27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника. Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности с большой симпатией писал жизнь провинции. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерскойБориса Кустодиеваи спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными.
Б. кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского).
Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Тогда же в мастерской Репина был написан портрет русского художника Ивана Билибина, принесший Кустодиеву европейскую известность и во многом определивший судьбу великолепного портретиста.
Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Я. Билибин, 1901). Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Портрет И. Б. Кустодиевой. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Сияет небо. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Главной темой творчества художника стала семья. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Вот кого рисовать-то. Вместе с семьей отправляется в Париж. Художник – без рук. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
Любовь к ней отражается в каждой работе. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Зашел с мороза прямо в шубе. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Парадокс.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Занимался также скульптурой.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Высота комнат необычная. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Ребенок изображен в центре картины неслучайно.
Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить – подвижность ног или рук.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Искусство требует всей жизни. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Бегали в прятки. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Картина вызывает страх и тревогу. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.
Родился в Астрахани. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»5. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. 1915 У окна. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.
Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Кустодиевой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Он жить не сможет».
А шуба. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Кустодиев, так же как и Иванов использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
М. Г. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Какова шуба на нем. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Но интересовала Кустодиева только живопись. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). М. и В. А. Кастальские), няня.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Кустодиев. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Более 350 представленных на выставке произведений, собранных из музеев со всех уголков России, позволяют наиболее полно и многогранно представить огромное творческое наследие Бориса Кустодиева, дать исчерпывающее представление о его жизни, жизни его современников и о его любимой России. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Я. Билибин, 1901).
И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Чертовски трудно. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов».
К этому времени у них уже родился сын. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. С 1907 года — член Союза русских художников.
Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали.
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Будто впервые. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Мы жили на третьем этаже. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Отца своего он почти совсем не помнил. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Поступил в студию Рене Менара. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Только щеки да нос краснеют». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. И. Шаляпин».
Возможно. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. 1910 На террасе. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию.
По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист.
Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Затащил мужика с базара — и писал при народе. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »).
После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. В 1905—1907 гг. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.