Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании изучал и копировал работы старых мастеров. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю А. Н. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании изучал и копировал работы старых мастеров.
Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г. ), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». По возвращении на родинуБорис Кустодиев сразу едет в Костромскую губернию и несколько месяцев напряженно работает. Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Когда силы окончательно покинули его, Кустодиев произнес: «Больше я не могу работать и не хочу».
Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании изучал и копировал работы старых мастеров. Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.
"первая работа Кустодиева, посвященная революции изображает знаменательный день свержения царизма, – пишет В. Е. Впоследствии Б. Кустодиева часто называли художником, близким к Репину по тематике и характеру исполнения работ. Во время работы над эскизами Кустодиев заболел воспалением легких.
За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Первые графические работы Б. М. Кустодиева носят станковый характер 151 с книгой как таковой они не связаны. Работы, конечно же, лучше всего смотреть в большом разрешении--внизу ссылка. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович, советский живописец, график и театральный художник.
Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Высота комнат необычайная.
Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Иду в монастырь замаливать грехи свои». Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. А вот что пишет Н. А.
Чего стоят знаменитые «кустодиевские» женщины, являющие собой народный идеал красоты. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Отца своего он почти совсем не помнил. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Его работы переполнены бьющей через край яркой, «масленичной» Россией. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник».
Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Мы жили на третьем этаже. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Бегали в прятки. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Только щеки да нос краснеют». Кустодиев писал это за год до смерти — в Эрмитаж его несли на руках. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне».
В 1916 году наступил полный паралич ног. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Работа была заказной.
«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Кустодиеву, художник писал: «Краска может быть такой, как ты хочешь, то есть декоративной, натуралистической, условной и т. д., то есть такой, какую ты хочешь видеть. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». и т. п. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Какова шуба на нем. Подавление революции Кустодиев показал в живописной аллегории смерти.
В Костромской губернии Кустодиевы купили землю и художник построил деревянный «Терем». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Во-первых, она имела циклопические размеры во-вторых нужно было добиться единства стиля исполнения, поскольку Репин с учениками писали разные части картины. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы.
В рисунке «Москва. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Синтетичность творческого мышления художника определила его тягу к монументальной живописи. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». считали работы Кустодиева «лубочными» и недостаточно реалистичными.
Здесь все фантазия и быль. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Рериха (1913), М. В.
Нестеров. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. И тут же: «Был в Эрмитаже и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков.
Однако можно сказать, что его повествования развертываются не во времени, а в пространстве. Лансере (1915), И. Э. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил знаменитый художник. — Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность они служат залогом крепкого и прочного успеха». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Через год он готовит «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина. Он начинает писать их в тяжелые времена.
В 1904 году он иллюстрирует «Мертвые души», а в 1905 году — повести «Коляску» и «Шинель». Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Он разместил иллюстрации в верхней части полос в виде заставок 151 цельнополосные иллюстрации казались недопустимой роскошью. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. После разгона демонстрации» (1906)— черно-серый тон, голые зимние улицы Петербурга, тишина и пустота, спины уходящих строем солдат, мертвые тела.
Несмотря на огромность запасов своей зрительной памяти, он постоянно мечтал о подкреплении своей памяти впечатлениями действительности. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа.
Среди его друзей — Федор Шаляпин, Александр Бенуа, Константин Сомов, И. Грабарь, молодые ученые, будущие лауреата Нобелевской премии Петр Капица и Николай Семенов, юный композитор Дмитрий Шостакович. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Как рассказывает В. В.
Картина эта, к сожалению, завершена не была. Работа над картиной «Торжественное заседание Государственного совета» была сопряжена с большими трудностями. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Сюжет исключал возможность свободы поз и жестов, регламентировал костюм.
Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.
Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Грабаря (1916). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Ребенок изображен в центре картины неслучайно.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. «Серьезные» критики 10-х годов XXв.
В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Развал, неразбериха. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. А художник был одинаково далек как от авангардных веяний, так и от строгого реализма.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Добужинского (1913), И. Я. Будто впервые. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Академия ставила жесткие требования к начинающим художникам и с первых дней учебы Кустодиев много пишет с натуры, овладевая техникой рисунка и колористикой. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина).
Последние пятнадцать лет своей жизниБорис Кустодиев мог передвигаться лишь в инвалидном кресле. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Это были живые типы Островского.
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Картина вызывает страх и тревогу. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.
Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Совсем в ином духе выполнен рисунок «Февраль. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.
Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Болезнь прогрессировала. Поездка за границу много дала молодому художнику. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи.
В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. В статье «Как я работал над Блохой» Кустодиев рассказывает: «. Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке, все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия».
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Билибина (1914), Е. Е. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др.
Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере.
Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры». Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. За этими иллюстрациями последовали другие, среди которых выделяются рисунки к стихотворениям и поэмам Некрасова, к произведениям Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923).
Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций.
В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Он оставлял место для наития. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. С 1907 года — член Союза русских художников. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат.
Кустодиев был избран академиком живописи — его творчество признали коллеги. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Успех декораций и костюмов был только началом. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Как-то он ехал из Выборга в Петроград в инвалидной коляске из-за чего был помещен в «собачий» вагон. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Искусство требует всей жизни.
с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». М. Г. Футуристы и декаденты ругали мастера за несовременность и нежелание «разорвать пуповину реализма». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.
Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Зашел с мороза прямо в шубе. Вот кого рисовать-то. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко.
Высота комнат необычная. «Рассказ, — пишет В. В. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией.
В этих картинах художник показал своеобразное обаяние, свойственное каждому из времен года в средней полосе России. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. А шуба. Постепенно жизнь входила в обычное русло. Быт, провинциальный ли, купеческий ли, при всех его реальнейших приметах на картинах Кустодиева превращается в такую же условность, как «купеческая дочь», «добрый молодец», «царевна» да «царь с царицей» в русских сказках.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера.
Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье. Любовь к ней отражается в каждой работе. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году.
Он создал мир грез о провинциальной России, мир красивой и яркой фантазии, уходящей корнями в детство и юность этого замечательного мастера. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Кончились его странствия по России, верховые прогулки, охота, все, что он страстно любил.
Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Болезнь изменила образ жизни художника.
Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город.
С 1916г. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». Остается прежним и его образ жизни. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды". И. Шаляпин». Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
В то же время Кустодиев создает ряд портретов. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей».
С 1907 года — член Союза русских художников. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного».
В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «» (известный рисунок «Вступление. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. В 1909 году художнику исполнился 31 год. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать.
В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать.
Кустодиев стал признанным мастером, на него сыплются заказы, медали, награды, но он при первой возможности стремится сбежать в свой «Терем» — единственное место, где по-настоящему счастлив. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина.
Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Вместе с семьей отправляется в Париж. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности.
Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Развивая мастерство, Кустодиев все больше проявляет мощную творческую индивидуальность и через два года его взял в ученики И. Е. Репин. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату.
Летом Юлия Евстафьевна, теперь уже с двумя детьми — сыном Кириллом и дочкой Ирочкой, подолгу ждет его приездов. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Мы жили на третьем этаже. Он носит Иру в грибной корзинке в лес, а сыну, будущему театральному художнику, объясняет изменчивую красоту облаков.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Сияет небо. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Вступление» (1905) над крышами беснуется смерть, солдаты расстреливают баррикаду. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
Если он и негодует, то только по поводу ниспровергателей искусства.
Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Какое самомнение, какая бестолковость». С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. И снова торжество смерти, на этот раз подчеркнутое минимумом цвета и движения. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Поступил в студию Рене Менара. К этому времени у них уже родился сын. Давая советы своему сыну, К. Б. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина.
Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца.
Именно во время длительного и изнурительного лечения, фактически не приносящего результатов, в 1912 году Кустодиев начинает работу над галереей непревзойденных женских образов. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Главной темой творчества художника стала семья.
н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Что должен чувствовать всемирно знаменитый художник в вольере с животными. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. Это вполне понятно. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Веселый и крепкий язык пьесы требовал таких же красок: красный кумач, синий ситец в белый горошек (он же снег), платки с алыми цветками — вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов с глуповатым царем на придачу». Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. В 1905–1907 гг. Однако трагедия не сломила художника. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
В 1909г. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку».
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Предмет интересует его в меру своей характерности.
И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. С 1907 года — член Союза русских художников. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Хочется работать много, много и хоть бы одну написать картину за всю свою жизнь, которая могла бы висеть в передней Музея Старых Мастеров».
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. — не просто натура, «вставленная» в холст. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. С 1907 года— член Союза русских художников. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил.
Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. В 1905—1907 гг. Пафос слов Кустодиева направлен против предвзятости надуманных произведений, в которых подлинная жизнь подменяется искусственной инсценировкой иллюстрирующей заранее известную истину. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Находясь в Швейцарии, получил приглашение написать декорации к «Горячему сердцу» А. Островского — одной из самых веселых комедий русской сцены. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Я. Билибин, 1901).
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Место действия перестает быть фоном. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника.
А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую.
Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.
Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. А может быть именно вот таким образом и стоило. Приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
И. Е. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. же время живут». Особенно его тревожит обстановка в Академии художеств: «Непостижимо, что там делается.
Узрел я прелесть и ласковость «Красавицы» и забыл посты и бдения. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Мировая война перерастала в гражданскую и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише. Иначе и не могло быть. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Чертовски трудно.
Вместо этого — лечение, мучительные операции, долгое пребывание в клиниках за границей. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. В 20-е годы искусствоведы навесили на живописца ярлык «последнего певца купеческо-кулацкой среды» — притом, что Кустодиев восторженно принял революцию, создав яркие образы в своих картинах.
Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.
Яркие краски придают картине мажорное звучание. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг.