То немногое, что из амбициозного утопического замыслаЛеду удалось построить, в большинстве было разрушено (за это он и получил прозвище «проклятого архитектора») с приходом к власти Наполеона. Леду КЛОД НИКОЛА – французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры.
Интерес русских авторов в начале XX века к оккультизму и инфернальному не случаен. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке). В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа». Примерно в 1600 году принцип pictura quasi scriptura уже утвердился прочно. Одновременно с этим, в случаях, когда Леду говорит о мироустройстве, он описывает его в архитектурных образах, через призму архитектуры.
Эта концепция всеми своими разнообразными и противоречивыми положениями связана с основной задачей — созданием изолированного объема индивидуального дома, не зависящего от барочного ансамбля. Он бесповоротно сметает старую схему театрального интерьера, где система ярусов и лож была как бы наглядным олицетворением феодальной иерархии и строгих классовых членений. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Символика Леду не всегда так проста и элементарна, не всегда так доступна «глазу прохожих», как он хотел это представить в приведенных выше словах. Поясу парижских застав посчастливилось чуть-чуть больше, чем идеальному городу.
Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Леду не только теоретически развивает эту мысль об архитектурной символике, но создает целый ряд проектов, в которых на практике запечатлены искания «говорящей архитектуры». В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б. Простейшие формы, которые так почитал Леду, — эти гладкие стенные плоскости, правильные объемы, прямоугольные планы, эти четкие сухие линии и профили, обдуманная скупость орнаментики и строгое разграничение собственно архитектурной формы и формы пластической, скульптурной — все эти черты сделались характерными признаками последней фазы классицизма, так называемого «стиля империи».
Используя ледолианские термины, можно сказать, что текст чарует своей игрой масс (как и архитектура), а не игрой слов (т. е. деталями, декором). Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 года, когда он построил для мадам Дюбарри элегантный павильон, возбудивший широкий интерес. Он строится, но вовсе не так, как это представлял себе Леду.
Замысел был осуществлен лишь частично. символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Рассматривая образцы «символической формы» в проектах Леду, мы видим, что эти искания приводят его сплошь и рядом к построениям, уже ничего общего не имеющим с классической основой его творчества. Потому-то идеальный город Леду представляет собой только архитектурную проекцию этой нереальной гармонии и в архитектуре города Шо в равной мере характерны предельная абстракция формы (отвлеченный геометризм, акцентировка гладкой плоскости и сухой прямой линии), абстрактная символика, зиждущаяся на условном смысле всех этих «чистых» стереометрических объемов и такая же абстракция содержания (все эти «Панератеоны», «Дома добродетели», «братства», «воспитания», Храмы дружбы и т. д. ). Вдохновленные этим произведением, мы находим у Леду «свет, окаменевший ради архитектонического эффекта» : «камень, арку, стену, затвердевшую тень» 16.
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно-символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Архитектура Леду востребована всеми культурами, включая революционные. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Масонская символика глубоко проникла в русскую литературу конца XIX и начала XX веков. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное.
Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо» (обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа), 1762 «Павильон музыки» в Лувесьеннском замке мадам дю Барри, 1770-71 дом балерины Гимар в 7 округе Парижа, 1770. Это правда, что Леду стремится добиться популярности своим политическим трактатом. Для того чтобы осуществить эту высокую общественно-моральную миссию, архитектура должна быть ярко выразительной или, как формулирует сам Леду, она должна быть «говорящей» («architecture parlante»). Театромания XVIII века обусловливает идею катарсиса, она в трактате предикативна. «греческий ордер с колоннами без каннелюр иногда уподобленных этрусско-тосканским, соответствует формам и пропорциям своего местоположения (входной портик, в завершающей части здания) своды, арки, каменные кладки на римский манер или облегченные до чистой аркатуры, поставленной на абаку капителей, тесно связаны с традицией Поздней Империи и с галло-романской эпохой, увековеченной в эпохе средневековья и раннего Возрождения и отброшенной впоследствии при академическом классицизме XVII и XVIII веков (во Франции, по крайней мере)» 36.
В проекте этих зданий проявилась тяга архитектора к приземистым, грандиозным, геометрически правильным формам, модернистским объемным ротондам, греческим храмам, портикам, сводчатым апсидам с отделанной рустами каменной кладкой и дорическим колоннам. Более характерны другие общественные здания города Шо. Труарда. Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм). Творческое наследие К. -Н. Леду было усвоено культурой России. Здание должно воздействовать на окружающее открытое пространство, оно должно явиться опорной точкой в этом пространстве и перекликаться в нем с другими точками, с другими зданиями. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия).
Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. «Среди эффектов аналогичных римскому сферическому своду (обнаженному, как на руинах), римско-готическому церковному архивольту или же символической входной арке замков эпохи Возрождения фигурирует большая вогнутая ниша на фасаде, символизирующая вход: вертикальные опоры арки разбивают фундамент, продолженный за пределами павильона террасами (Руль, Мэн) или визуально соединяющийся с линиям желобков на стенах часовых будок и со стенными решетками (Пасси). Тема павильонов объединяет заставы сбора пошлины К. -Н. Леду. Из проектов общественных зданий Леду выделяется проект здания Учетной кассы. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма.
Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Успехи Леду способствовали тому, что в 1773 году его назначили членом Королевской академии архитектуры и он, выполняя поручение Людовика XV, заложил обширный дворец в Лувенсиенне. Кваренги, А. Д.
Можно сказать, что точка зрения дискурса позволяет учесть семантику, синтаксис и прагматику текста. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чего-то необычного и дерзкого. Т. е.
В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Архитектор, однако, разнообразит до бесконечности образы павильонов. На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле. Известно, что архитектурный стиль Леду быстро добирается до центра русской семиосферы. Несмотря на это, архитектурное значение застав бесспорно. Семантика, синтаксис и прагматика в композиции описания24.
Иногда Леду сам комментирует и объясняет эту условную символику (например, выбор кубической формы для «Дома добродетели» он объясняет тем, что куб — это «символ постоянства»), но ключ ц, целому ряду условных форм, фигурирующих в его проектах (обычно в виде простейших геометрических элементов — шаров, кубов, пирамид, треугольников), приходится искать в символических шифрах масонства близость к последнему составляет весьма существенную, но еще вовсе не обследованную сторону биографии мастера. Иногда он предвосхищал Ле Корбюзье и его «Лучезарный город», а иногда – Гауди с его безумным барокко. Сравнительный анализ произведений крупных русских архитекторов и приемов архитектора Леду обосновывает вывод о значительном влиянии этого французского архитектора на формирование стиля «александровского классицизма», стиля «сталинский ампир», современных стилевых течений (мастерская Филиппова в Москве), но также позволяет заметить общность Леду с некоторыми архитекторами-конструктивистами, такими как Иван Леонидов. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans). В менее крупных, преимущественно жилых постройках и проектах «ампира» идеи Леду сказались с большей отчетливостью.
возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Кажется, что ледолианский стиль определен конструктивными эффектами многих эпох. Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. 1773 год связан со строительством дворца для фаворитки короля Людовика XV, мадам Дюбарри. В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки.
Леду частично использует эту схему впроекте идеального города Шо. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы». Жизнеспособность принципа Ut pictura poesis основана на его синтетической стабильности.
«Все ей подвластно, – заявлял он, – политика, нравы, законодательство, религия, правительство». Принцип «живопись это немая поэзия» подчеркивает отсутствие неких свойств у языка живописи, неспособность живописи говорить.
Всвоих работах онсделал попытку вырваться запределы очерченного классицизмом круга понятий иформ. Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. Было бы исторически неверно именно так трактовать и оценивать наследство Леду, выдвигая на первый план его утопические построения и его формальные крайности. Таким образом, принцип архитектурной экономии выступает здесь как один из основных постулатов архитектурного творчества, притом постулат имеющий абсолютно определенное художественное выражение. Намечая принцип «всефасадности», Леду как бы предугадывал с острой прозорливостью ту опасность, которая грозила архитектурному ансамблю города после того, как перестала жить ансамблевая система барокко: опасность растворения ансамбля в однообразных рядах отдельных домов, в монотонных улицах-коридорах большого города. Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы.
В ансамбль входили Дом дружбы, Дом братства, Дом воспитания. Этот принцип – доминирующий принцип – подвергнется критике только в конце XVII и в XVIII веках, Беллори в Италии, аббатом Добо и Дидро во Франции, Ричардсоном в Англии финальный удар будет нанесен Лессингом в Лаокооне (1766 г. ). Семи-символизм, подразумевающий знание истории, выявляет семантический уровень. Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары. Но, конечно, самой примечательной особенностью исторической судьбы Леду является то глубокое понимание его идей, которое проявлено было мастерами далекой России и прежде всего самым большим зодчим «русского ампира» — Захаровым.
Устами Леду, а также Дюрана, Ложье и других архитектурная теория XVIII века провозглашает принцип экономии, в котором сопрягаются чисто практические, утилитарные задачи буржуазной архитектуры со всем кругом эстетических представлений, опирающихся на начала «разумности», «естественности», «простоты». Семиотический анализ света превосходно осуществлен Жаком Фонтани14. Пафос простоты и строгости кладет свою печать на все им созданное. Работа над переводом трактата Леду Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству (1804 г. ) была проведена, прежде всего, в плане выражения. Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию.
Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Он строится, но совсем не так, как это представлял себе Леду. Он разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян, он требовал разрушения трущоб. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников.
Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы). Сараи для выпаривания соли имели крутые кровли, как сельскохозяйственные постройки ибыли отделаны тесаным рустованным камнем.
«Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. В середине 1770 годов Леду начал заниматься проектированием солеваренного завода и застроек вокруг него в Салинде Шо в АркэСенан. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля». Соотношения лексем создают семическую систему пространства. Для него приемлемо только строгое, рациональное, оправданное и полезное: его идеал – это «формы, которые создаются простым движением циркуля».
В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами. Например, Михаил Булгаков был в числе рыцарей Ордена Света. Блонделя и Л. Ф. В основу планировки он положил принцип комплекса изолированных домов с радиальными улицами и центральной площадью. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5. Нужно отметить общие черты Леду и Достоевского.
Это парадоксальность страдания. Леду наделил поставленное перед ним задание глубоким архитектурным содержанием. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено уже в XIX веке. Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции.
Здания замыкаются в суровые и массивные объемы кубов или параллелепипедов, стены лишаются декора, все формы становятся элементарными. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. «Только в существенных элементах здания скрыта его красота, — говорит Ложье, — в частях, вызванных потребностью, заключается архитектурная ценность, в частях, присоединенных по произволу, — все пороки». В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания – памятник Всемирного наследия). Можно сравнить принципы двух стилей с градостроительными концепциями Москвы и Петербурга – двух столиц – созданной и создавшейся «естественным образом».
В строгой объемной зависимости планов и пространства примеры, выявляющие типологию эффектов вторичного стиля Леду, представлены наглядно в павильоне Табари, в особняке Юзес (портал), в особняке Гимар и павильоне Лувесьенн. » 33. Эпическая поэзия Леду превосходно изучена Д. Рабро10. Руссо говорит: «Я вижу Бога в его творениях» 12 и для Леду Бог – Архитектор Вселенной.
Его архитектурная деятельность началась в шестидесятые годы. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть. Возрождение перенимает этот принцип интерпретируя его более широко. Вопрос, возникающий по поводу первичного стиля, это вопрос театрализации символов. Явилось ли при всем этом творчество Леду только каким-то немного странным эпизодом в истории архитектуры XVIII столетия, — эпизодом, отражавшим «смятение умов» и крушение прежних эстетических устоев накануне Французской революции. Но при всей своей любви к простоте Леду непрестанно ищет чегото необычного и дерзкого. Эта оппозиция служит «точкой, допускающей переход от «абстрактного» к «изобразительному», трансформирующей абстрактные концепции в актантов (движущие силы)» 7.
Город уже не подчинен королевским резиденциям или дворцам знати: на сцену выходят новые, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости. Например, «горизонтальная» архитектура, «очищенная», «лишенная классического ордера», «лишенная декора», характеризует период «поисков» (например, русская культура 1920-х гг. ). В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе. Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими.
Его город олицетворяет идею автономных сооружений, свободный союз самостоятельных блоков. Хотя Леду осознает важность выбора слова (проблематику слова), его текст остается классическим. Например, работая в пригороде Царицыно для Екатерины II, Баженов вдохновлялся идеей «нежной готики». Обращаясь к классике, Леду берет из нее то, что можно назвать «принципом всефасадности». Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Комиссия одобрила эту точку зрения.
Среди этих работ сохранились, например, павильон Хоккар (1764 — 1770), дворец Бенювиль в Нормандии (1770) и известный павильон мадам Дюбарри в Лювесьенне (1771 — 1773). Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Тома де Томон, Дж. В последнем случае антаблемент переносится выше линии аркатуры, поддерживаемой колоннами (заставы дАнфер и Менильмонтан, например). «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Преувеличенные и как бы сочетаемые с визуальной структурой пространства Военного кафе (в этом необычном примере живописные украшения сочетаются также с архитектоническим компонентом), эти символы, как в структуре, так и в декоре, участвуют, помимо этого, в создании характера фасадов, обработанных с применением светотени.
Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса. Греческий храм находит свое место среди павильонов Парижской стены Леду, но он воплощен также в Мавзолее «супругу-благодетелю» (Павел I), построенному Тома де Томоном (рис. 1). Проект реконструкции Кремля также показывает уважение Баженова к традиции. Здесь формируются термины семиотики визуального.
Это— первый воФранции пример монументальной индустриальной архитектуры. Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне).
В XVI и XVII веках эта оппозиция «центр-периферия» может быть схематически представлена через оппозицию «классицизм-маньеризм». В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Можно выявить целый слой фантастических произведений, созданных в мистическом духе (знаменитый роман Булгакова о Воланде, произведения А. Чаянова, С. Клычкова, В. Каверина)31.
Оформление каждого элемента комплекса соответствовало его функциям. Федерико Цуккари в своем произведении «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607 г. ) вообще не различает рисунок и идею. Синтаксис текста, рассмотренного как дискурс, проявляется через повествовательную (нарративную) структуру, ценностный квадрат, способы существования дискурса, актантов и актеров (напоминающих о «точках зрения» Успенского) и предикативные изотопии.
Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Возвращение классических канонов свойственно периоду стабильности (включая политическую и экономическую стабильность государства). Художественные особенности стиля ампир в архитектуре проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов. Дома расположены свободно, со всех сторон окружены пространством и не имеют главного фасада, обращенного к какой-то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны.
В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде. Он занимался у Д. Ф. Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу).
Это отели мадам Дюбарри в Сен. Образование академий станет мощной базой для становления классических принципов. Врене, Табари, Эспиналь и Жернак. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Ансамбль города Шо наполнен отвлеченным, абстрактным содержанием, теми общими категориями, которыми оперировало буржуазное мышление XVIII века, стремившееся при помощи этих отвлеченных «всечеловеческих» понятий скрыть ограниченность своих подлинных идеалов, придать частным интересам реального буржуа облик «всеобщих» идей отвлеченного граисданина. Трактат Леду с позиций текста.
Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов.
С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. Архитектор Франсуа Шальгрен (1739—1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку (1806—1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь площадь генерала де Голля). Но этот «нисходящий» путь2 предполагает лишь частичное понимание (неполное) характера ледолианской выразительности.
Французский классицизм придает первостепенное значение этому требованию.
Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно. Этот проект был опубликован Леду в1804в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов изаконов» (Larchitecture consideree sous lerapport des arts, des mouers etdelaLegislation), которую онпосвящает русскому царю Александру I. Соляные разработки, превращенные Леду вовальный центр городаШо, можно рассматривать как один изпервых примеров промышленной архитектуры. Действительно, перевод одних кодов в другие – основная функция семиосферы39.
Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Вторичный стиль Леду мы предлагаем именовать символико-геометрическим. Руссо в романе «Эмиль». В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил Людовику XVI свой проект идеального города. Наиболее знаменитым творением Леду считается разработанный им проект 60 зданий таможенных застав, расположенных при въезде в Париж. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
Ученик Блонделя. В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. Речь идет о «языке» (архитектурном) традиционном и нетрадиционном. В этом сочетании — весь Леду. Архитектура не только подражает обществу, но и воспитывает его: характер монументов служит очищению нравов. После освобождения из тюрьмы Леду провел свои последние годы за написанием книги Архитектура в отношении к искусству, традициям и законодательству (1804), в которую были включены также гравюры его работ.
