Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами.
Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Что это за город. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
«Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Кустодиев твердо решает стать художником. Искусство требует всей жизни. Только щеки да нос краснеют». Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». М. Г. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
Но бодрость не покидала его. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Любовь к ней отражается в каждой работе. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Возможно.
Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска.
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. И. Шаляпин». И все же, несмотря на такую фантастичность, картины очень точно, живо и ярко передают особенности русского быта. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
К этому времени у них уже родился сын. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Это соединение двух перспектив в одной картине уже фантастично, как фантастична гигантская тень на заснеженной церковкой кровле.
Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Отца своего он почти совсем не помнил. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Какова шуба на нем. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Зашел с мороза прямо в шубе. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Вот кого рисовать-то.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Но интересовала Кустодиева только живопись.
Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Я. Билибин, 1901). Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Болезнь прогрессировала и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Чертовски трудно. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Кустодиев. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Вместе с семьей отправляется в Париж. Всё это отражено во многих работах художника, взявшего на себя цель отразить внутренний мир русской провинции. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Будто впервые. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Он жил в состоянии радостного возбуждения. А шуба. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Это собирательный образ России. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). В портретах он абсолютно другой мастер, сумевший воплотить в образах запечатлённых им людей лучшие достижения русской живописи XIX столетия с её тяготением к сложным психологическим задачам и новаторские открытия западноевропейского искусства конца XIX — начала XX вв. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».
Парадокс.