Кустодиев, баня, бабы, Водка, раки, пиво впрок. А мне бы зиму, мне бы дабыХоть чуть чуть скостили срок. Мне бы время переставитьЧтобы тикали часы. Купола в душе расправитьИ поставить на весы. Картина Бориса Кустодиева Баня: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Незадолго до смерти успел закончить свое последнее большое полотно «Русская Венера». Не найдя в послевоенном Петрограде холста нужного размера, Кустодиев решил пожертвовать ранним семейным портретом «На террасе «, созданным в молодые годы под Кинешмой, в специально построенном доме-мастерской «Терем».
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. В создании полотна участвовала семья.
Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». Зашел с мороза прямо в шубе. Они просто иные. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»).
Я. Билибин, 1901). Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи.
Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера.
На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Он твердо решил стать художником. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера».
Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Впрочем, эта «аллегория нового времени», проехавшаяся по мировым музеям в прошлом году, останется в столице, а в Истре покажут как раз народные купеческие сюжеты и портреты, еще один излюбленный кустодиевский жанр. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства. Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе». Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. С холстом по-прежнему были проблемы. Ничем.
Эта картина — сюжетный композиционный центр выставки, ведь у каждой выставки свой сюжет, композиция, особенно если она посвящена 125летию такого художника, как Кустодиев. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Мировая война перерастала в гражданскую и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише.
Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины. Но только в первые несколько минут. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Для своего «Базара» (1903) художник три года собирал материалы в Семеновском-Лапотном и Кинешме, делая натурные наброски, рисунки, этюды, выискивал своих героев на ярмарках и базарах, в трактирах и на улицах писал пейзажные этюды Семеновского и близлежащих деревень, а эскиз картины проверял по натуре, удовлетворенно отмечая, что «после того, как.
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги.
Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций. Вот такие они – «кустодиевские красавицы».
А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы.
«. Искусство требует всей жизни. Даже для такой по сути иллюстративной картины, как «Чтение манифеста» (1907), Кустодиев испытывает нужду в натурных этюдах: «. А расчет на деле оказался изумительным.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Чертовски трудно. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. 31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н. А. Некрасова, которым литературноиздательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Болезнь не сломила Бориса Михайловича.
Вот таким образом и его извозчики в «Московском трактире» истово пьющие чай, совершают как бы некий торжественный обряд. Западные дамы и девушки, сухощавые, с узкими бедрами и достаточно широкими плечами, сильно отличаются от русских. Друзья разъехались на отдых кто куда. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаБорис КустодиевГоды жизни: 07 марта 1878 — 26 мая 1927Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникБорису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель и начал искать собственное творческое направление.
Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Кустодиев иллюстрируя пушкинские сказки, пошел абсолютно по иному пути, чем Иван Билибин, нарядные книги которого все помнили. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти.
А шуба. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье.
А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Обрядовый характер есть и в кустодиевских изображениях русской бани. Мера и соотношение в нем достоверности и фантазии, факта и обобщения менялись на разных этапах становления художника. Раннее творчество Кустодиева развивалось в границах передвижничества и репинской школы («Базар», «Монахиня», «Священник и дьякон»), а в поэтичности «Утра», «Сирени», «Японской куклы», в изысканности цвета и виртуозности живописного мазка в портретах Билибина, Матэ или Никольского ощущается связь с Серовым и К. Коровиным. Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца.
Художник затрагивает в своем искусстве идущие издревле начала обряда, ритуала. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году.
В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. Теперь он был директором городской картинной галереи, основу которой составила переданная в дар Астрахани коллекция П. М. Догадина. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». К этому времени у них уже родился сын.
Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане». Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. А чем же хуже «кустодиевские женщины». Имя Кустодиева традиционно связывают с русским купечеством и даже называют его «живописателем купеческой жизни».
Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Только щеки да нос краснеют». Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. приходится вытаскивать все зимние этюды и рисовать по ним»4. Творческие искания Кустодиева 1901 — 1908 годов проходят под девизом: «Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного».
С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Я. Билибин, 1901). А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924).
Вместе с семьей отправляется в Париж. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Я. Билибин, 1901).
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Затащил мужика с базара — и писал при народе. Ленинград летом опустел. Если пойти дальше, то и сюжет «Крещенское водосвятие» (1921) примыкает к этой теме очищения. Баня, печка, вода, снимающие грязь, усталость, очищающие от жизненных шлаков и возвращающие чистоту и энергию жизни — сюжеты, особенно распространенные в творчестве Кустодиева, уводят к древним народным языческим представлениям о жизни, тепле, свете, добрых и злых силах.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. А может быть именно вот таким образом и стоило.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Примерка будет продолжаться. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Работа была заказной. Именно с образами розовотелых румяных дам за самоваром или в бане, народных сельских гуляний и ярмарок ассоциируется его живопись у среднестатистического зрителя.
проверил» его по натуре, он «оказался очень близким»3 к ней. Работая над эскизами «Базара», Кустодиев задумал тогда изобразить в своей картине медведя с поводырем (позже он отказался от этого) и собирался идти в Зоологический музей, чтобы сделать там с него натурные этюды и рисунки. Для более поздней (1908) картины «В церкви» Кустодиев ездил в Кострому, Ярославль, Ростов и Суздаль, славные своими древними фресками, чтобы писать там этюды церковных интерьеров. Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан». с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Однако оно не было столь неизменным и ровным, как это кажется на первый взгляд. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Вот кого рисовать-то.
Отца своего он почти совсем не помнил. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины».
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. Все по сравнению с ней мелко, незначительно.
Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Он писал портрет участками, не видя целого. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Будто впервые. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Его знаменитые «Монахиня» и «Священник с дьяконом» — это переросшие значения этюдов добротные штудии натуры. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Истинно русская женщина. Какова шуба на нем. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
И, конечно, с неожиданным и выбивающимся из этого приторно-карамельного ряда «Большевиком» из собрания Третьяковской галереи, написанным спустя три года после революции и ставшим полотном-осмыслением тревожных (особенно для прикованного к постели художника) событий. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины».
Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности.