Еще ценилась толстая, в руку, коса. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Ведь она родилась из пены. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа.
Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Позировала, как и для многих других полотен, дочь. Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
Он твердо решил стать художником. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера». Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой.
Обрядовый характер есть и в кустодиевских изображениях русской бани. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Но только в первые несколько минут. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Он твердо решил стать художником.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и другие рисунки) и сценографии ("Блоха" Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. проверил» его по натуре, он «оказался очень близким»3 к ней. Работая над эскизами «Базара», Кустодиев задумал тогда изобразить в своей картине медведя с поводырем (позже он отказался от этого) и собирался идти в Зоологический музей, чтобы сделать там с него натурные этюды и рисунки. Для более поздней (1908) картины «В церкви» Кустодиев ездил в Кострому, Ярославль, Ростов и Суздаль, славные своими древними фресками, чтобы писать там этюды церковных интерьеров.
Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Художник затрагивает в своем искусстве идущие издревле начала обряда, ритуала. Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. А расчет на деле оказался изумительным. Друзья разъехались на отдых кто куда. Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Я. Билибин, 1901).
Вот кого рисовать-то. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане».
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Вот таким образом и его извозчики в «Московском трактире» истово пьющие чай, совершают как бы некий торжественный обряд. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом».
Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи. Дверь в предбанник распахнута и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Перед нами именно Венера.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Примерка будет продолжаться. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены. Отца своего он почти совсем не помнил.
Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан». Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера. Его знаменитые «Монахиня» и «Священник с дьяконом» — это переросшие значения этюдов добротные штудии натуры.
После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Истинно русская женщина. Все по сравнению с ней мелко, незначительно.
Я. Билибин, 1901). Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо.
Он писал портрет участками, не видя целого. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье.
Они просто иные. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Какова шуба на нем. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Мера и соотношение в нем достоверности и фантазии, факта и обобщения менялись на разных этапах становления художника. Раннее творчество Кустодиева развивалось в границах передвижничества и репинской школы («Базар», «Монахиня», «Священник и дьякон»), а в поэтичности «Утра», «Сирени», «Японской куклы», в изысканности цвета и виртуозности живописного мазка в портретах Билибина, Матэ или Никольского ощущается связь с Серовым и К. Коровиным. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Теперь он был директором городской картинной галереи, основу которой составила переданная в дар Астрахани коллекция П. М. Догадина. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Для своего «Базара» (1903) художник три года собирал материалы в Семеновском-Лапотном и Кинешме, делая натурные наброски, рисунки, этюды, выискивал своих героев на ярмарках и базарах, в трактирах и на улицах писал пейзажные этюды Семеновского и близлежащих деревень, а эскиз картины проверял по натуре, удовлетворенно отмечая, что «после того, как. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Ничем. Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». А может быть именно вот таким образом и стоило. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева.
Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Вместе с семьей отправляется в Париж. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Я. Билибин, 1901). Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878 – 1927), русский художник.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. В создании полотна участвовала семья. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Протасов рассказал, что собрание галереи неплохо пополнялось из государственных фондов, да вот беда, лукаво посетовал он, произведений знаменитого земляка в ней все же маловато.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. приходится вытаскивать все зимние этюды и рисовать по ним»4. Творческие искания Кустодиева 1901 — 1908 годов проходят под девизом: «Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном. Репин художника привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Зашел с мороза прямо в шубе. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
Незадолго до смерти успел закончить свое последнее большое полотно «Русская Венера». Не найдя в послевоенном Петрограде холста нужного размера, Кустодиев решил пожертвовать ранним семейным портретом «На террасе «, созданным в молодые годы под Кинешмой, в специально построенном доме-мастерской «Терем». С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Замысел этой картины возник в последний год жизни художника, позировала ему русоволосая дочь Ирина. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе». Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина.
Ленинград летом опустел. А шуба. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. А чем же хуже «кустодиевские женщины».
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна.
Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны.
Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. С холстом по-прежнему были проблемы. Эта картина — сюжетный композиционный центр выставки, ведь у каждой выставки свой сюжет, композиция, особенно если она посвящена 125летию такого художника, как Кустодиев. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Я. Билибин, 1901).
Однако оно не было столь неизменным и ровным, как это кажется на первый взгляд. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. По-другому будут смотреть мужчины на довольную жизнью с пышными формами девушку, которая не боится съесть лишний кусочек и не жеманничает за столом. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.
Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Даже для такой по сути иллюстративной картины, как «Чтение манифеста» (1907), Кустодиев испытывает нужду в натурных этюдах: «.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Сегодня приехал как раз в базар, это было ума помрачение по краскам — такое разнообразие и игра. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Если пойти дальше, то и сюжет «Крещенское водосвятие» (1921) примыкает к этой теме очищения. Баня, печка, вода, снимающие грязь, усталость, очищающие от жизненных шлаков и возвращающие чистоту и энергию жизни — сюжеты, особенно распространенные в творчестве Кустодиева, уводят к древним народным языческим представлениям о жизни, тепле, свете, добрых и злых силах. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. К этому времени у них уже родился сын.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. «.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине "Заседание Государственного Совета" (1901 – 1903, Русский музей, Петербург). Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.