Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей Русские типы и серию Автобиографические рисунки (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство. Что было в его силах в это смутное и голодное время.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». – Так как это обнаженная натура. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. — не просто натура, «вставленная» в холст. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). А расчет на деле оказался изумительным. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге.
ОднакоБорис Кустодиев не принял это лестное предложение, опасаясь, что преподавательская работа займет у него слишком много времени и помешает заниматься собственным творчеством. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей.
Вот его «Московский трактир». В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.
С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». XX в. к художнику пришло признание. В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника.
Только одно рисовать. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника.
В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Но и она только чуть приглушила боль. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Зашел с мороза прямо в шубе. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера».
Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника.
(1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко.
4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П. А.
Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой».
и т. п. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Это были живые типы Островского.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Остается прежним и его образ жизни.
Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Параллельно комнатам огромный, широкий коридор, где мы с Кириллом носились на роликах, бегали в прятки. Почему уговаривает. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Его определили в духовное училище, потом в семинарию. Великолепный художник, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. И. Шаляпин, 1922, ГРМ).
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Я терпелива. Картина вызывает страх и тревогу.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Чертовски трудно. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Нестеров. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Кустодиевой с дочерью Ириной.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».
Как рассказывает В. В. Вот насколько мы уголок можем видеть.
Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Начались страшные головные боли. Картина Священнодействуют (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития картина полна забавных бытовых зарисовок. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. И. Шаляпин».
Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Искусство требует всей жизни. Ребенок изображен в центре картины неслучайно.
Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Поездка за границу много дала молодому художнику. Мы жили на третьем этаже.
Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Сияет небо. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Так он и работал.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба.
1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. «Рассказ, — пишет В. В.
Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска.
Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Член Союза русских художников (с 1907), Мира искусства (с 1911), АХРР (с 1923). Это были живые типы Островского. ». «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б. М. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета».
Но еще – память, воображение. С 1907 года — член Союза русских художников. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Высота комнат необычайная. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. В 1909 году художнику исполнился 31 год. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. 1910 На террасе.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Декаденты считали его искусство "безнадежно ортографическим", "Солидные" критики из больший печати десятых годов называли работы Кустодиева "Лубочными". Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются— художник обращается к гуаши, темпере.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. В 10-х гг. Любой звук усиливал страдания. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Масленичное гулянье (1921) и даже в известном портрете Ф. Шаляпина фоном сделано масленичное гулянье. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Усердие и талант молодого человека замечены и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета". Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Высота комнат необычная. Он писал портрет участками, не видя целого.
Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. – писал ей когда-то Кустодиев. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное.
Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани.
Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Главной темой творчества художника стала семья. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Художник – без рук, он жить не сможет.
1915 У окна. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Как бы то ни было и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
Таковы картины Ярмарка (1906), Праздник в деревне (1907), Гулянье на Волге (1909), Купчихи (1912), Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Мы жили на третьем этаже. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ).
Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Особенно впечатляет Масленица (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске. С начала 1900-х гг. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке».
Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Борис Михайлович Кустодиев (23. 2. 1878–26. 05. 1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. А вот что пишет Н. А. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
А художник был почти беспомощным. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Разумеется и в рисунке Кустодиев что-то подчеркивает, заостряет, доходя подчас почти до гротеска. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В 1905—1907 гг.
Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Предмет интересует его в меру своей характерности.
Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом). Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным и вот таким образом все "оглядывается на передвижников". Стилистические и тематические увлечения Кустодиева сказались в его работах для театра (Блоха Е. И. Замятина, МХАТ 2-й, 1925 и др. ) и в области книжной графики (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова, 1923). 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Любовь к ней отражается в каждой работе. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
Добужинского (1913), И. Я. Давая советы своему сыну, К. Б. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). И. Е. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Но болезнь лишь побуждала его к ее компенсации столь жизнерадостными картинами. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым.
Родился в Астрахани. Иначе и не могло быть. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Он оставлял место для наития.
Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Место действия перестает быть фоном. Я. Билибин, 1901).
М. и В. А. Кастальские), няня. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Сюжеты произведений живописца также становились своеобразным отражением смутной народной мечты о сытости и довольстве, о бесконечном светлом празднике, где нет и не может быть места грубой реальности.
Это вполне понятно. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), советский художник, график и театральный художник. К этому времени у них уже родился сын. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). В создании полотна участвовала семья.
Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. ДО КОНЦА. Кустодиевой.
Рериха (1913), М. В. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Он начинает писать их в тяжелые времена.
Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н. К. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Вот кого рисовать-то.
же время живут». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
Без сложнейшей операции не обойтись. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести.
Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Яркие краски придают картине мажорное звучание.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Однако трагедия не сломила художника. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. Кустодиев любуется изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, а часто и иронизируя над своими моделями (Красавица, 1915, ГТГ Купчиха за чаем, 1918, ГРМ). Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений Гоголя, Лермонтова, Л. Толстого), постепенно набирая известность и как серьезный художник-портретист, чутко отображающий психологию людей.
Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Я этого не знаю. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Величественный, барственный певец России широко вышагивает по снежному насту в роскошной шубе.
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Поступил в студию Рене Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». А болезнь художника прогрессировала. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима.
В 1900-1902 гг. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Кустодиев, – был как на ладони. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов. Лансере (1915), И. Э.
Билибина (1914), Е. Е. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы».
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. К вечеру у художника поднялась температура. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Именно вот таким образом кустодиевский рисунок — при всей своей точности — органически объединяется с его живописью. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. С 1906 создавал серии картин на темы праздничного крестьянского и провинциального быта (Ярмарки, Масленицы и др. ), отличающихся яркой многоцветностью, жизненной достоверностью деталей, декоративно- плоскостным решением композиции. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октября, создавал лубки, плакаты, картины на темы революции (Большевик, 1919-20, ГТГ: Праздник в честь второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого, 1921, ГРМ). За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине Базар в деревне, за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г. ) получил золотую медаль. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе.
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху. Портрет И. Б. Кустодиевой. А шуба. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Отца своего он почти совсем не помнил. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Бегали в прятки.
Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Учителем его там был И. Е. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: Голубой домик, Осень, Троицын день (все 1920). Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Болезнь прогрессировала. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Она была рядом.
И продолжение знаменитой Купчихи: Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1926). Мать хотела видеть сына священником. М. Г. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте провинциального купечества, которые затем питали его творчество. Ему нужна была обнаженная натура.
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.
Какова шуба на нем. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника.
оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Во многих произведениях 1910-х гг. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.
И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Учился в петербургской АХ (1896-1903) у И. Е. Репина. В 1905-07 сотрудничал в революционных сатирических журналах. С 1907 года — член Союза русских художников.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.
Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю. Е. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери.
Кустодиев был лучше. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины.
Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. Ему категорически запрещено работать.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. В 1916 году наступил полный паралич ног. За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Грабаря (1916). Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство.
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Только щеки да нос краснеют». Будто впервые. Так оно и было. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».