«мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. Картина «Мадонна с цветком» относится к ранним произведениям гениального итальянского мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком – Реферат, раздел Культура, – 1998 год – Леонардо да Винчи Творчество Леонардо Да Винчи.
Мадонна изображена приёмом сфумато. 100v. ). Композиция «Тайной вечери» в своей «воздушной объемности» кажется продолжением зала трапезной. Вып.
Ему была назначена пенсия в 700 экю. Книга о живописи. Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя -- живописца Андреа Верроккьо. Об этом окончательном варианте памятника дают представление лишь несколько набросков. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
Сохранилось около семи тысяч листов рукописей Леонардо да Винчи. Это символ распятия. А. Гуковский). Крупнейшими работами, выполнявшимися Верроккьо в период обучения у него Леонардо, были статуя «Давид» (Флоренция, Барджелло), созданная по заказу семейства Медичи (полагают, что для нее позировал юный Леонардо да Винчи) и завершение купола Флорентийского собора золотым шаром с крестом (заказ города получен 10 сентября 1468 и выполнен в мае 1472).
М., 1998 Сонина Т. В. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи // Итальянский сборник. Обучение у Верроккьо Леонардо продолжал, а также самостоятельно занимался науками. Но уже спустя неделю появилось постановление Синьории (от 1 января 1478), по которому работа была передана «в отмену любого другого заказа, сделанного до сего времени каким бы то ни было образом, как бы то ни было и кому бы то ни было, Леонардо, сыну сера Пьеро да Винчи, живописцу». Мастер Леонардо да Винчи. К непосредственному исполнению композиции Леонардо да Винчи приступил в 1496. Вместе с братьями Амброджо и Эванджелистой де Предис он должен был исполнить алтарную картину для капеллы Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо.
Неизвестно точно, когда мастер завершил работу. 3 Жданов Д. А. Леонардо да Винчи – анатом. Это полотно обрело большую популярность в среде художников тех времен. К. Кустодиева). Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением.
А. Гуковский). М. Л., 1958 Гуковский М. А. Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Благодаря вмешательству Людовика 24 августа завершился многолетний процесс из-за «Мадонны в скалах». Содерини требовал завершения работы или возврата денег.
Вверху с овалом. М., 1952 Габричевский А. Г. Леонардо-архитектор // Советская архитектура. М., 1990 Санти Б. Леонардо да Винчи. Продолжая ренессансную традицию, Леонардо обратился к созданию проекта идеального города.
Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Чему и как его обучали, каковы были его первые опыты в рисовании – неизвестно. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Детские и отроческие годы Леонардо документально освещены очень мало. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Леонардо предлагает свои услуги в качестве военного инженера, гидротехника, скульптора. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Не задерживаясь в Мантуе, Леонардо и Пачоли отправились в Венецию. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
но он может еще делать рисунки и учить других». СПб., 1900 (переизд. : СПб., 1997) Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. Проявлявший одинаковый интерес к анатомии инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин.
1 июня 1506 Леонардо да Винчи отправился в Милан. М., 1952 Алпатов М. В. Леонардо да Винчи. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). 8 м), создавала практически неодолимые трудности при отливке.
Прекрасный подготовительный рисунок к ней – изображение женской головы – хранится в собрании Лувра ( 2376). Его работы создают впечатление невероятной легкости, за которой стоит мельчайшая проработка всех деталей.
Работа, однако, подвигалась настолько медленно, что не была завершена ко времени отъезда Леонардо да Винчи в Милан (1482) и на следующий год была передана другому мастеру. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Уверенно, основываясь на знании анатомии и изучении пропорций человеческого тела, передает Леонардо фигуру сидящей женщины и особенности тельца ребенка. 1-2). Луки.
«Существуют живописные, фресковые, графические, мозаичные версии, а также ковры, повторяющие композицию Леонардо да Винчи» (Т. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.
9 Кларк К. Леонардо да Винчи: Творческая биография. Однако неизвестно, с чего именно делал свою копию Рубенс, живший в Италии в 1600-1608. Датировка «Мадонны с цветком или Мадонны Бенуа» (1478-1480) принята на основании пометки на одном из листов из Кабинета рисунков в Уффици: «. Другая почти в профиль». Ему было выплачено 25 золотых флоринов.
