Боковые створки с изображением музицирующих ангелов (там же) написаны Джованни Антонио ди Предисом9 и помощником Леонардо да Винчи, предположительно Франческо Наполитано10 сам Леонардо, вероятно, принимал участие в разработке этих створок.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. Написал портреты фавориток Лудовико Моро «Лукреции Кривелли (Портрет дамы при миланском дворе) и Чечилии Галлерани (Дама с горностаем), Портрет Джоконда (Лиза, жена торговца Франческо Бартоломео дель Джокондо) представляет собой один из высочайших образцов ренессансной портретной живописи обеспечиваемой бесконечно тонкими градациями света.
В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Леонардо также интересовал рисунок волос. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.
Этот человек изображен кающимся. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Полны мольбы его глаза. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа.
Но это была грация элегическая. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Картина, как известно, не была окончена. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). Эта картина выставлена в Эрмитаже. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. «Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках.
руб. Французский период был самым счастливым в его жизни. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
История зарождения эпохи итальянского ренессанса. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца.
Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины.
Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. Это тонкий намек на имя девушки.
Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Они и так знают, что это за работа. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Об оттенках они не заботились. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности.
Для него началась пора беспокойных скитаний. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи.
Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника.
Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. К мягкости стремятся и краски.
В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. У Леонардо все полно движения.
Богородица ли она вообще. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Главная из них открылась сравнительно недавно. Пластически высечены контуры. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства.
Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий.
«Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Весной 1500 г. он отправился в Венецию.
«Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. «Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения.
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. В Виндзоре находится полотно, на котором мастер изобразил некое загадочное существо неземного происхождения. Борются люди и кони. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Леонардо покинул город.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Он концептуализировал вертолет, танк, концентрирование солнечной энергии, калькулятор, двойной корпус и изложил элементарную теорию тектоники плит.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Но открылась ли. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Точкой отправления должна служить находящаяся во Флорентийской академии картина Верроккьо изображающая крещение Христа. Интересы сошлись в одном.
Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Он прожил там до 1499. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Мы постарались вкратце рассказать о них. Леонардо применяет исключительно круглые предметы, сосуды, мягкие подушки изогнутые кувшины. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Другие исследователи полагают, что это подготовительная работа к ныне утерянному полотну «Осмеяние Христа». Это одна из самых крупных «гротескных» голов Леонардо. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики.
Они легли в результате объемными складками. У Леонардо нет линии, есть только формы. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.
«Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Все тело отражает данное душевное движение. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Уделял он внимание и рукам.
Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Поза ее выглядит не вполне естественно. Годы ее создания – 1490-1491. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. Данный прием был разработан самим да Винчи.
Недавно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше.
Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери. У всякого человека, который смотрит на полотно, возникает ощущение возвышенного покоя, созерцательной одухотворенной тишины. Уже Верроккьо, Перуджино и Беллини сделали в этой области немало важных открытий, но лишь Леонардо решил стоявшую перед художниками проблему. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Леонардо внёс нечто иное и в освещение.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте».
К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Находясь при миланском дворе Сфорца, ок. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо.
Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. Леонардо да Винчи был слишком художник, чтобы довольствоваться простой, лишь заполняющей линии красочностью.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки.
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Еле заметны, еле уловимы переходы. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции.
Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Другие произведения: Поклонение волхвов, Мадонна в скалах, Святой Иоанн Креститель (Лувр, Париж). Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
И не только лица. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Существует мнение, что молодой человек изображенный справа – это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Нет более углов. Мадонна кормит младенца грудью. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме.
Филиппино Липпи передал ему исполнение данного ему сервитами Санта Аннунциаты заказа написать образ святой Анны, а совет пригласил его участвовать вместе с Микеланджело в украшении палаццо Веккьо. Тела приобретают округлые формы. У них все блестит и сверкает. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Все спуталось в дикий клубок.
Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости.
Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. «Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Этот набросок, согласно Джорджо Вазари, у которого хранился рисунок изображает «Скарамучча, короля цыган» — одного из персонажей комедии dellArte. Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Никогда не изображал он отречение и муки. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности.
Сплошным воплем о прощении является Иероним.