Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах. Всю свою жизнь, оставаясь в душе большим ребенком идеализирующим окружающую действительность, Борис Михайлович Кустодиев был искренне уверен в том, что красота способна спасти мир и перевоспитать человека. Борис Михайлович Кустодиев (23февраля (7марта)1878, Астрахань— 26 мая 1927, Ленинград)— русский советский художник. Умер Борис Михайлович Кустодиев в 1927 году 26 мая.
Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 года в возрасте 49 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). Жизнь Бориса Михайловича Кустодиева была во многом примечательной и необычной. В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию. Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля 1878 — 26 мая 1927) – русский художник, мастер портретной живописи, графики, карикатуры. Борис Михайлович Кустодиев как мастер нескольких художественных направлений был для многих своих современников чужим и неудобным.
К концу девяностых годов, в семьеБориса Михайловича Кустодиевых было уже двое детей и художник неустанно рисовал портреты своей маленькой дочери и подросшего сына или изображал их фигурки на сюжетных картинах. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Борису Михайловичу Кустодиеву. Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.
Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань – 26 мая 1927, Ленинград) – художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Борису Михайловичу Кустодиеву. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных. Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, в семье учителя духовной семинарии, преподававшего словесность и логику.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». С 1910 года— член возобновившегося «Мира искусства».
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. же время живут». Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела.
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца».
Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. И продолжение знаменитой Купчихи: Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1926). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Начались страшные головные боли. Рериха (1913), М. В. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера». 4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Но и среди них выделяется портрет Грабаря. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П. А. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то.
Но интересовала Кустодиева только живопись. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Высота комнат необычная. С 1907 года — член Союза русских художников.
Я этого не знаю. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Художник – без рук.
Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Портрет получился огромный – более двух метров в высоту.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. М. Г.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. Главной темой творчества художника стала семья. Иначе и не могло быть. Зашел с мороза прямо в шубе. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.
Он оставлял место для наития. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном.
Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Высота комнат необычайная.
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. В 10-х гг. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. – Так как это обнаженная натура. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
XX в. к художнику пришло признание. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов.
И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Сын взбивал в деревянной бадье пену, чтобы изображение даже этой второстепенной детали было близким к реальности. «Рассказ, — пишет В. В. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Он жить не сможет». Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Таковы картины Ярмарка (1906), Праздник в деревне (1907), Гулянье на Волге (1909), Купчихи (1912), Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок.
Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание".
Вот насколько мы уголок можем видеть. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Сияет небо. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Давая советы своему сыну, К. Б. Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.
Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. А расчет на деле оказался изумительным. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Любовь к ней отражается в каждой работе. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б. М. Учителем его там был И. Е. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки.
Билибина (1914), Е. Е. В 1903 получил звание художника, с 1909 – академик. Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Это вполне понятно.
Мы жили на третьем этаже. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт.
Москва»), после его закрытия— в журналах «Адская почта» и «Искры». Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем. Только щеки да нос краснеют». Русский художник, график и театральный художник.
Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Вместе с семьей отправляется в Париж.
Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н. К. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали.
Друзья старались помочь ему, они предпринимали различные попытки вернуть художнику хотя бы способность двигаться. и т. п. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Я. Билибин, 1901). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
Бегали в прятки. В создании полотна участвовала семья.
Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Мать хотела видеть сына священником. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Однако трагедия не сломила художника. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг.
Остается прежним и его образ жизни. Борис Михайлович Кустодиев (23. 2. 1878–26. 05. 1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Среди его учеников, .
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Отца своего он почти совсем не помнил. В 1905—1907 гг. Как бы то ни было и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.
Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Это были живые типы Островского. В 1911 году Борис Михайлович начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. А вот что пишет Н. А. В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника.
В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Позировала, как и для многих других полотен, дочь.
Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: Голубой домик, Осень, Троицын день (все 1920).
Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Особенно впечатляет Масленица (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске.
