работа. Одно из самых известных произведений Леонардо – «Мона Лиза дель Джоконда» – загадочно неясностью психологической характеристики героини изображённой на фоне безжизненного, почти фантастического пейзажа и вот таким образом эта работа обросла легендами и тайнами.
Поскольку расположение тринадцати человек по одну сторону стола несколько неестественно их прямое сопоставление поднимает эмоциональный накал, а уходящая в глубь перспектива (комната изображена в виде трапеции) создает эффект выталкивания фигур на зрителя. В С. -Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Для него целью было не плод опыта, но самый опыт. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Мы никогда не застанем Леонарда за каким-нибудь непроизвольным поступком, за действием, совершенным в состоянии какого-нибудь аффекта.
Известие, опубликованное Малагуцци о том, что в начале 90-х годов подобная же картина была заказана церковью Сан Франческо в Милане художнику Амброджо де Предису вместе с Леонардо, но была исполнена одним Леонардо, мы относим к экземпляру лондонской Национальной галереи, в котором Амброджо точно так же мог сделать большую часть под руководством Леонардо. У Леонардо нет линии, есть только формы. подумать о гигиене, т. е. придумать план, продумав жизненные нюансы (нельзя забывать о том, что город – средоточие ремесленников. ). Движение XV века носило двоякий характер: с одной стороны Ренессанс, а с другой стороны, пришествие так называемого «современного духа», с его реализмом, его обращением к опыту, к исследованию.
Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». «С древних времен человека называют малым миром и это правильно, потому, что, поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, тело его подобно мировому пространству». тончайшие психологические нюансы и переходы. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он изобразил тот момент, когда Христос сказал: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня», как психологический взрыв.
Из проектов улиц и каналов, замков, дворцов и вилл, церквей продольного и центрального типа, сохранившихся на отдельных листах его рукописей, затем проекта грандиозного мавзолея и купольной башни миланского собора, которую он обставил еще готическими фиалами, ничего не было исполнено. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Корень его несчастии кроется в самом его существе, в человеческой его жизни».
Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Паоло Джовио, писавший, как и Вазари, в 40-х годах XVI века, писал, что «ничто не занимало так Леонардо да Винчи, как труды над оптикой». Ему захотелось нового мира, рожденного новым порывом к невозможному.
Все эти социальные условия исследованы достаточно глубоко. Однако уже в следующем – XVII – веке пути искусства и науки разойдутся. Для Леонардо тень есть первоначальный элемент пространства, его естество, его жизнь.
Хотя это даже не презрение, а скорее всего безразличие, с человеческой точки зрения. И «милостивая природа позаботилась так, что ты во всем мире найдешь, чему подражать». Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо Винчи как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. Не были завершены и систематизированы Леонардо его многочисленные научные труды, охватывавшие широчайший круг вопросов из самых разных областей знания и художественной практики. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
Цезарь именовал Леонардо да Винчи «герцогским инженером и архитектором». В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие.
Призрачный пейзаж на заднем плане «Моны Лизы» подчеркивает общее мистическое звучание полотна. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (), алтарный образ Св. Когда она отхлынула, на нее налетела следующая волна. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках.
Собор доминирует над городом, как в прямом, так и в переносном смысле: во времена Леонардо флорентинцы, живущие в дальних краях иногда выражали свое одиночество и точку по родине словосочетанием «соборная болезнь» — la malattia del duomo. Сообщение Учителя вызывает бурю чувств. Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. В начале зимы 1502-1503 гг.
Ему принадлежит известный афоризм: «Наука – полководец, практика – солдаты». Во-первых, он был левшой: писал и рисовал левой рукой, хотя умел почти столь же хорошо работать и правой (левой рукой и штриховать рисунок и писать удобнее справа налево). Существует легенда о «Дедале и Икаре»: по греческим мифам Дедал был гениальный механик, вооруживший, для себя и для своего сына Икара крылья, управляя которыми можно было летать по воздуху. Богородица ли она вообще.
Постепенно деятельность Леонардо охватывала всё новые области: в 1494 году он вёл гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца. Я знаю способ делать чрезвычайно лёгкие и легко переносимые мосты, пригодные для преследования врагов и для бегства от них я знаю способ разрушить всякую цитадель или другого рода крепость, если только она не построена на скале кроме того, я знаю системы удобнейших и лёгких в перевозке бомбард и умею метать ими камни наподобие града также я знаю способы прокапывать тайные изогнутые ходы без всякого шума, даже если бы пришлось проходить под рвами или под рекой вообще в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты в мирное время я надеюсь выдержать сравнение со всяким в архитектуре, в постройке зданий, как общественных, так и частных и в проведении воды из одного места в другое можно будет также выполнить бронзового «коня», что принесет бессмертную славу и вечный почёт счастливой памяти синьора вашего отца и славному роду Сфорца». Величайшим замыслом Леонардо был полёт человека «с горы», получив имя от большой птицы, – «начнёт полёт знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой». Ответ на этот вопрос и прост и сложен.
Все средства использованы для того, чтобы привести глаз к фигуре Христа: основные цвета одежды (красный и синий), силуэт, выделяющийся на фоне окна. И пусть знаем тот, кто захочет пройти по всей территории, что может для этой цели с удобством воспользоваться верхними улицами, а кто хочет идти по нижним улицам, также может это сделать по верхним улицам не должны ездить повозки или что-либо иное подобное напротив, пусть они будут только для благородных людей по нижним должны ездить грузовые повозки для нужд и пользы жителей. Мы видели, что ему суждено было очень скоро затмить прославленного учителя. Леонардо первый покончил с нерушимостью, самодостаточной властью линии.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. на тонких переходах от света к тени.
Иеронима в Ватиканской галерее, быть может, действительно, возникший несколько позднее. Но все скрепы крыльев были восковые. Но, взглянув на нее, мы попадаем под ее власть.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Оно знаменовал особою возвращение к антикам и возвращение к опыту. Цезарь оказался в безвыходном положении, но не потерял присутствия духа. Он поставил себе задачей превращение мыслей в образы.
Одновременно их вразумляли грамоте, посвящали постепенно в тайны простейшей живописной техники: растиранию и смешению красок, левкасу, подготовке деревянной доски для станковой картины, подготовке стены для фрески.
Таков, например, проект механической прялки, «рядом с которой прялка Юргена изобретенная в 1530 году и служившая текстильной промышленности до конца XVIII века, кажется грубой и непродуктивной». Вернулся Леонардо с этим человеком во Флоренцию после падения Лодовико Моро. В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Его «Книга о живописи» («Tratatto della Pittura»), близко нас интересующая, состоит из разрозненных листов.
Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Анной. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. А леонардовский рисунок повешенного Барончелло остался как аргумент «холодного» сердца.
Его называли чародеем, служителем дьявола итальянским Фаустом и божественным духом. «На заднем плане три окна. Несмотря на увлечение математикой, он продолжал заниматься живописью.
Прежде человек только потреблял и уничтожал, теперь он украшает и наслаждается. Чтобы его понять, его, по-видимому, не надо связывать, как большинство остальных, с какой-то нацией, с традицией, с кругом людей, занимающихся тем же искусством. При этом он следовал манере старинных ученых. Учился у Вероккио. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. В «споре искусств» его симпатии были целиком на стороне живописи, которую он понимал как универсальный язык, способный выразить всю полноту жизни.
Сегодняшние физики иллюстрируют этим наблюдением Леонардово явление, называемое энтропией. Хотя природа Леонардо никогда не становилась единственным «сюжетом» картины, он проложил путь к выделению пейзажа в самостоятельный жанр. Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в XIX в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. Она начала разрушаться ещё при жизни Леонардо из-за экспериментов Леонардо с красками. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Она еще раз показывает, с какой уверенностью Леонардо подчинял в все мелочи единому сконцентрированному ритму. В них Леонардо удивительно точен, в них ощущение полной законченности («Автопортрет»).
Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. То есть, мы хотим сказать, что проявляется некий дуализм в этой эпохе. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.
Анна с Марией и младенцем Христом (около, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около, Лувр, Париж), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг.
«Будь у меня подходящий материал. » – вздыхал Леонардо.
Леонардо да Винчи – итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Они отбросили византийские приемы и возвратились к подлинным античным традициям. Чем дальше, тем сложнее становилась наука наряду с живописью и скульптурой в нее включалась и архитектура и занятия по анатомии и «почти все итальянские художники, начиная с Джотто, пробовали свои силы в любом из этих искусств». Именно природа была всегда верной учительницей высших интеллектов. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Вместе с тем Леонардо переносит центр тяжести со света на тень. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Но в ее незавершенности есть особая мудрость. Существует легенда о начале пути великого художника.
Иуда же не сидит, как у других художников, по другую сторону стола. Острый интерес ко всему индивидуальному был краеугольным камнем всей идеологической системы итальянского Возрождения. В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы. Он «лепил» из живого материала. Задачу ученого-художника он видел в том, чтобы претворить «бесформенность» реального мира в гармонию, дать разрешение его в форму.
Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. И назвал этот переворот в живописи «пропастью очертаний». В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Кроме создания картин, он разрабатывал летательную машину, основанную на полете птиц.
Недаром Леонардо да Винчи был выдающимся анатомом. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. Известно, в частности, его тесное сотрудничество с выдающимся математиком Лукой Пачоли.
