За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева.
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. В своих многочисленных картинах, посвященных Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиеву было важно подчеркнуть головокружительный вихрь эмоций. Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Бориса Кустодиева.
Лихач — это извозчик, частый персонаж картин Кустодиева. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами.
На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Что Кустодиев хотел выразить в этой картине.
Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Такую ярмарку и изобразил на своей картине Борис Кустодиев. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно, в том числе и создавая картины с новой, революционной тематикой. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах.
Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения.
Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Напортрете изображена дочь близкого друга художника — ведущего тенора Мариинского театра Ивана Васильевича Ершова. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Зашел с мороза прямо в шубе. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций.
Какова шуба на нем. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Эта работа далека от графики, но мы упоминаем о ней потому, что она, по сути дела, представляет собой групповой портрет русских художников книги.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Парадокс. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Искусство требует всей жизни. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».
А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Я. Билибин, 1901). К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. А шуба. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ».
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. В мастерской было нестерпимо холодно, пришлось поставить печурку из кованого железа с отводной трубой через форточку, жена приходила из длинных очередей-измученная, однажды он видел, как упал на снег человек, сломленный голодом и болезнью. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Вот кого рисовать-то. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Что это за город.
И. Шаляпин». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. А может быть именно вот таким образом и стоило. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Работа была заказной.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Вместе с семьей отправляется в Париж. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах 151 купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. «Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека.
Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Только щеки да нос краснеют». н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным и вот таким образом все "оглядывается на передвижников". Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году.
Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Это собирательный образ России.
Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет.
К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Чертовски трудно. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Он жил в состоянии радостного возбуждения. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. В 1912 году Иван Васильевич попросил художника написать портрет его дочери — Марии Ивановны Тарлецкой. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Кустодиев. Будто впервые. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение.
К этому времени у них уже родился сын. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Возможно.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову). Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.
Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Красный цвет стен половые в белом, с подносами видна какая-то абсолютно неуместная пальма в кадке — все вместе сурово, зловеще, хмуро. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности.
Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Отца своего он почти совсем не помнил. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Кустодиев твердо решает стать художником. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. М. Г.
К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции. Но бодрость не покидала его. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.