Мадонна с цветком исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике. Однако история повторилась и в июле 1481 художник обратился к монахам с просьбой об авансе, получил его, а затем еще дважды (в августе и сентябре) брал деньги под залог будущего произведения. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
К этому же периоду относится его маленькая картина Мадонна с цветком. Эта первая большая композиция мастера – «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) – исключительна по своему художественному совершенству и смысловой значимости. Париж. Анатомия. Мария Александровна Бенуа, урожденная Сапожникова, получила эту картину по наследству и когда она решилась на ее продажу в 1912 году, лондонский антиквар предложил за нее 500 тысяч франков.
В апреле 1500 Леонардо и Пачоли уже были во Флоренции. М., 2004 Херцфельд М. Об одном листе эскизов Леонардо. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека.
Полагают, что мастер закончил ее уже в Милане около 1490. Анны воплощает Церковь, которая не желает, «чтобы от Христа были отвращены Его страдания». Бернарда в палаццо Веккио. Сэайль), переписал всю картину. Крупнейшим живописным произведением Леонардо, созданным в Милане, стала знаменитая «Тайная вечеря», написанная на торцовой стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России.
Замыслы и рисунки. К этому времени он овдовел. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».
Торжества оформлял Леонардо. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что после смерти мастера в госпитале Санта-Мария Новелла можно было видеть большую часть картона «Битва при Ангиари» и к нему же относилась «оставшаяся в палаццо группа всадников». London, 1883.
М. Баткин). Текст договора сохранился полностью: в нем указан срок исполнения – немногим больше года, стоимость и количество красок и золота, тематика и небольшая оплата. М., 1935 (переизд. : М., 1969) Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. ст.
СПб., 2009. 6 м высотой по другим сведениям – ок. Вазари сообщает, что в юности Леонардо да Винчи выполнил из глины «несколько голов смеющихся женщин», с которых еще в его время делали гипсовые отливки, а также несколько детских головок. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. В 1796, когда в Милан вступили войска Наполеона, в трапезной была устроена конюшня и солдаты развлекались, бросая осколки кирпичей в головы апостолов. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени.
Мастер отказался от первоначальной идеи и показал коня спокойно идущим. Ему так хочется дотянуться до цветка. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Через два дня король собственноручно подписал письмо такого же содержания. Темой будущего произведения стала битва при Ангиари (29 июня 1440) между флорентинцами и миланцами.
Образ мадонны поражает нас глубокой человечностью. Подлинники этих иллюстраций он хранил до конца жизни. Гасконские стрелки Людовика XII разрушили глиняную статую, соревнуясь в стрельбе из арбалетов. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа.
Некоторое время Леонардо да Винчи оставался в оккупированном городе, а затем вместе с Лукой Пачоли уехал в Мантую ко двору Изабеллы Гонзага. А. Гуковский). Крупнейшие их собрания находятся в коллекции Института Франции в Париже в Милане – в Библиотеке Амброзиана (Атлантический кодекс) и в Кастелло Сфорцеско (Кодекс Тривульцио) в Турине (Кодекс о полете птиц) Виндзоре и Мадриде. 7 Леонардо да Винчи и культура Возрождения: Сб. Наконец, в 1496 Леонардо познакомился с францисканцем, математиком Лукой Пачоли. Картина сохранилась не полностью: обрезана ее нижняя часть с изображением рук. Леонардо пришлось вплотную заняться «Конем».
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. М., 1960 Зубов В. П. Леонардо да Винчи. Вып. СПб., 1912 Врангель Н. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. М., 1995 Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452-1519.
В августе 1504 заказ на вторую картину для зала Совета – «Битва при Кашине» – получил Микеланджело. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате.
