Картина была написана Кустодиевым в 1906 году и в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее. Т. зелюкина: Картина Бориса Кустодиева «Красавица», 1915 года создания, холст, масло, 140х180 поступила всобрание Третьяковской галереи в1938 году отЛенинградской закупочной комиссии. В сентябре этого года, к 135-летию со дня рождения Бориса Кустодиева Третьяковская галерея преподнесет астраханцам подарок.
Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи.
Перед нами светский человек благородной наружности, погруженный в свои мысли (в 1800-е, в период создания портрета, граф Ростопчин занимался литературной деятельностью). Портрет строг, не изобилует деталями. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Полотна живописца, графика и театрального художника Б. М. Кустодиева на тему зимних гуляний и праздников наполнены радостью и весельем. Васнецов показал своих героев не в смертельной схватке. Вокруг портретного изображения девочки Серов «собирает» фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта.
Я. Билибин, 1901). Это можно отметить и в полотне «Красная мебель» : несмотря на то что в нем нет действующих лиц, сдвиги форм и экспрессия цвета настолько насыщены эмоциями, что у зрителя невольно рождается ощущение тревожного предчувствия. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Художник «выстроил» монументальное произведение, придав ему «программность», найдя значительную форму, которая способна выразить глубокое и емкое содержание.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Загадочные полуреальность и вневременность картины стали самым поэтическим проявлением символистского видения мира грез. Картина передает атмосферу артистизма царившую в Абрамцеве. Тоесть, красавица, она перекликается сего вообще интересами живописи – стаким вотизобильным благополучием. Мир эллинизма представлен как вечный праздник, как утраченный некогда людьми «золотой век», беспечное и беззаботное время неги и наслаждений.
Колористическое решение полотна, построенное на звучном и контрастном сочетании розового, синего и белого цветов, придает портрету повышенную декоративность. Уютная комната с большим квадратным окном в темно-зеленой стене, за ним – розово-жемчужный (по контрасту с глубоким, сильным цветом внутри) зимний город. Монолитная громада только что возведенного здания «Госплана», свободный проспект и ширь площадей, алая буква недавно открытого метрополитена – все это обновленная Москва. Художник считал, что даже яблоню нельзя написать, если не представлять себе весь процесс ее органического роста. Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии "ярмарок", "маслениц", "деревенских праздников") и красочные народные типажи ("купчихи", "купцы", красавицы в бане – "русские венеры"). Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. На переднем плане – юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. Но картина «Садко в Подводном царстве», как считал позднее мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной.
Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Этому полотну Шагала была уготована странная участь. Вот это вотто, начем взгляду хочется остановиться, то, что имеет выражением благополучия. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Чертовски трудно. Такова историческая правда о княжне Таракановой.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Очень важна архитектурная конструкция полотна. Нетерпеливость позы модели соединяется с задумчивостью, таящейся в глубине ее черных глаз. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Истомин, получивший художественное образование в Мюнхене, член объединений «Маковец» и «Четыре искусства», после их ликвидации в начале 1930-х вступил в Ассоциацию художников революционной России. Только щеки да нос краснеют».
Автор, выбрав столь простой и незамысловатый сюжет, подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами исполненными тепла и добродушия, быть преступниками. Свое художественное образование Борис Михайлович Кустодиев получил в Академии Художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Ге очень точно выбрал момент, который отразил в картине.
Среди жанровых работ художника наиболее известной стала картина «Всюду жизнь». Художник созерцает мир словно с высоты птичьего полета. Скорее присутствуют традиции древнерусского искусства: конь красного цвета часто встречается на иконах (красное – прекрасное). Братья Третьяковы получили обычное для своего времени и социального статуса домашнее образование, делавшее акцент на практических примерах ведения семейного дела.
Андронов превращает рабочих в «типаж» : исчезает индивидуальность их образов, появляются мужественность и надежность, типичные для всех. Художник, однако, лукавит, он умалчивает, что написал свой натюрморт по памяти. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
Евангельские темы и образы служили формой выражения идей добра и справедливости. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Высокий вал скрыл горизонт и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией. А могу и рассказать.
Картина «Танец среди мечей» была написана в Риме в 1881. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
Изобилие булок, как онписал эту снедь. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Несмотря на «парадный» размер полотна и репрезентативность позы, герой представлен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. Это скорее парк-воспоминание, в котором время приглушило все краски и листья куста, являющегося фоном для фигуры в синем, – странного «неживого» цвета (такой бывает листва на старых выцветших гобеленах). Зашел с мороза прямо в шубе. Идя вразрез с господствующим в то время модернизмом, но учитывая новые художественные веяния, он противопоставил вальяжность своих пышнотелых и полнокровных красавиц анемичным и рафинированным жеманницам с полотен представителей декаданса38102728.
Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой «музы» Абрамцевского кружка. Объездив на протяжении почти четырех десятилетий все наиболее примечательные места Армении, много работая на природе, художник создал огромное количество разнообразных пейзажей. Сваха, вошедшая в комнату, сообщила хозяевам о том, что претендент на руку девицы прибыл. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
В центре композиции – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса.
Впечатление усиливается и за счет темпераментной, даже «взволнованной» манеры письма, подчеркивающей напряженность ритма, образованного предметами, расположенными в комнате и падающими от них тенями. Ведь неслучайно в подзаголовке названия мы читаем «Новый примитив» и мысленно заканчиваем «на вечную тему». «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Картина обладает особой притягательностью благодаря «обратной композиции», развернутой на зрителя. Это было первое здание Третьяковской галереи, состоящее из двух просторных залов. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Об этом же говорил и М. Нестеров в своих воспоминаниях: «Не появись в свое время П. М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни Боярыни Морозовой ни Крестного хода ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею». Третьяков не раз говорил, что «Христос в пустыне» – одна из его самых любимых картин. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Вот Академию художеств они заканчивает.
Картина «Заморские гости» входит в состав первой большой серии произведений Рериха – «Начало Руси. Это одно из величайших произведений византийского искусства комниновского периода (1057 – 1185) – времени подлинного художественного расцвета, высшая точка в развитии всех тех стилистических особенностей, которые определяют понятие «византинизм». «Третьяков по натуре и знаниям был ученый», – напишет о нем в 1902 в своей «Истории русского искусства» художник и критик А. Н. Бенуа.
С середины 1930-х Пименов, один из учредителей Общества станковистов, работал над серией картин о Москве, среди которых полотно «Новая Москва» стало особенно популярным. И. Никитин – крупнейший художник петровской эпохи, один из основоположников новой русской живописи, создал «Портрет графа Г. И. Головкина» после возвращения из пенсионерской поездки. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению. В конце 1920-х меняется метод работы Сарьяна в области пейзажа. Лишая героев индивидуальности, художник не ставит задачей и проникновение в их психологию.
Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Глядя на мир глазами ребенка, Ларионов написал цикл картин «Времена года», где каждый сезон олицетворяет незамысловатое изображение женской фигуры, а рядом следует пояснение, написанное нарочито неряшливо. Исследователь искусства Д. В. Сарабьянов, анализируя картину, писал о ней так: «Символ очень вместителен, в нем есть нечто от блоковской «степной кобылицы», в образе которой собралось прошлое России, ее трудная современность и то вечное, непреходящее, что останется за ней навсегда».
Негромко произнесенные Третьяковым слова, обращенные к художнику, – «Прошу Вас картину считать за мной» – становились для последнего равнозначными общественному признанию. На картине изображена не просто воскресная ярмарка купеческого городка, которые десятками стояли в те времена по рекам России – художнику удалось передать вековой уклад русских традиций и искусства. Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта из картины – важный прием. Длинным рядом идут ладьи яркая раскраска горит на солнце.
Автор воплотила сложный художественный замысел в фигуре, представленной в спиралевидном движении. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Справа – фигура «ближайшего к Христу», в которой художник запечатлел облик писателя Н. В. Гоголя, а в страннике с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, можно узнать самого Иванова.
Какие-то кошечки рядом, которые трутся омягкую щечку этой барыньки, купчихи. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Учился в петербургской Академии художеств (1896 – 1903), где его наставником был Илья Репин. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Творчество Бенуа-художника посвящено, главным образом, двум темам: «Франция эпохи короля-Солнца» и «Петербург XVIII – начала XIX века», которые воплотились в определенном виде исторической живописи, создающем особый «ретроспективный» взгляд на прошлое. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
«Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Святой Дмитрий Солунский представлен в рост. На фоне лиц партийного официоза художник получал отдушину в портретах творческой интеллигенции (балерины О. В. Лепешинской, групповом портрете старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова) и других. Все уже готово для встречи долгожданного гостя – жениха-дворянина. В начале 1910-х, когда отживали старые представления об искусстве, а в художественной среде происходили бурные метания, полотно «Купание красного коня» для многих представлялось той идеей, которая сможет примирить старых и новых, «левых» и «правых», академистов и мирискусников. Композиция строится на сопоставлении планов и их колористическом решении.
Художник достигает равновесия душевного состояния девочки и окружающего ее мира. В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. Это, пожалуй, единственная деталь, указывающая на то, что перед нами портрет. Икона «Троица» – самое абсолютное его творение. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Ему нужна была обнаженная натура. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Икона была привезена из Константинополя в Киевскую Русь в начале XII века.
Художник изобразил высокие дома, словно зажимающие пространство между ними. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Кипренский изобразил Ростопчина в традициях камерного портрета XVIII века. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Именно такой дочь критского царя Миноса представлена на барельефе Козловского. Князь предстает перед зрителем целеустремленным, отважным полководцем. Что-то такое уходящее, провинциальное. В центре – стяжатель, отшатнувшийся от Христа и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Их герои очищены от всего негативного: они добры, поэтичны, полны достоинства и живут, почитая законы и традиции. Фоном служит не интерьер мастерской (где проходит встреча), а московский пейзаж, где за домами современной застройки виднеются купола Соборной площади и Кремль. Такова и красота женщины.
В произведениях Филонова практически никогда не встречается самостоятельного фона они густо «населены» людьми, органической и неорганической природой. В левом поле того же нижнего «регистра» следует наивное описание весны, будто бы сделанное ребенком: «Весна ясная, прекрасная. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но, не видя ясно облик сатаны». Народный идеал приобрел в произведениях Кустодиева особую монументальность, его купчихи – своеобразные богини, олицетворяющие народные представления о счастье, сытости и достатке.
Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная. Композиция полотна строится по законам станковой живописи, а ракурс модели и произвольное освещение предметов сообщают работе характер фресковой росписи. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры. В годы Первой русской революции 19051907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта».
Принарядились сообразно торжественному случаю и ее родители. «Хризантемы» – самый эффектный натюрморт художника. С именем А. Н. Бенуа связано возникновение в 1898 объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он являлся.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Описывая прогулки короля, автор ничто не обходил вниманием: ни парковые виды с садовой архитектурой (они написаны с натуры), ни театральные представления, весьма модные в стародавние времена, ни бытовые сценки, рисовавшиеся после тщательного изучения исторического материала. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. А её будущее, конечно же, великое и счастливое, в детях – в мальчишке, дующем в свисток в левой стороне холста и в девчушке, любующейся деревянными куклами справа.
Их лица множатся, то наплывая друг на друга, то словно раздваиваясь. Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Художник воплотил свою тему с захватывающим трагизмом, однако Александр II повелел отметить, что ее сюжет «заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (19011903, Русский музей, Петербург). Но интересовала Кустодиева только живопись.
Оно было возведено по проекту архитектора А. С. Каминского, мужа сестры Третьякова. В 1893 на озере Удомля, близ Вышнего Волочка, Левитан начал писать одно из своих самых масштабных полотен – «Над вечным покоем». «Девочка с бабочкой» – бронзовая отливка садово-парковой скульптуры, предназначенной для украшения московского Центрального парка культуры и отдыха (в парке стоял несохранившийся цементный вариант). Однако год создания этого полотна явно противоречит оптимистической теме «светлого пути».
В картине чувствуется философское отношение к вечности природы и бренности человеческого бытия. Показное спокойствие обоих, без жестов и внешних эффектов, – обманчиво. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна» относится к числу лучших работ художника и сценографа А. Я. Головина. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.
В свой хоровод они вовлекают стихии природы. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Мастерская и тончайшая работа с мрамором позволила передать гладкость кожи лица, переливчатость шелковой накидки, сложную фактуру кружев на ней, витиеватые кудри парика «Чередою шли к тебе забавы и чины» – так Пушкин написал и о Голицыне и о братьях Орловых изображение которых Шубин сделал для Мраморного дворца. В 1912 на выставке «Мира искусства» появилась картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня», которую и публика и художники и критики восприняли как знак обновления. Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения А. М. Герасимова по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск.
Екатерина Петровна Ростопчина (урожденная Протасова) по характеру и поведению сильно отличалась от мужа. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927) – русский художник родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 года. Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Третьяков-коллекционер был в своем роде личностью феноменальной.
В ней воплотился идеал «отрадного», определивший дальнейший путь русского импрессионизма. Так и в композиции «Первая симфония Шостаковича», где из глубины беспредметных форм выплывают на поверхность холста человеческие лица. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Поездка произвела на него неизгладимое впечатление. Он беспечно наигрывает на гармошке. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Художника увлекает перекличка элементов архитектурного декора и деталей туалета.
Вся пластика модели напоминает о великих мастерах прошлых эпох. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Это драма переживаний и душевной муки. Почему уговаривает. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
КУСТОДИЕВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (18781927), русский художник. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
На картине «Над городом» изображены двое влюбленных – художник и его возлюбленная Белла, парящие над Витебском легко изящно и так непринужденно, как если бы они просто прогуливались по дорожкам парка. Современники называли Филонова «очевидец незримого». Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Бедная женщина, согнувшись от печали и безысходности, не узнает любимого. Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл.
Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». они все чего-то ждут, на что-то надеются и чего-то боятся. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Репин писал: «Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». Они скрывают истинные формы мебели и придают ей неясные очертания.
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Работа создавалась во время первой русской революции. Но есть и существенное отличие: основоположники кубизма писали в основном в монохромной технике, тогда как Малевич активно использует богатую цветовую гамму.
Картина «Московский вечер» написана как групповой портрет друзей художницы. Что именно – вы можете увидеть на моей картине Над городом. Это можно сего натюрмортами ис его пейзажами провести параллели, они тоже такие: русское, российское изобилие ивотэто вотблаголепие такое.
В окнах видны сцены повседневной жизни обитателей многоэтажек. Моделью для скульптора служила работница Трехгорной мануфактуры. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Сюжет зародился у художника во время путешествия в 1899 в Новгород по пути «из варяг в греки». Мужчины, женщины, дети.
Ивотименнотаким живописным идеалом для искусства оннаходил такой тип женщины. «Первая симфония Шостаковича» – одна из ее интерпретаций. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. «Земство обедает» – самое значительное полотно Мясоедова, экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. И только кошка на первом плане остается безучастной к происходящему.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Пластов назвал работу «Весна» (а не «В старой бане»), подчеркивая тем самым ее метафоричность и вызывая в памяти весь ассоциативный ряд образов мирового искусства, связанный с этим словом. Точнее, он фиксирует лишь одну его грань – мужественность и готовность к созидающему труду – и закрепляет ее за своими «типичными» персонажами. Радуга» занимает особое место в творчестве Крымова.
Мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского происходит из Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, который был построен и украшен по заказу князя Святополка Изяславовича (в крещении Михаила) в 1108 – 1113.
В толпе присутствуют разнообразные человеческие типы, принадлежащие к различным сословиям играющие разные социальные роли. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Русский искусствовед А. В. Бакушинский назвал ее «подлинно круглой скульптурой». Так, маленькая по размеру «Нике» покоряет своей лучезарной вдохновенностью. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Скромная обстановка гостиной даже не намекает на истинные размеры богатства хозяина.
– Так как это обнаженная натура. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Нимб состоит из строго концентрических рядов золотой смальты, его темно-красная обводка служит намеком на жертвенность и мученическую смерть. После изучения документов и бурного спора Петр уже не гневается, а с горечью уверяется в предательстве сына (самодержец полагал, что тот собирался захватить власть и вернуть старые порядки). Датой создания Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) приобрел первые работы современных русских художников.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Нужные типажи для написания картины (1928) художник искал среди заводских рабочих, участвовавших в Гражданской войне. «Московский дворик» – самая известная картина Поленова, в которой впервые наметился путь русского искусства 1870-х, стремившегося к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников. Тема таинственной непостижимости мира звучит торжественно и сурово. «Я должен сознаться, – писал в 1873 художник И. Н. Крамской, – что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Работа уже представлена в постоянной экспозиции музея на Крымском Валу. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Колористическое звучание произведения чрезвычайно богато. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Иу него жевсегда эти фрукты, эти арбузы какие-то разрезанные. Она сторонилась светской жизни, одевалась подчеркнуто скромно. Главное место в полотне принадлежит движению. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. В нагромождении лиц и фигур спрятан «скрытый персонаж» – арапчонок, прилежно несущий императорский шлейф. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
Фатоватый, подвыпивший, ставший «городским» муж развалился на скамейке, лихо заломив фуражку, словно его ничего, кроме собственной персоны, не интересует.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В Версале осень: деревья и кустарники сбросили листву их голые ветви одиноко смотрят в серое небо. «Прогулка короля» – очень эффектная работа.
Член объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников". Название произведения граничит с именем балерины Подгурской, которая и являлась моделью. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Еще мгновение – и балерина продолжит танец. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества М. 3.
Младший современник художников «Мира искусства», Лансере виртуозно владеет образным языком «ретроспективных мечтателей», отстраненно и одновременно иронично воссоздает стиль жизни придворной мишуры «золотого» XVIII века. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. АКустодиев пытается привнести воттакую свежую струю аппетитного изобильного тела. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста (И. Я. Билибин, 1901, Петербург). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка (Большевик, 1920, Третьяковская галерея). Ячувствую эту разницу, конечно, мне кажется, она есть. Федотов показал не само сватовство, а предшествующий ему момент. В картине «Весна» живописцу удалось запечатлеть тот идеал женской красоты, телесной и духовной, который живет в представлении каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Динамика этих произведений строится на композиционных приемах театрально-декорационного искусства: контрастной игре света и тени использовании «кулис».
Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане «русские венеры»). В картине «Вузовки» художник обращается к актуальной для искусства сталинской поры теме молодежи – будущих строителей социализма. Героини произведения похожи друг на друга как сестры-близнецы. По задумке художника, две процессии солдат и добровольцев, шествующие в противоположных направлениях в верхнем и нижнем «регистрах» композиции, означают соответственно возвращение раненых (вверху) и бодрое выступление новых воинов, готовых принять боевое крещение (внизу).
За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901 – 1903, Русский музей, Петербург). Картина стала для современников символом грядущих социальных перемен, в ней передано «ощущение дыхания времени». Картину представили на выставке общества «Мир искусства». И хотя сюжет вполне явен, живописцу удается поднять его до некоего идеального образа. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
Будто впервые. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В картине каждая деталь является метафорой, а красавица как бы стала плодом взгляда наивного художника и утончённого эстетизма Серебряного века русской культуры38102729303132. Вот кого рисовать-то.
Чтобы подчеркнуть конфликт личности с окружающей действительностью, создавая портрет режиссера, художник использовал сложное композиционное решение. В основе иконографии – библейский рассказ (Бытие 18:1-16) о явлении праведному Аврааму Господа в образе трех ангелов. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Земство – выборные органы местного самоуправления в России 1860-х.
И. Э. Грабарь посоветовал Малявину писать особыми, долго сохнущими красками. Истинное происхождение авантюристки так и осталось невыясненным. Герасимов создал целую галерею портретов выдающихся деятелей Советского государства и Коммунистической партии Советского Союза, военачальников Советской Армии, представителей советской науки, литературы, театра и изобразительного искусства. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62.
Пышные букеты цветов представлены в хорошо освещенной комнате, будто на пленэре. В правой части нижнего «регистра» картины изображены мужской и женский профили, с двух сторон обращенные к Древу познания – образы первобытных Адама и Евы испытывающих, видимо, пробуждение нежных чувств, подобно тому, как пробуждается сама природа и, возможно, уже вкусивших запретный плод.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. «Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Имя Рублева стало символом древнерусской культуры.
Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования. Неравноправное положение людей передано простым сюжетным ходом – «земство обедает» соответственно своему социальному положению. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Недостаточно внимания проявлял коллекционер и к знаменитому Айвазовскому. Филонов разъяснял свой метод следующим образом. История самозванства в России – тема, которая постоянно волновала воображение русских художников. Картина произвела на современников небывалое впечатление. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
На картине «Сватовство майора» действие разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Зритель встречается с Людовиком XIV, прогуливающимся по своему детищу. А шуба. Дом купца-толстосума.
Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на пол», – это цитата из автобиографии «Моя жизнь», которую Шагал писал после отъезда из России. Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. В картине «Вихрь» крестьянские женщины расходятся в танце словно «сказочные героини старорусских былин». В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. В пустом дворе, на дальнем плане, ограниченном забором, стоит маленькая девочка. В исполненной художником в 1920-е картине «Горы. Однако воплощение замысла оказалось не по-детски глубоким. Стулья с высокими спинками и диван «облачены» в красные чехлы.
Богоматерь держит Младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Ив 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится сэтой обаятельной молодой женщиной иуговаривает еепозировать для карандашного наброска. Еще одна особенность этой картины характерна для всего творчества Петрова-Водкина: притом что сюжет работы нарочито бытовой (купание коня), в ней нет рассказа о событии. Личность Христа понималась как олицетворение «идеального человека», жизненный путь прогрессивно настроенного индивида строился как отражение его земного пути.
Фигуры трех защитников Руси мастер писал с натурщиков, облаченных в настоящую одежду древнерусских воинов, взятую напрокат из запасников Исторического музея. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба.
Ничто не указывает на высокое социальное положение графа. Создается ощущение, что это некий фрагмент мира, в котором все граничит со всем.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.
В благодарность Тесей решил увезти царевну с собой в Афины, но на острове Наксос, когда она спала, покинул ее. Каждый из них наделен художником тонкой психологической характеристикой. «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где» – в основе сюжета именно эти слова замечательной русской былины. Мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство.
– Светлой полосой тянется берег Финского залива. В этой работе, как и во всем своем творчестве, скульптор и художник Сарра Лебедева предстает тонким психологом, подмечающим эмоциональное состояние своей модели, пытающейся «остановить мгновение» и удержать бабочку.
Старшая из сестер – Джованнина – резко останавливает разгоряченного вороного коня, но сама остается невозмутимо спокойной (именно этот момент современники поставили в укор мастеру). Какова шуба на нем. И есть невольное ощущение, что уклад патриархального мира неизбежно уходит в прошлое. Иопухоль позвоночника унего подозревали. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
«Капитал – дело скрытое» – золотое правило купечества. В ней органично сочетались самые разные традиции – древнерусской иконы и монументальных росписей эпохи Возрождения, декоративного искусства, стиля «модерн» и почти классической пластики в трактовке фигур. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). «У меня было три варианта, – вспоминал художник, – в процессе работы я предъявлял все больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».
Картина «Всадница» написана по заказу графини Ю. П. Самойловой и изображает ее приемных дочерей. Приход бравого майора привел в волнение обитателей дома. В том же пространстве, совсем внизу, угадывается еще один библейский сюжет – «Изгнание из рая». Мотив радуги – один из излюбленных в искусстве романтизма.
Мраморная головка «Нике» относится к лучшим произведениям Коненкова. В композиции «Корабли» люди одновременно строят корабли и плывут на них в неведомые дали. Учился в петербургской Академии художеств (18961903), где его наставником был И. Е. Репин. Работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту П. Ротари, который весьма лестно отозвался о ней.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». В этом портрете русского аристократа Шубин передал сложность его натуры, психологический склад и движение мысли: чувство превосходства, незаурядный ум иронию с легким оттенком скепсиса, самодостаточность и силу воли – все это читается во взгляде князя Голицына. Царевич под взглядом отца опустил глаза, но молчаливый диалог продолжается. Замысел картины приобрел особую актуальность в преддверии 200-летнего юбилея Петра I (1672 – 1725). Художник застает балерину в момент репетиции.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Холодные краски водоема и округлые линии берега словно «выдвигают» чудесного «огнеподобного» коня вперед, кажется, что он уже не в картине, а перед ней. Масштабное полотно «Богатыри» является центральным среди произведений художника, неоднократно обращавшегося к народному эпосу. Необычайно сосредоточенной серьезностью отличается и лик Младенца. Ранние картины живописца проникнуты анекдотически «обличительным» настроением и представляют собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство.
Мелькание узоров и цветовых пятен создает ощущение ожившего мгновения прошлого. При этом здесь нет «плаката» с его нарочитой броскостью. В результате живопись стала напоминать вулканическую лаву, появился эффект своеобразной подвижной мозаики.
Антон Чехов переписал первоначальную версию рассказа, чтобы сходство с реальными прототипами не так бросалось в глаза, но к Кувшинникову уже прилепился ярлык рогоносца, Софья Петровна перестала общаться с писателем, а Левитан даже грозился вызвать его на дуэль. Против света – изящные силуэты двух девушек в черном, занятых чтением. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Формы и краски наплывают друг на друга, создавая внутреннее напряжение. Искусство требует всей жизни.
В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. «Плывут полунощные гости, – писал художник.
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Ивотэти вот11 лет ониспользовал да, накопленные впамяти исделанные эскизы для своих работ. Позднее с 1908 увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. Такой извод называется «елеус», что в переводе с греческого означает «умиление». Тема социальных противоречий была одной из главных в творчестве Н. А. Ярошенко. Крамской писал: «Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».
Шагала, одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). В начале 1874 собрание живописи было перенесено в новое двухэтажное строение, примыкавшее к особняку Третьякова и имевшее отдельный вход для посетителей.
Иво всем остальном это тоже поддерживается. Образ реальности, который автор создал в картине «Шар улетел» идет вразрез с официальным советским искусством 1920-х. Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние скрещенных взглядов стрельца с рыжей бородой и царя Петра.
На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Вода спокойна. Барельеф создан в Париже в 1780. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Он представляет зрителю не внешний антураж модели, а богатство его внутреннего мира.
И. Шаляпин». Картина «Новая Москва» вполне соответствует духу времени. Образ Нике, не потеряв портретной характерности, превратился в поэтическое воплощение радости, полета, несокрушимости.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Матюшин был не только художником, но и композитором, вот таким образом нетрудно догадаться, что линия белых прямоугольников, разделяющая картину по диагонали, является клавиатурой фортепиано (причем без черных клавиш – намек на своеобразие музыкальной системы Михаила Васильевича Матюшина). В центре – портретный образ старшей дочери С. И. Мамонтова Веры. Ровно два века разделяют это таинственное видение с обществом, собравшимся в мастерской Художница размышляет о беге времени, неумолимости истории и непреодолимой пропасти между прошлым и настоящим страны, ее культуре и искусстве. Но в суд никто из ославленных «натурщиков» не пошёл – иначе об этой истории узнала бы не только Москва, но и вся Россия.
Начиная с 1856 его Галерея ежегодно пополнялась десятками, а то и сотнями работ. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Это не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. В. В. Кандинский считается одним из родоначальников абстрактной живописи. Полотно «Московский пейзаж. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Вот таким образом художник не заполняет, а наполняет холст, будто «выращивая» формы этого организма. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Это редкий пример деревянной пластики, сохранившей неповторимость рукотворного мастерства. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом царя.
Она смотрит на улетающий в бескрайнее пустое пространство шарик. Образы героев Гражданской и Великой Отечественной войн предстают на картинах Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Сергея Васильевича Герасимова и др.
Один из приемов, с помощью которого он достигает цели, – трактовка цвета, в первую очередь главной фигуры (красного коня). Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.
А. БЕНИДОВСКАЯ: Нето, чтобы вотпрямоконкретно религиозная, нов среде купечества вообще старообрядчество было распространено иПавел Михайлович Третьяков тоже имел кэтому отношение. В своем творчестве художник стремился передать личные ощущения не при помощи предметных форм (через тот или иной сюжет), а только лишь живописными средствами. Ее глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии. Он явился при полном параде, желая произвести на будущих родственников «нужное» впечатление. Ив последние 11 лет онбыл прикован кинвалидному креслу, вмастерской.
Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-раконом». Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Н. И. Андронов – один из представителей «сурового стиля» в советской живописи, возникшего как реакция на официальный социалистический реализм.
Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Композиция решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата.
Значимость деятельности Павла Михайловича Третьякова еще при его жизни была высоко оценена современниками: художниками, критиками и историками искусства: «Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве», – писал А. Бенуа. Портрет Веруши Мамонтовой (дочери С. И. Мамонтова) с необычайной достоверностью передает атмосферу свободного артистизма, царившую в Абрамцеве. Он написал образ энергичного человека, облаченного властью и полезного своему государству. С момента своего создания «Троица» Андрея Рублева воспринималась не только как зримая идея о троичности Божества и возвышенный образ предвечного совета и предопределенности жертвы Христа икона стала символом духовного единства на Руси.
«Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, – писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, – я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». Его оскорбило не то, что он был выведен в роли любовника (вполне заслуженной славой донжуана он гордился), а то, что художник Рябовский предстаёт перед читателями посредственным человеком. Это – самый значительный и совершенный портрет среди созданных художником.
Она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его преемника игумена Никона. Сложный и многоплановый образ на портрете отражает великие перемены в истории России, олицетворяя новую жизнь, ворвавшуюся через прорубленное Петром «окно в Европу». Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. На полотне также изображены цветы – сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.
Конь каждого богатыря схож характером со своим хозяином. Славяне». Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста (И. Я. Билибин, 1901, там же). Здесь она была заключена в Петропавловскую крепость и через несколько месяцев, в декабре 1775, умерла от чахотки. Художник легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры модели.
В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Тоесть, онпродолжал интенсивно работать вэто время. Изображение одеяний и вооружения Дмитрия традиционно для иконного образа воина. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый сомневающийся. И, вобщем-то, дажеборолся снеподвижностью руки, что самое страшное для художника.