Ученый имел свою мастерскую, где занимался вместе со своими учениками. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери». Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Они требовали, чтобы женщина была всегда ровна, спокойна в своих манерах, всегда подчинена правилам приличия, но живость ума должна удалять ее от скуки, она должна держаться середины, далекой от всяких крайностей и никогда не переступающей известных границ. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
Это упоение созерцанием красивых красок сменилось в конце столетия стремлением к гармоничности. Пластически высечены контуры. Деятельность Леонардо в качестве инженера и гидротехника мы здесь опускаем. На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).
Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Весь этот «прекраснейший обман», как назвал его восхищенный очевидец всех событий Макиавелли, протекал на глазах Леонардо, сопровождавшего герцога. Леонардо смело ломает эту традицию.
Нет более углов. Абсолютно наоборот, чем в «Поклонении волхвов» хотя бы Боттичелли в тех же Уффици, здесь никто не думает о себе, никто не думает о зрителе. Окружающие Мадонну фигуры, равно как и всадник второго плана. Если продолжить эту кривую, мы получим окружность, в центре которой оказывается Христос».
«Этот шедевр стал знаменитым сразу же после завершения и традиция, основанная на нескольких источниках, сообщает, что французский король Франциск I хотел вырезать всю стену рефектория с росписью, чтобы увезти ее на родину». Кстати именно он выдвинул идею о контактных линзах в 1508 году. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа его затененный, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел – всё, что знало и умело его время кроме того, он предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Отец женился повторно – и снова вскоре остался вдовцом.
Менее основательно изучены причины разрыва между жизнью и творчеством. Промах говорит за гипотезу о том, что картина написана Леонардо в молодости. Но и природа позволяла ему «глядеть в ее глубочайшие недра, как в душу своего друга» и именно это неугасающее стремление к природе одушевляет его создания самым горячим художественным чувством.
Просто и правдиво сделан рисунок в собрании Бонна в Париже (1479), увековечивший предателя Бандини, повешенного на одном из оконных косяков Барджелло во Флоренции. «Нет действия в природе без причины, постигни причину и тебе не нужен опыт». Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. И названная территория выбрана вблизи моря или большой реки.
«Флорентиец, который не является купцом, – утверждает хронист XV века, который не путешествовал по свету, не видел чужие народы, а затем не вернулся во Флоренцию с состоянием, – это человек, не пользующийся никаким почетом» Но путешествие привлекало не только ради обогащения. Идеализм – в неземном совершенстве образов. Содержание его рисунков самое разнообразное.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. Среди юношеских шедевров Леонардо, написанных на религиозные сюжеты, видное место занимает Благовещение (Галерея Уффици). Он позволяет нам догадываться о них по отдельным отрывкам в его тетрадях: «Любовь в своем исступлении (так приблизительно говорит он) настолько безобразна, что человеческая раса погибла бы, если бы те, которые занимаются ею, могли узреть себя». Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Впервые этот замысел возник во Флоренции.
каждый из живописцев, скульпторов, архитекторов обладал своими, особыми чертами. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. Празднично сидит Мария с младенцем среди роскошного пейзажа с развалинами.
В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Леонардо пишет, что «когда у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиной в 12, он сможет броситься с любой большой высоты без опасности для себя». Объяснить это трудно, описать не возможно. Леонардо сделал несколько набросков на сюжет Мадонна с Младенцем и св. Т. е. смерть рассматривается как уничтожение этой божественной вещи.
В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Однако первый миланский период творчества Леонардо (1482-1499 гг. ) оказался наиболее плодотворным. Ни один жест, ни один поворот головы, ни одна черта лица не повторяются дважды. Наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человека-творца Леонардо видел в творчестве художника, который изучает природу, воссоздает ее на полотне и в тоже время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». Однако его читали и математики, но. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Отдельно он писал о строительстве храма.
Христос – центр композиции, вокруг которого собирается буря эмоций. Но более живописен и поэтичен значительно более поздний пейзаж (в Виндзоре) изображающий, как грозовая туча разражается ливнем над долиной, усеянной домиками. Может быть и в этом таинственном увлечении выразилась его скрытность и замкнутость: «. У Леонардо все полно движения.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Тайная вечеря — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио.
Иногда эксперимент приводил к неудаче. Трудно себе представить что-либо более свободное, т. е. «менее человеческое», чем его суждения о любви и смерти. Надо думать, что он предполагал поместить здесь свой излюбленный горный пейзаж с рекой, напоминающий виды его родного Винчи, но, как обычно, затянул работу и, перейдя к чему-нибудь другому, оставил эту деталь недоделанной. Выбор зависит от вашего характера, настроения и отношения к колонне». Он оставил это в тайне, боясь, что его открытие еще более усилит пиратство на море.
