Борис Кустодиев создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Островского, Лескова. Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).
Тонкая психологическая характеристика, смелый широкий мазок, гармоничное сочетание белого и черного, острый изящный силуэт делают это произведение одним из лучших в творчестве Кустодиева. В своих произведениях Кустодиев стремился раскрыть традиции и устои патриархальной России. Портрет великого русского певца (1922 г. ) стал последним значительным произведением Кустодиева. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению – законченные станковые произведения. Сам Репин порой не отличал в этом произведении свои и кустодиевские этюды.
В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы». Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению – законченные станковые произведения.
Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Поступил в студию Рене Менара.
Высшее достижение в портретном жанре — «Портрет Ф. Шаляпина» (1920—21). В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Это «Купчихи» (1912), «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге» (все — 1915).
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Добужинского (1913), И. Я. Любовь к ней отражается в каждой работе. В том числе и в портретном жанре.
Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. В числе программных произведений мастера после 1917: картина «27 февраля 1917 года» (1917) аллегорическая картина «Большевик» (1920) ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918) картины: «Демонстрация на площади Урицкого», 1921 «Ночной праздник на Неве», 1923. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Добужинского (1913), И. Я. Сияет небо.
Да, художник любил ее и не скрывал этой любви. Это были живые типы Островского. С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства». Нестеров. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Отказываясь от привычных приемов тональной живописи, Кустодиев ищет броской декоративности, простоты и яркости изобразительного языка, звонких сочетаний чистого цвета.
Это была работа наугад, на ощупь. Он начинает писать их в тяжелые времена.
Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Давая советы своему сыну, К. Б. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. и т. п. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. А вот что пишет Н. А. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Это всевозможные решета с фруктами и овощами (Купчиха), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки (Купчиха за чаем), ожерелья, кольца и шелк (Купчиха с зеркалом) Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием». Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать русскую провинцию такой, какой она была во времена Кустодиева и тогда станет ясно, что изображаемое художником вовсе не пригрезилось ему, оно реально существует (или недавно существовало), еще живет в памяти старожилов, в истории города. Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (1923).
Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Его работы выставлялись за рубежом, персональные выставки в послереволюционное время. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям.
В 1920-е художник создал декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие: «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Лансере (1915), И. Э. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят.
И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Грабаря (1916). Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Друзья старались помочь ему, они предпринимали различные попытки вернуть художнику хотя бы способность двигаться.
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Каждая деталь обстановки, включая фарфоровые фигурки перед зеркалом, рассказывает внимательному зрителю о немудреных вкусах хозяйки, о типическом, «мещанском» быте. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда.
Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Увлечение мастера линогравюрой (1926—27) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица» и др. ). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Ясными, незамутненными красками сверкает радуга этого хоровода. А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Русский художник, график и театральный художник. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Высота комнат необычная.
В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. В его картинах сцены жатвы, сенокоса и выпаса лошадей в ночном воспринимаются как некий ритуал исполненный высокого «бытийного» смысла. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
Полотно очень нравилось A. M. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
"Большой русский художник – и с русской душой", – сказал о нем другой известный художник – М. В. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
В 1913–1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Мы видим и румяное, красивое лицо и вольную, сценическую позу и перстень на мизинце и переливы меха и концертный костюм под распахнутой шубой и даже выражение преданности и восторга на надменной морде бульдога у его ног". Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность.
Они очищены от всего негативного, добры, поэтичны, никого не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни — спокойной, самодостаточной, устроенной по «от века» чтимым законам и традициям, хотя и несколько ограниченной, что вызывает легкую улыбку автора. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Шаляпин высоко оценил портрет.
Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Начиная с первой большой картины «Базар в деревне», написанной в год окончания Академии и до «Русской Венеры» он оставался верным этому «сюжету». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро». Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
В 1905–1907 гг. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. В Гулянье на Волге (1909) композиция становится более сложной, цвет более декоративным. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Золотые медали сыплются как из рога изобилия.
— не просто натура, «вставленная» в холст. Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать.
Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1896-1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. И ученик оправдал надежды. Однако трагедия не сломила художника. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Забывал, когда удавалось забывать. В 1909 году художнику исполнился 31 год.
С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Рериха (1913), М. В. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим».
Нестеров. И. Е. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи». У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Также привлекали его ярмарки и народные гуляния, где творческие возможности народа выражались особенно ярко, концентрированно, как бы демонстрируя «на что способны». " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Поездка за границу много дала молодому художнику. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
Главная линия жанровой живописи этих лет связана с типами и бытом провинциального города. А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта.
На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей.
В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Кустодиев был избран академиком (в 1909), являлся одним из организаторов Нового общества художников (1904—08), членом объединения «Мир искусства» (с 1910), Союза русских художников и группы «16» (1907—10). – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию.
Румяные и белотелые кустодиевские купчихи являют собой народный, отчасти даже простонародный идеал красоты. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Кустодиев создает агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекают внимание броскостью, остротой сюжета.
В то же время продолжал прокладывать собственные творческие маршруты. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
Что же все-таки преобладает в творческом методе Кустодиева, реализм или фантазия. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Бегали в прятки. И художник не мог охватить фигуру целиком.
Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Мы жили на третьем этаже. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника.
Рериха (1913), М. В. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Тогда появлялась картина «Купец» — алчный, подозрительный, мелочный, с судорожно искривленной рукой скряги.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Работал в плакате и в книжной графике. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Иначе и не могло быть. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Произведение привлекает внутренним теплом, атмосферой радостного материнства. Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Чуть позже лучшее лирическое полотно художника «И.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание». В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.
К этому времени у них уже родился сын. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Мы жили на третьем этаже.
Саутин: «Кустодиев – художник разностороннего таланта. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Еще в 1900-е годы художник увлекся темой провинции. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Революционные перемены Б. М. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Место действия перестает быть фоном. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Папа внимательно следил за их "личной жизнью", любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Чертовски трудно. В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал».
Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои. И. Е. «Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Главной темой творчества художника стала семья. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Смерть застала Бориса Кустодиева 26 мая 1927 года за работой над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха». Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. К героям Кустодиева применимы самые красивые слова русского фольклора, любая его купчиха, как в сказке и «лебедушка» и «княгинюшка» и «писаная красавица».
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Мастера не оставляла мысль о национальном русском начале как стилеобразующем факторе портретной живописи («Портрет В. Лужского», 1913 крупнейший замысел середины 1910-х был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете« (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам Кустодиев, в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице – Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок.
Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
8 января 1903 года Кустодиев женится на Юлии Евстафьене Прошинской, с которой познакомился осенью во время поездки в Костромскую губернию. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Этюд с нее лег в основу картины. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. Участник выставок: Московского общества любителей художеств (1900-1901), Весенних в Академии художеств (1900-1903), Нового общества художников (1904-1908), Союза русских художников (1906-1910), "Мира искусства" (1911-1924), Ассоциации художников революционной России (1926), международных выставок. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.
А шуба. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). 27 февраля 1917 года (1917). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Он оставлял место для наития. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
Предмет интересует его в меру своей характерности. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI–XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Высота комнат необычайная. Свое творчество Кустодиев посвятил России — купеческой и крестьянской, провинциальной и деревенской, полной сил и душевного здоровья, жизнерадостной и праздничной.
Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. С 1907 года — член Союза русских художников. Горькому и художник подарил ему один из вариантов картины. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д.
В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Будто впервые. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). И. Шаляпин».
Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника.
Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. С 1907 года— член Союза русских художников. Среди его учеников, . Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи".
Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Только щеки да нос краснеют». Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. В 10-х гг. Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен.
Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России». Картина вызывает страх и тревогу. Художник как бы любуется ярмарочной, купеческой Русью, неумолимо уходящей в прошлое.
В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Остается прежним и его образ жизни. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника.
Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Искусство требует всей жизни.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Грабаря (1916). Это вполне понятно. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. А также портреты и иллюстрации с изображениями В. Ленина. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Как и у других художников «Мира искусства», это любование порой неотделимо у Кустодиева от тонкой иронии, вызванной невозможностью вернуть былое, однако своеобразием национально-романтической тематики своих произведений он все-таки ближе мастерам Союза русских художников. Билибина (1914), Е. Е. «Ярмарка» (1906), снова «Ярмарка» (1908) и еще «Ярмарка» (1910), «Праздник в деревне» (1907) и «Деревенский праздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Провинция» (1910), «Девушки на Волге» (1915), «Московский трактир» (1915), «Балаганы», «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918)—одна за другой появлялись картины Кустодиева, чарующие своей свежестью, оригинальностью, ярким национальным колоритом. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Один из учредителей Нового общества художников (1904), член объединений Союз русских художников (1907-1910), "Мир искусства " (с 1910).
Наиболее ярко особенности его таланта раскрываются в череде картин-изображений «красавиц», представляющих собой обобщенный, собирательный образ женской красоты. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Мало у кого была столь стремительная карьера: вчера он еще носил комбинированные носки, сегодня он пишет портреты людей, вершивших судьбы России. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. 1904—10 — годы сосредоточенного поиска собственного пути в искусстве.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923). Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Билибина (1914), Е. Е. Последними значительными работами мастера в жанре автолитографии стали два капитальных произведения 1921 — «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова».
Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Основной тематический круг Кустодиева-жанриста связан с деревней.
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.
С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Я. Билибин, 1901). Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
Создал такие лучшие свои работы, как «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина». Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей.
Отсюда, между прочим, возникает и множество вариантов излюбленных кустодиевских мотивов: маслениц, гуляний, праздников и т. д. То, что изображает художник, не замыкается рамой, не исчерпывается в пределах холста. проклятый». Нет, конечно. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Своих героев он рисует с добродушной и лукавой улыбкой, но нередко, прощаясь с прошлым, художник разил его иронической усмешкой. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть.
Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). На одном творческом полюсе — картины, проникнутые поэзией «Утро» изображающее жену и сына художника, «Девочка с собакой», «Японская кукла», (1904—05), живописные и графические портреты писателя А. Ремизова, артиста Ф. Шаляпина, художников И. Билибина, В. Матэ, К. Сомова, Е. Лансере, П. В ласова, И. Куликова, матери художника и других, пейзажи иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Островского, Н. Лескова, К. Федина, декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» А. Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Левши» по Н. Лескову, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, — это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. «он пишет небольшую картину Ярмарка. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого.
Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Лебедева. – Она и названа этим днем. Кустодиева в Лейзене» (1911) назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Дипломированный художник, Борис Михайлович Кустодиев не видит для себя ничего зазорного в том, чтобы поступить в частную студию в Париже, с утра до вечера стоит перед мольбертом в музее Прадо в Мадриде и копирует картины Веласкеса. М. Г.
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение, а в духовной семинарии мальчик мог получить образование за казенный счет. В 1920 году Кустодиев создает свою известную серию акварелей «Русские типы» (1920), где ранее сонный и благодушный трактирщик («Московский трактир») превращается в жестокое, заплывшее жиром существо, злобно глядящее на мир, а купчиха – в олицетворение твердого, устоявшегося веками мещанского быта. С 1907 года — член Союза русских художников. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920).
Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. В 1905—1907 гг. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Это дает возможность показать и бульвар над Волгой, по которому степенно проходят гуляющие и противоположный зеленый берег с белым храмом» (И. Какова шуба на нем. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
Мы жили на третьем этаже. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Высота комнат необычайная.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. XX в. к художнику пришло признание. же время живут». Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры». В этих картинах художник показал своеобразное обаяние, свойственное каждому из времен года в средней полосе России. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Лапина).
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Синтетичность творческого мышления художника определила его тягу к монументальной живописи. Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. А вот что пишет Н. А.
Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Лансере (1915), И. Э. В монументальных изображениях «праздников» прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме.
В 1903 получил звание художника, с 1909 – академик. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
И хотя фигуры в ней еще статичны, а цвет несколько условен, чистые краски розовых, голубых, кумачовых юбок и платков крестьянок, пестрые товары в ларьках создают настроение праздничности. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции («Чаепитие», 1913 «Масленица», 1916 и др. ), мастер в тот же период создал «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
В картинах Кустодиева, — писал А. Луначарский, — предстает «сонный» мир, как будто и приятный, почти умилительный и вместе такой смешной и такой. «Рассказ, — пишет В. В. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
Тяжело больной, мастер продолжал активно участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925—26). С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя». В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках.
Зашел с мороза прямо в шубе. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. В эти годы его творческой программой, которой он не изменил до конца дней, стало создание национальной по духу и стилю живописи, отражающей строй мышления и представления народа о красоте (в области портрета отправной точкой стал «Портрет семьи Поленовых», 1905 в бытовой живописи — картины: «Провинция», 1906 «Гулянье», 1910, где типизирован уже не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей «Гулянье на Волге», 1909—11). Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова.
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Отца своего он почти совсем не помнил.
Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Как рассказывает В. В. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. С 1907 года — член Союза русских художников. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Он создал новый образ народного героя («Большевик», 1919-1920), в 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета написал большие красочные полотна, посвященные народным торжествам («Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве»).
Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Среди глубоко прочувствованных Кустодиевым «типов русской жизни» замечательные картины 1915: «Девушка на Волге», «Красавица» – образ молодой купчихи, роскошное бело-розовое тело которой будто млеет и томится в жаркой, душной атмосфере пуховых перин, подушек, шелковых одеял, пузатых комодов, расписных сундуков и подносов. Как вспоминает Борис Михайлович: «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони Это были живые типы Островского» Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Вот кого рисовать-то.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. «Большой русский художник – и с русской душой», – сказал о нем другой известный художник – М. В.