Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452) и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464). Первые работы написал в 20-е гт. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Как архитектор-новатор, А. создал тип ренессанс-ного палаццо, впервые применил формы классического римского зодчества в декоре церковных сооружений. Основной социальной ячейкой А. считал семью. Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии.
Помимо прекрасного знания древних языком, Альберти увлекался всеми видами искусств, но главной его страстью была архитектура. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. Он выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
А. написал сатирически-аллегорич. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
13. 6 Леон Баттиста Альберти. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати.
гуманистич. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443). По мысли А., развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
В учении А. получил наиболее цельное выражение идеал гармонич. прозы XV в. Последние произведения А. : «О принципах составления кодов» (математич. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность).
Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). и римских источников, опыта совр. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель— укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. В 1462 г. А. оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.
В 50—60-е гг. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии.
Человек познает законы природы благодаря разуму. Альберти получил прекрасное университетское образование в Болонском университете, который окончил в 1428 году. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Альберти получил прекрасное университетское образование в Болонском университете, который окончил в 1428 году. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд.
В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии». Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд.
Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. цикл «Застольные беседы» — свои главные сочинения в области лит., ставшие образцами лат. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий – школ, терм, театров. Труд для Альберти – не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъема, материальных благ и славы.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Гармонию человека и природы определяет его способность к познанию мира, к разумному, устремленному к добру существованию. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу.
С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. художниками. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком.
(Albert. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож. Теоретическое наследие, проекты и постройки.
В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Среди них любовная лирика и диалоги комедия и сатирические произведения, написанные в подражание Лукиану басни трактаты по этике, скульптуре, коневодству, земледелию, юриспруденции сочинения о браке и об обязанностях высшего духовенства. Этич. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Биография Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд.
Albert. В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. А. создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др. Все потенциальные способности человека А. объединил понятием virtu (доблесть, способность). Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. С начала 1450-х годов и до конца жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии и богатых горожан. Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
«Искусство жить постигается в деяниях», -- подчёркивал Альберти. 40-х гг. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) –яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд.
Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и Германию, он стал секретарем папы и занимал эту должность до 1464. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творч.
По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446— 1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456— 1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. гуманист, писатель, мыслитель, архитектор, теоретик искусства.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) –яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. возможности, разум человека. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель – укрепление семьи, ее внутреннюю гармонию. творчества. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. личности.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. 1450). Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. 1404—72)—деятель раннего итал. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472) итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный».
В 30-е — нач. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимым (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Выступил как архитектор-практик.
1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Способности человека. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко— от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности.
Способности человека. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд.
1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Среди его архитектурных произведений – церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста) палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи) церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага).
1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Исходная посылка гуманистической концепции Альберти — неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом или о государе». Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Леон Баттиста принадлежал к влиятельной купеческой фамилии Альберти изгнанной из Флоренции политическими противниками.
С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. 1404—1472) — ит. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет».
Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии». Леон Баттиста Альберти.
В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Родился в семье знатного флорентийского изгнанника.
В это время традиционного религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопостовлялось светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. Этика Альберти -- светская по характеру -- отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Ответственность за моральное совершенствование имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. создал ряд сочинений на лат.
А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Альберти был человеком своей эпохи. А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок. В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др.
«Искусство жить постигается в деяниях», – подчеркивал Альберти. языке — «О преимуществе и недостатках ученых» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437) диалоги на вольгаре на этич. Способности человека. Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии.
Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику задний, улиц, площадей.
Все это придает образу, созданному Альберти, черты величия.