В 1558 Бенвенуто Челлини в своей «Биографии» пишет, что картоны висели в Папском зале и, «пока они были целы, они были школой всему свету». Т. 3 Сэайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый. 31 декабря 1514 умер Людовик XII и наследовавший ему Франциск I в сентябре 1515 отвоевал Милан. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Джулиано назначил ему жалованье и отвел помещения для работы. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. 6. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в маленьком замке Клу, недалеко от Амбуаза. Другой источник света, находящийся спереди слева и чуть сверху, мягко выделяет фигуры мадонны и младенца, подчеркивает их объемность, помогает ощутить теплоту человеческого тела, рассмотреть ткань одежды и брошь, украшенную камнями.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Имеется большое число картин, являющихся либо копиями, либо вариантами композиции «Мадонны Бенуа», что свидетельствует об огроммном интересе, который вызвало это произведение у художников конца 15 и начала 16 века не только в Италии, но и в других странах. Смотреть странные налоги. Многочисленные рисунки к ней хранятся в собраниях Уффици, Лувра и Британского музея. Сохранился список вещей, которые он захватил с собой, – среди них упоминается множество рисунков и две картины: «Законченная Мадонна. Т. 2 Нардини Б. Жизнь Леонардо да Винчи.
Дерево, масло. 18 октября 1516 Леонардо посетил секретарь кардинала Людовика Арагонского. В январе 1488 мастер представил деревянную модель, эскизы и докладную записку (сохранился черновик), в которой теоретически обосновал свою работу. Когда именно была завершена алтарная картина – неясно.
В их число входит и Мадонна с гвоздиками Рафаэля. Так, в 1726 некто Белотти, «утверждавший, что обладает секретом оживлять краски» (Г. Он входит и в число величайших деятелей искусства, несмотря на то, что создал очень мало картин (к тому же не все они сохранились) и еще меньше скульптур (не сохранились совсем). Активный интерес к этому произведению со стороны исследователей возник после приобретения его Императорским Эрмитажем (1865) из коллекции герцога Антонио Литта в Милане. М., 1965 Вазари 2001.
Он придает картине объем, а фигурам – реалистичность за счет игры света и тени. В так называемом «Атлантическом кодексе» (Милан, Пинакотека Амброзиана), наиболее крупном собрании записей Леонардо да Винчи по разным областям знаний, на странице 204 находится черновик письма художника к правителю Милана Лодовико Сфорца (Лодовико Моро). Леонардо посещал его лекции. Авторство Леонардо да Винчи неоднократно отрицалось, но в настоящее время после проведенных исследований и выставки картины в Риме и Венеции (2003-2004) стало общепризнанным.
Он учился в мастерской Андреа Верроккио, где около 1476 года исполнил свою первую известную нам работу: голову ангела в картине учителя «Крещение Иисуса Христа» (Уффици, Флоренция). Л., 1979 Жепинъска М. Что известно нам о «Даме с горностаем» из Музея Чарторысских. Полотно Мадонна с цветком было написано Леонардо одним из первых. 24 октября художнику были вручены ключи от так называемого Папского зала монастыря Санта-Мария Новелла, где он начал работу над картоном.
В ответном письме (от 28 августа) согласие дано, но с условием возврата долга. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Особого внимания заслуживают «Мадонна с младенцем» мастерской Иоса фан Клеве (Музей в Магдебурге), «Мадонна с младенцем» круга Альбертинелли (коллекция Спенсера, Альторп-Парк, Англия), «Мадонна с вишней» приписываемая Чезаре да Сесто (коллекция Тосканелли, Флоренци), «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Лоренцо ди Креди (Дрезденская галерея), «Мадонна с гвоздикой» — утерянная композиция Рафаэля известная по множеству повторений из которых лучшее хранится в собрании Спада в Лукке (копия в галерее Колонна в Риме). Оба мастера завершили работу в срок и картоны были выставлены для публики в зале Совета. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Лувр.
СПб., 1914 Липгарт Э. К. Леонардо и его школа. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Особое место среди ранних произведений мастера занимают две законченные работы – «Портрет Джиневры дАмериго Бенчи» (Вашингтон, Национальная галерея) и «Мадонна с цветком» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В 1482 по разрешению Лоренцо Медичи мастер уехал в Милан.
До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». М., 1934 Леонардо да Винчи. Впрочем, она желала, чтобы Леонардо да Винчи написал ее портрет. Отсюда возникло название картины. 14 сентября 1513 Леонардо уехал в Рим.
Сын Джироламо, Франческо, стал учеником и страстным почитателем стареющего мастера. Умер Леонардо в 1519 году в Кло Люсе близ замка Амбуаз. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Большой живописный заказ Леонардо да Винчи получил в Милане уже 25 апреля 1483. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. Самые ранние из них хранятся в собраниях Лувра (Марко дОджоно. ) и Эрмитажа ( 2036). М., 1947 Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Мальчик нежно приник к ней.
Этому предшествовал длительный период обдумывания. Сохранившиеся рисунки представляют трехъярусный город, устройство которого продиктовано как практическими, так и социальными соображениями. По постановлению Синьории он получил 53 золотых флорина аванса и разрешение на получение «время от времени» небольших сумм. Vol. Леонардо был взят в дом отца и воспитывался бездетной мачехой Альбиерой Амадори.
СПб., 2003. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Возрождение. Вып. Образно говоря, он стремился «понять организм каждого предмета в отдельности и организм всего мироздания» (А.
М., 1982 Кодекс Леонардо из частного собрания Арманда Хаммера: Выст. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. В Милане Лука начал работу над трактатом «О божественной пропорции» и попросил Леонардо да Винчи сделать для нее иллюстрации. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Л., 1963 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Это достигается за счет типичной для работ Да Винчи тонкости светотеневых переходов. В 1914 году М. А. Бенуа продала картину Эрмитажу.
Поскольку Моро в апреле 1478 побывал во Флоренции, есть предположение, что уже тогда он познакомился с Леонардо да Винчи и вел переговоры о работе над «Конем». Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Вклад в характеристику образа мастера // Итальянский сборник. Первое живописное произведение Леонардо известное ныне, – изображение ангела в картине «Крещение Христа» (Флоренция, Уффици).
М., 1961 Гуковский М. А. Коломбина. Обычно полагают, что это произошло зимой 1497, но в записке, посланной Моро своему секретарю Маркезино Стандже и относящейся к этому году, сказано: «Потребуйте у Леонардо, чтобы он кончил свое произведение в трапезной Санта-Мария делле Грацие». Л., 1984 Педретти К. Леонардо.
В этот краткий – чуть больше двух лет – спокойный период жизни Леонардо да Винчи занимался преимущественно техническими исследованиями (в частности, проектом летательного аппарата) и по просьбе флорентийского правительства принимал участие в экспертизе по выявлению причин оседания церкви Сан-Сальваторе на холме Сан-Миньято. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Достичь такого эффекта мастеру позволило превосходное знание перспективы.
По соображениям политическим (Изабелла была сестрой Беатриче, супруги Моро, умершей к тому времени – в 1497) маркграфиня не захотела оказать покровительство художнику. 16. М., 1987 Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. Подобная композиция, при огромных размерах скульптуры (ок. Л., 1976 Виппер 1977. К началу первого десятилетия XVI в. относится создание самого знаменитого произведения Леонардо да Винчи – портрета Моны Лизы – «Джоконды» (Париж, Лувр), картины, не имеющей себе равных по числу вызванных ею толкований и споров. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
М., 1978 Кустодиева Т. К. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». До недавнего времени картина считалась (на основании сообщения Вазари) произведением Верроккьо, который якобы, увидев, насколько ученик превзошел его в мастерстве, отказался от живописи. Мастер умер 2 мая 1519, по легенде – на руках короля Франции.
М., 1939 Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Возможно идеи Леонардо да Винчи послужили основой при строительстве Шамбора (начат в 1519).
Многочисленные эскизы свидетельствуют об изменениях в замысле мастера, который поначалу хотел представить коня поднявшимся на дыбы (во всех тогда существовавших конных монументах конь был показан спокойно идущим). Из-за сырости стен краски начали тускнеть уже при жизни Леонардо да Винчи, а в 1560 Ломаццо в «Трактате о живописи» сообщал, правда несколько преувеличивая, что роспись «абсолютно разрушилась». Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи был главным оформителем и режиссером, автором сценических машин для торжеств по случаю бракосочетания герцога Джан Галеаццо и Изабеллы Арагонской (1489), Лодовико Моро и Беатриче дЭсте (1491). Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята.