Здесь каждое слово применимо к Леонардо да Винчи. Фигуры образуют ту классическую по ясности своего композиционного построения группу, которая целиком предвосхищает стиль высокого Возрождения. Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Пусть будет выбрана названная территория вблизи моря или большой реки, для того чтобы нечистоты города, гонимые водой, уносились прочь». Леонардо разработал гимнастику этого умения.
Достаточно нескольких выдержек из книги Леонардо, прокладывающей новые пути, чтобы составить о ней понятие: «Живопись есть смесь света и тени при посредстве всех разнообразных простых и составных красок», «Велика ошибка художников, которые рисуют какой-либо округлый предмет при одностороннем свете у себя дома и затем пользуются этим рисунком для картины с всесторонним освещением, как это бывает на открытом воздухе». Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария, почти целиком поглотившей его внимание. Это не радостная улыбка зовущая к счастью. В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона.
По дороге во Флоренцию, Леонардо остановился в Венеции, которая в то время находилась в состоянии войны с турками, ожидая нападения и с суши и с моря. Вне зависимости от того, был ли сюжет светским или религиозным, пейзаж, обнажающий «кости земли», постоянно встречается в творчестве Леонардо. «Гуманистическое миросозерцание была диаметрально противоположна средневековым аскетическим воззрениям». Но именно только отблеск.
«Как правило, угадываешь в них собор святого Петра, который в этом виде мог бы помрачить детище Микеланджело (купол собора). Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Он решился на то последнее усилие вверх по оси, которое уже разрушает. Зеркальное письмо Леонардо да Винчи принял по ряду причин. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы.
Великий ученый настаивал на тесной связи науки с жизнью. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. У него есть животные влечения, но есть и разборчивая утонченность. Леонардо создал чудище на щите.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Борются люди и кони. Он утверждал: «свободное падение всякой тяжести совершается по линии её наибольшего диаметра», т. е. он понимал, что тело стремится падать так, чтобы сопротивление воздуха этому падению было наименьшим. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Леонардо как бы прерывается на полуслове взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит кому покажется мало, пусть прибавит».
«Наконец, — говорит Леонардо, — обрати внимание на то, что тени и света без очертаний и краев переходят друг в друга наподобие дыма (а uso di fumo)». Церковь обвинял его в колдовстве, что к числу любимых его книг принадлежали «Книга свинств», что он держал постоянно при себе книжку-сатиру, направленную против женщин, до того непристойную, что библиографы считали ее «сквернейшею из книг». Второй причиной было, несомненно, свойственное молодым людям стремление к таинственности, желание засекретить свои записи, которые, конечно легко могли попасть в чужие руки. Птице, которая летит против ветра и хочет сесть на высоком месте, необходимо летать выше этого места, а затем повернуться назад и без взмахов крыльями опустится на указанное место». Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Еще большей полнотой художественной жизни дышит рисунок более поздний (в Виндзоре) с фигурой юной девушки в порыве к небу, которую можно было бы признать за дантовскую Беатриче. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально.
Первая картина, выполненная Леонардо в Милане, — Мадонна в скалах, заказанная ему 25 апреля 1483 года братством Непорочного зачатия. Это даже не рассказ о волне – это анатомия волны. Подобные наброски чрезвычайно многочисленны в рукописях Леонардо да Винчи. Возможно, эта площадка находилась около Порчиано, на дороге, ведущей в Пистойю. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах.
Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Но, как ни смелы и гениальны были его идеи по теории полёта, однако «воплотить их нельзя было имея в качестве двигателя только мускульную силу». Это давало ему возможность создать цельную композицию. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде и со складками одеяния и с легкой накидкой на плече Моны Лизы. В портрете "Монны Лизы" или "Джоконды" (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Далее: «Волна бежит от места своего возникновения, а вода не двигается с места – наподобие волн, образуемых в мае на нивах течением ветров: волны кажутся бегущими по полю, а нивы со своего места не сходят». К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Такова громадная перемена, великий поворот, свершившаяся XV веке в Италии ранее, чем во всех остальных краях Европы.
Но отрицательные результаты оказались более важными и более роковыми. Они с Заратустрой построили летательный аппарат: искусственные крылья, которые должны были держать человека в воздухе, когда он, подобно лыжнику с трамплина, с высокой горы, разбежавшись, открывался от земли: «Человек в своём летательном приборе должен сохранять свободу движений от пояса и выше, дабы иметь возможность балансировать наподобие того, как он делает в лодке, – так, чтобы центр тяжести его и машины мог балансировать и перемещаться там, где это нужно, при изменении центра его сопротивления». Все, что нужно под водой, – то есть костюм, закрытый наглухо.