Картина Бориса Кустодиева Натурщица: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Я. Билибин, 1901). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Болезнь прогрессировала.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве282729. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать.
1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Заграничная жизнь закрутила Григория. А шуба. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Оригинальная картина 1915 года в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, как и вариант 1921 года. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Умер в феврале 1970 года. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Только щеки да нос краснеют».
Искусство требует всей жизни. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
Так он и работал. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти. Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой.
Отца своего он почти совсем не помнил. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. А болезнь художника прогрессировала.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Что было в его силах в это смутное и голодное время. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Ему категорически запрещено работать.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным.
«Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. У Кустодиева были сложные взаимоотношения с эротикой из-за болезни он был лишен обычных возможностей и своим искусством часто старался восполнить этот ущерб. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.
О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма. К вечеру у художника поднялась температура. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. ДО КОНЦА. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ.
Зашел с мороза прямо в шубе. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета».
И, разумеется, после революции предлагали уехать. Болезнь прогрессировала и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. На картине изображена красавица-купчиха, пробудившаяся ото сна и полусидящая на перине в сладостном ожидании неопределённости.
Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Художник – без рук, он жить не сможет. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Правда, союз продлился всего семь лет.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Они так больше никогда и не увиделись. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Чертовски трудно. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
В 1916 году наступил полный паралич ног. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Варианты 1918 и 1919 годов хранятся в Тульском музее изобразительных искусств и частной коллекции в России соответственно. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Только одно рисовать. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли. Так оно и было. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Кустодиевой. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. 1915 У окна. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739.
Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. – писал ей когда-то Кустодиев. А художник был почти беспомощным. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров.
К этому времени у них уже родился сын. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Полгода Борис Михайлович провел в больнице.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Без сложнейшей операции не обойтись. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили. Кустодиевой с дочерью Ириной.
После повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней части тела. Портрет И. Б. Кустодиевой. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья».
Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Вот кого рисовать-то. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Но и она только чуть приглушила боль. Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. Работа наполнена сочетанием национального романтизма, в частности лубка, с неоклассицизмом, таким как, например, у Тициана и Рубенса. И. Шаляпин».
Я терпелива. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Будто впервые. 1910 На террасе. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Я. Билибин, 1901). В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов.
М. и В. А. Кастальские), няня. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Правда, Хмара погуливал на стороне. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Островского, рассказывающим о мире, который был так хорошо знаком художнику. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Какова шуба на нем. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».
В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Она была рядом. Но еще – память, воображение.