Вскоре молодые люди заключают брак в мэрии и переезжают в Париж. После провинциального Хвалынска и академичного Петербурга Петров-Водкин окунается с головой в демократичную и яркую жизнь Москвы. Вернувшись в Петербург, художник уходит с головой в постановку своей пьесы «Жертвенные» в Передвижном театре Гайдебурова.
Из Самары он на лето перебрался в родной Хвалынск. В картине «Селедка» отражена военная коммунистическая эпоха. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Перебиваясь случайной работой, Кузьма решил учиться рисованию в Классах живописи Федора Бурова.
Отец художника был сапожником. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Несмотря на то, что Диана всегда считалась богиней суровой, привычной к лишениям охотничьей жизни, Буше не может отказать себе в удовольствии написать ее на фоне роскошных драпировок. Натюрморты11. 1.
Прохладные сине-зеленые тона озерной отражающей небо глади, по которой расходятся гибкими струями плавные круги, а также полукруглая полоска розового берега с зелеными вкраплениями кустов становятся идеальным фоном для ярко-алого жеребца и смуглого, почти золотистого мальчика, являющих собой композиционный и содержательный центр картины. Это интересно:12. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной.
«Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915)8. В большинстве они представляют первые наброски фигур Купания». И в один прекрасный день она стала его любовницей. Кроме набросков, Буше создавал и вполне законченные рисунки, каждый из которых может считаться самостоятельным произведением искусства. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы.
Начало XX века довольно неоднозначное время в плане искусства. Портретная живопись не была "коньком" Буше. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Спрашивается, зачем же художник.
Он не вступил в объединение своих товарищей «Голубая роза», хотя противопоставить их концепции ему было нечего. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Однако ни то, ни другое предприятие не увенчалось успехом.
Еще в годы учебы Ренуар называл своей любимой картиной «Купание Дианы» отголоски ее композиции будут постоянно появляться в ренуаровском творчестве. Тревога» (1934)6. Глаза прекрасных героинь отведены в сторону.
В феврале 1908 Пикассо вел небольшой этюдный альбом, состоящий из девяти рисунков. Это полотно художник создал в 1912 году, когда ему было около 34 лет. Петров-Водкин сказал вечную истину, определяя цели искусства.
Позже, в Петербурге, Петров-Водкин заново написал картину. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. На переднем плане – красного цвета конь с уверенно и грациозно восседающим всадником. Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка1. Многочисленны, разнообразны красоты жизни (действительности), природа неистощима в материале развития души.
Работами Петрова-Водкина владеет не только Московская «Третьяковка», картины живописца представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. С этой целью был приглашен придворный архитектор, которого поразили рисунки Кузьмы. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана.
Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Ржаной хлеб лежит пайкой. Еще одной не менее колоритной и символичной работой мастера стало созданное в 1920 году полотно «1918 год в Петрограде», прозванное «Петроградской мадонной». Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. До точного самоопределения оставались годы.
Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Одним из символом России всегда был конь. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Первый листок содержит только дату 8 Fevrero (8 февраля), что позволяет очень точно обозначь точку отсчета в создании Купания».
Мы же поговорим о картине «Купание красного коня», совместившей традиционные и новые подходы и прекрасно отразившей свое время. Художник учится играть на скрипке, постигает азы физики и химии, пишет рассказы и пьесы. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
На голове одной из женщин повязан платок, словно венец на иконе вокруг головы святой. Каждый портрет представляет собой «человека в эпохе». Обнаженное атлетично-мускулистое тело мальчика, которое мы видим в картине «Купание красного коня», – тоже в русле художественных пристрастий начала прошлого века. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. В родном городке молодому живописцу улыбнулась удача.
Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Здесь ценилась усидчивость и аккуратность, живопись же практически не преподавалась. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
Тема материнства в творчестве Петрова-Водкина9. 1. Вместе с однокашниками он организовал артель вывесочников. На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник и его заказчики, были забыты.
Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Все находится в стремительном движении, но неизбывны вечная материнская любовь и красота. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Буше, по крайней мере, не был нравоучителен, как Жан Батист Грёз.
Его забрали в солдаты в 1881 году и вскоре жена Анна Пантелеевна с сыном Кузьмой переехали жить к нему на окраину Петербурга, близ казарм Новочеркасского полка. После кончины учителя Петров-Водкин попытался устроиться на работу иконописцем. Это один из самых выразительнейших памятников петроградской селедке 1918 года.
Картина поражает драматизмом и нежной трогательной гармонией. С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой – окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали.
Часто его образ используется и в живописи и в литературе. Это был полезный опыт, но существенных знаний он не дал. Художник Петров-Водкин — краткая биография2. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки.
Юноша, недавно начавший жизнь, укрощает дикую стихию.
Купанию», по-видимому, предшествовал рисунок Купальщицы» (1908, Музей Пикассо, Париж), манеру которого можно определить как более реалистическую. По иконописным традициям также изображена Дева Мария на иконах «Введение во храм». А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Замечательно сочетается и контрастирует в картине цвет. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа).
Он предложил устроить юношу на учебу в столице. Большое впечатление эта картина произвела на Владимира Татлина. Там, в частности, экспонируется полотно «Смерть комиссара», созданное в 1928 году. Живопись Петрова-Водкина сложно назвать жанровой. Ему страстно хочется все объять, познать законы вселенной.
В ней проиллюстрирован целый миф. Весной 1894 года пришел в классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова, который уже был в то время тяжело болен. Это ничуть не умалило решимости юноши заниматься рисованием.
Рядом с женщинами стоит маленькая девочка. Однако молодой провинциал очень быстро охладевает к занятиям в училище, где готовили больше ремесленников («прикладников»), чем художников и в 1897 году переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где набирали учеников В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, П. П. Трубецкой. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Осенью он уехал в Самару, экзамена не выдержал и тогда всецело отдался своему увлечению. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь.
В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в Хвалынске. Художник намеренно разложил свободно предметы натюрморта, чтобы придать им значительность. Вот собственно и все смысловое описание картины «Купание красного коня». Работа над картиной была начата в 1914 году в Хвалынске.
Тема его – гибель красного командира на полях гражданской войны – перерастает конкретный исторический сюжет и становится вневременным символом жертвы во имя высокой идеи. Этот холст тоже дополняет картины Третьяковской галереи (фото расположено ниже). «Купание красного коня» – образец того, как смысловое решение картины выражается языком цвета.
«Купание красного коня» (1912)7. Задний план картины представляет берег, тоже выполненный округлыми правильными линиями. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
«1919 год. «Селедка» (1918)4. «Девушки на Волге» (1915)3. Все это великолепие создает колоритный фон для центральной фигуры – желтой купальни.
Спускаются с косогора молодые женщины. Экзамены в училище потерпели провал, что стало причиной заняться другим родом деятельности — «художествами». В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Открытая, яркая цветовая гамма придает работе монументальность и декоративность.
На картине мы видим красное и сильное животное, которое в русской культуре неоднократно становилось символом мощи, неукротимой стихии. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Неожиданная, абсолютно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме.
Успех пьесы вдохновляет художника на последующую работу над ней. Этим «скудным» средством художнику удалось создать зримый образ своего современника, вынесшего трудности 1905, 1914 и 1917 годов. Гимн пластике и изысканности хорошо сложенному мужскому телу звучал не только в работах талантливых живописцев, но и в прогремевших на весь мир Дягилевских балетных спектаклях. «Купание красного коня», работа, вызвавшая столько же споров, сколько восхищенных откликов, явно навеяна и ранними впечатлениями, которые художник получил некогда в иконописной мастерской. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. В картине «За самоваром» (1926), кажущейся близкой к обывательству, отсутствует бытовое значение.
Бросается в глаза не быт, а нечто тревожное, щемящее. «Петроградская мадонна» (1920)5. Зимой Кузьма выполнял случайные заказы от самарских вывесочников. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия.
Художник изобразил ее уменьшенной взрослой, пренебрегая пропорциями детского тела. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.
Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Известно, что человек живет в определенном времени, впитывая в себя приметы времени. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Напрасный труд утверждать, что искусство стоит выше или даже наравне с действительностью. В портрете отсутствуют дополнительные детали, есть только человек и условный фон. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия.
Останься он в рамках ремесла, мы бы никогда не увидели ни его шедевра «Купание красного коня», ни других выразительнейших живописных работ. Портреты11. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Именно это было главным упреком, который слышал в свой адрес Петров-Водкин. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Существует мнение, что первый вариант картины «Купание красного коня» (он не сохранился) был создан в имении знакомого генерала, куда художника с женой пригласили радушные хозяева.
Нельзя говорить о «жанре» и в жанровой картине «На линии огня» (1916) с раненым бледным офицером, приложившим руку к бьющемуся еще сердцу. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Творческий путь Петрова-Водкина9.
Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). В мальчике никогда не возникало мысли стать живописцем. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур.
Это интересно:10. Сергей Калмыков вдохновил мастера в качестве модели для главного персонажа. После окончания училища молодой художник оказался в стороне от художественной жизни. Ему, блестящему портретисту, важно было показать в портрете дух времени. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны.
В основе картины лежат впечатления провинциальной жизни автора. В лице стройного юноши, сидящего верхом на коне, угадываются черты ученика художника. После службы семья вернулась в Хвалынск.
"Фарфоровое искуство" Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. Содержание1. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Портреты Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много работал в жанре портрета. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов.