Андре Ленотр станет создателем французской школы паркового искусства, он создаст в Версале потрясающий по красоте парк и войдет в историю мировой культуры, как вели чайший архитектор ландшафта. Ленотр, АНДРЕ (Le Ntre, Andr) (1613–1700), французский архитектор и дизайнер, создатель базисных образцов регулярного, «французского» парка, в том числе парка в Версале. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга – работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других.
Ленотр построил огромное количество парков и воспитал целую плеяду садовых архитекторов. Обширный парк вытянулся вдоль водоемов, расположенных на сохраненной Ленотром главной оси, отходящей от западного фасада Лувра через Триумфальную арку к арке Дефанс (это уже современный район). Этот парк создан замечательным мастером, архитектором-садовником Ленотром.
Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (гг. ). Благодаря Ленотру красота и величие классического регулярного парка достигли своего апогея и такие парки стали называть французскими. 12 марта 1613 года родился Андре Ленотр – величайший ландшафтный дизайнер, оставивший после себя несколько десятков великолепных парков. Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613-1700 гг. ). Королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей — Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др.
Наверное, само Солнце охраняет Версаль Ленотр создал поразительный по красоте и грандиозности парк. Ленотр построил огромное количество парков и воспитал целую плеяду садовых архитекторов. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Ленотр – создатель французской школы паркового искусства Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613-1700 гг. ). Родился в Париже 12 марта 1613 в семье Ж. Ленотра, главного садовника парка Тюильри.
Так был образован «Королевский двор». А. В. Бунин, оценивая творчество Ленотра, отмечал, что. В современном же мире эта регулярность скрывается за изящными новыми приемами использования законов гармонии, заимствованными в интуитивно давно известному человеку бионическом подходе к инженерии сооружений и архитектуре. Список литературы В. Ф.
Однако именно их сын и внук Андре Ленотр спустя немного лет станет самый именитым в известной династии парижских садоводов, самым известным и прославленным ландшафтным архитектором Франции и Европы. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа.
В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог – "линейные" исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами. Многообразые композиционные приемы можно свести к 2 основным приемам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному имитирующему естественный ландшафт). В самой известной династии парижских садоводов, у Жана Ленотра родился сын – Андре. Под его руководством королевские церкви и дворцы были перестроены, расширены или обновлены, чтобы удовлетворять стандартам личного комфорта Людовика XV, в том числе замок Фонтенбло (1749), Ла-Мюрт (1746), Компень (1751) и Шуази пристройки к Лувру (1755) в Париже амбициозный проект Версальского дворца (1763), включая завершение его правого крыла и строительства здания Оперы и Малого Трианона а также строительство Военной школы (1752) в Париже.
Цветы высаживали в горшки из которых легко собирали новые рисунки цветочного партера под окнами дворца. Основателем этого стиля является величайший садовый архитектор – Андрэ Ленотр. Андре (1613-1700)-один сын ландшафтного архитектора Жана Ленорта, главного садовника Тюильри при Луи тринадцати. Привыкший к излишествам король был потрясен.
Используются буленгрины (пониженные партерные участки) и вердбюгадены (повышенные). Некотороые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность.
И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами, декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках. С садом Тюильри их объединяет площадь Согласия (раньше она носила имя Людовика XV), построенная в середине XVIII века. Он был мастером настоящих дальних перспектив, учитывающих законы оптического восприятия. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа.
В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. В центре Парижа пленяет взор парк Тюильри, раскинувшийся от Лувра до площади Согласия.
Поражают сами масштабы ансамбля. Здесь, словно в огромном «зеленом городе», поделенном на улицы-аллеи, можно попастьв спрятанный за высокой живой стеной театр или бассейн. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. В 24 года после смерти отца Андре занимает его место.
На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже. Кстати, над украшением Версаля работали почти два поколения скульпторов. Длина дворца 400 м. Центральной фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак Анж Габриэль (1698—1782) — «первый архитектор короля».
По пруду грациозно плавают белые лебеди. Королевский остров). Но его пространство вполне соответствовало королевскому размаху (более8 тысяч га). Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем». Начиная с 1663 года Ленотр также был приглашён в шато Шантийи (Chteau de Chantilly), поместье принца де Конде, где он проработал до 1680-х годов вместе со своим племянником Пьером Деготсом.
(Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Деревья рядом с домом не высаживали, дабы не загораживать его. Подобный элемент ландшафта можно видеть перед Большим Трианоном в Версале. 42), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт (1709— 1710). Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга – работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других.
В разрывах и отступах устраивались частновладельческие сады, примыкающие к домам. Весь парк должен хорошо просматриваться. рис.
Лево, который приступил к ней в 1661 г. (рис.
Периоды творческого поиска естественной природы, так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре как правило характеризует наступление разрушительного Хаоса, где поиск истины не прямолинеен и сентиментальный романтизм ведет к революционным брожениям идей. В XVII-XVIII вв. Он не любит виртуозных и красочных партеров. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Святого Михаила. Очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.
Андре не высказал большого таланта к живописи, спасло эту талантливую личность для садивництва. Вин и станет в 1637 году королевским рисовальщиком (дизайнером, ландшафтным архитектором) планов садов барокко Так в 24 года Андре стал надзирателем и садовником Тюильри после преждевременной смерти отца. Кроме того, горшечное содержание позволяло быстро заменить увянувшее растение. Продольный канал имел длину 1, 4 км, поперечный – 1 км.
Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров). Родился А. Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Дворец и парк – это как бы грандиозная карта.
В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI—XVII вв. Планировка Версальского парка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Прямые аллеи, боскеты, обширные газоны и бассейны, скульптура в узловых композиционных точках, – все это было подчинено в работах Ленотра идее искусства, зримо облагораживающего дикую природу (идее, сформировавшейся в недрах Ренессанса, но теперь реализованной с невиданной еще масштабностью). В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные ("английские") парки.
Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями). Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».
Выводы Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. В «доленотровский» период не было целостностив проектировании садов. Далее ось завершается озером Швейцарцев. Андре Ленотр – самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве.
Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Вид с дворца – это главный вид на версальскую панораму. Сад рассматривали как продолжение залов дворца. Плодородие почвы при планировании сада роли не играло.
Массив Версаля занимает 1700 га из которых передняя часть составляла 100 га. Поражают сами масштабы ансамбля. В северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной — лестницу Королевы. Были разработаны приемы разбивки регулярного сада (итальянские архитекторы Дж. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами.
Продолжением Тюильри стала зеленая улица Елисейские Поля. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Ленотр в Версальском парке создал три луча, сходящихся в вершине большого канала. Одновременно с работой в Версале он трудился над созданием и перепланировкой других королевских резиденций парков в Шантильи (), Ссо (), Матиньоне (1676), Дампьер (1675) и нескольких других.
Стоит с балкона спуститься вниз, – и зрелище решительно меняется. И имя его станет в одном ряду со знаменитыми зодчими, художниками, скульпторами.
Лево, рис. 45), помогающие утверждать царящий везде порядок.
В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Он строил сады Тюильри, вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей.
Тогда Версаль не раз подвергался разграблению. Переполняясь гордостью, Людовик XIV поинтересовался мнением своего ландшафтного архитектора. Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. Экзотические растения (тутовые, мастиковые и апельсиновые деревья, олеандры, падубы, калину вечнозеленую и др. ) акклиматизировали или убирали на зиму кадки с ними в оранжереи. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Фобур Сент-Оноре во Франции. Большое планировочное значение имеют многочисленные скульптуры работы Ф. Жирардона и А. Куазевокса (рис. После завершения строительных работ переходят к оформлению территории парка.
И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши. Уже первый официальный прием в Во-ле – Виконт имел триумфальный успех у публики, однако был омрачен неожиданной реакцией короля. Оттачивал он свое мастерство и у еще одной знаменитости – живописца Лебрена. Подъем садово-паркового искусства в европейских странах начался в эпоху Возрождения.
Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Основная планировочная ось (1) должна была проходить через главные ворота усадьбы, пересекать дворец перпендикулярно парковому фасаду здания и уходить через открытое пространство партеров к горизонту.
В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы.
40, 1). Их значительная ширина (30—40—50 м) позволяла устраивать полосы с аллейными посадками. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Приживались из них очень немногие, увядшие подлежали немедленной замене.
Продольный канал имел длину 1, 4 км, поперечный – 1 км. Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов.
В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях, пристроенных Мансаром, находилась стража и придворные. Слева и справа находятся южный и северный партеры. Ле-нотром вместе с арх.
В северном крыле он поместил церковь (1699—1710 гг. Версальский дворец и Версальский парк подавляют своим величием. К середине XVIII в. французам стали доступны растения, привозимые из дальних экспедиций. Ленотр не любит ограниченных пространств, он увлекает беспредельным раскрытием пространства.
Ленотр воспитал свою школу садовых архитекторов и его дело продолжали ученики. Массив Версаля занимает 1700 га из которых передняя часть составляла 100 га. Боскеты, будучи расположены симметрично, однако не должны быть одинаковыми внутри.
Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют «боскетами». И он заподозрил министра Фуке в попытке превзойти его самого в роскоши. Страной будет управлять по советам своих министров и многочисленных фавориток.
Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг. ), Сен-Клу, Шатильи (1693 г. ) сад Марии (1699 г. ). Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. На Францию окажет огромное влияние культура Итальянского ренессанса. Необычно ограничение площади рвами с дном, засеянным травой. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.
Рельеф в местностях Франции, где работал Ленотр, спокойный, а декор садов сдержанный, но с активным вмешательством в растительность (вистригання узоров в буксус, вистригання геометрических фигур, широкое применение различных партеров-сухих, цветочных, водных). Сын Жана Ленотра, который был главным садовником в Тюильри при короле Франции Луи XIII. По взглядам Ленотра дворец должен быть хорошо обозреваем и окружен воздухом.
С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции. Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ).
Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга — Менажерией. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы (1671, 1673—1681). Годы летят незаметно. И невиданная роскошь будет сопутствовать всей жизни короля. Однако самым великим творением Ленотра стал ансамбль Версаля и Трианонов (1661—1668 гг. ).
Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь «идеи». Его назовут Король-Солнце. Классические парки Франции стали образцом для подражания. Он состоит из абсолютно плоских зеленых ковров, расположенных покоем у широкого пруда. Однако самым великим творением Ленотра стало создание (в 1661–1668) ансамбля Версаля и Трианонов.
И расцвет коснется всех наук и искусств, получивших мощный могучий импульс извне. Эти постройки окружались рвами с водой.
Партеры и боскеты образуют уютные закрытые пространства под открытым небом. Абсолютно особое место среди всего замкового строительства занимает Версаль — резиденция короля (произведение Лево, Ж А. Мансара, Лебрена, Ленотра и Ж. А. Габриэля). Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). За этот период он создал большую часть своих незабываемых работ – парки Во-ле-Виконта (1657-1661), Версаля (1661-1693), Фонтенбло (1661), Сен-Жермен (1663), Тюильри (1664-72), район Елисейских полей в Париже (1667), Кланьи (1674) и Люксембургский сад в Париже. Он изучал математику, живопись и архитектуру и поступил в художественную мастерскую (фр. atelier) Симона Вуэ, первого художника Людовика XIII, где он познакомился и подружился с художником Шарлем Лебрёном. Этому ландшафтному архитектору, мастеру рисунка и композиции, мы обязаны садово-парковым ансамблем Версальского дворца, а также парками дворцов в Во-ле-Виконте, Шантийи, Сен-Жермен-ан-Ле, Со, Компьени, Сен-Клу и Мальмезоне. Воевать он будет постоянно, хотя политикой будет интересоваться мало.
В северном направлении тянется аллея Детей. В средневековой Европе в садах выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники изредка вкраплялись газоны с цветочными грядками. В парковом строительстве даже использовали архитектурные термины.
46, 1). Она представляет собой новый открытый тип городской площади. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Работы Лево в Версале велись двумя этапами.
Редкими растениями (такими как анемоны, гвоздики, обычные и желтые нарциссы, примулы, розы Эглантин, лавровишни, наперстянки и др. ) обменивались. Границы Франции значительно расширятся, хотя это и будет стоить жизни 300 тысячам солдат. В центре площади был установлен конный монумент королю. Родился в 1613 году в семье смотрителя сада Тюильри. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. Загородные дворцы — замки, называвшиеся вплоть до XVIII в. «шато» имели различные плановые и фасадные решения. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.
Андре Ленотр (1613-1700) продолжил династию мастеров озеленения, которые с детства привили ему умение находить и подчеркивать прекрасное в окружающей природе. Облик этого сооружения изысканного и утонченного, отражает интимную жизнь дворца. Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля.
В Со она ориентирована с востока на запад, чтобы обеспечить максимальную освещенность партеров и организует пространство парадного въезда, подъездной аллеи, дворца и партеров, открывающихся взору гостей из окон дворца. Проектирование садов и парков М. : Стройиздат 1991г. Продолжающий его далее на запад Большой парк (скорее даже лесопарк с широкими аллеями) занимает 6600 га.
Оранжерея Лево под южным партером в 1681—1688 гг. Особенности влияния формы, стиля, логика расположения деталей, тонкая игра с перспективой, все эти приемы использовались с античных времен в приемах регулярного стиля в парковых ансамблях различных властителей во всех частях света. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. В третьей, лесистой части парка, также изобилуют вазы и скульптура. Гостев, Н. Н. Так появились парк Шантийи (1663-84, владение герцогов Конде) и Шуази (1693, владение герцогини Монпансье), Сен-Клу (1658, владение брата короля), Со (1670-1683, владение министра финансов Кольбера) и Медон (1680, владение военного министра Лувуа).
Величественны парки окрестностей Парижа: Во Ле Виконт, Версаль, Шантилийи, Фонтенбло и др. В 1661 году Ленотр также трудился над садами дворца Фонтенбло. во Франции не было большого количества декоративных цветов. Аллея главной оси называется ныне Аллеей Славы.
Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу. Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности».
Цветы обычно доставляли из Прованса. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII века, воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале). В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) господствовали принципы пейзажной композиции.
В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э. ). Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. была увеличена в 4 раза и перестроена Мансаром по образцу римских терм.
Все это абсолютно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и проектирует одновременно оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ). Она уникальна тем, что имеет застройку только с одной стороны.
Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения) строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко) широко применяются растения в кадках. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг. ), Сен-Клу, Шатильи (1693 г. ) сад Марии (1699 г. ). Он был гениален в композиции, в архитектуре парков. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина : в основе решения лежит подчинение деталей целому, применяются длинные и широкие перспективы, строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами, декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водопадов итальянского барокко), широко применяются топиарные формы и растения в кадках.
Во Франции почти все парки при дворцах были созданы или переделаны Ленотром. 43, 1), замыкающуюся залами Войны и Мира (1680—1686).
Но заметил разницу в рельефе Италии и Франции. Кстати, уже в те времена садовники такого ранга должны были быть образованными людьми: уметь читать, писать, рисовать иметь практические знания по арифметике, геометриии архитектуре. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде.
Не говоря уже об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. Дворец занял место в северо-восточном углу прямоугольника.
Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г. ). Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. Ее перспектива ничем не закрыта и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении).
Франция завоюет новые земли, объединит их силой и властью короля. Точкой отсчета при планировании сада был дворец.
В этот период (1660-е годы) им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие. В середине XVIII века в Европе возникли свободно распланированные пейзажные (английские) парки. В Со ясно просматривается упорядоченность размещения партеров.
Длина дворца 400 м. 1629), занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца Ленотра, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637) передавшего ему свою должность. Унаследовав от отца его должность (1637), перепланировал сады Тюильри, проявив характерное стремление к открытым, далеко протяженным – не только садовым, но и градостроительным – видовым перспективам (впоследствии продолжение центральной оси садов превратилось в проспект Елисейских полей). Широкие ступени (их в парке немного, поскольку Ленотр отдавал предпочтение пологим спускам) естественно переходят в нижние ярусы. Две главные страсти будут в его жизни – война и женщины. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже.
Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения) строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко) широко применяются растения в кадках. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций. Его стихия — это композиция боскетов и водоемов, симфония цветовых и фактурных сочетаний.
Планировка Версальского парка имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. В 1668—1671 гг. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф.
Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. О потрясающей работоспособности Ленотра можно судить по тем фактам, что одновременно с Версалем он построил Шантильи для принца Людовика Кондэ, абсолютно построил Тюильрийский сад (именно в этом парке стоит памятник Ленотру). Вот таким образом Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. План Версаля прекрасно обозрим благодаря открытой планировке. Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями.
Ушли контрасты известная свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковым этажами. Андре Ленотр учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ (ок. 37, 2), Линьер (Франсуа Лево), Виласер (Гоггара), Баньоле и др. Вольтер писал о Версале: «Если бы Людовик XIV затратил на Париж одну пятую того, что ему стоила победа над природой в Версале, то Париж был бы на всем своем протяжении так же хорош, как хорош он возле Тюильри и Пале-Рояля и он сделался бы красивейшим из городов мира».
Во Франции наступил 1613 год. Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Цветы и виньетки заменяют газоном, который часто дополняют бассейнами и фонтанами. В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. В это же время в Париже были созданы первые бульвары изменившие облик города. Прежде всего поражают масштабы ансамбля.
В 1657 г. Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. «Я думал лишь о чести и славе Франции», — эти гордые слова мастера можно считать девизом его жизни. Отсутствие благоприятных условий сказывалось на приживаемости и росте насаждений.
На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. выше План расширенной усадьбы Со).
Назначенный «генеральным контролером королевских построек» (1657), в 1660-е годы создал парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие, но самое главное – распланировал (в 1661–1668) ансамбль Версаля и Трианонов. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Лево и Ман-саром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Работы по оформлению интерьеров дворца были выполнены другом Ленотра Лебреном. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
Слава Ленотра разнеслась по всему миру. Андре Ленотр родился 12 марта 1613 года в Париже. В истории все повторяется. Привыкший к излишествам король был потрясен. Позднее эта идея была позаимствована для Петербурга и Вашингтона (Невский проспект от Адмиралтейства до Московского вокзала и главная ось центрального Вашингтонского парка равняются тем же 3 км).
Но Именно при нем Франция достигнет небывалого расцвета и могущества. План этой лестницы, начинающийся тремя спусками, является исключительным. Но вершиной его творчества считается Версаль (1662-1700 гг. ). С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г. ).
Именно увидев его рисунки клумб, Фуке (о нем ниже) приглашает Ленотра в Во-ле-Виконт. В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек.
Маленький мальчик стал наследником в семье с богатейшими культурными традициями. Пользуясь безоговорочным расположением короля, Ленотр не мог отказать себе в удовольствии публично назвать великого архитектора «строителем»7. Мансар построил также два корпуса Министров (1671—1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров» и соединил эти корпуса богатой, золоченой решеткой.
Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга — работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Кроме парка Во ле Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (гг. ), Сен-Клу, Шатильи (1693 г. ) сад Марии (1699 г. ). Андре Ленотр — самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Ленотр занимал должность главного королевского строителя садов и парков. У короля Людовика 13 родился наследник – сын Людовик.
Кроме того, большое количество ваз носит символику, связанную с Гелиосом. Но вершиной его творчества считается Версаль (гг. ). Даже скульптуре он отводит подчиненное место, хотя ее очень много в созданных им садах и парках., оценивая творчество Ленотра, отмечал, что ". Примером технических достижений того времени может служить «машина Марли», которую построили для обеспечения Версаля водой. Однако настоящим триумфом Ленотра, стал парк (созданный всего за 4 года) близ нового дворца в Во-ле-Виконт близ Мелёна, возведенного Луи Лево для королевского министра Фуко (1656 г. ).
Ленотр используя итальянский опыт средневековых садов, создал французский сад: он симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. 38). Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.
Ассортимент их был скуден, а их цветовая гамма – не яркой (розовой, желтой, белой и фиолетовой). В середине XIX века в европейских странах и США создавались многочисленные общественные парки, в XX веке почвились новые виды садово-паркового искусства (спортивные парки, луна-парки, парки-выставки, парки вдоль автодорог – линейные исторические парки, сады на крышах, крытые сады с искусственным микроклиматом). Периоды творческого поиска естественной природы — так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре — как правило, свойственны эпохам наступления разрушительного Хаоса, революционного брожения идей. Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта – замок.
Он строил сады Тюильри, вместе с сыном Пьером обустраивал резиденции французских королей. Сам дворец располагался на возвышенностях, среди партеров, водных зеркал и плоских террас. И расцвет коснется всех наук и искусств, получивших мощный могучий импульс извне.
Но вершиной его творчества считается Версаль (1662-1700 гг. ). Можно вспомнить об итальянских садах в стиле барокко (виллы ДЭсте, Ланте, Капрарола), так и в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. Длина дворца 400 м. Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Просторы парка открывались сразу, с одного наблюдательного пункта. Через 6 лет он назначается королевским чертежником и рисователем проектов садов. Ленотр отвел ему место в центре парка, на значительном возвышении, чтобы из его окон открывалась грандиозная перспектива на расположенные внизу фонтаны, боскеты, зеленый ковер (длиной 330 и шириной 25 м) и уходящий словно в бесконечность канал.
Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. Деревья высаживались уже большими.
Таковы Сен-Сепюлькр и Рэнси (Л. Править он будет 72 года. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет.
В 1670 году Кольбер заказал Ленотру переделку садов в своём только что купленном шато де Со (фр. Chteau de Sceaux) и эти работы длились вплоть до 1683 года. Они ясно вырисовывались с их четко выраженными началами порядка и гармонии. Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке.
Здесь тоже чувствуется королевский размах: протяженность фасада дворца составляет 500 м, а вместимость – до 10 тысяч человек. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала. И очень преуспевает в учении.
В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. К партеру с террасы ведет широкая и высокая лестница, спроектированная самим Ленотром. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI-XVII веков (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Андре учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637 г. ) передавшего ему свою должность. Продольный канал имел длину 1, 4 км, поперечный – 1 км.
Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. В парках изобиловали романтические руины, а также постройки имитировавшие сельское жилище.
Перспективы садов Шантийи неглубоки, но поражают своей шириной. Первым крупным его произведением был парк в поместье Во ле Виконт, принадлежавший министру финансов Франции Фуке. Хороший сад не может походить на лес с его неорганизованностью и произволом. В своих садах и парках Ленотр последовательно проводит принципы классицизма — регулярность, строгую симметрию, ясность композиции, четкость соподчинения главного и второстепенного.
Зрелище это давало исключительное богатство зрительных впечатлений. В целом, ансамбль как бы постепенно растворяется среди лесных аллей, полей, перелесков. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства перешел от камерности итальянских вилл к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат). От центра дворца должна идти главная аллея, ось симметрии парка. Творческая работоспособность Ленотра поражает.
способы. С 1645 по 1693 гг. Андре Ленотр. Ленотр без колебаний ответил: «Что ж государь, если вы действительно хотите знать моё мнение Вы сделали строителя своим садовником и он должным образом подал вам блюдо по своей специальности».
Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. В этом парке Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Его дед, Пьер Ленотр, был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Перед зданием должны быть разбиты на террасах хорошо обозримые партеры и бассейны с водой. 46, 2) — одноэтажное здание с плоской кровлей, выполненное из драгоценных сортов мрамора.
В государствах Древнего Двуречья существовали большие заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединенных лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII век до н. э. ). Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. (рис. За счет потерь на трение, высота подъема воды несколько снижается. Юскевич. Он побывал в Италии, где изучал опыт садоводов. Опыт Версаля был перенесен и в реконструкцию Парижа. Чаще всего инструментом воздействия являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с «элементами» природы – растениями, важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, придающим своеобразный ритм и некоторым образом настраивающих, как бы гипнотизирующим зрителя готовя его к восприятию главного – значению данного места. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства от камерности итальянских вилл переведен к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат с различными функциями).
Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории — осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Он должен был быть виден из любой точки расстилающихся у его подножия партеров. Свой первый значительный садово-парковый проект Андре Ленотр выполнил для Николя Фуке, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Он унаследовал любовь к растениям и садам от своих родителей. Его дед Пьер принимал участие в устройстве парка, при дворце Тюильри, а отец Жан также проектировал и строил партеры, бассейны и живыеизгороди вокруг резиденции французских королей.
Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается. В 1657 году Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. Переворот в проектировании парков классического стиля произвел талантливый мастер Андре Ленотр (1613 – 1700), вершиной творчества которого стал знаменитый Версальский парк, явившийся ярким средством выражения, совершенной власти короля Франции Людовика XIV. На этом ярком примере ландшафтного искусства воспитано не одно поколение архитекторов. Последней работой Ленотра стал королевский парк Марли (1692 г. ). Она не должна замыкаться, но, уходя в бесконечность, должна сливаться с далью.
Массив Версаля занимает 1700 га из которых передняя часть составляла 100 га. 40, 2). Этот образцовый сад удовольствий был разделен на три части: украшенное орнаментом «большое каре», засаженный лесом участок и восьмиугольный бассейн. Большим сортовым разнообразием отличались только тюльпаны, которые закупали в Голландии.