СПб., 1999. Под влиянием произведений Леонардо было создано не менее десяти известных произведений в мире. Сюжет этого произведения неизвестен. В марте 1500 мастер музыкальных инструментов Лоренцо Гуснаско да Павия сообщал Изабелле в письме: «Здесь в Венеции находится Леонардо Винчи, который показал мне контурный портрет Вашей Светлости, который так хорошо выполнен согласно натуре, как это только возможно». Вазари отмечал, что для папского датария (начальника канцелярии) Бальдассаре Турини из Пешии Леонардо да Винчи выполнил две картины – «Мадонну» и изображение «младенца поразительной красоты и изящества» (не прослежены).
Вся она пошла на пушки: Милан ожидал вторжения войск французского короля Людовика XII. Свою долю разрушений внесли и художники. Вып. Уже в эти годы он познакомился с Паоло Тосканелли (математиком, врачом, астрономом и географом) и Леоном Баттистой Альберти. соч. Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Идея картины «Святая Анна», по-видимому, появилась у Леонардо да Винчи еще в Милане. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. Во Флоренцию Пьеро с семьей переехал в 1466, следовательно, в мастерской (боттеге) Верроккьо Леонардо да Винчи оказался в возрасте четырнадцати лет.
Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Двумя годами раньше в Венеции вышло его сочинение «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», которое заинтересовало Моро и он пригласил Пачоли на кафедру математики в Милан. В XIX в. «Тайная вечеря» была еще несколько раз поновлена, а во Вторую мировую войну во время бомбардировок Милана английской авиацией рухнула боковая стена трапезной. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Л. М., 1959 Губер А. Леонардо да Винчи. СПб., 1898 Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи.
Очевидно имелась в виду «Мадонна Литта» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. Широко известный ныне «Трактат о живописи», оказавший огромное влияние на европейское искусство, составлен Мельци на основе записей учителя. Полагают, что Леонардо встретился с королем в Болонье, где папа вел с ним переговоры.
Упоминает он и о том, как Леонардо изобразил чудище на деревянном щите, «весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Существуют многочисленные рисунки этой композиции, а также великолепный картон (Лондон, Национальная галерея), но не он лег в основу окончательного решения. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Сроком окончания работ был назван февраль 1505. Литература: Леонардо да Винчи.
проникнуть в тайну рождения, жизни и смерти, тайну природы» (М. М., 1986 Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1997 Кустодиева 1998 Чанки М. Леонардо да Винчи. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Противоречиво уже первое описание картины, данное Вазари, который уверяет, что Леонардо да Винчи работал над ней четыре года и не закончил, но тут же восхищенно пишет о том, что в портрете «воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи».
Поскольку Леонардо был незаконным сыном, он не мог наследовать профессию отца. «Это не загадочная женщина, это – загадочное бытие» (Леонардо. Беспрецедентное внимание, уделяемое ныне историками и беллетристами личности Леонардо да Винчи, – свидетельство поворотного момента в отношении к культуре Возрождения, переоценки духовного содержания «величайшего прогрессивного переворота», лежащего в основе современной европейской цивилизации.
Вопреки обыкновению, роспись на стене зала Совета Леонардо выполнил быстро. Большая композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) осталась незавершенной, но и в таком виде она является одной «из тех работ, на которых базируется все дальнейшее развитие европейской живописи» (М. 18 марта 1481 он заключил со своим сыном соглашение, точно обозначив сроки завершения работы (через двадцать четыре, самое большее – тридцать месяцев) и указав, что Леонардо не получит аванса, а если не уложится в срок, то все, что будет им сделано, перейдет в собственность монастыря. Спустя более двадцати лет (1978) реставраторы начали грандиозную деятельность по удалению поздних наслоений, оконченную лишь в 1999.
bre 1478 inchomincial le due Vergini Marie». Избранные произведения. В 1513 на папский престол был избран Лев X Медичи, с братом которого, Джулиано интересовавшимся алхимией, Леонардо да Винчи был дружен. 77 x 53 см.
Многочисленные рисунки и чертежи Леонардо да Винчи миланского периода полны изображений военных машин, металлообрабатывающих станков (например, токарных), приспособлений для рытья каналов и транспортировки земли. Это была последняя милость, оказанная герцогом художнику.
Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. В 1480 Леонардо да Винчи имел собственную мастерскую. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения.
Краков, 1980 Гастев А. А. Леонардо да Винчи. Только о ней и можно получить в настоящее время некоторое представление благодаря рисунку Рафаэля (Оксфорд, Библиотека Крайст Чёрч) исполненному им в 1505-1506, а также по копии Рубенса (Париж, Лувр). The literary works of Leonardo da Vinci. Одно из таких свидетельств, картина Мадонна с цветком (1472 г. ).
Леонардо «заявил, что охотно выполнит подобную работу» и Филиппино любезно уступил ему заказ. Бенуа). В последнем случае речь идет о создании грандиозного конного памятника Франческо Сфорца, отцу Лодовико. Тогда же эта атрибуция была подтверждена Б. Беренсоном.
Л., 1955 Гуковский М. А. Леонардо да Винчи: Творческая биография. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Слава великого произведения, однако, не могла уберечь «Тайную вечерю» ни от разрушений времени, ни от варварского отношения людей. С инженерной деятельностью Леонардо да Винчи связано завершение большого канала (Мартезаны) и усовершенствование системы шлюзов. Живописного портрета мастер так никогда и не исполнил.
Леонардо работал во Флоренции (до 1481 г. ), в Милане при дворе герцога Лодовико Моро (с 1482 по 1499 г. ), затем снова во Флоренции (1503-1506 гг. ), в Милане (1506-1513 гг. ), в Риме (1513-1516 гг) и, наконец, во Франции (с 1516 г. ), куда был приглашен королем Франциском 1. 1452-1519. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Италия. Авторство Леонардо да Винчи определено хранителем картинной галереи Эрмитажа Э. К. Липгартом в 1908 году, когда «Мадонна Бенуа» находилась на выставке картин из русских частных собраний, устроенной в Петербурге журналом «Старые годы».
Оба картона не сохранились. Л., 1936 Айналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Леонардо забрал картину и более чем на двадцать лет (до 1507) оказался втянут в судебные разбирательства.
Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Л., 1928 Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. СПб., 2006. Об этом говорят его записи, свидетельствующие о проработке композиции, неповторимая рука мастера в создании головы Богородицы, некоторых частей тела Иисуса, кропотливая работа Леонардо над светотенью.
Очевидно, речь шла о рисунке, в настоящее время хранящемся в Лувре. Подобным образом Леонардо поступил и позже, при написании картины «Голова Медузы» (не сохранилась). С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка.
Л., 1935 Леонардо да Винчи. Из коллекции генерала Корсакова». Деятельность Леонардо в Милане была чрезвычайно многообразной.
3 Сонина Т. В. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи: Семантика образа // Указ. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка.
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. В 1496 заказ на алтарь был передан Филиппино Липпи и он написал картину на тот же сюжет (Флоренция, Уффици). 24 декабря 1477 Пьеро Поллайоло было поручено написать новый алтарь (вместо произведения Бернардо Дадди) для капеллы Св. Лука Пачоли сообщает, что Леонардо завершил роспись в 1498. К тому же требовалось около восьмидесяти тонн бронзы, которую удалось собрать лишь к 1497.
Мир и тишина царят в картине. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Картина осталась в распоряжении мастера, но он вместе с Амброджо де Предисом (Эванджелиста к этому времени умер) должен был в течение двух лет исполнить другую на тот же сюжет (Лондон, Национальная галерея). «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» (по имени последнего владельца картины до поступления ее в Эрмитаж), начата Леонардо да Винчи в 1478 году, как явствует из его собственноручной надписи на рисунке, хранящемся в Уффици во Флоренции. Осенью 1503 через посредство постоянного гонфалоньера Пьетро Содерини Леонардо да Винчи получил заказ на большую живописную работу – роспись одной из стен нового зала – зала Совета, пристроенного в 1496 к палаццо делла Синьория.
Дальнейшая судьба памятника неизвестна. По-видимому, положение фигуры напоминало Мону Лизу. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. М., 1952. Глиняная модель статуи – «Великий колосс» – была исполнена вовремя, к ноябрю 1493.
.