Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте. «мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. В эксклюзивном интервью газете "Великая Эпоха", он дает объяснение шедевра Леонардо да Винчи, "Мадонна в скалах".
Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона.
Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, – лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста.
Сзади Христа придерживает ангел. За это время художник успел продать картину и она оказалась во Франции. Ему так хочется дотянуться до цветка. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет.
И в пещере – глубокая тень, как под водой. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа.
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Богородица ли она вообще.
Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины.
К мягкости стремятся и краски. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета. На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. На одеянии архангела заметны мазки краплака изумрудной зелёной, кобальтовых красок, на свету горят тёплые кадмий красный, охра светлая, возможно, кадмий оранжевый и жёлтый палевый.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Остальные фигуры смягчают эту застывшую симметрию остроумной, волнистой игрой взаимно дополняющих друг друга и друг другу противоположных линий.
Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок.
Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Возле нее расположились два младенца — Иисус и Иоанн Креститель. Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину.
Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. » Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». Леонардо превращает эту композицию в духе профилей барельефа в объединенную единством группу. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». В Мадонне в гроте стиль Леонардо достигает своей полной зрелости.
От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии. Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку. Об оттенках они не заботились. В первую очередь это лики собравшихся.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Все тело отражает данное душевное движение. У Леонардо нет линии, есть только формы. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
Неудивительно, что дело закончилось склокой. Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ). Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. «Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой.
Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане. И в пещере – глубокая тень, как под водой. Уриил также изображён коленопреклоненным, указующим перстом он направляет взгляд зрителя на Иоанна Крестителя, как бы предвидя его судьбу, о чём говорит его полный скорби взор. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. В качестве примера стоит рассмотреть такой повтор, как скала под водой и часть скалы за спиной Уриила. Время её создания приходится на 1483-1486 годы. В портретах в профиль, которым XV в. отдавал предпочтение, речь шла о резко выступающих угловатых линиях, тогда как анфас больше подчеркивает мягкие, округлые формы головы. Франциска в 1483 году.
Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Содержание его рисунков самое разнообразное. Свет распространяется сообразно этому размещению. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Это значит, другими словами: для Перуджино, Боттичелли и Беллини решающее значение имело Евангелие страдания, христианское отречение от мира, как ни отличны друг от друга их Мадонны. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Икона была заказана монахами церкви имени св.
Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре. Мадонна изображена приёмом сфумато. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя.
Несмотря на огромную натуралистическую точность его деталей (ср. Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
Уделял он внимание и рукам. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Преобладает тональный колорит.
Франциска. Вдали, между скалами, влажное солнце сияет сквозь дымку дождя над туманно-голубыми, тонкими и острыми горами, вида необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Пластически высечены контуры.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Композиция произведения построена в виде пирамиды. В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Фигуры раскованы, в них нет напряжённости, неестественности, внутреннее и внешнее приведено в равновесие, они находятся внутри пейзажа, а не на его фоне.
Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Однако, судя по всему, крест был пририсован позднее каким-то другим живописцем, возможно даже, вопреки воле самого Леонардо.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота.
Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Ибо теперь предстояло показать, как повлияли слова Спасителя на собрание двенадцати учеников. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Нет более углов.
Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Еле заметны, еле уловимы переходы. При сходной композиции у картин разный колорит. Спокойная, уравновешенная композиция построена по принципу классического треугольника, вершина которого совпадает с головой Мадонны нижние углы этого треугольника образованы фигурами опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, придерживающего младенца-Христа.
Здесь окончательно преодолеваются кватрочентистские традиции. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Мария в центре, сидит высоко, как на троне.
Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели. У Леонардо все полно движения. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Необычайно ярко представлено знаменитое леонардовское сфумато – пространство кажется очень глубоким, по мере удаления границы становятся всё менее чёткими, а цвета чуть более холодными. Картина, как известно, не была окончена. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков.
Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Как они ошиблись. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Это целое, т. е. По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо.
Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах».
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Борются люди и кони. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. В итоге Леонардо написал второй вариант картины, вернее, скорее всего, сделал картон и написал некоторые детали, основную же работу выполнил Амброджо де Предис.
Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. И не только лица. Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа. Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см).
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами. Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Для него началась пора беспокойных скитаний. Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор».
Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). С другой стороны от нее — младенец Иисус. Это символ распятия.
Известно, что заказ для церкви Сан-Франческо в Милане Леонардо получил весной 1483 года от братства Непорочного зачатия. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Никогда не изображал он отречение и муки.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Все они объединяются также расположением и направлением взглядов. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа.
Но это была грация элегическая. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет».
руб. Что в особенности очаровывает зрителя в этой картине Леонардо да Винчи, так это демоническая прелесть улыбки Джоконды.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Источник освещения легко прочитывается. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре.
Другое её название – «Мадонна в гроте». Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил (Уриель).
Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. К его груди прислонен длинный тонкий крест. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре. Тела приобретают округлые формы.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера.
Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха.
Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Леонардо также интересовал рисунок волос. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение.
По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария. Леонардо покинул город. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком».
Леонардо списывает с пространством теневые участки фигур, освещённые же части выходят вперёд, ближе к зрителю. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. У них все блестит и сверкает. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Ладони рук просительно протянуты к другому мальчику – Христу. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее и им подрисованы нимбы. Абсолютно оригинально задуман у Леонардо и пейзаж.
В своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, преломляющемся сквозь дым, пыль и мутные грозовые тучи. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем.
Пространство решается посредством освещения, техники сфумато, применения воздушной и тональной перспективы. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Проект Лондонской Национальной галереи и так объявлен беспрецедентным — 8 полотен и более 40 набросков к ним. Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1.
Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра. Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии. Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности. Преобладает тональный колорит.
Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Он прожил там до 1499. И в самом деле, трудно описать прелесть этих линейных мелодий Леонардо да Винчи, этих складок, ниспадающих, сталкивающихся, робко отгибающихся и снова тихо журчащих дальше. Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. Мария властным движением простирает левую руку над Христом.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, — это Иоанн Креститель. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Все спуталось в дикий клубок. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо.