«малый ключ Соломона» или «Лемегетон» (от лат. Lemegeton Clavicula Salomonis) — один из наиболее известных гримуаров, содержащих сведения о христианской демонологии и гоетии.
Соломона о князьях и царях демонов» («Liber offlciorum spirituum, seu Liber dictus Empto. В некоторых рукописях он содержит только первые четыре книги. Однако порядок следования демонов в «Гоетии» отличается от порядка, в котором демоны были перечислены Вейером также список «Гоетии» был расширен именами демонов Вассаго, Сиира, Данталиона и Андромалиуса. Как и «Теургия Гоетия», «Арс Паулина» также имеет некоторые совпадения со «Стеганографией» Иоанна Тритемия и содержит некоторые сведения из «Магического Архидокса» Парацельса. Ими управляют князья, каждый из которых живет в одной из четырех частей света. Корнелий Агриппа в своей работе О неопределённости и суетности всех наук и искусств (De incertitudine et vanitate omnium scientarum et atrium) изданной в 1531 году в Париже, упоминает три из пяти книг Лемегетона: Ars Almadel, Ars Notoria и Ars Paulina. Некоторые материалы этой книги очевидно заимствованы из первой книги Стеганографии (Steganographia) Иоанна Тритемия. Книга Лемегетон или Малый ключ царя Соломона Автор неизвестен произведет достойное впечатление на любителя данного жанра.
Арс Ноториа (Ars Notoria) – содержит древние воззвания к Богу и молитвы, переполненные магическими именами. Гоэтия (Goetia) – содержит перечень 72 злых духов, а также описание магического круга, треугольника и основных орудий, которые использовал в своей магической практике легендарный царь и маг Соломон. Вполне очевидно, что Вейер получил этот текст до 1563 года. 1923–56 гг. ), название Искусство Паулина означает, что оно было получено апостолом Павлом (Paul), когда в Коринфе он был вознесен на третье небо и приобрел там тайное знание.
Первое печатное издание Арс Ноториа впервые вышло на латыни в 1620 году в Лионе. Впервые полное издание «Гоетии» было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Матерсом. Salomonis, de principibus regibus damoniorum).
Стоит отметить, что Арс Ноториа включена не во все манускрипты Лемегетона. Впрочем, до этого она имела широкое хождение в виде рукописи. Псевдомонархия и Гоэтия также различаются порядком следования духов, к тому же в Гоэтии появляются четыре дополнительных духа (Vassago, Seere, Dantalion и Andromalius), которых нет в тексте Вейера. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись «Арс Паулина», относящуюся к XVII столетию.
Обращения используемые в Арс Ноториа и Либер Юратус тесно связаны и это позволяет предположить, что обе книги восходят к единой устной традиции. Эти духи (духи воздуха) по своей натуре добрые и злые одновременно. Ритуал вызова демонов в «Гоетии» значительно усложнился по сравнению с ритуалом, описанным в 1563 году, а сведения о демонах дополнились изображениями их сигил (печатей). Самые ранние рукописи Лемегетона относятся к XVII столетию.
Теургия Гоэтия (Theurgia Goetia) – продолжает описание духов, отчасти – добрых, отчасти – злых. Этот перечень был повторен учеником Агриппы Иоанном Вейером в книге Об обманах демонов (De Praestigiis Daemonum) в 1563 году. В 1898 году отдельные куски из Гоэтии, Арс Паулина и Арс Армадель были изданы Артуром Уэйтом в его Книге Черной магии и Договоров. Впервые полное издание Гоэтии было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Мазерсом (Goetia: The Lesser Key of Solomon). Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений.
Но он не сумел продолжить дальше, потому как был морально сломлен событиями 1900 года. Очевидно, название Лемегетон является попыткой невежественного компилятора перевести на латинский язык название сборника – Малый Ключ Соломона (в отличие от более древнего Большого Ключа Соломона). Я добавил перевод заклинаний на Енохианский или Ангельский язык отредактировал и снабдил примечаниями текст, которому предшествует Предварительное заклинание, добавил вступительный комментарий, Магический Квадрат (с целью предупредить неправильное использование этой книги) и, в конце, – Инвокацию Тифона. Арс Паулина (Ars Paulina) – повествует о духах ночных и дневных часов, о духах планет и зодиакальных знаков. А в 1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.
Дорогие друзья по чтению. Одна часть их — добрая, другая — злая. Обязанности духов одинаковы ибо то, что может делать один дух, может делать и другой (другие).
По содержанию Арс Ноториа напоминает Заклятую книгу Гонория или Либер Юратус (Liber Juratus), также относящуюся к XIII веку. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись Арс Паулина, относящуюся к XVII столетию.
Salomonis, de principibus regibus damoniorum»). Книга была издана со всеми необходимыми примечаниями и дополнениями. А вслед за Вейером, эти книги упоминает Реджинальд Скотом в своем Словаре колдовства (Discouerie of Witchcraft), вышедшем в 1584 году.
Текст также имеет некоторые совпадения со Стеганографией Иоанна Тритемия (второй книгой) и Магическим Архидоксом Парацельса. По своему содержанию Гоэтия очень напоминает каталог демонов из Псевдомонархии демонов (Pseudomonarchia daemonum), который дан в качестве приложения к книге Иоанна Вейера De Praestigiis Daemonum (1563). В «Истории магии и экспериментальной науки» Линн Торндайк предполагает, что название этой части «Малого ключа Соломона» происходит от имени апостола Павла и содержит сведения, полученные апостолом во время вознесения в Коринфе, когда Павлу было явлено третье небо.
(Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001). Очевидно, это самая старая книга Лемегетона. Как считает Линн Торндайк (История магии и экспериментальной науки 8 тт.