Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных.
На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Многие идеи для своих картин Борис Кустодиев черпал, наблюдая за людьми из окон своего дома. На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.
Такую ярмарку и изобразил на своей картине Борис Кустодиев. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н. К.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Я. Билибин, 1901). Он побывал во многих картинных галереях и познакомился с живописью известных европейских мастеров. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Но интересовала Кустодиева только живопись.
Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». Билибина (1914), Е. Е. А вот что пишет Н. А. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ("Ярмарки", "Масленицы", "Балаганы", "Деревенские праздники") для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Любовь к ней отражается в каждой работе. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Какова шуба на нем. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ("Утро", 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба – Русский музей). Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». А шуба. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Рериха (1913), М. В.
Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Нестеров. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Лансере (1915), И. Э. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании изучал и копировал работы старых мастеров.
Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Но бодрость не покидала его. В 1905—1907 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически ("Купчихи", темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев "Красавица", 1915, Третьяковская галерея "Купчиха за чаем", 1918, Русский музей). Вместе с семьей отправляется в Париж.
Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.
В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Высота комнат необычайная. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Поступил в студию Рене Менара. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Угол зрения, под которым мы начинаем смотреть картину, — резко сверху, как будто с колокольни, но фигура большевика взята снизу иначе он не казался бы нам таким гигантом. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. И. Шаляпин». Это были живые типы Островского. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), "Мира искусства" (с 1911года), АХРР (с 1923 года). Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. С 1907 года — член Союза русских художников. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Вот кого рисовать-то. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Что это за город. В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаБорис КустодиевГоды жизни: 07 марта 1878 — 26 мая 1927Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникБорису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель и начал искать собственное творческое направление. Отца своего он почти совсем не помнил. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Чертовски трудно. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Грабаря (1916). Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух.
В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Я. Билибин, 1901).
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Искусство требует всей жизни. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Добужинского (1913), И. Я.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Будто впервые. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Только щеки да нос краснеют». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух.
Мы жили на третьем этаже. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. С начала 1900-х гг.
К этому времени у них уже родился сын. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Зашел с мороза прямо в шубе. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. И. Е. Это собирательный образ России. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание".
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Просто московский трактир, где купцы дуют чай. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.