Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. – М. : Детская литература, 1971.
До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Фрагмент «Моны Лизы» с остатками базы колонны Нижний край картины обрезает вторую половину её тела, таким образом, портрет является практически поясным. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи.
Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур. В описи за первым номером числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям.
Мастер Леонардо да Винчи. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». До того как художественное произведение оказалось в залах Эрмитажа, оно хранилось в коллекции миланского герцога Литта.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. – М. : Директ-Медиа, 2009. Это символ распятия.
Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно.
Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. – 254 с. Вазари Дж. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Вверху с овалом. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения».
В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. Мир Леонардо. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Изображение фона ломает традицию кватроченто. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. «Мадонна Бенуа» – не исключение. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». – (Библиотека искусства).
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Один сюжет решён художником по-разному. Мона Лиза На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. – М., 2003. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину.
Из коллекции генерала Корсакова». По композиции картины различны. Голова слегка повёрнута. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. Мадонна изображена приёмом сфумато.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. – 380 с. Богат Евг. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Мы уже отмечали, что такого качества, как застылость, присущего картинам многих современников да Винчи, у мастера нет.
– М. : ТЕРРА, 1997. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Лицо мадонны показано не полностью. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Дерево, масло. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. – М., 1977. Лувр. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен.
М. Карасёвой. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466 -1470 годах. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера.
Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. – М. : Просвещение, 1976. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». И, наконец, символика. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины.
Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин насамом деле больше, носпоры поповоду атрибуции работ Леонардо— занятие бесконечное. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. – 4-е изд. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки.
– 192 с. : ил. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Этот контрапост вносит в портретный образ одушевленное движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) — зарисовку женской головы использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине Мадонна в гроте (1483 -86 Париж, Лувр).
Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Париж. Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова».
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Линия их становится более уверенной, штриховка и растушёвка оттеняют объёмы. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения.
«Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Одухотворенный взгляд Богоматери подчеркнуто сконцентрирован на сыне, поскольку для нее Он является центром Вселенной. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием.
Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Т. 3. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Это не Леонардо, но возможно, что это произведение кого-нибудь из соучеников Леонардо по мастерской Вероккио (немецкий). 7 Митрохин Андрей Филиппович (1766 — 1845) — технический реставратор картинной галереи Эрмитажа с 1801 г., в этой должности он проработал более сорока лет. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. 77 x 53 см.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство).
Они создают впечатление совершающегося таинства. 1 Боде Вильгельм (1845 — 1929) — немецкий искусствовед и музейный деятель, директор Королевского музея в Берлине (1890 — 1914), генеральный директор берлинских Государственных музеев (1906 — 1920). 2 Старый музей (немецкий). 3 Гравюрный кабинет (немецкий). 4 Фридлендер Макс Якоб (1867 — 1958) — немецкий историк искусства, директор картинной галереи Государственных музеев Берлина (1904, 1924). 5 Господин тайный советник (немецкий)6 Нет. Вып. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
– 318 с. Ульянов О. Г. с англ.
Италия. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения.
Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков.
Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев 15 века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие. – 235с. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Это и смуглость и золотистость волос. – 55с.
Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Мальчик нежно приник к ней. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Темпера не давала таких возможностей.
Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Возрождение. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи.
– М. : Искусство, 1970. – М. : Молодая Гвардия, 1982. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. С1813 года она находилась всобственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия.
В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах.
Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.
Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу.
Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св.
ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Философский очерк в двух книгах. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи.
Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Отсюда возникло название картины. Эрмитажа, Л. 1963. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Н. Воскобойников.
Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке.
Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. 7.
Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Ему так хочется дотянуться до цветка. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. – М. Искусство, 1998. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. «Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям — атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. 1452 – 1519 / Пер. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Третий план – окна как духовныеочи.
Выразительным был и сильный контрапост, введенный в портретную композицию. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя.
Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы.
Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году».