Слава Леду как выдающегося архитектора началась с 1771 года, когда он построил для мадам Дюбари элегантный павильон, возбудивший просторный заинтересованность. 1793–94 проводит втюрьме.
К разработке проектов сооружения был привлечен Леду. Можно рассматривать оппозицию «центр-периферия» как оппозицию «догмат – свободная воля», которая, в свою очередь, может быть представлена в виде оппозиции «идея (которой не требуется материальное воплощение – рисунок) – рисунок (который уже идея). Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественносимволические названия словно предвещают язык будущих якобинцев.
Правда, во французском ампире новаторские идеи и приемы Леду были развиты довольно поверхностно: мастера наполеоновского времени отдавали лучшие свои усилия компиляциям из римских, помпейс-ких и египетских мотивов да вариантам на античные «триумфальные» темы. Его текст передает вечные истины, не отличаясь проработанностью форм. то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот.
Эта концепция основана на знаменитой фразе Горация Ut pictura poesis – «Поэзия как живопись». Сам Леду в своем творчестве исповедует эти истины как эстетическую религию. Вырвать из этого ансамбля отдельное здание, придать ему самостоятельное значение, дать свободу архитектурному индивидуализму, выделить индивидуализированный буржуазный дом из контекста феодального ансамбля, ансамбля барокко, —вот к чему стремится новаторская мысль Леду.
Другие павильоны проектируются в форме цилиндрической башни, почти готического форта (нереализованный проект с ложными бойницами, угловыми сторожевыми вышками и ламповым прожектором) или же напоминают современный замок, возведенный на террасе (Руль) или же чаще всего строятся в форме декорированных служебных построек или деревенских домиков (Застава на улице Бланш), все они навеяны недавним прошлым, отсылающим к временам рыцарства, эпохе Возрождения. В произведениях символико-геометрического стиля Леду приходит к отказу от подчиненности формообразующих приемов ордерной системе, к чистоте геометрических форм.
был в заточении за связи с жирондистами. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Блонделя, затем – у Л. Ф.
Точка зрения дискурса помогает избежать свободного истолкования этого памятника французской литературы. Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV, уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Блонделем. «Рисунок» и есть сама идея – pictura quasi scriptura.
Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Так, архитектор Пьер Виньон (1762—1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера. причина страдания – не физическое страдание или потеря – это удовлетворение желаний, что, как кажется, не должно бы порождать скорбь. Все четыре конца греческого креста снабжены одинаковыми портиками: здание, таким образом, смотрит своими фасадами на все четыре стороны и является центральной архитектурной точкой городского ансамбля. Каждое здание должно было выражать определенную идею, воспитывать человека.
Генезис его архитектурного стиля представлен трактатом и им олицетворен. Конечно, эта концепция подобна подходу русского архитектора В. Баженова. Но в других проектах язык символов оказывается гораздо более темным. В сознании эта концепция проявляет себя как ощущение божественного присутствия.
В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Производится как бы разработка приемов, реализующих это качество. При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. На севере Европы Зандрарт защищает эту идею.
Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф. Помимо переживаний, связанных с указом короля о прекращении этого строительства, Леду довелось заприметить, как в 1789 году народонаселение сжигал его пропилеи и убивал рабочих, возводивших их.
Непременные актанты (sine qua non) у Леду – это Свет (Просвещение) и Тьма (Тени), что позволяет разгадать масонский образ мышления13. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Однако «мой» Леду не является реальным Леду. Здания замыкаются в суровые и массивные объемы кубов или параллелепипедов, стены лишаются декора, все формы становятся элементарными. Затем его имя не сходило с уст парижан в связи с постройкой во французской столице ряда особняков.
