С 15 марта по 2 сентября в галерее «Квадратс» пройдет мультимедийная выставка «Леонардо да Винчи. «поклонение волхвов» — неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в галерее Уффици. 2 марта 2018 года в галерее «Беляево» откроется выставка изобретений «Леонардо да Винчи. «мадонна в скалах» — название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Жил он в это время у деда.
В марте 1981 г. британское правительство предоставило лицензию на постоянный вывоз манускрипта. Леонардо составил рукопись, получившую позднее в переплетенном виде название Лейчестерского Кодекса, по всей вероятности, между 1506 и 1508 г. во Флоренции и Милане отдельные дополнения могли быть сделаны в 1510 г. В XVII в. Кодекс получил название «О природе, давлении и движении воды». Первый авторский вариант «Мадонны в скалах» находится во французской королевской коллекции произведений искусства с 1625 года (в здании Лувра— с 1830-го). Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше.
В портрете Монны Лизы (Джоконда, около 1503 г. ) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. И лишь Рождение Адама Микеланджело может с ними соперничать. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно.
В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората.
Позже он работал в Риме, Болоньи и Венеции, а последние годы своей жизни провел во Франции, в доме, подаренном ему Франциском I. Леонардо был и остается известным прежде всего как художник. Вчера в Лондонской Национальной галерее открылась выставка «Леонардо да Винчи: придворный художник миланского двора», которая продлится до 5 февраля 2012 года. Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина.
Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Портрет Джиневры де Бенчи 1476, Национальная галерея искусства, Вашингтон Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты идеального города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. Картина вызывает много вопросов.
До 1506 г. Леонардо да Винчи работал во Флоренции. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.
Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Люк Сайсон давно мечтал показать произведение в Лондоне вместе со вторым вариантом картины, однако французские специалисты поначалу воспротивились поездке луврской «Мадонны» в столицу Великобритании. Главная из них открылась сравнительно недавно. Леонардо разбирался в этом как никто другой. «Мадонна в скалах» написана на дереве из-за чего очень хрупка ранее работа никогда не покидала стен галереи. Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки.
Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись Тайная вечеря (около1495-1497 гг. ). Французский период был самым счастливым в его жизни. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо.
Тем не менее, каждый сфальцованный лист отражает определенное идейное содержание. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Мадонна в скалах 1483-1494, Лувр, ПарижМона Лиза (Джоконда) 1503-1505, Лувр, Париж Дама с горностаем, 1485-1490 Национальный музей, КраковМадонна Бенуа, 1478 Эрмитаж, Санкт-Петербург В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников.
В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Мальчика назвали Леонардо. Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 – 2 мая 1519) – итальянский художник, скульптор, архитектор, музыкант, ученый, математик инженер изобретатель, анатом, геолог, картограф, ботаник и писатель. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан.
В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Мадонна с гвоздикой 1478-1480Святой Иероним 1480-еБлаговещение 1472-1475Мадонна в гроте 1495-1508Святая Анна и Мария с младенцем, 1510 Портрет музыканта 1490Мадонна с прялкой 1510-еВакх 1510-1513Иоанн Креститель 1513-1517Леда и лебедь 1510-1515Портрет Беатриче дЭсте, 1490-е Тайная вечеря, (центральный фрагмент) 1495-1498, Монастырь Санта Мария делле Грацие, МиланРеставрационная копия фрески Тайная вечеря Конец 16 века.
«Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя». Национальная галерея, чтобы «расплатиться» с Амброзианой, предоставит ей «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), написанную в 1500 году.
По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством. Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека», что есть идеал итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени.
Леонардо да Винчи Картины и биография Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Изначально эта работа Леонардо должна была стать центральным полотном лондонской выставки. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются.
В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Значительную часть своей жизни он работал у Людовика иль Моро в Милане. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
У Леонардо было много друзей и учеников.
В других случаях владельцы работ, предоставив их для выставки, рассчитываются за щедрость, проявленную Национальной галереей в отношении «проката» картин ранее. Например, содержащееся в нем прекрасное описание цвета атмосферы (Хаммер 4А, правая сторона) является основополагающим для понимания того, как художник добивался уникального эффекта заднего плана в таких своих произведениях, как Монна Лиза. В паре с принадлежащей Амброзиане работой Боттичелли «Мадонна под балдахином», созданной в 1490-е годы, «Мистическое Рождество» покажут этой зимой. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем».
«Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг. ) итальянский художник, скульптор, учёный инженер и архитектор эпохи Возрождения. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс.
В марте того же года Кодекс был возвращен в Галерею Коркорана для продленного показа. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
Леонардо да Винчи был и остается эталоном человека, верящего в торжество разума и науки. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие и «Портрет музыканта» и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо».
В результате Национальной галерее пришлось обратиться к министру культуры Эду Вэйзи (Ed Vaizey), который связался с министром культуры Польши и только после этого вопрос о приезде «Дамы с горностаем» в Лондон был окончательно урегулирован. Леонардо вынужден покинуть город и в течение нескольких лет переезжает с места на место, подолгу нигде не задерживаясь. В 1502 г. он оказывается во Флоренции и начинает работать над созданием картины «Мона Лиза». В 1506 г. король Людовик XII приглашает Леонардо в Милан в качестве придворного живописца, а в 1513 г. Леонардо переезжает в Рим по приглашению брата Папы Льва X. Последние годы жизни Леонардо провел во Франции при дворе короля Франциска I, сменившего на престоле Людовика XII. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 г. Но многие произведения остались в Милане навсегда и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. (Сказанное относится к экспонатам 1-18. ) Хаммеровский Кодекс, прежде носивший название Лейчестерского Кодекса, является единственным манускриптом великого художника и ученого эпохи итальянского Возрождения Леонардо до Винчи, в настоящее время остающимся в частном собрании. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.
Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета).
Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Это были слова и ноты «Ангельской песни». Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. Знаменитый портрет в 1972 году посетил Москву, а в 1992-м— Вашингтон. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат Св. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей.
Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». По данным профессора истории искусств Хелен Гарднер, масштабы и глубина его интересов являются беспрецедентными и «его ум и личность кажутся нам сверхчеловеческими». На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства». Состояние «Мадонны в скалах», принадлежащей Национальной галерее, которая так и не была перенесена с дерева на холст, также оставляет желать лучшего.
Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Тремя неделями позднее поступила информация о том, что администрация Лувра дала согласие предоставить на выставку «Мадонну в скалах». В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Леонардо да Винчи (1452-1519) родился в селе Анкиано, неподалеку от города Флоренция.
Интересы сошлись в одном. Позже к этому списку добавились еще две картины: 6 июля Национальная галерея подтвердила, что в выставке примет участие картина «Спаситель мира», авторство которой удалось установить лишь минувшим летом. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Открытие позволило прийти к выводу, что на портрете изображен музыкант, вероятнее всего руководитель хора Миланского собора Франкино Гафури. Краковский музей Чарторыйских стал единственным учреждением, который получил деньги за показ принадлежащей ему работы да Винчи.
В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить», — до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Приезд «Дамы с горностаем» в Лондон чуть было не сорвался из-за протеста польских искусствоведов и реставраторов против перемещения картины.
В некоторых случаях договорились об обмене: работа Карло Кривелли (Carlo Crivelli) отправится в Эрмитаж, полотно Алессандро Боттичелли (Alessandro Botticelli)— в Амброзианcкую библиотеку, а рисунок Леонардо— в Лувр. Польская ассоциация историков искусства оценила произведение в 300 миллионов евро. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги.
В этом году «Портрет музыканта» впервые покинул Италию— для участия в Лондонской выставке. Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих.
После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) – великий итальянский художник (художник, архитектор, скульптор) и ученый (естествоиспытатель, анатом) изобретатель, писатель. Видимо, все же нет. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В переговорах по поводу картин— участниц выставки, состав которых был одобрен попечительским советом галереи, самым активным образом участвовал директор Национальной галереи Николас Пенни (Nicholas Penny). Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание».
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Оно было приобретено в Милане в 1880 году за 9 тысяч фунтов. Национальная галерея впервые собрала вместе 9 живописных произведений великого Леонардо и дополнила их рисунками мастера из Королевской коллекции произведений искусства. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном.
Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. И главное, не подделка ли это. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением Поклонение волхвов (Галерея Уффици, Флоренция).
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. По мнению Педретти, две наиболее захватывающие концепции, высказанные на страницах Кодекса, содержатся в заметках о силе пара (Хаммер 10А, правая сторона) и о подводной лодке (Хаммер 15А, левая сторона). В 1690 г. Джузеппе Гецци (1634-1721) обнаружил эту рукопись в Риме среди бумаг миланского скульптора Гульельмо делла Порта (род. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. В 1516 г. по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался. Януш Чоп (Janusz Czop), главный хранитель Национального музея в Кракове (частью которого является Музей Чарторыйских), был среди выразивших обеспокоенность по этому поводу. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно.
Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. В декабре 1980 г. Кодекс был приобретен всемирно известным представителем деловых кругов и коллекционером д-ром Армандом Хаммером в Лондоне на аукционе фирмы «Кристи». Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Так что лондонская встреча двух «Мадонн», возможно, станет единственной возможностью для исследователей непосредственно сопоставить два произведения.
В настоящее время Кодекс разброшюрован и разделен на составные листы для целей изучения и экспонирования. Леонардо писал на обеих сторонах листа справа налево и так как листы были перегнуты пополам, он располагал четырьмя «страницами» для своих заметок. Как пишет британская Telegraph, все произведения на выставке защищены армированным стеклом, однако газета отмечает, что повреждение или кража какой-либо работы великого художника, если таковые произойдут, могут обойтись британским налогоплательщикам в 1, 5 миллиона фунтов.
Это единственное произведение Леонардо, принадлежащее Лондонской Национальной Галерее. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов.
Анна с Марией и младенцем Христом (около 1500-1507 гг. ), Иоан Креститель (около 1513-1517 гг. ) и другие. Мартин Кемп (Martin Kemp), ведущий британский специалист по творчеству Леонардо, поделился своей обеспокоенностью относительно приезда на выставку из Лувра «Мадонны в скалах»— произведения, которое и без того находится не в очень хорошем состоянии. Всего на выставке представлено 9 из 15 живописных работ художника, а также десятки его рисунков, созданных в миланский период. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз.
в 1577 г. ), который надписал оригинальную обложку Кодекса. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины.
В Амброзианской библиотеке картина находится приблизительно с 1671 года. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Но открылась ли. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. не существовала бы и Монна Лиза».
Работа стала первым за столетие признанным учеными открытием нового произведения Леонардо. Работа никогда ранее не предоставлялась на выездные выставки. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия.