Передо мной картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.
Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Давайте пристальнее всмотримся в картину "Масленица", написанную художником в 1916 году. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. На переднем плане – красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей.
Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Картина вызывает страх и тревогу. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Вспыхивают радугой красок тени на розовом от сияющего солнца снегу.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Мы жили на третьем этаже.
И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Занимался также скульптурой. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это полотно было встречено зрителями неоднозначно.
22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы». Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Он был болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Учился у П. А. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины.
Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. В ней поражает соединение панорамного пространства и ювелирно выписанных деталей. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы. Картина— плод воображения художника. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – "Масленица".
На переднем плане дети катаются на санках. Он натягивает на себя вожжи, управляя движением. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Хотя тема этого праздника уже не раз звучала в творчестве Кустодиева, это первая картина с таким названием – потом будет еще несколько. Сияет небо. Такой и является его картина Масленица, написанная в 1919 году.
В санях находятся люди и при резких кульбитах просто выпадают из них. В центре показаны красивые расписные сани, которые запряжены двумя темными лошадками. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. На полотне изображен праздник в разгаре.
Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. Комнат пять, все они располагались анфиладой. В 1919 году Б. М. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. Рядом дети, крича, скатываются со снежной горки.
Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени и кулисы и даже своеобразный «хор». Об этом можно судить по тому множеству всевозможных лавок, которые развернулись вокруг. Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.
Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Бегали в прятки. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
1916 год – очень трудный год. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Именно в это время он оформил 11 спектаклей, различные книги и журналы, делал эскизы праздничного оформления Петрограда и многое другое.
И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. (Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция). Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина.
Пейзаж городской, весёлый, масленичный занесён снегом и инеем. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Главной темой творчества художника стала семья. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства.
Такой образ привлекает своей простотой и уводит нас в глубь времен. Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. Гоголь имея в виду безудержность, дикую силу, мощь Руси. На улицах многолюдно.
«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». В центре города видно большую толпу народа и еще множество спешит к ним на санях. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает» — вопрошал ещё Н. В. Кустодиев показал, как проходят гуляния в городе.
Но до этого была духовная семинария, а после будет – золотая медаль и поездка в Париж, где он пожил полгода и, соскучившись, вернулся в Россию. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Для них Масленица только началась: все еще впереди.
В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. А впереди мчится еще одна упряжка. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен.
Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. 1916 год – очень трудный год. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. На картине Масленица 1919 года мы видим изображение храма, театра, живого, веселого люда.
Художник Б. М. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него. В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там.
Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Он в ожидании, когда лошади промчатся, чтобы продолжить свой путь. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подбиты цветной тканью спинки саней.
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Кустодиев в разное время своего творчества создавал целую серию картин, объединённых общей темой празднования Масленицы. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Эти птицы возвращаются с юга, значит вот-вот придет долгожданные весенние дни. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. В левой части видны телеги, пытающиеся заехать на возвышение. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Они ведут между собой неспешную беседу, может быть, обсуждая праздник и гуляние. Взрывая сугробы, сытые лошади мчат сани.
Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. И в этом гротескном повторении ситуации угадывается ироничная характеристика автора мира интересов своей красавицы. Давайте пристальнее всмотримся в картину Масленичное гуляние (см. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
Взрывая сугробы, сытые лошади мчат сани. Больше всего к себе привлекает внимание повозка на переднем плане. Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Такое явление можно увидеть только в самом начале марта. О нем говорит все.
Красиво убраны лошади. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
А вот церковь нарисована светлыми красками – и находится она в окружении белоснежных деревьев. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. Они шумят и веселятся, наслаждаясь приятным сочетанием снега и яркого солнышка. Для работы характерна атмосфера обилия снега, обилия народа.
Савинского, И. Е. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего.
Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Репина (1896-1903). Слева на сидение пытается запрыгнуть на ходу парень с милой барышней.
Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Красиво убранные повозки с лошадьми, нарядные люди, даже природа принарядилась. Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне».
Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Управляет повозкой такой же яркий и красивый мужчина. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подбиты цветной тканью спинки саней.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Основную часть картины занимают принимающие причудливые формы облака. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Репина, который через 10 лет станет его учителем в Академии художеств и студент Кустодиев будет помогать ему в работе над картиной «Заседание Государственного совета». Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – Масленица. Там же, стоит разносчик-офеня с лотком полным товаров для продажи. В санях сидят очень нарядные, в ярких цветах женщины.
Многие художники, стараясь показать в своих работах неразрывную связь эпох, обращались к далекому прошлому России. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. На высоте пролетает стая грачей. В низине – суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок.
То и дело проезжают на тройках катающиеся люди. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. В 9 лет Борис Кустодиев, слушая оперу «Иван Сусанин» испытал такое потрясение, что бесповоротно решил стать художником. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Ведь вокруг гуляет много людей — кажется, весь городок вышел на улицу.
Видимо такая противоположная пара — муж и жена. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины.
Извозчик одет в нарядный синий кафтан и папаху с красноватым верхом. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. Люди радуются, веселятся, съезжают с горки играют в снежки. Но интересовала Кустодиева только живопись.
прил. Все ещё укутано снегом, деревья в инее, а на дороге навалено снега. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля.
А вдали можно разглядеть еще две телеги, которые будто соревнуются в скорости. В санях – веселая молодежь. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства». Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Кустодиева как проявление творческой энергии народа. Своего рода, рождается эффект избыточности. Здесь изображен театр, дома довольно большие (на переднем плане – дом в два этажа, возможно, он принадлежит купцу).
Сани еле пробираются среди сугробов. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Он был тяжело болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.
1), написанную художником в 1916 году. Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. «Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать.
Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других.
В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.
Впереди мы видим степенных и зажиточных стариков. Он снова почувствовал некий прилив бодрости. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.
На пригорках недалеко от тройки расположились люди. Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей.
Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси.
В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. А вскоре в его родной Астрахани он увидел на выставке Товарищества передвижников полотна И. Е. На картине «Масленица» мы видим праздник.
И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские.
Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Избыток красок, звуков, различных бакалейных увеселений. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец.
Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.
Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии.
Крупные образы заиндевевших, покрытых плотной снежной шапкой деревьев рождают поэтическое ощущение «чудного града», образ которого сливается в единое общее состояние веселья, беззаботного смеха, песен игр и сильного задора масленичных катаний. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Он лихо управляется со своим кнутом, от чего лошади пускаются в галоп. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Высота комнат необычная. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром.
В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Есть тут и булочная и фрукты и бакалеи, торгующие сыром и икрой, а кроме того, театр. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Кустодиев пишет очередное полотно под названием «Масленица (Масленичное катание)». Веселье охватывает всех. Он везет молодых. В картине «Масленица» присутствует настроение праздника.
В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.