Первые проекты: Pavilion Hosquart (1764–1770), шато в Бенувилле (1768–1775). Остальные были сожжены и уничтожены. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Еще несколько проектов завершил Леду в конце 1770-х. Становится излюбленным мотив триумфальной арки. В этой борьбе он шел дальше и был менее склонен к компромиссам, нежели его современники-«классики», даже те из них, которые сделались активными участниками буржуазной революции и проводниками ее художественной политики.
Следуя путем «от выражения к содержанию», русский читатель невольно отмечает общие черты произведения Леду и текстов некоторых русских авторов. Он не мастер отдельных зданий, а творец целых ансамблей, создатель идеальных городов.
«Если мы применим для анализа литературного произведения семантику, синтаксис и прагматику, мы сможем говорить, соответственно, об уровнях произведения: семантическом, синтаксическом и прагматическом», – говорит Успенский25. В XIX веке русский писатель Федор Достоевский стал истинным мастером катарсиса. Влияние Дж. Б. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Исследование синтаксического эффекта очищенной архитектуры Леду (его символико- геометрического стиля) предоставляет возможности для развития теории двух стилей – образно-пластического и символико-геометрического – с позиций семиотики.
Языком этой «говорящей архитектуры» призвана, по мнению Леду, служить символическая форма. Поясним эти определения. Абстрактная геометризованная форма лишь отчасти смягчается в своей отвлеченности при помощи барельефного фриза. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard).
Указанные стилистические направления в случае Леду можно определить как образно-пластическое (первичный стиль) и символико-геометрическое (вторичный стиль). Читая его, часто думаешь, что это современный автор. Антонио Поссевино посвятил ему небольшое произведение «О поэзии и живописи» (1953 г. ), а Дж. Б. Поцци, в книге «Определение и разделение живописи» охарактеризовал живопись как немую поэзию.
Он с увлечением проповедует в своем трактате об архитектуре: «Круг, квадрат – вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях». Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Вовремя своего заключения заканчивает проект городаШо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных иадминистративных зданий— то есть идеальное поселение при производстве.
Одна из самых монументальных — застава Ла Виллет. Данная ситуация дублируется в истории стилей. Мы попробуем рассматривать способы существования значения как разновидности жанров. Перед нами своеобразнейшее сочетание условного языка символов с сугубо практическим устремлением к «экономному» плану и со строго продуманным и осмысленным культивированием простейших объемов, служащих, в свою очередь, для наиболее четкого выявления принципа изолированного, единичного дома.
Действительно, «семантика исследует описание в отношении к описываемой реальности, отношение между натурой и образом синтаксис изучает внутренние закономерности описания прагматика исследует описание в отношении к читателю-адресату» 26. Одна из самых интересных располагалась на Сент-Мартен. Их без конца рисовали, обмеряли изучали. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее.
Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф. Вот некоторые из говорящих композиционных эффектов: въезд в современный город более не обязан проходить под аркой, теперь это обрамленное пространство, как архитектурная «картина», напоминающая поэтически, но не функционально, старые формы-эталоны» 35. Захаров, Дж. Несовместимый с греческой организацией портика двухчастный ритм (но разве французская система коринфского портика колоннады Лувра не является предметом ученых споров всего XVIII века. ) проявляется в последовательности сдвоенных колонн, сдвоенных модульонов, поддерживающих карнизы и даже в протяженности абаки, не разбитой сдвоенными колоннами.
Среди прочего Леду разработал «храм Терпсихоры», как называли современники интимный театр танцовщицы, возведенный на участке усадьбы. Согласно Р. Барту, классический текст – всегда политический его природа социальна17. В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Согласно принципу бинарных оппозиций, можно выявить описательные единицы (например, ордер классический – ордер измененный), соответствующие двум типам языковых систем.
С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии. В городе оно должно завершать собой «силовые линии» этого пространства, то есть прямые перспективы улиц-магистралей.
В этом случае воображение читателя создает собственные ограничители выразительности и новое значение или образ «своего» Леду. Его град олицетворяет идею автономных сооружений, независимый союз самостоятельных блоков. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором». Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства.
Очень ясна и выразительна форма, в которую архитектор облекает свой проект моста для реки Лю около города Шо (конструкция моста, покоящаяся на трех кораблях) не менее ясно читается образ в «Доме директора источников» (идея простейшей первичной формы цилиндра сочетается с символическим показом подчинения сил природы человеку, в виде потока воды, пропущенного сквозь здание). Принцип Ut pictura poesis формулирует способность одного языка выполнять функции другого. Существование этих двух типов обусловлено постоянным процессом создания новых языков на периферии семиосферы.
Начинал Леду с оформления витрин.
Наконец, Леду, размышляя о художественных возможностях новой архитектуры, приходит к выводу, что эти возможности не в декоративной стороне дела, не в орнаменте, не в живописной трактовке плоскости, а только в «игре масс» ибо «игра масс — это единственный эффект, который можно извлечь из плана, основанного на строгой экономии». Любое задание тотчас же принимает в его воображении формы грандиозного комплекса.
Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. В 1760-е и начале 1770-х гг. Но был и другой Леду, спроектировавший тюрьму в Эксе с ее бесчеловечной холодностью, явившейся прообразом типичных тюрем XX века. Особенно это относится к разработанным Леду проектам общественных зданий, развлекательных учреждений и школ. В садах и парках тогдашней Франции сотнями строятся идиллические пасторальные хижины – «молочные фермы», «дома мельника», «дома сторожа».
Умер Леду 19 ноября 1806 года в Париже.
Катремер де Кенси критикует это разнообразие, тогда как современные критики (например, Энтони Видлер) выявляют в его стиле элементы, позаимствованные во многих архитектурных стилях прошлого. Вместо этого в его проекте возникает демократический амфитеатр с широкими рядами скамей. Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804) было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее.
Семиотический принцип – не «немая поэзия», но для архитектуры – «говорящая архитектура». Прием полусферического свода над свободной колоннадой применен Д. Жилярди для музыкального павильона конного двора дворца Голицына в Кузьминках, автор приблизил этот проект к тому, что можно назвать ледолианским стилем (рис. 2). Леду призывает строить сочетаниями света и теней. Многие здания были впоследствии разрушены толпой во время революции. Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма.
В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. «Приключения Телемаха» – этот «бестселлер» века вдохновляет Леду, создающего свою собственную версию, три протагониста которой соответствуют образам Людовика XV, Мадам Дю Барри и самого архитектора (в роли Ментора)4. Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. «В некоторых заставах (Пантен, Ла Вилет) доминирует мотив римской арки с тяжелым кирпичным сводом, в других сферический свод над свободной колоннадой.
И хотя заложенный дворец из-за смерти короля был заброшен, его проект обсуждался в широких кругах архитекторов. Поясу парижских застав посчастливилось немного больше, чем идеальному городу. «Каждая лексема характеризуется присутствием некоторых сем и через отсутствие других семТак, лексема высокий/низкий характеризуется присутствием семы «вертикальность», которая противопоставлена отсутствию этой семы в лексемах длинный/короткий, характеризуемых, в свою очередь, семой «горизонтальность» 1. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Дюран прямо объявляет «экономию» и «общественную и частную полезность» основными началами всякой архитектуры.
Одна изсамых известных работ— сооружение при соляных копях вАрк-и-Сенан, строившееся с1775 по1779. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Антропоцентризм архитектора, проявленный им в трактате «Архитектура, рассмотренная по отношению к искусству, нравам и законодательству», делает возможным рассмотрение фигуры этого архитектора – поклонника Руссо – в качестве одного из крупных философов французского Просвещения. Труара.
Эмоциональное измерение дискурса, схемы напряженности представлены с позиций читателя.
В «Доме добродетелей» сочетаются основные черты «стиля Леду»: здание это «всефасадно», в основе своей имеет элементарную форму куба, причем эта форма мотивируется архитектором не только своими эстетическими качествами и не только общей тенденцией к простейшему и экономному, но и символическим содержанием (куб — символ постоянства, поясняет Леду в «Architecture Consideree»). Новые языки, в свою очередь, становятся олицетворением традиции и попадают в центр семиосферы (по Лотману Ю. М. ). Персонажи этих двух авторов страдают по причине достижения своей цели, безнравственность которой очевидна (например, визитер Ойкемы у Леду или сладострастник Свидригайлов у Достоевского).