В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Лансере (1915), И. Э. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
«Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Вот его «Московский трактир». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей Русские типы и серию Автобиографические рисунки (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани.
Жизнь, творимая воображением художника, словно бы не находит себе покоя и завершения в картине. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. В 1905–1907 гг. С 1907 года — член Союза русских художников.
К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Предмет интересует его в меру своей характерности. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера.
Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Кустодиев был лучше.
— не просто натура, «вставленная» в холст. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга.
Чертовски трудно. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Нестеров. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Как рассказывает В. В. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики.
Один из учредителей Нового общества художников (1904), член объединений Союз русских художников (1907-1910), "Мир искусства " (с 1910). Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина.
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. И. Е. Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон». Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. А шуба. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Какова шуба на нем.
Грабаря (1916). Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Любой звук усиливал страдания.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний.
Он писал портрет участками, не видя целого. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Параллельно комнатам огромный, широкий коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией.
Родился в Астрахани. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Искусство требует всей жизни. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Место действия перестает быть фоном. собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю. Е.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Болезнь прогрессировала. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».
Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
Закованный от шеи до талии в жесткий целлулоидный корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.
Поездка за границу много дала молодому художнику. Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу.
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Картина вызывает страх и тревогу. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом.
К этому времени у них уже родился сын. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Его определили в духовное училище, потом в семинарию. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника.
Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений Гоголя, Лермонтова, Л. Толстого), постепенно набирая известность и как серьезный художник-портретист, чутко отображающий психологию людей. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Мы жили на третьем этаже.
Картина Священнодействуют (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития картина полна забавных бытовых зарисовок. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Ему нужна была обнаженная натура. Масленичное гулянье (1921) и даже в известном портрете Ф. Шаляпина фоном сделано масленичное гулянье.
В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла». Почему уговаривает.
В 1909 году художнику исполнился 31 год. Его появление, подобное сигналу, который передается по цепи, вызывает различную реакцию действующих лиц картины. Праздничное возбуждение чувствуется во всем: в стремительном движении, в синих тенях, мечущихся на розовом снегу, в плотных, светлых клубах дыма. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Но болезнь лишь побуждала его к ее компенсации столь жизнерадостными картинами.
После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова.
Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим».
Добужинского (1913), И. Я. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать.
На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Это были живые типы Островского. ». Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Кустодиев, – был как на ладони. Участник выставок: Московского общества любителей художеств (1900-1901), Весенних в Академии художеств (1900-1903), Нового общества художников (1904-1908), Союза русских художников (1906-1910), "Мира искусства" (1911-1924), Ассоциации художников революционной России (1926), международных выставок. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Вместе с тем, все дальше и дальше отстраняемый своей болезнью от реальной жизни, художник жадно цеплялся за каждую возможность сделать этюд с натуры. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Сын вспоминал, как, завершив работу, радостно воскликнул Кустодиев: «А ведь, по-моему, картина вышла. Работал в плакате и в книжной графике. В 1916 году наступил полный паралич ног.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Отсюда, между прочим, возникает и множество вариантов излюбленных кустодиевских мотивов: маслениц, гуляний, праздников и т. д. То, что изображает художник, не замыкается рамой, не исчерпывается в пределах холста. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. Для того чтобы Кустодиев мог работать над такой большой картиной, брат-инженер укрепил под потолком блок с грузом. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
В 1900-1902 гг. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). С 1907 года— член Союза русских художников. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1896-1903) у В. Е. Савинского и И. Е. Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.
Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева.
Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Он напряжен и пытлив, направлен прямо на зрителя, благодаря чему создаётся ощущение непосредственного контакта модели со зрителем. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
И. Шаляпин». Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине Базар в деревне, за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г. ) получил золотую медаль. Вот кого рисовать-то. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима.
Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Будто впервые. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. В последнее десятилетие своей жизниБорис Михайлович Кустодиев работает необычайно много и плодотворно. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта.
Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать.
Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Поступил в студию Рене Менара. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы».
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).