Вполне вероятно, что на своей знаменитой картине «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи изобразил внеземное существо (смотрите видео ниже). В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет. «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.
«иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи.
Язык его богат, ярок и выразителен. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. С 1978 по 1999 гг. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами.
Он позиционировал себя в основном не как художник, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Картина писалась около четырёх лет. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника.
«Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Именно роспись «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи изменила направление развития западной живописи. Роспись Леонардо нельзя в полном смысле слова назвать фреской, так как фреска создаётся на влажной штукатурке, а Леонардо да Винчи писал «Тайную Вечерю» на сухой стене.
Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. В Евангелии от Матфея он описан так: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4). На картине Леонардо да Винчи изображён изнеженный женоподобный молодой человек, образ которого никак не вяжется с аскетом Иоанном, питавшимся саранчой. Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему.
Так эта работа оказалась в Лувре. Архангел Гавриил изображён коленопреклонённым с белой лилией в левой руке (символ непорочности Девы Марии). Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.
Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Расположение фигур Марии, Иоанна Крестителя, Христа и ангела формирует поразительно гармоничную композицию в виде пирамиды. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне.
На ней изображён женоподобный мужчина. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. Дерево, масло.
Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Уффици (Флоренция)Андреа дель Верроккьо (1435-1488) – итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии: натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Никогда не изображал он отречение и муки. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
«Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Ну, разве это не выброс духовности. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. «Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Даже тот факт, что для портретов он выбирает почти исключительно позу анфас, объясняется теми же соображениями. 98х217 см.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. «Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. 177х151 см. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Леонардо покинул город. Об оттенках они не заботились. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом.
Верроккьо больше занимался скульптурой, но иногда обращался и к живописи. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Правой рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Дева Мария изображена с Библией (дань традиции). Реалистичность картины на этом и заканчивается. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. Леонардо также интересовал рисунок волос.
Уделял он внимание и рукам. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. И не только лица.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. У Леонардо все полно движения. Богородица ли она вообще. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. События Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии, перед Причастием. Тайная Вечеря является сюжетом множества икон и картин из которых самое известное – «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи. Данное изображение находится в трапезной монастыря, на задней стене. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды.
Деревянная панель, масло. В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. 57х69 см. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию и та неплохо сохранилась. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. Свет, освещающий всю сцену исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева. Уже в 1517 г. краска росписи начала отслаиваться из-за влаги, вот таким образом были проведены неоднократные реставрации. Уффици (Флоренция)Картинка из ВикипедииСюжет «Благовещения» – из Евангелия, он повествует о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Гавриил открывает тайное знание Бога.
В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».
И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. С этим обстоятельством связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе»: Вероккьо был настолько потрясён мастерством своего ученика, что после этого забросил кисть. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. Однако сила воздействия его работы куда больше.
Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Борются люди и кони. Еле заметны, еле уловимы переходы. руб. Это Иоанн Креститель.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Доска, масло.
Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи.
Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato».
Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. И теперь находится в экспозиции Лувра. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ). Лувр (Париж)Это произведение относится к позднему периоду творчества художника. Внимание зрителя полностью концентрируется на изображённой фигуре благодаря отсутствию какого-либо пейзажа или интерьера. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Евангелие от Луки, 1, 28-33). Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Пластически высечены контуры. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Вокруг Него изображены сидящие группами апостолы (слева направо): Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн Фома, Иаков Зеведеев и Филипп Матфей, Иуда Фаддей и Симон. Изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его и реакция каждого из них на эти слова. У Иуды в руке небольшой мешочек, возможно, с серебром, полученным им за предательство Иисуса или просто обозначающим его в качестве казначея. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено на Него.
Частная коллекция (Нью-Йорк)Авторство этой картины, как и других работ Леонардо да Винчи, долгое время подвергалось сомнению. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Что в особенности очаровывает зрителя в этой картине Леонардо да Винчи, так это демоническая прелесть улыбки Джоконды. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка.
У них все блестит и сверкает. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. У Леонардо нет линии, есть только формы.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем.
Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии.
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен).
Дерево, масло. Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Нет более углов. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь.
Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Но и так срытый объект увидеть нельзя. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Для него началась пора беспокойных скитаний. Свет на него падает слева.
Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Язык его богат, ярок и выразителен. Этот — совсем иной».
В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. 66х47 см. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».
Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. Человек должен летать, считал этот гений. Картина, как известно, не была окончена. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры – Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».
Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Но. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Все спуталось в дикий клубок. С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Господь с Тобою благословенна Ты между жёнами. Он прожил там до 1499. Так, были созданы принципы анатомического рисования. Но это была грация элегическая. Об этих световых эффектах копия Рубенса, естественно, не дает почти никакого представления. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх.
«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона осуществлялась масштабная реставрация. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Все тело отражает данное душевное движение.
Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери.
В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». В 2013 г. это полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так.
Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Тела приобретают округлые формы. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Иоанн Креститель был аскетом. К мягкости стремятся и краски.
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Свет на него падает слева. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Но выгладит он далеко не как святой.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. По словам Б. Р.
Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы (символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом), воздушную лёгкость голубых одеяний использование сфумато (разработанный Леонардо да Винчи приём смягчения очертаний фигур и предметов), полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и «Мадонны в скалах» Леонардо. Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
И всё та же лёгкая блуждающая леонардовская улыбка. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. В центре изображения – Иисус Христос. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт.
Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным.