Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует».
В 1771 он создал серию из четырех панно Любовь пастухов, в 80-е — серию аллегорических композиций Фонтан любви, Поклонение розе и др. Серия портретов (1761-1765), т. н. «экспрессивные головы», — обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (Задвижка. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Мифы давали полную свободу. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Юноша специально подстерегал её. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765-1769, Париж, Лувр).
Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Он учился у Буше и продолжил его линию. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Другая парижская красавица – мадам Дю Барри, новая фаворитка короля Людовика XV, сменившая маркизу де Помпадур, тоже была заказчицей Фрагонара.
Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761-1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770-1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765-1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Иногда юмор Фрагонара сродни сатире Вольтера. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761-1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770-1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748-1752, Толедо, Музей искусств). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты.
– спросил меня молодой человек в кассе, который обязан уточнять (для украшения статистики), откуда посетитель. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Он работал практически во всех жанрах с поразительным артистизмом и мастерством: писал маслом, рисовал бистром, сангиной, карандашом, тушью, акварелью.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. После возвращения из Италии Фрагонар сначала писал скучные классические композиции, которые не имели успеха. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Это без слов видно на представленной репродукции.
К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.
Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле)., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Античные боги, к счастью, не были образцами морали, о чем было сказано его современником Эваристом Парни в «Войне богов».
За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Кавалеры вздыхали, что «легче коснуться груди женщины, чем завоевать ее сердце». Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Фрагонар Жан Оноре (1732 – 1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Его искусство оставалось весьма противоречивым.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). На которой ему не только воздают должное, но и защищают от упреков и сплетен. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях.
В 80-е гг. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Прежде всего графика. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Их становится невозможно отличить от картин Буше. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнаженных девушек, движущихся в тесном декоративном вихре – вместе друг с другом и с клубящимися облаками. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Но рядом с главными работами можно наконец-то увидеть другие, не столь известные публике.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Его творческий темперамент поистине огромен. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621-1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474-1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить.
Это позже будет восхищать импрессионистов. Его творчество начала 60-х гг. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной.
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
– Русские просто ломятся на Фрагонара». С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Замысел художника удался на славу, картина сделала Фрагонара кандидатом в члены Королевской Академии художеств и произвела настоящий фурор в Салоне. У этих игр всегда есть зрители: другие девушки, ангелочки-амуры, да хоть овечки. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. В гостиной собрались гости. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Картина имела успех.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Заказчиков-либертинов прикончили санкюлоты. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей:Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Сцены всегда театральны.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция ФрикИгра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»).
Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765-1769, Париж, Лувр). Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Перед нами характерная для живописца картина. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. О детстве художника известно очень мало. В 70-е гг. Он писал откровенно декоративные вещи, предназначенные для украшения салонов, но и во всех своих лучших произведениях художник не стремился проникнуть в глубину духовного мира модели или передать неповторимое своеобразие ее облика. На мастера произвели впечатление успехи начинающего художника и он согласился лично продолжить его обучение.
В ее руках букет с вложенной в него запиской. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
У него жизнь бессмертных полна смертными удовольствиями. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. В 1780-е гг. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма.
Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Фрагонара и Г. Робера. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Она же застенчиво и с опаской, что их увидят, подчиняется кавалеру, стараясь не слишком сближаться с ним. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке.
Главное, цель достигнута. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Девушки, как в «Жмурках», робко бредут вслепую, зорко глядя из-под повязки.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Дамы в пикантны, соблазнительны игривы.
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Давидом, лишил его прежней популярности. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Сценка откровенно театральна. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Картины Фрагонара конца 70-х гг. В 60-70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756-1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761-1765, частная коллекция), портреты. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях – вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе.
Техника офорта ему тоже была подвластна. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). художник лишается и заказчиков и славы.
Закалываясь мечом, Корес позирует художнику. Серия портретов (1761–1765), т. н. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
В подборке не хватает разве что нескольких сюжетов, хрестоматийных, хоть и не очень подходящих для «Родной речи», вроде «Девочки в постели играющей с собачкой» из Мюнхена, эрмитажного «Поцелуя украдкой» или даже «Качелей», которые остались в Лондоне. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура — статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, — чувствуется легкая насмешка. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
Посмотрим на несколько портретов. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. И последнее, о чём необходимо сказать. Она оказывается в его жарких объятиях. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Портрет — интересная и обширная область творчества Фрагонара. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы.
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Сперва ученик Ж. -Б.
Изумительные рисунки к «Неистовому Роланду» Ариосто и символическая живопись, в том числе воображаемый пейзаж, которого я не видел раньше, – «Остров Любви» (1770) из лиссабонского Фонда Галуста Гульбенкяна с великолепной природой, которая сама, вместо пастухов, пастушек, рыцарей и дам, полна нешуточной страсти. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».
При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией. Шутливые гравюры вроде «Фонтанов», где две обнаженные девушки испуганы струями, которые извергают на них два брандспойта, – понятно ли нам, на что здесь тонко намекал художник. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Он изучал художественные сокровища Италии и напряжённо искал свой собственный путь в искусстве. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Фрагонару оставалась служба по ведомству музеев, старость и смерть в Париже за 200 с лишним лет до нынешней выставки.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена – тем, которые совсем не детские и совсем не басни. Преодолеть робость и сдаться наконец-то мужчине (как в «Дебютах модели» или «Выигранном поцелуе») всегда помогает подруга. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
Он изображён в облачении испанского идальго. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Ее линии прихотливы извилисты. Шардена, а потом Франсуа Буше.
Эта работа – исключение из правила. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. В конце 60-х гг.
Спас Давид, заслуженный художник революции, устроивший его в народный Лувр. Собрание Уоллес, ЛондонПродолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. В конце 70-х и в 80-е гг. Казалось, что после такого триумфа Фрагонара ожидает гладкая и прямая дорога к славе и богатству. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нем пробуждался темперамент живописца. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы (Задвижка. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. На подобные произведения был большой спрос. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. В конце 70-х гг. Путти резвятся в водах источника и вздымающихся брызгах фонтана, один из них предлагает чашу волшебной жидкости для молодых любовников. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры».
Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Иероним (Гамбург, Кунстхалле).
Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Любовники редко остаются одни. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Этот непрекращающийся бег линий вместе с ритмическим чередованием ярко освещенных и погруженных в тень поверхностей придает полотнам Фрагонара декоративное единство. Счастливые возможности качелей. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
В это можно поверить, глядя на гравюры «Игры сатиров» (1763). Об этих настроениях Фрагонара мы знаем не только с его собственных слов, но и из воспоминаний современников художника и отчётов, которые регулярно отсылал в Париж директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натуар. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Вот одна из них с чувственными губами и длинными ресницами смотрит на влюбленных с карикатурно-человеческим интересом, а вот другая отворачивается с видом «глаза бы мои не смотрели». Позирует и дама на «Качелях» с развевающейся юбкой и пара, сражающаяся у двери в «Задвижке» и даже любовник, застигнутый в «Шкафу» родителями его подружки. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Фрагонар действительно любил фантазировать. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.
В это время в моду входит классицизм. Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Но это не лишает сцену правдивости. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Серия портретов (1761–1765), т. н.
Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. В 90-е гг. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Картина также имела другое название «Тайная страсть». Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века. «Неужели в России так страстно любят Фрагонара.
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756 – 1761) работал в Париже. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
Художник смог передать своё представление о любви. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Оп.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. Он берет сюжеты в «Метаморфозах» Овидия и пишет Психею, которая хвастается подарками Амура перед завистливыми, но красивыми сестрами. Эти качества делают их частью окружающей природы. Спохватились лишь пару часов спустя. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Он совсем юн и изящно манерен. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.