Культура Древней Руси ЗОДЧЕСТВО. Контрольная работа по дисциплине Культура и искусство на тему: Зодчество Древней Руси понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Само расположение Руси между Востоком и Западом, на перекрёстке культур и цивилизаций, способствовало тому, что христианство проникло сюда задолго до 988 года. Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен — ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.
Храмподвергался неоднократным ремонтам.
Дома «двужилые», то есть двухэтажные.
Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Вместе с классовым обществом происходило становление государства.
Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи. Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет.
Проще решена вся композиция масс здания. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ). Рельефы располагаются ровными горизонтальными «строками», за которыми глаз ясно ощущает количество рядов каменной кладки. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).
На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы.
Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Возникновение древнего Новгорода и колонизационная политика его правителей привела к освоению и практически бескровному присоединению севера и северо-востока Русской равнины вплоть до Урала. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. До нас дошли великолепные памятники книжности: Остромирово Евангелие, Мстиславово Евангелие, украшенные образами евангелистов, «Изборник Святослава» (1073) с портретным изображением княжеской семьи.
Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Подобный тип храмов получил широкое распространение в 16 веке. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Второй этаж – жилой.
Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. Таким образом, константинопольские церкви и киевский Софийский собор отвечали разному социальному содержанию заказа. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Тогда Владимир обратил свой взор к христианству. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Алтарные апсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильно выступают вперед и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма — церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода).
Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). Естественно, что все внимание пришлось уделять оборонным нуждам. Храм Ярослава посвящён Святой Софии, как и храм в Царьграде.
Здания, возведенные во второй половине и конце XIII в., строили здесь при непосредственном участии польских зодчих, о чем достаточно красноречиво свидетельствуют их строительная техника (брусковый кирпич) и архитектурные детали. Она создана двумя мастерами — греком и русским. И хотя в то время христианская Церковь была ещё единой (официально Западная и Восточная Церкви разделились в 1054 г. ), всё же греческий Восток и латинский Запад уже сильно разошлись, прежде всего, культурно.
Самые. В ней наряду с подробным описанием памятника, хорошими чертежами и копиями фресок имеется и исследовательская часть. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Нередко сбегавшие с «новгородского стола», а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.
Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей. Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Внутри храма нет хор. Формой сбора дани былополюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных.
Для Руси также было естественно использование в качестве основного строительного материала дерева (только в десятом веке, поскольку уже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень и кирпич), в то время как в Европе изначально основным материалом был именно камень. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма.
На рубежеXVII-XVIII веков был внешне перестроен в стилеукраинского барокко. Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. вновь возвратились в Киев.
Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). В IX — X вв. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ — «малую башню» проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой — подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой — створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале. ", т. е.
Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. И хотя московская архитектура действительно непосредственно связана лишь с одной архитектурной школой XII-XIII вв. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов.
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Основываясь на этом материале исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Между тем изучение древнего зодчества необходимо проводить во всем многообразии его связей, в неразрывном сочетании собственно архитектурного аспекта с археологическим и историко-художественным. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг.
Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Архангельский собор.
Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой.
Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. М. Штендер).
Славяне считаются музыкальным народом, ещё в древнерусских былинах упоминаются Боян, рассказывающий под гусли и скоморохи играющие на разных инструментах. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Крайне обветшавший к восемнадцатому веку вследствие множественных пожаров и переделок, собор имел многочисленные трещины стен и арок «от пошвы до своду».
Все это придавало собору характер монолитного целого. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились.
XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. И храмовая архитектура в этот период занимает главенствующие позиции.
На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Женщины принимали активное участие в управлении, хозяйстве и других делах. Разработанные в настоящее время методы уточнения датировок памятников (по архитектурным формам, строительной технике, формату кирпича и др. ) позволяют насытить схему функционирования строительных артелей конкретными памятниками, что дает возможность постепенно раскрыть реальную архитектурно-строительную картину домонгольской Руси. Сохранилась только их незначительная часть. В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря.
В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее. Очень существенным достижением в области изучения истории древнерусского зодчества является тенденция к комплексности решения проблем. В 955 г. в храме Святой Софии таинство крещения Ольги совершил сам Константинопольский патриарх, а восприемником (крёстным) стал византийский император Константин Порфирогенет (Багрянородный).
За избой, под одной крышей расположен большой хозяйственный двор, отделенный от нее сенями. Корни Византии уходили глубоко в античную культуру, в классическую древность и через неё Русь приобщалась к истокам европейской цивилизации. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Но язычество, сложившееся еще в недрах доклассового общества, очевидно, не могло отвечать новым запросам. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Таким образом, памятники монументального зодчества возводились, как правило, по заказам светских или духовных властей определенной территории — княжества.
Особый округ представлял собойНовгород, выплачивающий около 3000гривен. Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества имеющий мировое значение. Он сложен из плинфы (большемерный кирпич на известковом растворе), как и греческие храмы. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века.
Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь.
во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. В. Столетов). В связи с этим в 30-е гг.
Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя.
Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Это столпообразная церковь не имеет внутри опор, снаружи нет привычной апсиды. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: "Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата заложи же и церковь святыя Софья, митрополью и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины". Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.
Сложено здание в технике порядовой, т. е. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе.
Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.
И часто им это удавалось. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. Строятся храмы, при них организуются школы, пишутся книги, распространяется грамотность. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века.
Для связи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезали большими и алыми арочными проемами, превратив их в своеобразные «столбы» нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает.
Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. Опытом многих поколений был найден наиболее удобный для каждого района тип крестьянского дома. Не было, нет и не будет такой".
здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника».
Красноречьев.
Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Внутри же храма может звучать только человеческий голос или хор голосов.
Своды выкладывались из более легкого материала — пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров следовательно, первоначально здание было еще более высоким. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. На такие иконы равнялись древнерусские мастера.
Кидекше, а также несколько икон. Весь храм словно тянется ввысь, он невесом. Дом был как бы частью окружающей природы. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце был заложен грандиозный каменный храм Софии.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». Центром любой усадьбы на Севере был дом.
Взирая на образцы византийского письма, работая рядом с приезжими мастерами, русские иконописцы смогли выработать свой собственный стиль. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания – «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV – XV веков. Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов.
Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. Это поднимало международный авторитет Руси.
Правда, они были малочисленными. А. В. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Это был трехнефный шестистолпный храм. Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
Храм имел с трех сторон притворы. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Ясно, что главное образное впечатление должно создаваться наружным обликом здания. С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.
Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом.
Интерьер храма очень невелик: 8, 5 х 8, 5 метров при очень значительной – 41 метр – высоте. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма.
Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п. Это уже не крестово -купольный храм, унаследованный от Византии. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы.
Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы.
XX столетия. Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Византия создала очень высокую книжную культуру, к которой приобщилась и Древняя Русь.
В. Прахов во Владимире-Волынском). Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы.
Она создана двумя мастерами – греком и русским. Основные размеры внутри здания (37 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Только в некрологе его строителю Всеволода III упомянуто, что создал он на своем дворе «церковь прекрасную» святого мученика Димитрия и дивно украсил иконами и росписью. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря. Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.
Древнее закомарное покрытие не уцелело. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Ополовникова. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами.
1036). Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей. Раскопки показали, что сразу же после возведения данной церкви к ней были пристроены галереи. В нем говорилось:.
Стефан Пермский проводя христианизацию язычников использовал эту скульптуру, которая заменила поклонения идолам. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. Самые порталы были также окованы тонкими золочеными листами меди.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Отнюдь не блещет красотой пропорций — стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему «полосатой» кладки.
На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Автор принадлежал к дружинной среде. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. В действительности это не так. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве.
В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм. На настил ставили амбары, ледники. В 1156-1160 гг. Войдем внутрь собора и остановимся в его западной галерее. Древнерусская культура быстро набирает высоту.
Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. каменные храмы возводятся в Полоцке, Чернигове, Смоленске, Пскове, Ярославле, Владимире. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение ее составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения».
В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры этого периода остается Успенский (1158-1161) и Дмитриевский (1194-1197) соборы во Владимире.
Лишь к середине XIV в. в Новгороде вновь получило яркое развитие монументальное зодчество. Перекрытие производилось обычно на два ската. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов.
Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. В просторных горницах нередко задавались пиры, где текло рекой заморское вино и русский «мёд», угощали блюдами из мяса и дичи. Город Древней Руси вплоть до XVII пека оставался в основном деревянным.
Нижние части столбов округлы. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». В нем особенно заметно сказалось влияние романского стиля. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати.
Археологические раскопки древнерусских городов содержат большое количество удивительных находок, свидетельствующих о невероятно богатой культуре домонгольской Руси. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037).
В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. После смерти князя Мстислава Ярослав Мудрый сосредоточил в своих руках власть над всей Русской землей. На стенах храма, как и в Софийском соборе имеются надписи-граффити.
Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. С запада к городу в древности примыкали боровые леса.
Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. В Киеве при Святой Софии была крупная библиотека.
Следовательно, перелом в киевском зодчестве, очевидно, был связан с переходом строительства в руки другой организации. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Собор явно продолжал традицию, наметившуюся в киевском строительстве в предшествующие годы и в значительной степени восходившую к древнейшему памятнику Киева — Десятинной церкви. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве.
Судя по письменным источникам и изучению памятников в натуре, в XI в. для возведения довольно крупного здания было необходимо примерно 4-5 лет. Суслова. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур.
Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Но в этом, конечно, был и символический смысл. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами.
Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. В некоторых случаях — например, с племенивятичей, — бралось по монете от рала (плуга).
Уже при Ярославе Мудром – она достигает подлинного расцвета. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. На Киево-черниговской территории разгром был настолько сильным, что монументальное строительство здесь вообще прервалось на длительный срок.
В плане здание представляет собой равноконечный крест. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой.
Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды. «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.
И. Э. XX столетия. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры.
Его починили, сделали четырехскатную кровлю и внесли много искажений в его древний облик. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Даже храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости.
Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. При наличии сходной объемной и конструктивной структуры, русские культовые сооружения дают картину чрезвычайного разнообразия размеров, объемных форм и средств декоративной обработки сооружений. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), выделяющаяся совершенством, стройностью и легкостью пропорций.
Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В скандинавских источниках Русь называли «Гардарикой» – страной городов. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета.
Квладимиро-суздальскойшколе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Храм внесён в списокВсемирного наследия ЮНЕСКО. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Пройдем внутрь первоначального собора и остановимся под его куполом.
Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Господствующаяэтно-сословнаягруппа населения, которая называлась «русь», выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. Строительство обеих Софий — киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в «государство в государстве», упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое " Кождо да держит отчину свою.
Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Подобные башни существуют в музеях деревянного зодчества, например, в Талицах, под Иркутском. Одноглавый кубический четырехстолпный храм.
Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Колокольня Ивана Великого. Многие древнерусские храмы украшались росписями.
Ведь приехавшим в Киев константинопольским мастерам была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: им надлежало возвести огромный храм с очень большими по площади хорами, необходимыми для торжественных церемоний княжеского и епископского дворов. К сожалению, пока еще неясно, являлось ли это общим правилом или же данный прием не всегда применялся. Самым ярким образцом каменного шатрового зодчества 16 века является церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в честь рождения Ивана IV (Грозного) в 1532 году на высоком берегу Москвы-реки.
Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о ее обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним.
В Северо-Западной Руси, т. е. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Тонко продуманную композицию интерьера Софийского собора уже не раз отмечали исследователи.
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Нередко крупные монументальные иконы заменяли в храмах росписи и дорогостоящую мозаику. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор.
Часто сруб ставился на валуны. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам.
Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной.
С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного.
В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. Названными памятниками, очевидно, ограничивается число возведенных в это время зданий, хотя не исключена возможность, что какие-либо небольшие постройки того периода еще могут быть обнаружены раскопками. 5) Во всяком случае существенного увеличения количества объектов строительства уже нельзя ожидать. И наряду с зодчеством в каждом княжестве процветала своя школа иконописи.
За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных колтов из тверского клада XI – XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение.
Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. «Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы.
Перед нами — прорезанный большими арками фасад старого собора. Подобные «передвижения» на более удобную территорию были характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростом их в процессе феодализации. В закомарах и около окон были помещены немногочисленные рельефы, частично перенесенные на фасады Всеволодовых галерей. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Башня Якутского острога в 90-е гг.
Если надо было увековечить какое-то событие или место, то ставили храм или часовню.
Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. Унисонным было и знаменное пение Древней Руси. XI в. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали.
Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России.
Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
Но с приходом христианства на Русь характер музыки меняется. История зодчества Древней Руси — молодая наука. раскопками.
Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Время возведения собора неизвестно. В этом отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части — нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан и верхнюю — залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню. Свободное и светлое пространство храма поражает прежде всего своей высотой.
Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п. Лопатки как бы укрепляют здание по основным осям.
Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Знаменитая София Киевская. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии.
Есть основания предполагать, что именно по отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получил название «Новый город». Здесь проходили торжественные церемонии «посажения» на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею.
«полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе. На кого был похож.
Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор — «мастер Петр». На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной» или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). За период с 60-х гг.
Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Но это не все. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию.
С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг.
Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3. Очень вероятно, что к началу XII в. относится и черниговская Ильинская церковь, сохранившаяся целиком, хотя и в сильно искаженном виде. С 1044 года по приказанию князя Ярослава (Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгороде обычно называли детинцем.
Но не деревни и городки вставали на путях землепроходцев, а крепости-остроги, в которых теснились дома служивых людей, воевод и торговцев. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. Ее высота составляет 62 метра, толщина стен – от 2 до 4 метров.
Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. Так, в 1809 — 1810 гг.
На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип храма.
Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Основные декоративные элементы фасадов — двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры и кресты. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
Наконец в результате печально знаменитой «реставрации» 1837-1839годов он лишился своих интереснейших частей — лестничных башен и галерей. Фасады становятся лаконичнее.
Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. Это характерно для Новгородской земли иВладимиро-Суздальскогокняжества. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. Ширина проезда — 6, 4 метра.
Изучение процесса строительного производства домонгольского периода выявило специфический, артельный способ организации строителей. Мастер Нестер. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Но княгиня решила идти в Царьград, чтобы креститься там.
Сусловым, так и его коллегами Л. В. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи.
Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками. Средняя апсида слегка повышена и разрывает горизонталь венчающего колончатого пояса.
Прежде всего, развивается богослужебная музыка. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка).
Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Косвенные данные позволяют уточнить дату возведения храма: вероятно, вскоре после 1113 г. Несколько позже, видимо в 20-х гг.
Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого.
По высоте храм делится на три яруса. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Когда же произошла эта смена строительной традиции. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг.
С 70-х гг. Они научили русских стекольному делу: изготовлять сосуды, создавать украшения, варить разноцветную смальту для мозаики. Церковь Вознесения в Коломенском.
К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков. Мозаичное убранство, очень дорогостоящее, мог позволить себе только стольный град Киев. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Единственным музыкальным инструментом в храме является колокол, да и то он звучит снаружи. Пройдя в северную часть галереи, мы увидим ту же картину.
На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. В XI – XII вв.
Самой древней на Руси книгой из сохранившихся, является т. н. При этом бедным и неимущим доставалось немало от богатых столов: таков был обычай на Руси. Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола».
Письменные источники сохранили имя мастера, создавшего собор Юрьева монастыря: а мастер трудился Петр. Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания еще четырех барабанов: первоначально собор был пятиглавым. В XVI-XVIII собор не раз горел. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ).
Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве.
Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. С XII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Они обусловлены несколькими причинами.
Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом илисемейный очаг. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены.
Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Кроме того, зодчие усилили этот эффект сравнительной легкостью шести стройных крестчатых столбов храма, как будто без усилия и напряжения несущих своды и единственную главу собора. Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу.
В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже.
Известны они по результатам раскопок. Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Мощный и в то же время нарядный Дмитриевский собор представляет собой удивительный синтез архитектуры, каменной пластики и живописи. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм.
Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Далем, А. М.
В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Кроме шиферных плит для убранства полов стали применять мозаику и поливные керамические плитки.
Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом.
Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. В 1899 и 1904 гг. С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре.
В 1938 — 1939 гг. Симметрично поставленные лестничные башни выступали по сторонам западного фасада. Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей.
Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены.
Как он выглядел. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная. В. В. Очень возможно, что терем был возведен византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Но и до неё в русских городах были христианские общины, храмы и монастыри. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию.
Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов». Один из таких племенных союзов и получил название «Русь». Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Здесь были созданы собственные строительные артели. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Так выбор Русью православия был определён ещё Ольгой. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Они обусловлены несколькими причинами. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия».
С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названием Городище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города в процессе сложения в Новгороде вечевой республики. Над закомарами поднимается на своем пьедестале (он скрыт под кровлей) стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкими окнами в обрамлении полуколонок и тающими в небе линиями древнего покрытия главы — островерхого шлема. Большинство исследователей считали, что данные церкви как бы представляли собой значительно уменьшенные варианты Софийских соборов, т. е. были пятинефными храмами без галерей.
Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Внешний вид собора 1185-1189 годов коренным образом отличался от начального. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.
Этот рассказ, как полагает летописец и убедил князя избрать православие. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г). При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города.
Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. На Руси до 18 века не знали скульптурных памятников. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества.
Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Вот таким образом, несмотря на наличие собственных мастеров-строителей, некоторые центры княжеств продолжали развивать архитектуру, почти полностью аналогичную киевской.
В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Многие русские земли в течение всего XII в. продолжали в архитектурном отношении следовать за Киевом. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода — церкви Михаила Архангела (1194г).
Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Он предпринял попытку реформировать языческие верования и создать единый пантеон богов. Киевские дома украшались коврами и дорогими греческими тканями. В Мезенском секторе, где многие селения располагаются по высоким обрывистым речным берегам, для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Разной была и украшающая дома резьба. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница.
В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова на Нерли. Основным видом городских укреплений были городские стены4. В начале 40-х гг. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м).
Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами. Феноменом русской православной культуры является резная скульптура, Христа, Богоматери и основных святителей, которые широко представлены в Пермском крае. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестовокупольного храма. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение. В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница).
Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг.
Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. Для раннего периода характерно развитие таких жанров, как проповедь, жития святых (среди них житие первых русских святых Бориса и Глеба), описания военных походов (знаменитое «Слово о полку Игореве») тогда же берет начало русское летописание («Повесть временных лет»).
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в. : деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов. Например икона Богоматери «Владимирская», созданная в начале XII века.
Многие домонгольские иконы хранят черты греческих образцов. Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Снаружи они были прямоугольные. Добычу укладывали в лабазы, поставленные на сваях, с зарубками, чтобы грызуны не смогли добраться до заготовленного мяса. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Собор принадлежит к распространенному в двенадцатом веке типу сравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов.
Средневековая музыка была построена по принципу монодии (одноголосья), которое расцвечивается только тембральным соотношением голосов хора, поющего в унисон. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры.
фактическое начало феодальной раздробленности. Собор увенчан пятью главами. В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. В порталах висели драгоценные «златые врата», покрытые «писанными золотом» листами меди. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство.
До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными.
Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему продолжает оставаться дискуссионным. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы.
