Купить картину или постер "Купальщица", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Какова шуба на нем. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Будто впервые. Чертовски трудно.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Работа наполнена сочетанием национального романтизма, в частности лубка, с неоклассицизмом, таким как, например, у Тициана и Рубенса. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Зашел с мороза прямо в шубе. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды".
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В картине каждая деталь является метафорой, а красавица как бы стала плодом взгляда наивного художника и утончённого эстетизма Серебряного века русской культуры38102729303132. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. И. Шаляпин». Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Только щеки да нос краснеют».
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Искусство требует всей жизни. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Я. Билибин, 1901). «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. А шуба.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Вот кого рисовать-то.