Купить картину или постер "Купальщица", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Как же мы жрали, как пили, какие бабы были, а теперь В 1921 году Кустодиев пишет «Купальщицу».
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Глубокая любовь Бориса Михайловича к Поволжью стала отправной точкой для формирования обширного ряда образов, отражающих некое идеализированное бытие, героями которого становились купцы и купчихи извозчики и дворники, простые горожане и крестьяне. Я. Билибин, 1901).
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Только щеки да нос краснеют».
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. А шуба. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. В образе главной героини картины Кустодиевым запечатлена актриса Московского Художественного театра Фаина Шевченко, обладавшая пышными формами. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. В 1916 году наступил полный паралич ног. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Вот кого рисовать-то. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Будто впервые. На картине изображена красавица-купчиха, пробудившаяся ото сна и полусидящая на перине в сладостном ожидании неопределённости. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Чертовски трудно.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
«Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Болезнь прогрессировала. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Зашел с мороза прямо в шубе.
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть.
И. Шаляпин». Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Искусство требует всей жизни. Я. Билибин, 1901). Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора – М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Дверь в предбанник распахнута и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве282729.
Какова шуба на нем. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.
«Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.