Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. В 1873г.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин. Художники разделяли идеи своего времени. Остаться не вовлеченным в этот поток сознания было невозможно.
В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины.
Острый интерес вызвала его книга Свет и цвет сами по себе и по отношению к живописи, вышедшая в 1883 году. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам».
Выдающийся пейзажист-новатор, замечательный педагог, патриот. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Что это такое. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.
Между тем в Бога, в творца вселенной верили наиболее значительные мыслители: Петр Лавров, Михайловский, Алексей Хомяков, братья Иван и Петр Киреевские, Достоевский, Лев Толстой, Соловьев и даже материалист, почти «марксист» Николай Чернышевский. Так, в 1904году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию.
Куинджи. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, абсолютной красоты. Неужели это художественное впечатление. Совершенно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя. Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма и было непонятно коллегам, вызывало недоумение. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. Ответы на вопросы, хотя и не прямые, дает философия того времени. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
Спустя два года он создал своё собственное общество художников, которое целиком и полностью существовало на его средства. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Как будто художнику, а не философу свойственно «живое видение совершенного бытия».
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная «ковровость», «аппликационность» показывают отвлеченность пейзажа.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. Краски изменились чудовищно. Колористические приемы Куинджи оказались своего рода откровением для современников. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Успех картины превзошел все ожидания.
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи.
Яйла», «Горный склон. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Крым» и многое другое. По вечерам в студии Куинджи собирались студенты. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Не менее примечательны слова другого философа-народника Николая Чайковского, словно адресованные Куинджи с его побуждениями проникнуться тайнами вселенной: «Когда душа в своем оживлении сливается с душой целой вселенной, тогда-то мы и слышим Бога — прежде всего в самих себе, потом в других и в природе и в небе, то есть, чувствуем и мыслим космос как одно целое».
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. Богаевский, А. Борисов. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Рядом с этической проблематикой не менее важное место заняла космология.
Вид на гору Демерджи.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Ввысь устремились тополя.
И все это было результатом его напряженных поисков. Он заботился, чтобы его ученики постигали сложное искусство чтения великой книги природы. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство.
Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников.
Но связь его с умонастроениями философов XIX века очевидна. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Отец Куинджи был сапожником.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Наступили долгие годы молчания.
С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мысль о «всеединстве» гораздо раньше Соловьева встречается у других философов: Алексея Козлова, Федора Голубинского, Виктора Кудрявцева, Панфила Юркевича, а также у Николая Михайловского.
Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем.
Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Своему детищу – Обществу им.
Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». В мастерской Куинджи царил дух тесного товарищеского сотрудничества. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Я совершенный дурак перед этой картиной. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.
«романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского, копировавший картины мастера и гостивший тогда у него. Этими общими словами лишь частично определена личность А. И. Как гражданин А. И. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Бездонный мир открывался ему непознанной тайной, загадочностью своего бытия. Удивительно, но в 1897 году его уволили из этой мастерской за поддержку студенческих волнений. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица.
Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Особое значение придавал Куинджи работе с натуры.
Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.
он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Для Куинджи становится характерным созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия. Туман, осталась незавершенной. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Кавказ». В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3.
Заряженность эпохи проблемами бытия, проблемами мира, культуры — очевидна. Все это он доносил до слушателей Академии художеств и университета, где читал лекции. Однако искусство Куинджи не пыталось создать некий аналог философским утверждениям.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Однако, это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Картина или действительность. Однако эта спаянность не преследовала эффекта иллюзии. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Созерцание неба окрашивалось у Куинджи теургическими мотивами. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Реалистическая природа с использованием романтических элементов. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования.
Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Христос в Гефсиманском саду (1901, Алупкинский дворец-музей) как бы завершает формирование философского пейзажа в творчестве Куинджи и в русском пейзаже XIX века. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. В 1901 году Куинджи решился показать Вечер на Украине, Христос в Гефсиманском саду, Днепр и Березовая роща специально приглашенным Д. И. Менделееву, писательнице Е. П. Летковой, архитектору Н. В. Султанову, писателям И. И. Ясинскому и В. С. Кривенко. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Его просто-напросто не принимали в Академию. Это был взрыв.
Во время «затворнического» периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. После двух неудачных попыток поступления в Академию художеств (мало-мальски начального художественного образования у него не было) юноша начинает писать картины самостоятельно и вскоре добивается первых успехов. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро». Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.
Среди его учеников были Н. К. Куинджи пытался постичь конечное значение вещей. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Крым», «Морской берег. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Не прошло и десяти лет, как он отказался от заветов Айвазовского, которым он следовал в ранних произведениях, особенно в картине Вид Исаакиевского собора при лунном освещении и испытав себя на путях реалистического творчества, вышел к романтическому искусству нового этапа в полотнах Украинская ночь, Вечер на Украине (1879) и Лунная ночь на Днепре (1880, обе – ГРМ). «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества.
В Березовой роще художник созерцает красоту. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Космология тесно соприкасалась с религией, точнее исходила из нее. Но натура, по мнению Архипа Ивановича, не должна лишать художника творческой свободы. Нет сомнения, что повышенное внимание Куинджи к вопросам мироздания, его размышления о месте в нем человека – это своего рода реакция искусства на мировоззренческую проблематику.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Однако это звание было присвоено художнику не сразу. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Передвижники истолковывая жизнь искали ее смысла.
Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика. Он словно хотел проникнуться таинствами неба. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Воздух обесцвечивает цвет. Отношение творца к изображаемому – основное в картине. Для многочисленных эскизов характерен его общий творческий подход к живописной работе – «домысливание», «досочинение» того, что он видит или пишет зачастую по памяти.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Мальчик с детства любил рисовать. получает звание классного художника.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Выставка 1882 года была последней для художника. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев.
Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. Владимир Соловьев пытался сблизить философию и веру. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя.
Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». В 1874г.
В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. Изменившаяся стилистика Куинджи входит в согласие с новой поэтикой. Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Куинджи — событие в русском искусстве. Неужели это творчество.
Кажется, что размышления архиепископа Никанора о том, что «природа заложила совершеннейший отпечаток космического разума в сокровенный разум человеческой души в виде смутных ощущений и предощущений неуловимых, но стимулирующих идей. », прямым образом относятся к пейзажам Куинджи. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. Каждая новая картина А. И.
Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами и даже вывозил за границу за свой счет. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». Они по-детски просты и естественны. Куинджи – Архип Иванович завещал все свои картины имения в Крыму и полумиллионный капитал. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. Он становится участником академических выставок и вольнослушателем Академии.
Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Крым», «Крым. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
Этой работой начался т. н. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Импрессионистической эту картину назвать нельзя.
Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Рылов, К. Б. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Воспоминания о Крамском и других художниках сменялись горячими спорами о злободневных проблемах искусства, чтением новых книг и статей, а иногда и музицированием. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Эта перемена ориентиров особенно заметна в картинах Лунная ночь на Днепре, Дарьяльское ущелье, Ночное (1905 – 1908, ГРМ), Красный закат (1905 – 1908, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), видах Эльбруса при лунном и вечернем освещении и других. Великая непостижимость вселенной притягивает художника. В том же 1873г.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. Период молчания был занят интенсивной творческой работой. Картина, названная Осень.
Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. О нем говорили, как о маге и чародее. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. В конце концов победа осталась за Куинджи. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Петербург жил открытием выставки.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Такие работы как Ночь на Днепре, Берёзовая роща произвели большое впечатление на его современников и за многие свои картины мастер был награждён премиями, званиями и медалями, а самое главное – известностью. Ученики любили и уважали Куинджи. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Из Франции художник отправился в Мариуполь, где обвенчался с дочерью богатого мариупольского купца Верой Леонтьевной Кетчерджи-Шаповаловой, которую он полюбил ещё юношей. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Рерих, А. А. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем.
Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств.
Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Заметим, что художник ввел в практику художественной жизни выставку одной картины, начав с Лунной ночи на Днепре (1880). А передвижничество не предполагает романтизма.