Уже при Владимире Святославиче на Руси начинается строительство церквей и монастырей.
Кстати, это характерно не только для Руси, но и для Европы и для Азии эпохи средневековья. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками.
У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. А вот иконописное искусство ярко расцвело на Руси повсюду и достигло высокого уровня. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи – ещё более широкой одноярусной. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах.
Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными.
Восстановление древних форм памятников большей частью ограничивалось их графической реконструкцией, но в нескольких случаях восстановление удалось исполнить в натуре последнее относится к церквам Пятницы в Чернигове, Петра и Павла в Смоленске (П. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. на это месте построили новую церковь. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий.
Здание возведено на высоком подклете, окруженном со всех сторон галереями- гульбищами. Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Это яркий образец первоклассного константинопольского письма.
Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. Летопись сохранила имя зодчего — мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Кирпич применен в незначительном количестве, вот таким образом не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что было характерно для киевского зодчества XI века. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром.
Его размеры 31 18, 4 метра, высота 28 метров. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь. Согласно преданию, крестившись, Владимир исцелился от болезни глаз.
Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV — XV веков. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало.
О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде.
Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону.
Если дальнейшие исследования памятников подтвердят наличие подобной лакуны, станет реальным предположение, что киевские строители в 40-х гг. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи.
Эта кладка типична для Новгорода XIII — XV веков. Вот таким образом зодчие князя Всеволода в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами («галереями»), укрепили пилонами и связали арками с новыми стенами стены старого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания.
Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. С 20 — 30-х гг. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена.
Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. К тому же времени относятся и первые попытки связать историю искусства с основами марксистской методологии. Бутовский же считал, что Русь все получила непосредственно из древних восточных традиций и именно это обстоятельство, по его мнению, является основой самобытности русского искусства. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, до конца ХVII столетия, дает целостную картину развития достаточно устойчивых и постепенно эволюционизирующих стилистических черт и признаков. Храм строился пять лет — с 1045-го по 1050-ый гг.
Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи.
«С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. В то же время остальные люди, стоящие внизу, находятся в полузатененном пространстве и княжеские хоры кажутся им, как и изображения святых, в недосягаемо прекрасном мире. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи.
Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской. Перешли к другой технике формовки кирпичей. А был ли он., поражаешься простором, открывающимся с вершины. Над хорами находятся кувшины- голосники для улучшения акустики.
Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Издревле русичи селились компактно, огораживая свои поселения частоколом, от слов «городить», «огораживать» и произошло слово «город». Христианство сильно влияло на нравы и мораль. Следующий век, век XI, был богат на события. Статья начинается с фразы: Наши архитектурные памятники так мало подвергались ученой и обстоятельной критике, что не могли доселе еще достигнуть до прямой своего значения — источников для определения характер, русской архитектуры.
Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая кирпичная церковь. Четкость и центричность интерьера сохранялись, однако и в шестистолпных храмах, поскольку их вытянутость ощущалась главным образом снаружи, в то время как интерьер по существу совпадал с интерьером четырехстолпных церквей, а западное членение отделялось от основного пространства широкой аркой и служило отдельным помещением — нартексом, над которым размещались хоры. Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности.
Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение. Такое отношение к женщине было следствием христианизации древнерусской культуры.
Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах.
Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения». Сам Новгород не был разгромлен монголами. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа. Заморских гостей особенно поражало хлебосольство и гостеприимство простых горожан. Здесь на Волге любили растительные орнаменты. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен.
И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий.
Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Истоки русской народной резьбы, по мнению специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и язычество. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей — двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы.
Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. Решительно меняется характер интерьера.
В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.
Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. В 1505 году венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил новый собор – Архангельский, который был закончен в 1508 году.
С принятием христианства число городов замет- но увеличивается. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусства феодального общества. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные.
Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу». С востока расположена одна большая апсида. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). В 987 г. Владимир принял крещение сам, а в 988-м – крестил в Киеве свой народ.
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи.
Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля.