Картина Бориса Кустодиева Сенокос: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. Это сознательно подчеркивается художником. Ее крепкой складной фигуре тесно в темной бане. Особенно его пленяют Гаварни и Энгр – Домье не особенно «трогает» Кустодиева, он находит его грубым и не таким мастером, как Гаварни. Он ее окончил в 1926 году.
В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Это в какой-то мере гиперболическое решение темы о партии, неразрывно связанной с народом. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния.
На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Такова картина Сенокос. Б. М. начал новую картину «Сенокос»1. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Картина, что висит у дверей мастерской («Бульвар на Волге»), явилась на этом полотне уже девятой композицией чего-чего только не было перед ней.
Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Смотрели мое собрание литографий. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». Такую довольно порядочную по размеру картину (аршина полтора в квадрате) он заканчивает иногда в три-четыре дня, а иногда, написав композицию, счищает ее всю, пишет снова, опять счищает и так далее. Она должна слегка согнулась. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Работает чрезвычайно быстро и прямо намечает нужный тон, все время отъезжает на своем кресле и смотрит.
После того как в 1896 году Борис оканчивает духовную семинарию, он поступает в Петербургскую Академию искусств. Так художник и назвал свою картину. Это — современный Питер.
2Б. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. М. показал мне свое предпоследнее произведение, начало и середину которого я видел. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.
В ленивых замедленных движениях ее фигуры, в томности взгляда, мягкой улыбке, скользящей по губам, ощущается беззаботность ее полуживотного существования обывателя, для которого интересы жизни сосредоточены на вкусной еде, сладком сне, домашнем уюте, красоте и добротности окружающих вещей. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Кустодиевская героиня не знает тяжести труда. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Морозным солнцем освещен раскинувшийся на горизонте, в низине, русский город с многочисленными церквами и особняками. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Замыслы его приобретают широту и большую идейную значимость. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. В те годы его особенно привлекал портретный жанр.
Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Вдали виднеются широко раскинувшиеся просторы холмов, полей и лугов. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Описательная сторона в его произведениях приобретает социальную выразительность. Прикованный к креслу, он не переставал работать, видя в этом смысл существования. В 1925 году Кустодиев начал работу над своей последней большой картиной Русская Венера.
Он не мог ходить, стоять, но он не мог не работать. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Улицы его заполнены толпами шумящего революционного народа.
Несмотря на нагромождение деталей, в сущности, совсем нет шаржа. Розовое тело ее красиво обрамляется золотистыми струями длинных распущенных волос.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В центре развалины дома, торчит труба, на груде кирпичей и мусора копошатся люди. Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля.
Такова и купчиха в широко известной его картине Красавица. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Отсюда нотки иронии, которые проскальзывают в каждой картине.
В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Мешки за плечами, санки, сборная одежда, все атрибуты современного быта. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Все это мы видели и видим. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Художник был прикован к постели 9 лет. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Она была местом действия многих его картин, в частности и Сенокоса. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. И. Шаляпин».
М. Кустодиев). Б. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Они читают доклады, устраивают диспуты. Б. М., конечно, возмущается. В 1915 -1918 годах появляются такие выдающиеся картины. Его главным учителем в живописи выступает И. Репин. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Как «Балаганы», «Масленица», «Московский трактир» и др. Веселье видно в ее голубых глазах и светлозубой улыбке.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца.
Картина находится в Горьковском художественном музее. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Борис Михайлович очень любит Уэллса, просил меня принести «Машину времени» и другие его произведения.
М. сообщил мне, что в Москве образовалось общество художников, поэтов и писателей, взявшее себе кличку «ничевоки», которая ясно говорит о «сумме идей» этого общества, равной нулю. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. И на всем этом лежит синевато-желтый отпечаток, кое-где приобретающий зеленый оттенок.
В душе теснятся образы, которые ищут воплощения. «Как бы хотелось писать картины не красками, а единым напряжением воли. » (Б. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Правая часть картины была написана Кустодиевым абсолютно самостоятельно. Под руководством Репина он участвует в написании огромной картины «Торжественное заседание Государственного совета». Могучий человек-великан несет миру новую прекрасную жизнь.
Зашел с мороза прямо в шубе. Какова шуба на нем. Б. М. восторгался многими листами. Вот кого рисовать-то.
Большевик у Кустодиева – это жизненно-реальный, обобщенный образ, возведенный в тип. Широкие поля, копны сена, небо в плотных кучевых облаках на первом плане под стогом сена спит, раскинувшись, девушка (моделью послужила Ирина, с которой был сделан хороший рисунок в альбоме). Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Тогда и открывается особый талант Бориса к рисованию портретов.
В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. Говорит, беседует, а сам весь в картине внезапно бросит разговор и быстро, быстро начинает прокладывать краску. Эта пересеченная лесистая местность с цветущими лугами и полями всегда восхищала его. А шуба. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Кустодиев очень любил окрестности села Семеновского-Лапотного.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Родился будущий художник 23 февраля 1878 года в семье астраханского учителя духовной семинарии. Их стройные фигуры, не лишенные грации, красиво выделяются на фоне светлой сочной зелени. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре.
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Улица в ухабах, а на первом плане очередь, уходящая за оба края картины как говорит Борис Михайлович, «платоновская идея очереди»: все равно зачем и куда. Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Папина модель – так называли в семье художника героинь его портретов. Из-под кисти художника выходят и знаменитые образы румяных, светлокудрых красавиц «Красавица», «Купчиха за чаем». На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.